ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 7
1.1 Основные концепции и понятие бюджета 7
1.2 Состав, структура и источники образования краевого бюджета 24
1.3 Влияние бюджета на основные региональные показатели 37
2 БЮДЖЕТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 2015-2017 гг 41
2.1 Анализ динамики формирования доходных статей бюджета за 2015-2017гг 41
2.2 Динамика структуры расходов регионального бюджета в 2015-2017гг 49
2.3 Соотношение доходной и расходной части регионального бюджета, а также
оценка бюджетной деятельности 60
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ.65
3.1 Проблемы формирования и использования краевого бюджета 65
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию управления доходами и
расходами бюджета Алтайского края 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Бюджетное планирование во всех экономически развитых странах мира является наиболее эффективным инструментом государственного управления. В России в этой сфере существует еще множество нерешенных выявленных проблем. Стабильное социально-экономическое развитие нашей страны возможно лишь при сбалансированном обеспечении бюджетов ее субъектов. За годы рыночного реформирования в России накоплен опыт бюджетного планирования регионального развития на бюджетной основе, оценка которого свидетельствует о том, что, несмотря на отдельные позитивные изменения, остается еще много нерешенных проблем, требующих особого внимания.
Одной из главных задач, существующих перед нашим государством, считается увеличение эффективности и конкурентоспособности экономики России, а также обеспечение её комплексной модернизации и устойчивого долгосрочного развития. Именно бюджетная система страны должна создавать условия для решения этой поставленной задачи. Непосредственно по данной причине одним из главных принципов, на которых основывается бюджетная система нашей страны, считается принцип сбалансированности бюджета, касающийся формирования и исполнения бюджетов на всех уровнях бюджетной системы страны. Именно поэтому сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов является одной из важных и актуальных тем на сегодняшний день, так как именно от этого звена финансовой системы зависит благосостояние жителей региона и удовлетворение их экономических интересов. Актуальность выбранной темы определяется и тем, что управление краевым бюджетом играет важнейшую роль в развитии территории, так как без него невозможно осуществлять контроль над выполнением разработанных финансовых планов, а также получать достоверную информацию о текущем состоянии, как во внешней, так и во внутренней среде. В последние годы наблюдается регионализация экономических процессов: функции их регулирования переходят от центральных уровней власти к региональным. Поэтому роль территориальных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Влияние бюджета на развитие региона обусловлено и тем существенным обстоятельством, что бюджет представляет собой ни с чем не сравнимый по объёму фонд денежных ресурсов, обладающий огромным инвестиционным потенциалом. И то, как будет использован этот потенциал, решающим образом предопределит направления развития, обусловит устойчивость региональной экономики.
Стоит отметить, что региональные бюджеты по своему статусу занимают двойственное положение, так как, с одной стороны, они имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе, поскольку получая помощь из федерального бюджета, они сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Самостоятельность бюджета как один из принципов, характеризующих бюджетную систему региона и страны в целом, обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. Именно объём бюджетных прав субъектов показывает истинный уровень их самостоятельности. Бюджетная самостоятельность региона является его важнейшей характеристикой, раскрывающей экономические отношения между регионом и государством, отражающие уровень его обособленности и эффективности принятия экономических решений...
Основной целью бюджетной политики является обеспечение социальноэкономической стабильности, устойчивости и сбалансированности регионального бюджета, а также повышение уровня и качества жизни проживающего на территории Алтайского края населения посредством удовлетворения потребностей граждан.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы по выпускной квалификационной работе. В теоретической части работы были представлены основные подходы к понятию «бюджет», а также исследована его структура. На основании этого можно обобщить следующее:
1. Региональный бюджет представляет собой форму образования и использования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций субъекта Российской Федерации. Бюджет является важным инструментом для выполнения муниципальной политики, выступая тем самым не только в качестве описи доходов и расходов, но и отражающим реальные цели и задачи данного муниципалитета.
2. У региональных органов власти существует в настоящее время три основных доходных источников, а именно: налоги, неналоговые поступления и безвозмездные поступления.
3. Важным условием осуществления региональных полномочий является сбалансированность бюджета, которая предусматривает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
4. Пристальное внимание следует уделять методам, которые используются для оценки бюджетной устойчивости края, так как именно по данным показателям оценивается степень качества и результативности управления региональными финансами. Для этого необходимо рационально использовать как собственные поступления в бюджет, так и предоставляемую финансовую помощь вышестоящего бюджета, а также его целевое использование.
5. Алтайский край является многосложной системой, которая существует в ситуации нестабильности внешней среды. Именно поэтому необходимо стратегическое планирование бюджета, которое направлено на активные действия для решения возникающих проблем, а также для концентрации внимания на наилучшем удовлетворении потребностей местного населения, способствуя тем самым достижению общественного согласия.
