Вклад К.И. Чуковского в детскую литературу является весьма весомым, однако наряду с известными детскими произведениями значительное место в творческом наследии Чуковского занимает критика, переводы и литературоведческие труды. Чуковский никогда не останавливался на одном из видов деятельности, поэтому проявлял себя с различных сторон. Это связано с влиянием множества внешних факторов и с процессом творческой эволюции писателя. Свою литературную деятельность К.И. Чуковский начинает с литературной критики, после чего на протяжении 10-ти с небольшим лет выступает во всех доступных ему профессиональных ролях - в качестве переводчика, литературоведа, детского писателя, после чего снова возвращается в область литературоведческой науки. 20-е годы XX века - период наибольшей активности писателя, в этот период Чуковский гармонично совмещает и проявляет все свои ипостаси. Стоит отметить, что творческое своеобразие писателя складывалось, в том числе, под воздействием культурных и социально-общественных особенностей послереволюционной эпохи.
Актуальность данной работы обусловлена неизменным исследовательским интересом к личности и творческому наследию К.И. Чуковского, до сих пор возникает необходимость зафиксировать порядок эволюции писателя, определить характер причин, а так же выявить определенную логику в изменении писательской деятельности. Новизна работы состоит в том, чтобы впервые в истории изучения наследия К.И. Чуковского попытаться представить его эволюцию в целостном виде, а так же суметь соединить отдельные ипостаси его деятельности и показать их взаимосвязь. Таким образом, наша научная работа дополнит ряд трудов о писателе.
Объектом нашего исследования является творческая эволюция К.И. Чуковского, предметом - различные ипостаси творческой деятельности писателя, в том числе - становление К.И. Чуковского как детского писателя.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть становление К.И. Чуковского как детского писателя в свете социальных аспектов советской культуры и литературы и рассмотреть различные ипостаси творческой деятельности К.И. Чуковского в их взаимосвязи.
Реализация данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть деятельность К.И. Чуковского в качестве критика и переводчика на раннем этапе его эволюции;
- проанализировать литературную деятельность Чуковского в качестве литературоведа;
- рассмотреть ранние произведения К.И. Чуковского для детей в контексте критических кампаний второй половины 1920-х-начала 1930-х годов;
- проследить дальнейший путь творческой эволюции К.И. Чуковского, проанализировать отход писателя от творчества для детей.
При написании научной работы нами были использованы следующие исследовательские методы: культурно-исторический, биографический, сравнительно-типологический. Дополнительными методологическими ориентирами послужили статья Б. Гаспарова «Мой до дыр», в которой исследователь обнаружил целый ряд деталей, связывающих сказки Чуковского с поэтикой ранних стихов футуристов, в частности со стихотворениями В.В. Маяковского. Кроме того, в исследовании внелитературных факторов, повлиявших, на наш взгляд, на творческую эволюцию К.И. Чуковского, нами была использована книга Е. Добренко «Формовка советского читателя».
В качестве материала нами будут использованы воспоминания современников, дневники самого Чуковского, его письма и автобиография.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе «Истоки творческой эволюции К.И. Чуковского (1901-1922 гг.)» проанализирована литературная деятельность К.И. Чуковского на раннем этапе в качестве критика, переводчика и литературоведа; описана реакция К.И. Чуковского на авангардистское движение футуризма; рассмотрены ранние произведения К.И. Чуковского для детей в контексте критических кампаний второй половины 1920-х - начала 1930-х годов; обосновывается идея о том, что предвзятое отношение Н.К. Крупской и в целом кампания против сказки в детской литературе, а стало быть - кампания борьбы с «чуковщиной» - тесно связаны с идеологией послереволюционной эпохи.
Во второй главе «Социально-критический контекст творчества К.И. Чуковского для детей (1923-1969 гг.)» рассматривается дальнейший путь творческой эволюции К.И. Чуковского; показана реакция писателя на критику Н.К. Крупской (начала 1930-х гг.), после которой писатель выдвигает собственную педагогическую концепцию; проанализирован отход писателя от творчества для детей, в итоге чего писатель возвращается к литературоведению.
Отдельные результаты исследования были апробированы на следующих конференциях: «Международная конференция Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», г. Барнаул, 14-17 ноября 2017 г.; VI Междисциплинарная межвузовская конференция студентов, магистрантов, аспирантов «Информационное пространство в аспекте гуманитарных и технических наук», г. Барнаул, 23 ноября 2017 г., V Региональная молодежная конференция «Мой выбор - Наука!», г. Барнаул, 26 апреля 2018 г.
Подводя итоги нашей работы, следует сказать, что изучение личности и творчества Корнея Чуковского проводится до сих пор. Публикуются статьи, изучаются дневники писателя и воспоминания современников.
В данной работе мы подробно изучили становление К.И. Чуковского как детского писателя в свете социальных аспектов советской культуры и литературы. Предложенные задачи были выполнены:
В первой главе мы рассмотрели литературную деятельность К.И. Чуковского на раннем этапе его эволюции; проанализировали литературную деятельность К.И. Чуковского в качестве детского писателя и литературоведа;
Во второй главе проследили дальнейший путь творческой эволюции писателя, рассмотрели отход писателя от творчества для детей.
