Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ В СОВЕТСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ И КУЛЬТУРЕ РАННЕСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА И ПЕРИОДА «ОТТЕПЕЛИ» (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА «РАБОТНИЦА»)

Работа №91427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
174
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛ «РАБОТНИЦА» В СВЕТЕ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 1920 - 1930-х гг 7
1.1. Семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия
в отечественной культуре 7
1.2. Журнал «Работница» в 1920-1930-х гг.: рупор официальной советской
гендерной политики 15
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЖУРНАЛА «РАБОТНИЦА»
В ПЕРИОД ОТТЕПЕЛИ (кон. 1950 - 1960 гг.) 20
2.1. Изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х -
1960-х гг 20
2.2. Становление нового образа женщины в журнале «Работница» второй
половины 1960-х гг 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Несомненно, публицистика как маргинальная доля литературы является частью большого пространства культуры. Последнее несколько десятилетий актуальными становятся гуманитарные исследования, обращенные к массиву маргинальных текстов, в частности, к изучению публицистических материалов в контексте общекультурного развития с полным привлечением методов семиотического анализа. Настоящая работа дополнит ряд трудов отечественной гуманитарной науки, посвященных семиотическому исследованию моды. Одним из первых исследователей отечественной гуманитарной науки, обратившихся к междисциплинарному анализу семиотического пространства моды, является Р. М. Кирсанова, которая ряд своих работ посвятила выявлению особенностей одежды как знакового явления в рамках семиотического подхода к пониманию культуры, образу воздействия одежды и моды на формирование идеологических, моральных, эстетических взглядов людей: «История костюма в России как научная дисциплина», «Нагота и одежда: К проблеме телесности в европейской культуре», «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок» и ряд других работ. О. Б. Вайнштейн, ученица Р. М. Кирсановой, также обращается в своих исследованиях к семиотическому исследованию моды. Ее книгу «Денди: мода, литература, стиль жизни» мы также подробно рассматриваем в первой главе. Журнал «Теория моды: одежда, тело, культура» — первый в России гуманитарный журнал, посвященный моде как феномену культуры, ориентированный на интердисциплинарное исследование моды в академическом ключе.
В данной работе внимание будет акцентировано на проблеме выявления особенностей эволюции в изображении советской женщины как носительницы коммунистической идеологии в периодической печати раннесоветского периода и периода «оттепели» на материале журнала «Работница».
Научная новизна данной работы заключается в том, что до сих пор никто не исследовал эволюцию советского женского образа на материале журнала «Работница», в то время как журнал, с точки зрения своей основной концепции, как раз является наиболее убедительным и доступным материалом для исследования подобного рода.
Объектом исследования является эволюция женского образа и гендерных моделей в раннесоветской культуре и в культуре периода «оттепели». В качестве предмета выступают конкретные особенности эволюции образа советской женщины в отечественной публицистике и культуре с 1920-х по 1960-е гг., прослеживаемые на основе материала журнала «Работница» заданного периода.
Цели исследования:
1. Проанализировать концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства (1920 -1930-х гг.);
2. Исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху оттепели (кон. 1950 - 1960-х гг.).
Данные цели подразумевают постановку и решение следующих задач:
• Выявить важнейшие семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия в отечественной культуре;
• Раскрыть особенности становления журнала «Работница» 1920-1930-х гг. как рупора официальной советской гендерной политики;
• Проанализировать изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.;
• Исследовать пути становления нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг.
В ходе исследования были использованы методы семиотического анализа, культурологический подход, сопоставительный анализ вербальных и визуальных средств. Работа сделана с опорой на ведущие семиотические исследования, посвященные гендерной проблематике, в большей степени на работы Кирсановой Р. М. и Вайнштейн О. Б.
В качестве материала исследования будут использованы номера журнала «Работница» за заявленный период, а также теоретические и методологические работы, так или иначе затрагивающие различные семиотические аспекты, связанные с женской модой, официальные документы, оказавшие непосредственное влияние на рассматриваемые в данной работе явления.
