ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ФИНАНСОВ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 10
1.1 Местные финансы: основные понятия, сущность, правовые основы 10
1.2 Источники формирования и направления расходования муниципальных
финансов 25
1.3 Зарубежный опыт обеспечения финансовой самостоятельности
муниципальных образований 39
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 46
2.1 Общая характеристика муниципального образования города Барнаула 46
2.2 Состав и функции органов управления финансами на муниципальном
уровне 60
2.3 Анализ исполнения бюджета города Барнаула за 2015-2017 гг. и оценка
уровня финансовой самостоятельности 77
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВ
МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 96
3.1 Мероприятия направленные на повышение уровня финансовой
самостоятельности города Барнаула 96
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 135
Бюджетная система - один из главных институтов государственной системы. После возникновения государств финансовые ресурсы, привлеченные в бюджетную систему государства, гарантируют государственным и региональным органам власти исполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование социально-экономических процессов в интересах общества. Успешная реализация этих процессов зависит в большей степени не только от федеральных и региональных властей, а от местных органов власти.
Местные финансы играют все возрастающую роль. Органы местного самоуправления более близки к проблемам населения, чем другие органы власти. Поэтому государственные органы власти все больше наделяют местные власти новыми полномочиями, но при этом уровень финансирования увеличивается не так стремительно.
Местные органы власти обеспечивают решение всего комплекса проблем жизнеобеспечения населения, поэтому они должны обладать достаточными средствами для осуществления социальной и экономической политики.
Центральным элементом финансовой системы муниципального образования является местный бюджет. Он служит для накопления финансовых ресурсов и их использования на исполнение вопросов местного значения. Таким образом, бюджет является инструментом в экономической и социальной политике в Муниципальном образовании города Барнаула, служит для перераспределения доходов и их расходования с учетом общественных интересов населения.
Тенденцией последнего времени становится рост удельного веса финансовой помощи в бюджетах муниципальных образований большинства регионов России. В результате местные бюджеты зачастую не имеют средств на выполнение в полном объеме мероприятий по исполнению закона о местном самоуправлении.
В современных экономических условиях основной задачей в сфере управления муниципальными финансами становится обеспечение
сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств, усиление финансового контроля, что отражено в значительном количестве изменений в законодательстве, затрагивающих муниципалитеты.
Для муниципального уровня решение данных задач усложняется тем, что около 80% муниципальных образований имеют высокую зависимость от межбюджетных трансфертов.
Так, по материалам Министерства Финансов РФ число самодостаточных муниципалитетов не превышает 15% от их общего количества. При этом отсутствие или сокращение возможности перераспределения налоговых доходов между бюджетами не позволит бюджетной системе гибко и оперативно реагировать на изменение экономических условий, осуществлять устойчивый долговременный перелив финансовых средств между уровнями бюджетов с учетом сложности социально-экономических процессов развития территорий и особенностей трансформации поставленных иерархией власти задач.
Таким образом, местные финансы, являясь частью публичных финансов, включают в себя ряд элементов, образующих финансовую систему муниципального образования, обеспечивающую финансовую основу местного самоуправления, его самостоятельность, гарантию прав населения на решение вопросов местного значения своими силами и по своему усмотрению.
Все это предопределяет необходимость более эффективного формирования доходной части бюджета местных органов власти и обеспечение рационального использования средств бюджета.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обуславливается необходимостью совершенствования механизма формирования доходов и повышение эффективности использования средств бюджета.
Целью диссертационного исследования является исследование механизма формирования доходной части бюджета и разработка мер по повышению роли местных финансов в решении экономических и социальных задач развития.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследовать теоретические основы, исторические и институциональные аспекты муниципальных финансов;
• проанализировать современное состояние, состав, структуру и динамику основных элементов бюджета муниципального образования города Барнаула;
• предложить основные направления совершенствования доходов бюджета и повышение эффективности использования финансов местных органов власти.
Объектом исследования является процесс и механизм формирования и расходования финансовых ресурсов местных органов власти.
Предметом исследования выступают финансовые отношения,
обеспечивающие функционирование и развитие муниципальных образований.
Теоретико-методологическая основа исследования сформирована
теоретическими и практическими исследованиями российских и зарубежных ученых и специалистов по экономическим и правовым проблемам государственных и муниципальных финансов, а также федеральными и региональными нормативноправовыми актами по налоговому и бюджетному законодательству, бюджетному процессу и соответствующим ему взаимоотношениям в РФ.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы: логического, статистического и системного анализа, синтез, сравнение, монографического исследования и др.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе изучения законодательства РФ и субъектов, сведений Федеральной службы государственной статистики России и ее территориальных органов по Алтайскому краю и городу Барнаулу, а также материалов научно-практических конференций, форумов, круглых столов по проблеме диссертационного исследования.
