Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуализация информации в местных СМИ: основные формы и функции (на материале районного издания «Степной маяк»)

Работа №91405

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Место визуальных элементов в структуре современного медиаконтента 9
1.1. Визуализация информации как основная тенденция развития
медиасферы 9
1.2. Визуальный контент в современной журналистике 17
ГЛАВА 2. Визуализация информации в издании «Степной маяк» 38
2.1. Характеристика издания, принципы и основные результаты анализа 38
2.2. Формы и функции визуальных элементов в печатной версии издания
«Степной маяк» 44
2.3. Формы и функции визуальных элементов в электронной версии издания
«Степной маяк» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 90

Актуальность темы исследования
Объемы информации в современном мире, как известно, приняли поистине огромные масштабы. В связи с этим среди основных тенденций развития медиасферы сегодня можно выделить компактификацию
информации, фиксацию главного в материале и максимальное его упрощение для облегчения восприятия аудитории. Последняя тенденция связана с тем, что у читателя (зрителя, слушателя) все более вырабатывается привычка получать всю необходимую информацию не в вербальном, а в визуальном формате, более экономном и легком для восприятия, в виде ярких, привлекающих внимание образов и простейшего визуального ряда. Визуализация позволяет современному читателю сразу же «схватывать» достаточно большие объемы информации, самостоятельно моделировать картину происходящего, опираясь на реалистичные фотографии, выразительные иллюстрации и доходчивую инфографику, а также соотносить представленный визуальный контент с текстовым компонентом журналистского материала.
Всесторонним изменениям подвергаются и сами средства массовой информации. Как в электронных, так и в печатных СМИ доля визуальной составляющей все более возрастает. Визуальные элементы не только дополняют текстовую информацию, «расцвечивают» ее с помощью дизайнерских методов, но и изменяют вербальное содержание, а также становятся самостоятельным контентом. Более того, в случаях, когда журналистский материал посвящен описанию динамики каких-либо процессов, сравнительному анализу различных факторов или характеристике масштабных явлений, то есть представлению достаточно большого объема статистических и иных данных, визуальный ряд начинает играть первоочередную роль.
Наиболее ярко тенденция визуализации информации проявлена в интернет-СМИ, что обусловлено рядом достаточно очевидных факторов, прежде всего, наличием соответствующих технических возможностей, а также особенностями восприятия интернет-аудитории, когда потребители лишь просматривают тексты, заголовки и изображения. В традиционных медиа усилению тенденции визуализации способствует компьютерная верстка: газетные тексты становятся короче, словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической, повышается роль абстрактных визуальных элементов.
При таких тенденциях развития современной медиасферы контент местной прессы, прежде всего, муниципальных газет и их электронных версий, тоже вынужден перестраиваться под запросы аудитории, привыкшей под влиянием интернета к новому характеру и формам поступающей информации. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы нашей работы.
Степень изученности темы
В мировой научной литературе феномен визуализации информации и ее проявления в массовой коммуникации довольно подробно рассмотрены в работах М. Маклюэна, Р. Арнхейма, Ж. Бертена, М. Лимы, П. Штомпки. В работах Р. Барта, Ж. Дерриды, Г. Дебора, Ж. Бодрийяра отмечается доминирующая роль визуальных средств в создании новой коммуникации. В отечественной науке исследования по данной теме проводились В. В. Лаптевым, В. П. Зинченко, С. Г. Ушкиным, Г.А. Никуловой, В. В. Тулуповым. Такие авторы, как Н. Г. Лосева, С. В. Федорова, С. И. Симакова, С. Р. Сулейманова, И. В. Голубятникова, И. В. Мильчакова, В. Е. Шевченко, И. И. Доброва, М. М. Лукина, С. Э. Некляев, С. С. Распопова, описали тенденции визуализации в современных медиа, ее типы и формы. Конкретные формы визуализации информации в печатных и онлайн-изданиях рассмотрены в статьях и монографиях Я. В. Лайковой, В. В. Лаптева, С. Э. Некляева, Е. А. Смирновой, С. В. Федоровой, А. А. Градюшко, С. Р. Сулеймановой.
