Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков (Кемеровский государственный университет)

Работа №91399

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
188
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 28 детей 8 «Б» класса.
Есть приложения (методические материалы).

Введение 5
1. Проблема влияния стилей семейного воспитания на самооценку подростков в психолого-педагогических исследованиях 8
1.1 Понятие стилей семейного воспитания в современной психологии 8
1.2 Самооценка, как личностная характеристика 15
1.3. Семейное воспитание, как фактор формирования самооценки подростков 21
2. Экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на самооценку подростка 26
2.1 Процедура и методы исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и самооценки 30
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 1. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)……42
Приложение 2. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей…………….45

Актуальность темы исследования состоит в том, что на современном этапе развития личностного развития человека достаточно глобальная роль отдается самооценке, в виду того, что она носит самопрезентабильный характер, который в свою очередь, является фундаментом, ориентирующим человека в окружающем мире и помогающем ему адаптироваться под ускоряющийся темп жизни. Родительское влияние в данном случае становится одним из первых формирующих звеньев для возникновения самооценки, потому что это именно их задача помогать ребенку на начальных этапах становления того же характера, чувства безопасности и надежности, тех или иных черт его личности, и, соответственно, самопрезентации.
Важно проследить, какой стиль воспитания оказывает воздействие на формирование той или иной самооценки.
Объект – стили воспитания
Предмет - взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков
Цель работы – изучить взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические представления о стилях семейного воспитания и их характеристиках в современной психологии.
2. Проанализировать значение стиля семейного воспитания для самооценки подростков.
3. Исследовать взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки подростков.
Гипотеза исследования: предполагаем, что определенный тип стиля поведения родителей, формирует высокую, низкую или нормальную самооценку.
Методологические основы работы. В психологических работах проблема самооценки подростков рассмотрена в отечественной психологии в исследованиях таких ученых, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, в зарубежной - У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и других. Исследователями рассматривались вопросы, связанные с развитием самооценки, ее структуры, функций, возможностей и закономерностей возникновения.
Методы исследования:
- Опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина)
- Проективная методика Дембо-Рубинштейна;
Теоретическая значимость моей исследовательской работы исследования заключается в том, что результаты изучения развития самооценки подростков дополняют имеющиеся научные данные в области формирования самооценки данной возрастной группы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, методы диагностики могут использоваться педагогами-психологами образовательных организаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Родительское отношение – один из главнейших факторов, влияющих на самооценку ребенка, в частности, подростка. Опираясь на множество исследований, под термином «родительское отношение» понимают примерно следующее: механизм, или комплекс чувственного, то есть эмоционально окрашенного отношения родителя к собственному чаду (в частности подростку), осознание и восприятие подростка родителем и вариантов взаимодействия с ним. Его роль состоит в заложении здоровых основ, устанавливающих самооценку подростка.
Одним из немаловажных факторов, помогающих создать гармоничную личность тинейджера, считаются такие воспитательные позиции, которые детерминируют общий образ воспитания. В изображении различных образов воспитания общепринятым является тот, где имеется уклон на ценностно-ориентационные установки родителей. В обобщенном изображении были представлены оптимальная и неоптимальная родительские установки.
Детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с иной - опосредуют формирование личности ребёнка. Данные отношения обнаруживаются в системе многообразных чувств, переживаний, манере общения родителей и подростков, поведенческих стереотипах, применяемых в данном общении.
Самооценка – это один из важнейших компонентов формирования и становления самосознания. То есть это понимание и внимание к собственной личности, своих биологических компонентов, интеллектуальных способностей, действий, целей и мотивов собственных поведенческих актов, осознание личного отношения к окружающей действительности, обществу в целом и к себе в частности.
Для диагностики оценки влияния родителей на формирование личности подростков нами были использованы следующие методики:
- Опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина);
- Проективная методика Дембо-Рубинштейна.
В результате проведения исследования были сформулированы следующие основные выводы.
Сравнивая показатели, которые были получены при изучении стилей воспитания в семье, можно сделать вывод, что в группе родителей преобладает количества семей, использующих авторитарный и смешанный стили воспитания, количество семей с демократическим стилем воспитания несущественоо.
Анализ результатов по опроснику родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина свидетельствуют о том, преобладающим отношением является кооперация. Чуть меньше проявляется «симбиоз» и «Принятие – отвержение».
Результаты диагностики подростков по проективной методике Дембо-Рубинштейн показало, что большую часть подростков со стилем воспитания принятие - отвержение составляет нормальная самооценка (66%). 34 % составляет повышенная. Большую часть подростков со стилем воспитания кооперация составляет нормальная самооценка (77%). 23 % составляет повышенная самооценка. Большую часть подростков со стилем воспитания симбиоз, имеют низкую самооценку (66%). 34 % составляет выраженно-низкая самооценка. Большую часть подростков с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку (60%). 40 % имеют выраженно-низкую самооценку. Все подростки со стилем воспитания маленький неудачник имеют низкую самооценку (100%).
Таким образом, можно сказать, что такие стили воспитания, как принятие - отвержение и кооперация формируют нормальную и повышенную самооценку. Остальные же стили (симбиоз, авторитарный стиль, маленький неудачник) преимущественно формируют низкую и выраженно-низкую самооценку. Следовательно симбиоз, авторитарный стиль, маленький неудачник являются негативными стилями воспитания для формирования самооценки.
Таким образом, гипотеза, что определенный тип стиля поведения родителей, формирует высокую, низкую или нормальную самооценку доказана.



