Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностей в структуре
сознания личности 5
1.1. Сущность понятия «ценности» в аспекте междисциплинарного
подхода 5
1.2. Структура и виды ценностей 13
1.3. Терминальные и инструментальные ценности 19
1.4. Ценности в структуре сознания личности 22
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностей в структуре сознания личности современных школьников 28
2.1. Организация и методика исследования 28
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 30
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
Ценности выступают элементом управления поступками и действиями как конкретного человека, так и группы людей, и общества в целом. Изучение системы ценностных ориентаций имеет особое значение во время серьезных социальных потрясений и радикальных изменений, когда установившаяся система ценностей общества подвергается воздействию новых реалий. Исследование ценностей учащихся может помочь нам понять, на что именно ориентируются современные школьники, что позволит подобрать эффективные методы психолого-педагогической помощи и коррекции.
Объектом исследования являются ценностные ориентации подростков.
Предметом исследования являются терминальные и инструментальные ценности учащихся.
Цель исследования заключается в сравнении ценностных ориентаций учащихся 8 - х и 9 - х классов.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. осуществить теоретико-методологический анализ психологических
2. выявить иерархию терминальных и инструментальных ценностей учащихся в 8 - м и 9 - м классах;
3. выявить динамику терминальных и инструментальных ценностей в период обучения школьников с 8 - го по 9 - тый классы;
4. определить связь смысложизненных ориентаций с иерархией ценностей у учащихся 9 - го класса.
В результате изучения теоретического материала, у нас возникла следующая гипотеза исследования: между учащимися 8 - х и 9 - х классов существуют статистически значимые различия в выборе терминальных и инструментальных ценностей.
Т еоретико-методологические основания.
Проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций достаточно широко изучена в психологии. Так, в научных трудах Д. А. Леонтьева, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, Э. Толмена и других раскрыта проблема формирования ценностных ориентаций в разные периоды жизни человека, учеными представлена классификация ценностей. В работах Е. Л. Краевой, А. Б. Орлова и др. раскрыты такие понятия, как «ценность», «ценностные ориентации» и т.д. В исследованиях Н. А. Лиман, Л. А. Липак и др. представлены результаты эмпирических исследований, проведенных учеными по изучению особенностей ценностных ориентаций школьников. Ю. Т. Игошиным, Т. Ю. Салават и др. проанализировали причины нарушений в системе ценностных ориентаций подростков.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования ценностных ориентаций подростков.
2. Методы сбора эмпирических данных: психологическое тестирование с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича в адаптации А. Гоштаутаса, А. А. Семенова и В. А. Ядова, теста «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева.
3. Методы математико - статистической обработки данных - анализ достоверности различий (и - критерий Манна - Уитни), корреляционный анализ по критерию Спирмана.
Психологическая наука определяет ценности через призму элементов сознания личности, то есть через установки, убеждения, желания, принципы и т.п. Ценности выступают частью сознания и проявляются в стремлениях, идеалах, убеждениях, интересах и других структурах личности, определяя тем самым содержательную структуру направленности, проявляя внутреннее основание ее отношения к действительности.
Ценности являются неотъемлемой частью общества и выражаются через личностное и социальное определение материальных предметов окружающего мира и внутренних потребностей личности, имеющих положительную или отрицательную значимость для личности и общества в целом.
Ценности представляют собой иерархическую систему, состоящую из одних и тех же ценностей, присущих всем людям, но имеющих для них разную значимость.
Ценности во многом связаны с усилиями человека в поисках смысла собственной жизни, определением границ ответственности за свои поступки, действия и поведение. Важным моментом является то, что ценность отталкивается не от самого предмета, а от отношения к нему с точки зрения субъекта.
Ценности личности в значительной степени являются результатом познавательных и личностных усилий в виде решений субъекта о личностных предпочтениях.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано и проведено эмпирическое исследование с 20 учащимися 8 - го и 9 - го классов (10 мальчиков и 10 девочек). В ходе эмпирического исследования было установлено, что некоторые инструментальные и терминальные ценности у учащихся 8 - х и 9 - х классов имеют статистически значимые различия, а именно:
• между учащимися в 8 - м и 9 - м классах статистически значимые
различия имеют следующие ценности: наличие хороших, верных друзей (терминальная) и ответственность (инструментальная), у учащихся в 9 - м классе между инструментальной ценностью
«ответственность» и субшкалой «результативность жизни» выявлена корреляционная связь;
• между девочками в 8 - м и 9 - м классах статистически значимое
различие имеет ценность: наличие хороших, верных друзей
(терминальная), имеющая корреляционную связь с субшкалой «цели в жизни»;
• между мальчиками в 8 - м и 9 - м классах статистически значимое различие имеет ценность: самоконтроль (инструментальная), имеющая корреляционную связь с субшкалой «процесс жизни» и общей осмысленностью жизни;
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза
подтверждена частично, в отношении выше обозначенных ценностей.
1. Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) [Текст] / И. А. Абакумова. - Санкт - Петербург: Питер, 2012. - 458 с.
2. Абатаева П. Н. «Понятие ценностей в психологических исследованиях» опубликованная в журнале Проблемы современного педагогического образования № 63 - 2, С. 293 - 296., 2019.
3. Адлер, А. Психология смысла [Текст] / А. Адлер. - Санкт - Петербург: Питер, 2014. - 745 с.