В процессе написания работы автор обращался к исследованиям в области коммуникативной сущности прессы и журналистики в целом, в особенности, исследований, касающихся визуальной журналистики (Е. П. Прохоров, С. М. Гуревич, Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосенко, А. А. Тертычный, Я. Н. Засурский, В. В. Тулупов, В. Е. Шевченко и С. И. Симакова). Полезными оказались работы журналистов-практиков (А. А. Мирошниченко, В. Л. Касютин, А. В. Колесниченко, В. В. Скоробогатько, А. А. Амзин, О. М. Силантьева).
В то же время следует отметить, что исследований, касающихся визуализации информации в региональной и муниципальной прессе, а также основных проблем в данной сфере, с которыми сталкиваются редакции муниципальных газет, на наш взгляд, недостаточно, с чем и связан выбор темы исследования.
Объектом исследования являются процессы визуализации информации в средствах массовой информации.
Предметом исследования является основные формы и функции визуализации информации в муниципальных (районных) газетах.
Цель исследования - выявление основных форм и функций визуализации информации в местной прессе на примере районного издания «Степной маяк».
Для достижения цели решаются следующие задачи:
• Опираясь на труды специалистов, охарактеризовать основные факторы, обуславливающие усиление тенденции визуализации информации в современном медиапространстве.
• Дать обзор форм и видов визуализации, классификаций визуальных элементов, основных функций визуализации информации.
• Описать специфику применения визуальных элементов в современных средствах массовой информации.
• Выявить основные используемые формы и функции визуальных элементов в печатной и электронной версиях районной газеты «Степной маяк».
• Охарактеризовать общий уровень и качество использования визуальных форм в издании «Степной маяк».
Методология и методы исследования
Основополагающим для данного исследования является структурно­функциональный метод, который предполагает рассмотрение медиатекста как системы, обладающей единой структурой, целостным единством функционирования его вербальных и визуальных компонентов. Кроме того, в ходе исследования использованы следующие методы: анализ научной литературы, типологизация, контент-анализ, сравнительный анализ.
Гипотеза исследования: районные газеты не в достаточной степени используют возможности, связанные с визуализацией информации.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирического материала были выбраны публикации печатной и электронной версий районной газеты «Степной маяк» с 10 января по 22 декабря 2018 года. В рамках каждого номера производилась сплошная выборка визуальных элементов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в деятельности журналистов, работающих в районных газетах, а также в других СМИ...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Визуализация как общемировая тенденция обусловлена рядом факторов. Во-первых, благодаря компьютерным технологиям значительно увеличились возможности использования «картинки» для привлечения и удержания внимания аудитории, передачи информации в компактной и в то же время образной форме. Во-вторых, сознание современного человека становится «клиповым», что приводит к восприятию чтения как развлекательного процесса, не предполагающему вдумчивость и длительность погружения в текст. В-третьих, отмечается всеобщая тенденция на персонализацию информации, когда активно привлекаются фото и герои публикаций. В - четвертых, усиление роли «фирменного» дизайна, с помощью которого создается узнаваемый образ издания, а также обеспечивается его продвижение на рекламном рынке.
В современной медиасфере роль визуализации неуклонно повышается. Комплекс визуальных форм сам по себе становится носителем информации, сообщает о событии аналогично тексту. Таким образом, изображение является уже не только частью внешнего вида издания, но и его содержанием. Более того, сам журналистский материал воспринимается читателем в новом порядке: сначала яркие визуальные блоки и изображения, затем заголовок и только потом текстовая часть. Это подтверждают и результаты различных рейтингов привлечения/обращения к материалам, проведенных в последние годы различными исследователями: материал, выраженный визуальным контентом - 65 %, заголовок - 20 %, текст - 15%. Можно утверждать, что картинка сегодня становится не только элементом журналистского текста, но и выполняет роль текста как такового.
Теперь подведем итоги нашего исследования.