1. Авдеева, Н.Н. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями [Текст] / Н.Н. Авдеева, Б.Я. Коффман // Современная зарубежная психология, 2019. - Т.8.- № 4. - С.69-78.
2. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка [Текст] / К. Аспер. – М.: Добросвет, 2008. – С.148-155
3. Барабанов, Д.Д. Взаимосвязь различных стилей родительского воспитания и мотивационных особенностей родителей [Текст] / Д.Д. Барабанов, О.Н.Рычкова // Живая психология. - 2018. - Т.5.- №3(19). - С. 245-256.
4. Бороздина Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых [Текст] / Л.В. Бороздина. - М.: ООО «Проект –Ф», 2009. – 204 с.
5. Бортов, Р.В. Семейные отношения [Текст] / Р.В. Бортов. - М.: Проспект, 2015. – 66 с.
6. Вдовина, М. В. Рекомендации по психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков / М.В. Вдовина, А.А. Максимова // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 703 - 705.
7. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию [Текст] / А.Я. Варга. - Н.Новгород, Нижегородский Гуманитарный Центр, 2012. - 40с.
8. Валявко, С.М. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии [Текст] / С.М. Валявко // Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии. – 2016. - № 20. - С. 21 - 29.
9. Войтко, В.Т. Проблема самооценки у школьников [Текст] / В.Т. Войтко // Психология, социология и педагогика. - 2018. - № 2. - С. 20-23.
10. Гавров, С. Н. Историческое изменение институтов семьи и брака [Текст] / С.Н. Гавров. — М.: МГУДТ, 2019. — 36 с.
11. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход. Учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Л.И. Гриценко . – М., 2008. – 540 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2011. – С. 121-125
13. Жокина, П. А. Анализ научных подходов к изучению самооценки и уверенности в себе в зарубежной психологии [Текст] / П.А. Жокина // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. научных статей. Ч. 2. - М.: МГПУ, 2016. - С. 46-59.
14. Зинченко, В. Большой психологический словарь [Текст] / ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. - 78 с.
15. Колесниченко, Е. А. Психологические проблемы современной российской семьи: В 3-х частях. - 2 часть [Текст] / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М.: Академия, 2009. – С. 236-244
16. Коробицына, Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей [Текст] / Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2017. – 133 с.
17. Морозов, В.Г. Социально-педагогические аспекты влияния стиля семейного воспитания на формирование характера подростка[Текст] / В.Г. Морозов // Научные горизонты, 2018. - №5 (9). - С.85-88
18. Основы семейного воспитания: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / под ред. В.П. Сергеевой. — Москва: Академия, 2015. — С. 78-100
19. Семенихина, Н. И. Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки [Текст] / Н.И. Семенихина // Перспективы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 21 -28.
20. Смахтина, Т. А. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрастет [Текст] / Т.А. Смахтина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. – 15-17 с.
21. Шемчук, А.А. Условия формирования позитивной самооценки в семье и её роль в регуляции поведения [Текст] / А.А. Шемчук, В.Р. Алгушаева // Вестник науки и образования, 2019. - №11-1(65). - С.112-114.
22. Шаяхметова, В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков [Текст] / В.К. Шаяхметова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 66–70.
23. Я - компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