Таким образом, мы попытались зафиксировать логику эволюции К.И. Чуковского в целостном виде, объединив отдельные ипостаси его деятельности и постарались показали их взаимосвязь. Мы пришли к выводам, что эволюцию писателя обусловили внешние и внутренние факторы, влияние критических кампаний 1920-х - 1930-х годов, в частности явление борьбы с «чуковщиной».
При исследовании нами была просмотрена специальная литература, отражающая сведения о роли Чуковского в литературной критике, в детской литературе и включающая различные источники: от научных трудов, статей и мемуаров до разного рода интернет-ресурсов.
Говоря о проделанной нами работе в целом, следует отметить, что поставленный вопрос был изучен весьма подробно, с привлечением множества авторитетных источников. Различные подходы к этому вопросу были обобщены и проанализированы. В перспективе предполагается продолжить исследование, расширив его границы с привлечением источников описывающих эволюцию К.И. Чуковского в свете социальных аспектов советской культуры и литературы.
1. Арзамазцева И.Н., Николаева С. А. Детская Литература. // - М.: 2001.
2. Бегак Б. Улыбка Корнея Чуковского // Детское воспитание, 1981.
3. Безелянский Ю. 99 имен серебряного века. // - М.: Эксмо, 2008.
4. Берман Д. А. Корней Иванович Чуковский. // - М.: Восточная литература, 1999. С.427.
5. Богданова С. В. Воспоминания о Корнее Чуковском. - М.: Логос, 2001.
6. Борьба с «чуковщиной»: Документы по истории литературы 20-х годов / Предисл. и публ. Е. Чуковской // Горизонт. 1991. - № 3. С. 17-25.
7. Власов М. Корней Чуковский о языке и стиле Некрасова // Учен. зап. / Перм. гос. ун-т им. А.М. Горького. 1974. - № 302.
8. Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост.: К. Лозовская, З. Паперный, Е. Чуковская; Худож. М. Ломанова. // - М.: Сов. писатель, 1977.
9. Вяткин Г. О своеобразии детского языка // Просвещение Сибири, 1927. - № 9. С. 93.
10. Г. П. Что читать детям: К. Чуковский: «Мойдодыр», «Тараканище»... // Послед. новости, 1923.
11. Гаспаров Б. Мой до дыр. // НЛО.: 1992. - № 1.
12. Гусев Д. Умывальников начальник и мочалок командир. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://chukovskiy.lit-info.ru/chukovskiy/kritika-pro-chukovskogo/gusev-umyvalnikov nachalnik.htm
13. Добренко Е. Формовка советского писателя. // - М.: Академический проект, 1997. C.176.
14. Ермошин Ф. Чуковский как литературовед. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.chukfamily.ru/kornei/bibliografiya/articles-
bibliografiya/kornej-chukovskij-kak-literaturoved-k-probleme-subekta-i- obekta-istoriko-literaturnogo-issledovaniya
15. Иванова Е. Неизвестный Чуковский. / Собрание Сочинений в 15 т., Т. 6. // - М.: Терра-Книжный Клуб, 2002. С. 32-34.
16. Иванова Е.Был ли у Тараканища прототип? // Наше наследие, 2016. - № 116.
17. Катанян В. Маяковский: Лит. хроника. // - М.: Гослитиздат, 1961. C. 535.
18. Корней Иванович Чуковский. Библиографический указатель. // - М.: Знание, 1999.
19. Корней Чуковский «О себе» / 1964. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.chukfamily.ru/kornei/about
20. Крупская Н. Детскую книгу - в арсенал классового воспитания: Пусть заговорят страницы дет. кн. О борьбе и победах рабочих масс. // Комс. правда, 1930.
21. Крупская Н.К. О «Крокодиле» К. Чуковского // Пед. соч.: В 10-ти т. М.,
1962. Т. 10: Рецензии, отзывы, замечания. С. 252-256. Впервые: Правда, 1928, 1 февр.; Кн. детям, 1928. № 2. с. 13-14.
22. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в десяти томах. Т.2 Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР/ Н.К. Крупская // - М., 1958.- C.7-692.
23. Лебединская Л. К. Чуковскому - 100лет // Дошкольное воспитание, 1981.
24. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. // - Л.: Советский писатель, 1989. С. 441.
25. Лукьянова И. А. Корней Чуковский. Песни самоубийцы. // - М.: «Жизнь замечательных людей», 2007. С. 64.
26. Лукьянова И. А. Корней Чуковский. // - М.: «Жизнь замечательных людей», 2007. C. 67-92, 127-235,361
27. Медведева Н. К. И. Чуковский // - М.: 1960. С. 123-125.
28. Основные даты жизни и творчества Чуковского К.И. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://chukovskiy.lit-
info .ru/chukovskiy/bio/lukyanova/osnovnye-daty-zhizni.htm
29. Паперный В. Культура два. // - М.: Новое литературное обозрение, 1996.
