ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РАННЕСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА И ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ» (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «РАБОТНИЦА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛ «РАБОТНИЦА» В СВЕТЕ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 1920 - 1930-х гг 7
1.1. Семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия
в отечественной культуре 7
1.2. Журнал «Работница» в 1920-1930-х гг.: рупор официальной советской
гендерной политики 15
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЖУРНАЛА «РАБОТНИЦА»
В ПЕРИОД ОТТЕПЕЛИ (кон. 1950 - 1960 гг.) 20
2.1. Изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х -
1960-х гг 20
2.2. Становление нового образа женщины в журнале «Работница» второй
половины 1960-х гг 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛ «РАБОТНИЦА» В СВЕТЕ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 1920 - 1930-х гг 7
1.1. Семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия
в отечественной культуре 7
1.2. Журнал «Работница» в 1920-1930-х гг.: рупор официальной советской
гендерной политики 15
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЖУРНАЛА «РАБОТНИЦА»
В ПЕРИОД ОТТЕПЕЛИ (кон. 1950 - 1960 гг.) 20
2.1. Изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х -
1960-х гг 20
2.2. Становление нового образа женщины в журнале «Работница» второй
половины 1960-х гг 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Несомненно, публицистика как маргинальная доля литературы является частью большого пространства культуры. Последнее несколько десятилетий актуальными становятся гуманитарные исследования, обращенные к массиву маргинальных текстов, в частности, к изучению публицистических материалов в контексте общекультурного развития с полным привлечением методов семиотического анализа. Настоящая работа дополнит ряд трудов отечественной гуманитарной науки, посвященных семиотическому исследованию моды. Одним из первых исследователей отечественной гуманитарной науки, обратившихся к междисциплинарному анализу семиотического пространства моды, является Р. М. Кирсанова, которая ряд своих работ посвятила выявлению особенностей одежды как знакового явления в рамках семиотического подхода к пониманию культуры, образу воздействия одежды и моды на формирование идеологических, моральных, эстетических взглядов людей: «История костюма в России как научная дисциплина», «Нагота и одежда: К проблеме телесности в европейской культуре», «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок» и ряд других работ. О. Б. Вайнштейн, ученица Р. М. Кирсановой, также обращается в своих исследованиях к семиотическому исследованию моды. Ее книгу «Денди: мода, литература, стиль жизни» мы также подробно рассматриваем в первой главе. Журнал «Теория моды: одежда, тело, культура» — первый в России гуманитарный журнал, посвященный моде как феномену культуры, ориентированный на интердисциплинарное исследование моды в академическом ключе.
В данной работе внимание будет акцентировано на проблеме выявления особенностей эволюции в изображении советской женщины как носительницы коммунистической идеологии в периодической печати раннесоветского периода и периода «оттепели» на материале журнала «Работница».
Научная новизна данной работы заключается в том, что до сих пор никто не исследовал эволюцию советского женского образа на материале журнала «Работница», в то время как журнал, с точки зрения своей основной концепции, как раз является наиболее убедительным и доступным материалом для исследования подобного рода.
Объектом исследования является эволюция женского образа и гендерных моделей в раннесоветской культуре и в культуре периода «оттепели». В качестве предмета выступают конкретные особенности эволюции образа советской женщины в отечественной публицистике и культуре с 1920-х по 1960-е гг., прослеживаемые на основе материала журнала «Работница» заданного периода.
Цели исследования:
1. Проанализировать концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства (1920 -1930-х гг.);
2. Исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху оттепели (кон. 1950 - 1960-х гг.).
Данные цели подразумевают постановку и решение следующих задач:
• Выявить важнейшие семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия в отечественной культуре;
• Раскрыть особенности становления журнала «Работница» 1920-1930-х гг. как рупора официальной советской гендерной политики;
• Проанализировать изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.;
• Исследовать пути становления нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг.
В ходе исследования были использованы методы семиотического анализа, культурологический подход, сопоставительный анализ вербальных и визуальных средств. Работа сделана с опорой на ведущие семиотические исследования, посвященные гендерной проблематике, в большей степени на работы Кирсановой Р. М. и Вайнштейн О. Б.
В качестве материала исследования будут использованы номера журнала «Работница» за заявленный период, а также теоретические и методологические работы, так или иначе затрагивающие различные семиотические аспекты, связанные с женской модой, официальные документы, оказавшие непосредственное влияние на рассматриваемые в данной работе явления.