В аналитической части работы проанализированы доходные и расходные статьи бюджета Алтайского края. На основании данного анализа выявлено следующее: а именно анализ бюджета показал, что в 2015 году он являлся дефицитным, но уже на протяжении 2016-2017гг расходная часть была полностью покрыта доходами с образованием профицита. Необходимо отметить, что собственных средств для покрытия расходов не хватает и бюджет Алтайского края является дотационным. Поэтому стоит решить основные проблемы сдерживающие социально-экономическое развитие экономики края, а именно:
1. Необходимо перераспределять денежные средства на такие цели, которые являются выгодными с точки зрения будущей перспективы. В частности, несмотря на то, что Алтайский край уже на протяжении более 10 лет продолжает политику без долговой нагрузки, все же для полномасштабного развития экономики региона и избавлении его от дотационной зависимости необходимо начать занимать денежные средства в более большем объеме, но только при условии, что данные денежные средства пойдут на инвестиционные проекты, а не на текущие нужды, то есть должно быть развитие на перспективу. Последовательность действий в данном случае должна быть таковой:
1. заем необходимой суммы денежных средств;
2. инвестиционные вложения в экономику региона;
3. получение отдачи от вложенных средств;
4. расходование части новых доходов бюджета на социальные нужды;
5. вложение оставшейся части денежных средств в дальнейшее развитие экономики Алтайского края.
Отмечу, что именно поэтому увеличение доходной части бюджета края возможно только при условии увеличения и ее расходной части, но в перспективе при рациональном расходовании средств данные траты приведут к развитию экономики.
2. С целью решения проблемы неэффективного использования денежных средств, работа над бюджетом должна проходить постоянно и непрерывно, а не только когда он рассматривается. А именно депутаты АКЗС, счетная палата края и контрольно-счетные органы должны внимательно следить за тем, чтобы те средства, которые распределены по разделам бюджета расходовались более эффективно. И в случае их нерационального использования происходило перераспределение денежных средств на более важные цели развития края.
3. Необходимо, чтобы те денежные средства, которые выделяются Алтайскому краю вышестоящим бюджетом, расходовались эффективно на развитие экономики региона, а не возвращались обратно в конце года в Федерацию. Для этого стоит сокращать сроки проведения административных процедур, а именно в более сжатые сроки составлять проектно-сметную документацию, сократить сроки рассмотрения в госэкспертизе. Данные действия необходимы для того чтобы успеть в полном объеме освоить все выделяемые денежные средства.
Таким образом, для решения основных проблем, сдерживающих социальноэкономическое развитие Алтайского края необходимо повысить бюджетную самодостаточность, то есть необходимо увеличивать долю собственных налоговых и неналоговых доходов, а не только полагаться на предоставляемые трансферты. Отметим, что все мероприятия, проводимые по увеличению доходной части регионального бюджета должны развивать территорию именно на перспективу, только в этом случае доходы с каждым годом будут только пополняться в нужном объеме, а не сокращаться.
Предложенные мероприятия при их непосредственном применении способны обеспечить сбалансированный и устойчивый краевой бюджет, а, следовательно, и более динамичное развитие региона, способствующее эффективному удовлетворению экономических интересов граждан, проживающих на данной территории.
На основании вышеизложенного, необходимо отметить, что бюджет Алтайского края является определяющим инструментом в развитии экономики региона. Об этом свидетельствует ситуация, связанная с планированием доходов. Особое внимание уделяется решению экономических проблем, так как именно это является основой для решения проблем и в социальной сфере. В силу этого краевой бюджет носит социальный характер, следовательно, органы государственной власти для исполнения своих функций должны иметь действенный механизм прогнозирования бюджета не только для развития территории, но и для удовлетворения интересов всего местного населения, а также эффективную региональную социальную и экономическую политику на достаточно длительный период времени.
1. Бюджетный кодекс РФ: ФЗ №145 (ред. от 03.11.2015). - М.: 1998. - 257 с.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: закон ФЗ. - М.: №184-ФЗ (последняя редакция). - 1999.
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации. - М.: №204. - 2018. - 19 с.
4. Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 года №941-р (ред. от 26.10.2016). - Москва.
5. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2014-2020 год: постановление администрации Алтайского края от 24 января 2014 года №20. - Барнаул. - 33с.
6. Об исполнении краевого бюджета на 2015 год: закон Алтайского края от 20 июня 2017 года №51-3С - Барнаул.
7. Об исполнении краевого бюджета на 2016 год: закон Алтайского края от 30 июня 2017 года №45-3С - Барнаул
8. Об исполнении краевого бюджета на 2017 год: закон Алтайского края от 30 июня 2018 года №91-3С - Барнаул
9. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг // Финансы и кредит. - 2010. - № 1 (385). - С. 28-33.
10. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: моногр. / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 687 с.
11. Бегчин, Н.А. Проблемы оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации в условия кризиса / Н.А. Бегчин // Финансы и кредит. - М., 2011. - № 32 (368). - С. 78-85.
12. Бегчин, Н.А. Современный взгляд на управление расходами бюджетов субъектов федерации / Н.А. Бегчин // Вестник Финансовой академии. - М., 2010. - № 5 (59). - С. 61-65.
13. Буренина, Н.Б. Анализ регионов - доноров и регионов - реципиентов России /Н.Б. Буренина // экономические науки. - 2017. - №60-1. - С.15-32.
14. Бюджет и бюджетная система: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. М.П. Афанасьева. - М.: Юрайт, 2014. - 780 с.
15. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2012. - 431 с...