Рабочая гипотеза диссертации определена тем, что в современных условиях высокой дотационности местных бюджетов в России сложилась объективная необходимость и открываются реальные возможности изменения ситуации путем переориентации финансового планирования муниципальных образований на приоритеты экономического развития за счет использования государственных проектов и программ, а также развития специальных инструментов финансового менеджмента, направленных на рост мотивации муниципалитетов к саморазвитию и экономической самостоятельности...
Подводя итоги, отметим наиболее существенные стороны проведенного исследования.
Государство обеспечивает местные органы власти определенными финансовыми гарантиями, необходимыми для эффективной работы. В общем, финансовые гарантии местного самоуправления - это процесс управления муниципальными доходами, порядок их распределения и использования. Самым главным при обеспечении финансовой независимости является распределение силы и власти в государстве. Обеспечение финансовой самостоятельности местного самоуправления включает имеющиеся собственные независимые источники доходов и бюджетного управления в рамках правового регулирования верхних уровней власти.
Государственные и муниципальные финансы - это совокупный оборот экономических отношений, проявляющийся в наличии реальных денег, распределения и использования централизованных финансовых фондов ресурсов. Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с предоставлением централизованных источников финансирования и государственного и муниципального секторов.
Муниципальные (или местные) финансы - набор социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения местных проблем. Эти отношения устанавливаются между местными органами власти и населением, проживающим на территории муниципального образования и бизнеса.
Местные финансы, как целостная и сложная система экономических отношений приобретают важную роль в реформировании отечественной экономики, созданий основ рыночного хозяйствования, формирования демократической социально ориентировочного государства.
Местный бюджет состоит из статей доходов и расходов. Под доходами местного бюджета следует понимать денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим
законодательством в распоряжение органов местного самоуправления.
Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.
Направления использования средств местных бюджетов в целом по России характеризуются большой долей расходов на социально-культурную сферу. Вторым ключевым направлением муниципальных расходов является жилищнокоммунальное хозяйство и благоустройство территории.
Как известно собственные доходы местных бюджетов является краеугольным камнем фискальной децентрализации, поскольку именно они обеспечивают взаимосвязь между налоговыми поступлениями и общественными благами, которая способствует повышению эффективности, и именно они повышают ответственность местных властей...
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СЗ РФ. - 2014. - № 9, Ст. 851.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) // СЗ РФ. - 1998. - №31.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть I от 30.11.1994 №51- ФЗ, часть II от 26.01.1996 №14-ФЗ // Консультант плюс (дата обращения 23.10.2018)
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть I от 31.07.1998 № 146- ФЗ и часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Консультант плюс (дата обращения
23.10.2018)
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Консультант плюс (дата обращения 23.10.2018)
6. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ» // Парламентская газета. - 2003. - №186 (ред. от 30.10.2017)
7. Постановление администрации города Барнаула от 30.07.2009 г. №3771 «Об утверждении порядка составления проекта Бюджета города Барнаула на очередной финансовый Год и плановый период» // Вечерний Барнаул. - 2009. - №114.
8. Постановление Администрации города Барнаула от 03.04.2014 года № 635 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (с изменениями на 5 июня 2018 года)» // Консультант плюс (дата обращения 25.12.2018)
9. Постановление администрации города Барнаула от 26 сентября 2017 года N 1988 «Об утверждении муниципальной программы «Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2018 - 2023 годы» // Гарант (Дата обращения 03.01.2019)
10. Постановление Администрации города Барнаула от 26.09.17 года №1988 «Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2018 - 2023 годы» // Консультант плюс (дата обращения 25.12.2018)
11. Решение барнаульской городской думы «Об утверждении Положения о комитете по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула» от 31.10.2008 года №6 // Консультант плюс (дата обращения 25.12.2018)
12. Решения БГД от 01.07.2018 №130 «Об исполнении бюджета города за 2017 год, расходовании резервного фонда» // Консультант плюс (дата обращения
25.12.2018)
13. Решения БГД от 02.06.2017 №807 «Об исполнении бюджета города за 2016 год, расходовании резервного фонда» // Консультант плюс (дата обращения
25.12.2018)
14. Решения БГД от 03.06.2016 №632 «Об исполнении бюджета города за 2015 год, расходовании резервного фонда» // Консультант плюс (дата обращения
25.12.2018)
15. Решения БГД от 05.06.2015 №467 «Об исполнении бюджета города за 2014 год, расходовании резервного фонда» // Консультант плюс (дата обращения
25.12.2018)...