Структура работы состоит из двух глав:
• В первой главе «Журнал «Работница» в свете гендерной политики советского государства 1920 - 1930-х гг.» ставится цель проанализировать концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства. В разделе 1.1. «Семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия в отечественной культуре» работы мы постарались обнаружить важнейшие аспекты женской моды первой половины ХХ столетия и дать краткий реферат работ, посвященных этому вопросу. В разделе 1..2., который называется «Журнал «Работница» в 1920-1930-х гг.: рупор официальной советской гендерной политики» мы постарались обнаружить особенности становления концепции журнала «Работница» 20-30¬х гг. как рупора официальной советской политической линии;
• Во второй главе работы, которая называется «Трансформация
концепции журнала «Работница» в период «оттепели» (кон. 50-х - 60-е гг.), ставится цель исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху оттепели (кон. 1950 - 1960-х гг.). В первом разделе второй главы «Изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.» мы постарались проанализировать изменение
гендерной модели в журнале кон. 1950-х - 1960-х гг; во втором разделе «Становление нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг.» мы постарались исследовать пути становления нового образа женщины в журнале второй половины 1960-х гг.
Отдельные результаты исследования были апробированы на следующих конференциях:
а) IV Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - наука!», г. Барнаул, 27 апреля 2017 г.;
б) Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», г. Барнаул 14 - 17 ноября 2017 г.;
в) VI междисциплинарная межвузовская конференция студентов магистрантов и аспирантов «Информационное пространство в аспекте гуманитарных и технических наук - 2017», г. Барнаул 23 ноября 2017 г.;
г) V Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - Наука!», г. Барнаул 26 апреля 2018 г.
В данной работе внимание будет акцентировано на проблеме выявления особенностей эволюции в изображении советской женщины как носительницы коммунистической идеологии в периодической печати раннесоветского периода и периода «оттепели» на материале журнала «Работница».
Научная новизна данной работы заключается в том, что до сих пор никто не исследовал эволюцию советского женского образа на материале журнала «Работница», в то время как журнал, с точки зрения своей основной концепции, как раз является наиболее убедительным и доступным материалом для исследования подобного рода.
Объектом исследования является эволюция женского образа и гендерных моделей в раннесоветской культуре и в культуре периода «оттепели». В качестве предмета выступают конкретные особенности эволюции образа советской женщины в отечественной публицистике и культуре с 1920-х по 1960-е гг., прослеживаемые на основе материала журнала «Работница» заданного периода.
Цели исследования:
1. Проанализировать концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства (1920 -1930-х гг.);
2. Исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху оттепели (кон. 1950 - 1960-х гг.).
Данные цели подразумевают постановку и решение следующих задач:
• Выявить важнейшие семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия в отечественной культуре;
• Раскрыть особенности становления журнала «Работница» 1920-1930-х гг. как рупора официальной советской гендерной политики;
• Проанализировать изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.;
• Исследовать пути становления нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг.
В ходе исследования были использованы методы семиотического анализа, культурологический подход, сопоставительный анализ вербальных и визуальных средств. Работа сделана с опорой на ведущие семиотические исследования, посвященные гендерной проблематике, в большей степени на работы Кирсановой Р. М. и Вайнштейн О. Б.
В качестве материала исследования будут использованы номера журнала «Работница» за заявленный период, а также теоретические и методологические работы, так или иначе затрагивающие различные семиотические аспекты, связанные с женской модой, официальные документы, оказавшие непосредственное влияние на рассматриваемые в данной работе явления.
Структура работы состоит из двух глав:
• В первой главе «Журнал «Работница» в свете гендерной политики советского государства 1920 - 1930-х гг.» ставится цель проанализировать концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства. В разделе 1.1. «Семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия в отечественной культуре» работы мы постарались обнаружить важнейшие аспекты женской моды первой половины ХХ столетия и дать краткий реферат работ, посвященных этому вопросу. В разделе 1..2., который называется «Журнал «Работница» в 1920-1930-х гг.: рупор официальной советской гендерной политики» мы постарались обнаружить особенности становления концепции журнала «Работница» 20-30¬х гг. как рупора официальной советской политической линии;
• Во второй главе работы, которая называется «Трансформация
концепции журнала «Работница» в период «оттепели» (кон. 50-х - 60-е гг.), ставится цель исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху оттепели (кон. 1950 - 1960-х гг.). В первом разделе второй главы «Изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.» мы постарались проанализировать изменение
гендерной модели в журнале кон. 1950-х - 1960-х гг; во втором разделе «Становление нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг.» мы постарались исследовать пути становления нового образа женщины в журнале второй половины 1960-х гг.