Во-первых, самой частотной формой визуализации информации в печатной версии издания «Степной маяк» является, согласно проведенному нами исследованию, иллюстрация. В основном в качестве элементов, 84
иллюстрирующих содержание текста, в газете используются простые фотографии, но достаточно часто можно встретить фоторепортажи, фотоэтюды, а иногда и коллажи, рисунки и логотипы. Следуя тенденции, что читатель отдаёт предпочтение «живым», динамичным, ярким иллюстрациям, способным «зацепить» внимание и вызвать интерес, журналисты газеты «Степной маяк» стараются вызвать у аудитории эмоции посредством снимка, с тем, чтобы это стало определяющим аргументом в пользу ознакомления с содержанием публикации. Но, к сожалению, часто встречается и малопривлекательный визуальный контент. В основном же иллюстрации традиционно выполняют информационную и иллюстративную функции, которые помогают обеспечить достоверность сообщения и/или уточнить его тематику.
Во-вторых, отметим, что в электронной версии издания «Степной маяк» иллюстрации являются также самой частотной формой визуализации информации. Чаще всего для этого используются фотографии.
Иллюстрируется каждое новостное сообщение, причем иллюстрация выставляется в его начало. Часто редакция использует иллюстрации, взятые из открытых интернет-источников. Основная функция - иллюстрирующая, при этом демонстрируются герои и события, но бывает, что герои фотографии не идентичны героям публикации, они связаны лишь тематически. Здесь мы также видим, что фотография как иллюстрация не обязательно фактически подтверждает содержание вербального текста.
Во-третьих, специалисты отмечают, что развитие информационной графики за последние два десятилетия было наиболее очевидным прогрессом в дизайне СМИ. Но, к сожалению, для достижения визуального аспекта информационная графика в издании «Степной маяк» не так важна, как фотография. И в печатной, и в электронной версиях издания инфографика немногочисленна, основана на анализе сравнительно небольших объемов данных. В печатной версии инфографика выполняет, в основном, информационную функцию и дублирует содержание текста. Представлены разные виды инфографики (диаграммы, графики). Задача этих графических объектов - визуализировать информацию, носящую сопоставительный характер. Также можно отметить, что инфографика не перегружена дизайном, проста в исполнении и однотипна.
В-четвертых, в электронной версии используется статичная визуализация в виде диаграмм и карт, а интерактивную инфографику, которая в настоящее время пользуется большим интересом у аудитории, мы не встретили вовсе. Отличительной особенностью инфографики в электронной версии издания «Степной маяк» можно считать ее самодостаточный характер, практически вся она является самостоятельным материалом и сопровождается лишь заголовком и лидом. Выводы пользователь делает сам. Инфографика как самостоятельный визуальный элемент выполняет практически всегда информационную функцию...


1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2011. 112 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. с англ. В. Н. Самохина. Общая редакция и вступительная статья В. П. Шестакова. М.: Изд- во «Прогресс», 1974. 386 с.
3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 615 с.
4. Басырова А. Е. Визуализация, наглядность, инфографика: проблема соотношения понятий // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции (24-25 ноября 2016 года) под ред. Н. Ф. Федотовой. Казань. Изд-во Казанс. университета, 2016. С. 416-419.
5. Бертен Ж. Семиология графики. М.: Эйдос, 2011. 117 с.
6. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция: [пер. с фр. А. Качалова]. М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. 240 с.
7. Варик К. Графическая целостность [Электронный ресурс]. Режим
доступа : http://www.vmethods.ru/2010/03/blog-post.html (дата обращения:
22.12.2018) .
8. Вартанова Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Журнал Информационное общество. 1999. Вып.5. С. 11-14.
9. Волкова В. В. Проблема дизайна качественных изданий // Вестник Московского университета. 2006. №3. Серия 10. Журналистика. С. 60-78.
10. Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2005. 120с.
11. Гальперин. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 2007. 140 с.
12. Ганюшин А. А. Цифровая фотография в новых медиа [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение: информ. гуманитарный портал. 2013. №
5. Режим доступа: http:// www.zpu(journal.ru/e(zpu/2013/5/ (дата обращения:
29.11.2018) .
13. Гатов В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / Амзин А.А. и др. Екатеринбург, М.: Гуманитарный университет, Кабинетный ученый, 2016. 304 с.
14. Голубятников И. В. Визуализация и дизайн/ Голубятников И. В., Мильчакова Н. Е. // Дизайн, теория и практика. 2012. №10. С.61-66.
15. Градюшко А. А. Белорусская интернет-журналистика в условиях «визуального поворота» // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сб. науч. работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород. 2016. С. 224-230...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