ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования трансформации контента мультимедийной редакции в МАУ «Михайловский информационный центр» 8
1.1. Трансформация редакций СМИ под влиянием технологических вызовов 8
1.2. Востребованные профессиональные компетенции журналиста при подготовке мультимедийного медиатекста 31
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование трансформации контента
мультимедийной редакции в МАУ «Михайловский информационный
центр» 41
2.1. Этапы эволюции МАУ «Михайловский информационный
центр» 41
2.2. Проблема мультимедиатизации контента в МАУ «Михайловский
информационный центр» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность проблемы исследования. Трансформация контента современных СМИ под влиянием Интернета и социальных сетей с каждым днем заметна все сильнее. Этот процесс уже ни у кого не вызывает сомнения, его появление - попытка сформировать новые требования к языку СМИ и к их контенту. В профессию журналиста прочно вошло понятие конвергенции - процесса, формирующего новый подход к работе средств массовой информации в целом и журналистов - в частности. Она требует от работников средств массовой информации оперативности в доставке информации, многоканальности коммуникаций, а также универсальности информации, которая должна быть воспринята на всех существующих цифровых платформах и на всех языках, так как специфика медиаконтента в данный момент обусловлена его насыщенностью визуальной информацией. В эпоху конвергенции журналистские материалы обретают новую форму, содержание и способы передачи информации. Их наполняют новые элементы, появляются новые жанры журналистского творчества, активно развивающиеся в современных масс-медиа.
Степень научной разработанности темы. Трансформации контента современных СМИ, эволюции журналистских текстов, понятию «медиатекст» посвящены труды зарубежных и российских исследователей массовых коммуникаций. Воздействие технических средств, развивающихся коммуникативных технологий еще на заре информационной революции предвидел М. Маклюэн. А. Белл, Т. ван Дейк, М. Монтгомери, Н. Фейерклаф, Р. Фаулер) изучали функционально-стилевые особенности языка СМИ, типологию медиатекстов, лингвомедийные технологии. О
совершенствовании журналистских текстов в сторону развития пользовательских интерфейсов, реакции СМИ на запросы потребления информации со стороны аудитории в исследовании «Медленные СМИ» высказались Б. Келер и С. Дэвид.
Развитие современного языка СМИ, эволюция журналистского текста в медиатекст, трансформация контента медийных СМИ волнует и отечественных исследователей массовой коммуникации. Изучению публицистического стиля, психологии массовых коммуникаций посвящены труды С.И. Бернштейна, В.Г. Костомарова, Ю.В. Рождественского, Я.Н. Засурского, Г.Я. Солганик. Изучению трансформации контента СМИ, понятию «Медиатекста» и «Медиалингвистики» посвящены работы Т.Г. Добросклонской. О содержании и форме современных журналистских текстов в исследовании «Специфика современного журналистского текста» говорит М.Ю. Казак, влиянию конвергентных технологий на журналистское творчество и процесс коммуникации СМИ с аудиторией посвящены труды Е.Л. Вартановой, М.М. Лукиной, А.В. Николаевой и других.
Новизна исследования заключается в концептуализации форм и методов использования мультимедийных технологий для модернизации форм публикаций, трансформации контента в новый продукт, журналистами местных, в том числе районных изданий, выявлении специфических требований к созданию и оформлению журналистских материалов в условиях конвергенции медиатехнологий.
Цель исследования - выявить основные условия трансформации конетнта и журналистских текстов в современный мультимедийный продукт в МАУ «Михайловский информационный центр».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. исследовать процесс трансформации редакций СМИ под влиянием технологических вызовов,
2. определить востребованные профессиональные
компетенции журналиста при подготовке мультимедийного медиатекста,
3. выявить этапы эволюции МАУ «Михайловский информационный центр», мультимедийных технологий в создании медиаконтента журналистами МАУ «Михайловский информационный центр» для публикаций на сайте издания и в социальных сетях («Одноклассники»)...