Отдельные результаты исследования были апробированы на следующих конференциях:
а) IV Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - наука!», г. Барнаул, 27 апреля 2017 г.;
б) Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», г. Барнаул 14 - 17 ноября 2017 г.;
в) VI междисциплинарная межвузовская конференция студентов магистрантов и аспирантов «Информационное пространство в аспекте гуманитарных и технических наук - 2017», г. Барнаул 23 ноября 2017 г.;
г) V Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - Наука!», г. Барнаул 26 апреля 2018 г.
В ходе исследования в первой главе мы проанализировали концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства, изучили историю развития движения эмансипации в отечественной культуре, обнаружили важнейшие аспекты женской моды первой половины ХХ столетия и дали краткий реферат работ, посвященных этому вопросу; проследили особенности становления концепции журнала «Работница» 1920-1930-х гг. как рупора официальной советской политической линии. В результате были сделаны следующие выводы: в советской культуре 1920 - 1930-х гг. женщина и на уровне идеологии, и на уровне культурной и социальной практики занимает гражданские позиции наравне с мужчинами. В данном ключе новый поворот принимает и эволюция одежды, которая тоже участвует в стирании границ между правами и обязанностями мужчин и правами и обязанностями женщин, уравнивает их в гражданской и политической сфере. Журнал «Работница», основная задача которого состояла в идейно-политическом воспитании женщин и привлечении их к активному участию в государственной и общественной жизни, полностью вписывался в тренд 1920 - 1930-х годов ХХ века. Журнальные выпуски этого периода включали характерные статьи, рисовавшие цельный, монолитный образ советской женщины - образца железной воли, мужественности и твердого характера, реализующей себя исключительно в производстве, что подтверждалось и включенными в номера журнала иллюстрациями.
Следующая глава нашей работы была посвящена задаче исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху «оттепели» (кон. 1950 - 1960-х гг.). Мы проанализировали изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.; исследовали пути становления нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг. и пришил к следующим выводам: эпоха «оттепели» вызвала серьезные изменения во многих сферах социальной и культурной жизни. Не избежал перемен и журнал «Работница». С течением времени, эволюционируя с конца 1950-х гг., журнал постепенно отступает от «женских стандартов» сталинской эпохи. Это приводит к появлению парадоксального конфликта разнонаправленных интенций журнала, выражающегося в столкновении вербальных и визуальных средств подачи информации. С одной стороны, в текстах статей, заключенных в идеологические рамки, соблюдается традиционный канон изображения женщины, реализующейся большей частью на производстве. С другой стороны, к 1960-м гг. роль и, как следствие, образ женщины, живущей в городской среде, изменяются, они выходят за рамки исключительно трудовых отношений. Женщина перестает играть единственную роль труженицы на благо СССР, что можно проследить в изображениях, которые сложнее, чем тексты, подчинить идейным рамкам, они перестают отвечать идеологическим запросам эпохи.
В перспективе предполагается продолжить исследование женских образов в советской культуре ХХ столетия, расширить его границы путем привлечения большего числа источников и интенсифицировать отдельные его части благодаря привлечению дополнительного культурного материала.
Следующая глава нашей работы была посвящена задаче исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху «оттепели» (кон. 1950 - 1960-х гг.). Мы проанализировали изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.; исследовали пути становления нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг. и пришил к следующим выводам: эпоха «оттепели» вызвала серьезные изменения во многих сферах социальной и культурной жизни. Не избежал перемен и журнал «Работница». С течением времени, эволюционируя с конца 1950-х гг., журнал постепенно отступает от «женских стандартов» сталинской эпохи. Это приводит к появлению парадоксального конфликта разнонаправленных интенций журнала, выражающегося в столкновении вербальных и визуальных средств подачи информации. С одной стороны, в текстах статей, заключенных в идеологические рамки, соблюдается традиционный канон изображения женщины, реализующейся большей частью на производстве. С другой стороны, к 1960-м гг. роль и, как следствие, образ женщины, живущей в городской среде, изменяются, они выходят за рамки исключительно трудовых отношений. Женщина перестает играть единственную роль труженицы на благо СССР, что можно проследить в изображениях, которые сложнее, чем тексты, подчинить идейным рамкам, они перестают отвечать идеологическим запросам эпохи.
В перспективе предполагается продолжить исследование женских образов в советской культуре ХХ столетия, расширить его границы путем привлечения большего числа источников и интенсифицировать отдельные его части благодаря привлечению дополнительного культурного материала.