Структура работы состоит из двух глав:
• В первой главе «Журнал «Работница» в свете гендерной политики советского государства 1920 - 1930-х гг.» ставится цель проанализировать концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства. В разделе 1.1. «Семиотические аспекты женской моды первой половины ХХ столетия в отечественной культуре» работы мы постарались обнаружить важнейшие аспекты женской моды первой половины ХХ столетия и дать краткий реферат работ, посвященных этому вопросу. В разделе 1..2., который называется «Журнал «Работница» в 1920-1930-х гг.: рупор официальной советской гендерной политики» мы постарались обнаружить особенности становления концепции журнала «Работница» 20-30¬х гг. как рупора официальной советской политической линии;
• Во второй главе работы, которая называется «Трансформация
концепции журнала «Работница» в период «оттепели» (кон. 50-х - 60-е гг.), ставится цель исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху оттепели (кон. 1950 - 1960-х гг.). В первом разделе второй главы «Изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.» мы постарались проанализировать изменение
гендерной модели в журнале кон. 1950-х - 1960-х гг; во втором разделе «Становление нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг.» мы постарались исследовать пути становления нового образа женщины в журнале второй половины 1960-х гг.
Отдельные результаты исследования были апробированы на следующих конференциях:
а) IV Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - наука!», г. Барнаул, 27 апреля 2017 г.;
б) Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», г. Барнаул 14 - 17 ноября 2017 г.;
в) VI междисциплинарная межвузовская конференция студентов магистрантов и аспирантов «Информационное пространство в аспекте гуманитарных и технических наук - 2017», г. Барнаул 23 ноября 2017 г.;
г) V Региональная молодежная научная конференция «Мой выбор - Наука!», г. Барнаул 26 апреля 2018 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования в первой главе мы проанализировали концепцию журнала «Работница» в свете гендерной политики молодого советского государства, изучили историю развития движения эмансипации в отечественной культуре, обнаружили важнейшие аспекты женской моды первой половины ХХ столетия и дали краткий реферат работ, посвященных этому вопросу; проследили особенности становления концепции журнала «Работница» 1920-1930-х гг. как рупора официальной советской политической линии. В результате были сделаны следующие выводы: в советской культуре 1920 - 1930-х гг. женщина и на уровне идеологии, и на уровне культурной и социальной практики занимает гражданские позиции наравне с мужчинами. В данном ключе новый поворот принимает и эволюция одежды, которая тоже участвует в стирании границ между правами и обязанностями мужчин и правами и обязанностями женщин, уравнивает их в гражданской и политической сфере. Журнал «Работница», основная задача которого состояла в идейно-политическом воспитании женщин и привлечении их к активному участию в государственной и общественной жизни, полностью вписывался в тренд 1920 - 1930-х годов ХХ века. Журнальные выпуски этого периода включали характерные статьи, рисовавшие цельный, монолитный образ советской женщины - образца железной воли, мужественности и твердого характера, реализующей себя исключительно в производстве, что подтверждалось и включенными в номера журнала иллюстрациями.
Следующая глава нашей работы была посвящена задаче исследовать идеологические трансформации концепции журнала «Работница» в эпоху «оттепели» (кон. 1950 - 1960-х гг.). Мы проанализировали изменение гендерной модели в журнале «Работница» кон. 1950-х - 1960-х гг.; исследовали пути становления нового образа женщины в журнале «Работница» второй половины 1960-х гг. и пришил к следующим выводам: эпоха «оттепели» вызвала серьезные изменения во многих сферах социальной и культурной жизни. Не избежал перемен и журнал «Работница». С течением времени, эволюционируя с конца 1950-х гг., журнал постепенно отступает от «женских стандартов» сталинской эпохи. Это приводит к появлению парадоксального конфликта разнонаправленных интенций журнала, выражающегося в столкновении вербальных и визуальных средств подачи информации. С одной стороны, в текстах статей, заключенных в идеологические рамки, соблюдается традиционный канон изображения женщины, реализующейся большей частью на производстве. С другой стороны, к 1960-м гг. роль и, как следствие, образ женщины, живущей в городской среде, изменяются, они выходят за рамки исключительно трудовых отношений. Женщина перестает играть единственную роль труженицы на благо СССР, что можно проследить в изображениях, которые сложнее, чем тексты, подчинить идейным рамкам, они перестают отвечать идеологическим запросам эпохи.
В перспективе предполагается продолжить исследование женских образов в советской культуре ХХ столетия, расширить его границы путем привлечения большего числа источников и интенсифицировать отдельные его части благодаря привлечению дополнительного культурного материала.



1. Работница. - 1914. - №1.
2. Работница. - 1931. - №27.
3. Работница. - 1931. - №28.
4. Работница. - 1936. - №3.
5. Работница. - 1957. - №1.
6. Работница. - 1958. - №1.
7. Работница. - 1958. - №10.
8. Работница. - 1958. - №4.
9. Работница. - 1963. - №1.
10. Работница. - 1963. - №10.
11. Работница. - 1963. - №12.