Современная журналистика в условиях технологической революции и конвергенции каналов доставки информации, характеризуется новыми атрибутами. Развитие информационных и мультимедийных технологий и изменение структуры потребления информации (аудитория оперативно получает информацию в удобное ей время и по удобному ей каналу) потребовало от журналистов дополнительных навыков, переосмысления подходов и принципов работы. Изменило внешний вид и содержание журналистских текстов. Сегодня они обладают рядом специфических свойств, благодаря которым медиатексты «живут» дольше, получают открытость. Медиатексты немногословны, максимально визуализированы, имеют гипертекстуальность, интерактивность, открытость и доступность для потребления на различных информационных площадках и каналах.
В медиатекстах на первых план выходят эмоциональность и конструируемость. Оригинальных текстов в современном медийном пространстве мало. Это объясняется появлением рерайтинга - цитирования новостной информации. Отмечено, что при производстве такого контента журналист не производит новость, а находит и обрабатывает уже существующую в сети информацию. Таким образом, журналистика, как вид деятельности по производству и обработке актуальной информации, вынуждена подстраиваться под индивидуальные запросы аудитории.
Очевидно, что процесс трансформации журналистики, начавшийся с внедрением конвергентных технологий, продолжается до сих пор. Это привело к трансформации журналистских текстов в медиаконтент - медиатексты, обладающие набором признаков и свойств, которые позволяют журналистам поддерживать коммуникативную связь с потребителем информации в современном мире, причем в удобном для потребителя формате, времени и форме. Благодаря внедрению конвергентных технологий в медиапроизводство журналисты получили возможность при помощи определенных технических средств и приобретённых профессиональных навыков делать новости для читателя более доступными и понятными. Однако, как показывает практика, делать это качественно, в соответствии с требованием времени и конвергенцией медиатехнологий сегодня удаётся не всем средствам массовой информации.
За техническим апгрейдом медиапроизводства, в отличие от федеральных и региональных коллег, едва поспевают журналисты муниципальных СМИ. Такая ситуация во многом объясняется техническим оснащением муниципальных редакций, а также низкой квалификацией их творческих и технических сотрудников.
В связи с этим считаю важным осмысление происходящей трансформации деятельности журналиста, журналистских текстов и конвергенции технологий медиапроизводства. Это нужно для подготовки специалистов, способных производить качественный информационный продукт для различных площадок конвергентных СМИ, который в свою очередь будет востребован аудиторией.
1. Бабушкин Е. Новости — наша профессия. 20 лет НТВ
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.snob.ru/
selected/entry/62660 (дата обращения 02.12.2018).
2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие / А.Н. Баранов. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
3. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособ. для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт 2016. 269 с.
4. Баранова Е.А. Обо всем, что было на планете ты читаешь на
планшете/ Медиаскоп [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/node/1283 (дата обращения: 12.01.2017).
5. Баранова Е.А. Особенности развития газетных редакций в
условиях медиаконвергенции [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.referun.com/n/osobennosti-razvitiya-gazetnyh-redaktsiy-v-usloviyah- mediakonvergentsii (дата обращения: 04.11.2018).
6. Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ глазами российских журналистов-практиков // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2010. — №4. С. 91-100.
7. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер. 2008. 240 с.
8. Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации: монография. — М.: Изд-во РУДН, 2002. 183 с.
9. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 с.
10. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос. 2003. [Электронный
ресурс] Режим доступа:
http://yanko.lib.ru/books/language/ru/valgina.teoriya_teksta.moskva.logos.2003p1 73_%28sl%29.htm (дата обращения 01.02.2018).
11. Вартанова Е.Л. Концепция модернизации и СМИ // СМИ в меняющейся России: коллективная монография / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 22-37.
12. Вартанова Е. Теория СМИ: актуальные вопросы. — М.: МедиаМир, 2009. 488 с.
13. Вартанова Е.Л. Журналистика и СМИ // Журналистика и медиарынок. 2010. №3. С.13.
14. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция в СМИ?
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/b59df6463a315de4c32568fd0038da3 2 (дата обращения: 04.11.2018).
15. Вартанова Е.Л. Медиаиндустрия и конвергенция// Интернет- СМИ: Теория и практика: учеб. пособ. для студентов вузов/ под ред. М.М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010. 348 с.
16. Вартанова Е.Л. Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2014. 400 с...