4. Александрова, Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире [Текст] / Л. А. Александрова // Известия Таганрогского гос. радиотехн. ун - та. 2016. Т. 51. - № 7. - С. 83 - 84. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 08.10.2019 г.)
5. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2014. Т. 15. - №1. - С. 3 - 16.
6. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. для студ. вузов [Текст] / А. Г. Асмолов. - 3 - е изд., испр. и доп. - Москва: Смысл: Асабеш1А, 2012. - 526 с.
7. Бубнова, С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система [Текст] / С. С. Бубнова // Психологически журнал. - 2014. - Т. 20. - №1. - С. 36 - 44.
8. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 63 - 70.
9. Горбунова В. В. Ценностно-ролевая реконструкция жизненного мира личности в практике психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 4. С. 133 - 143.
10. Горькая, Ж. В. Психология ценностей: учебное пособие / Ж. В. Горькая. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - 92 с.
11. Грачева, Н. М. Смысложизненные стратегии как составляющие реализации картины мира [Текст] / Н. М. Грачева, О. С. Васильева // Материалы всероссийской психологической конференции с международным участием «Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни» (Ростов - на - Дону, 23 - 26 апреля 2014г.). - Москва: КРЕДО, 2014. - 541 с.
12. Доноги Л. «Особенности социальных установок в мотивационно - ценностной сфере старшеклассников и родителей» опубликованная в журнале Вестник Вятского государственного университета № 1, С. 97 - 102.,
2018.
13. Знаков, В. В. Ценностное осмысление человеческого бытия: тезаурусное и нарративное понимание событий [Текст] / В. В. Знаков // Сибирский психологический журнал. - 2011. - №40. - С. 118-128. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 07.10.2019 г.).
14. Игошин, Ю. Т. Ценностные ориентации личности [Текст] / Ю. Т. Игошин // Мир психологии. - 2014. - №4. - С. 74 - 77.
15. Иосифян М. А., Арина Г. А., Николаева В. В. Ценности и страхи: связь между ценностными предпочтениями и страхом перед нарушениями здоровья [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология.
2019. Том 8. № 1. С. 103 - 117.
16. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция нарушений в структуре ценностных ориентаций личности [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 112 - 116.
17. Кирьякова, А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография [Текст] / А. В. Кирьянова. - Оренбург, 2016. - 198 с.
18. Краева, Е. Л. Типология ценностно-нормативных ориентаций [Текст] / А. Л. Краева, Г. П. Воронин // Социологический журнал. - 2015. - № 3. - С. 21 - 25.
19. Кубарев, В. С. Феноменология как метод осознания жизненных смыслов. Часть 2 [Текст] / В. С. Кубарев // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - № 4. - С. 10 - 31.
20. Левин, К. Личность с позиции психологического исследования [Текст] / К. Левин // Вопросы психологии. - 2015. - №4. - С. 58 - 61.
21. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - Москва: Смысл, 2016. - 458 с.
22. Лиман, Н. А. Ценность жизни [Текст] / Н. А. Лиман // Психологические исследования. - 2015. - №4. - С. 56 - 59.
23. Липак, Л. А. Ценностные ориентации личности [Текст] / Л. А. Липак // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2014. - № 3. - С. 30 - 33.
24. Лукьянченко Н. В., Довыденко Л. В., Аликин И. А. Ценности успеха
в представлении студенческой молодежи поколения 2 // Социальная
психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 82 - 94.
25. Мадди, С. Теория личности и сравнительный анализ [Текст] / С. Мадди. - Санкт - Петербург: Питер, 2010. - 463 с.
26. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. - Москва: НОРМА - ИНФРА, 2013. - 425 с.
27. Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. /
Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: https://psycabi.net/testy/320-metodika-rokicha-tsennostnye-orientatsii-
test-miltona-rokicha-issledovanie-tsennostnykh-orientatsij-m-rokicha-oprosnik- tsennosti-po-rokichu, свободный (дата обращения: 24.02.2020).
28. Мешкова Н. В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 77
- 87.
29. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» [Текст] / А. Б. Орлов. - Москва: Леайеш1Л, 2012. - 271 с.
30. Пищик В. И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 67 - 81.
31. Потапова, И. И. Система ценностных ориентаций и направленность личности [Текст] / И. И. Потапова // Научные исследования в образовании. - № 6. - 2010. - С. 1 - 6.
32. Пучкова Е. Б., Темнова Л. В., Сорокоумова Е. А., Курносова М. Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 27 - 36.
33. Рогачевский, Л. А. Ценности и преступления на примере подросткового возраста [Текст] / Л. А. Рогачевский. - Москва: Владос, 2013.
- 352 с.
34. Рокич, М. Ценностные ориентации [Текст] / М. Рокич. - Санкт - Петербург: Питер, 2015. - 704 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Санкт - Петербург: Питер, 2014. - 502 с.
36. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка [Текст] / Е. В. Руденский. - Москва: АСТ, 2015. - 471 с.
37. Салават, Т. Ю. Жизнь как ценность в подростковом возрасте [Текст] / Т. Ю. Салават // Мир психологии. - 2016. - №2. - С. 26 - 29.
38. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно - смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 - 92 с.
39. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Особенности межпоколенных различий в жизненной позиции подростков // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 3. С. 19 - 39.