30. Перовский М. Поэт Корней Чуковский / Чуковский К.И. Стихотворения. // - Спб.: 2002.
31. Петровский М. Детская литература и «дух времени» // Дошк. Воспитание,
1963. - № 2.
32. Петровский М. Книги нашего детства. // -Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. C.89.
33. Петровский М. С. Книга о Корнее Чуковском. // - М.: 1966.
34. Полонская Е. Мой реферат // Воспоминания о Корнее Чуковском, - М.: Советский писатель, 1977. C.71.
35. Пудиков И. Корней Чуковский: исцеление творчеством. // «НитьАриадны», 2014. - № 3(94).
36. Репин И.Е, Чуковский К.И. Переписка. 1906-1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; Подг. текста и публ. Е. Ц. Чуковской. - М.: Новое литературное обозрение, 2006.
37. Русаков Д. В. Жизнь и творчество Корнея Чуковского. //- М.:
Просвещение, 1978.
38. Свердлова К. О «чуковщине» // Крас. Печать, 1928. - № 9/10. С. 92-94.
39. Сильный Л. Что такое «чуковщина»? // Вестник литературы,1909. - № 3.
40. Слонимский М. Книга воспоминаний. // - М.; Л.: Сов. писатель, 1966.
41. Смирнова В. Корней Иванович Чуковский / Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти. Предисл. В. Смирновой. // - М.: 1984.
42. Темкин М. Внимание новому фронту: (О новой дет. лит.) // Комс. Правда, 1925.
43. Тынянов Ю. Корней Чуковский // Дет. лит, 1939. - № 4. С. 24-26.
44. Фатеев А.В. Сталинизм и детская литература в политике номенклатуры СССР. // -М.: МАКС Пресс, 2007.
45. Ханзен-Левё Оге A. Русский формализм: Методологическая
реконструкция развития на основе принципа остранения // - М.: Языки русской культуры, 2001.
46. Циркуляр о кухаркиных детях. 18.06.(01.07)1887. [Электронный ресурс].
- Режим доступа:http://doc.histrf.ru/19/tsirkulyar-o-kukharkinykh-detyakh/
47. Чуковская Е. «Чукоккала» и около. // - М.: Русский мир; Жизнь и мысль, 2014.
48. Чуковская Е., Чуковская Л. Литературный путь Корнея Чуковского. // Книжное обозрение, 1989. - № 47.
49. Чуковская Л. К. Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском. - СПб.: Лимбус Пресс, 2001.С. 208.
50. Чуковская Л. К. Сочинения: В 2 т. Повести. Воспоминания. Т. 1. // - М.: Гудьял-Пресс, 2000.
51. Чуковская Л. Памяти детства: Воспоминания о К. Чуковском. // - М.: Моск. рабочий, 1989. C. 220.
52. Чуковский К. И. Высокое искусство. // - М.: 1988.
53. Чуковский К. И. Дневник. 1930-1969. // - М.: Россмен, 1999.
54. Чуковский К. И. Предчувствие счастья: Произведения 20-30-х годов. Дневники. Стихи и письма. // - М.: Корона-принт, 1999.
55. Чуковский К. И. Признания старого сказочника: I. Как была написана «Муха-Цокотуха»; II. История моего «Айболита»; III. Как я стал писателем / Вслух и про себя: Сб. ст. и очерков сов. дет. писателей.// - М.: 1975. C.46.
56. Чуковский К.И. Дневник. 1901-1929. - М.: Советский читатель, 1991.
57. Чуковский К.И. Маленькие дети. Детские слова и разговоры. Экикики. Лепые нелепицы. Читатели о детях / Обл. Е. Дорфман. - 2-е изд., испр. и доп. // - Л.: Прибой, 1929.
58. Чуковский К.И. Мой Уитмен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.modernlib .ru/books/chukovskiy_korney_ivanovich/moy_uitmen/read/
59. Чуковский К.И. О детском языке // Речь, 1909.
60. Чуковский К.И. О Луначарском. / Собрание Сочинений, т.5., Современники: Портреты и этюды. // - М.: Терра-Книжный клуб, 2001. С.45.
61. Чуковский К.И. Сказки. // Сочинения: в 2 т. - Т. 1. - М.: 1990.
62. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 5 томах. // - М.: Терра — Книжный Клуб, 2008.
63. Чуковский К.И. Собрание сочинений в шести томах. // - М.:
Художественная литература, 1965-1969.
64. Чуковский К.И. Тринадцать заповедей для детских поэтов // Кн. детям. 1929. № 1. С. 13-19.
65. Чуковский Н. О том, что видел.// - М: Молодая Гвардия,2005. C.21.
66. Шварц Е. Белый волк. / Память. Исторический сб. Вып. 3.// - М.: Париж: YMCA-Press , 1980.
67. Шкловский В. О Маяковском. // - М.: Сов. писатель, 1940.
68. Шкловский В. Воскрешение слова. // - Спб.: тип. З. Соколинского, 1914.