12. Работница. - 1963. - №3.
13. Работница. - 1963. - №4.
14. Работница. - 1963. - №5.
15. Работница. - 1963. - №6.
16. Работница. - 1963. - №8.
17. Работница. - 1963. - №9.
18. Работница. - 1964. - №1.
19. Работница. - 1964. - №10.
20. Работница. - 1964. - №2.
21. Работница. - 1964. - №3.
22. Работница. - 1964. - №4.
23. Работница. - 1964. - №5.
24. Работница. - 1964. - №6.
25. Работница. - 1964. - №7.
26. Работница. - 1966. - №4.
27. Работница. - 1967. - №9.
28. Работница. - 1968. - №11.
29. Работница. - 1968. - №12.
30. Работница. - 1968. - №8.
Теоретические источники:
31. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
32. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с
33. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998.
34. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М., 2012.
35. Вайнштейн О.Б. Полные смотрят вниз: Идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал. 1995. №7. С. 49¬53.
36. Вайнштейн О. Б. Мужчина моей мечты - этюды по истории тела // Иностранная литература. 2003. №6. С. 253-278.
37. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004.
38. Данези М. Прикладные аспекты семиотики // Критика и семиотика № 12. М., 2008.
39. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. №11-12. С. 131-155
40. Де Бовуар С. Второй пол: В 2-х т. М.-СПб., 1997.
41. Декреты Советской власти. Том I. 25 октября 1917 г. - 16 марта 1918 г. М., 1957.
42. Думин С. В. «Работница» // «Памятные книжные даты». М., 1989.
43. Евреинов Н. Н. Театр для себя, СПб., 1915.
44. Женщины, познание и реальность. Исследования по феминистской философии. М., 2005.
45. Жирицкая Е. Легкое дыхание: запах как культурная репрессия в российском обществе 1917-30-х гг. // Ароматы и запахи в культуре. Кн. 2. М., 2003.
46. Зонтаг С. О фотографии. М., 2013.
47. Зонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. М., 2014.
48. Ильф И. и Петров. Е. Директивный бантик. М., 1934.
49. История журнала «Работница». [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://22-91 .ru/statya/istorija-zhurnala-rabotnica/20.07.2014. - Загл. с
экрана.
50. Кирсанова Р. История костюма в России как научная дисциплина // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2006. - №1. С. 53-68.
51. Кирсанова Р. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 века. Опыт энциклопедии. М., 1995.
52. Кирсанова Р. Нагота и одежда: К проблеме телесности в европейской культуре // Ступени. Философский журнал. - 1991. - №1. С. 47-65.
53. Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. М., 1989.
54. Кон И.С. Мужское тело в истории культуры. М., 2003.
55. Крейдлин Григорий Ефимович. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2002.
56. Лотман Ю.М. беседы о русской культуре. СПб., 1994.
57. Лотман Ю.М. Избранный статьи: В 3-х т. Таллинн, 1992.
58. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
59. Лурия А.Р. К психоанализу костюма // Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: в 2-х т. Т. 1. М., 1999.
60. Махлина С. Семиотика культуры повседневности. СПб., 2009.
61. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: В 4-х т. М., 1996-2001.
62. Мосс М. Техники тела // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
63. Палья К. Личины сексуальности. Екатеринбург, 2006.
64. Пешковский А. М., Андреевская М. Н., Губская А. П. Первые уроки русского языка. Первый год обучения. Книга для ученика. М., 1931.
65. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК от 19.11.1926 [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://ppt.ru/newstext.phtml?id=32274- Загл. с экрана.
66. Пушкарева Н.Л. У истоков русского феминизма: сходства и отличия России и Запада // Тишкин Г.А. (ред.) Российские женщины и европейская культура. СПб, 2002
67. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
68. Руднев В.П. Тело. М., 1997.
69. Смирнов И.П. Бытие и творчество. СПб., 1996.
70. Смирнов И.П. Психодиахронологика. М., 1994.
71. Суслова Е.Н. Повседневная жизнь русских щеголей и модниц.М., 2003. фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. М., 2003.
72. Терехова М. Эрос и Танатос как часть городского ландшафта: мистицизм и эротика в отечественном киноплакате 1910-х годов // Теория моды. - 2018. - №47.
73. Чернова В. Мечты и реалии нерядовой советской модницы // Теория моды. - 2012. - №23.
74. Ямпольский М.Б. Демон и лабиринт (диаграммы, деформации, мимесис). М., 1996.
75. Ямпольский М.Б. Наблюдатель. М., 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