Взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков (Кемеровский государственный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 28 детей 8 «Б» класса.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 5
1. Проблема влияния стилей семейного воспитания на самооценку подростков в психолого-педагогических исследованиях 8
1.1 Понятие стилей семейного воспитания в современной психологии 8
1.2 Самооценка, как личностная характеристика 15
1.3. Семейное воспитание, как фактор формирования самооценки подростков 21
2. Экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на самооценку подростка 26
2.1 Процедура и методы исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и самооценки 30
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 1. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)……42
Приложение 2. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей…………….45
Выборка: 28 детей 8 «Б» класса.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 5
1. Проблема влияния стилей семейного воспитания на самооценку подростков в психолого-педагогических исследованиях 8
1.1 Понятие стилей семейного воспитания в современной психологии 8
1.2 Самооценка, как личностная характеристика 15
1.3. Семейное воспитание, как фактор формирования самооценки подростков 21
2. Экспериментальное исследование влияния стиля семейного воспитания на самооценку подростка 26
2.1 Процедура и методы исследования 26
2.2 Экспериментальное исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и самооценки 30
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 1. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)……42
Приложение 2. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей…………….45
Актуальность темы исследования состоит в том, что на современном этапе развития личностного развития человека достаточно глобальная роль отдается самооценке, в виду того, что она носит самопрезентабильный характер, который в свою очередь, является фундаментом, ориентирующим человека в окружающем мире и помогающем ему адаптироваться под ускоряющийся темп жизни. Родительское влияние в данном случае становится одним из первых формирующих звеньев для возникновения самооценки, потому что это именно их задача помогать ребенку на начальных этапах становления того же характера, чувства безопасности и надежности, тех или иных черт его личности, и, соответственно, самопрезентации.
Важно проследить, какой стиль воспитания оказывает воздействие на формирование той или иной самооценки.
Объект – стили воспитания
Предмет - взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков
Цель работы – изучить взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические представления о стилях семейного воспитания и их характеристиках в современной психологии.
2. Проанализировать значение стиля семейного воспитания для самооценки подростков.
3. Исследовать взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки подростков.
Гипотеза исследования: предполагаем, что определенный тип стиля поведения родителей, формирует высокую, низкую или нормальную самооценку.
Методологические основы работы. В психологических работах проблема самооценки подростков рассмотрена в отечественной психологии в исследованиях таких ученых, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, в зарубежной - У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и других. Исследователями рассматривались вопросы, связанные с развитием самооценки, ее структуры, функций, возможностей и закономерностей возникновения.
Методы исследования:
- Опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина)
- Проективная методика Дембо-Рубинштейна;
Теоретическая значимость моей исследовательской работы исследования заключается в том, что результаты изучения развития самооценки подростков дополняют имеющиеся научные данные в области формирования самооценки данной возрастной группы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, методы диагностики могут использоваться педагогами-психологами образовательных организаций.
Важно проследить, какой стиль воспитания оказывает воздействие на формирование той или иной самооценки.
Объект – стили воспитания
Предмет - взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков
Цель работы – изучить взаимосвязь стиля семейного воспитания и особенности самооценки подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические представления о стилях семейного воспитания и их характеристиках в современной психологии.
2. Проанализировать значение стиля семейного воспитания для самооценки подростков.
3. Исследовать взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки подростков.
Гипотеза исследования: предполагаем, что определенный тип стиля поведения родителей, формирует высокую, низкую или нормальную самооценку.
Методологические основы работы. В психологических работах проблема самооценки подростков рассмотрена в отечественной психологии в исследованиях таких ученых, как: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, в зарубежной - У. Джемс, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и других. Исследователями рассматривались вопросы, связанные с развитием самооценки, ее структуры, функций, возможностей и закономерностей возникновения.
Методы исследования:
- Опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина)
- Проективная методика Дембо-Рубинштейна;
Теоретическая значимость моей исследовательской работы исследования заключается в том, что результаты изучения развития самооценки подростков дополняют имеющиеся научные данные в области формирования самооценки данной возрастной группы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, методы диагностики могут использоваться педагогами-психологами образовательных организаций.
Родительское отношение – один из главнейших факторов, влияющих на самооценку ребенка, в частности, подростка. Опираясь на множество исследований, под термином «родительское отношение» понимают примерно следующее: механизм, или комплекс чувственного, то есть эмоционально окрашенного отношения родителя к собственному чаду (в частности подростку), осознание и восприятие подростка родителем и вариантов взаимодействия с ним. Его роль состоит в заложении здоровых основ, устанавливающих самооценку подростка.
Одним из немаловажных факторов, помогающих создать гармоничную личность тинейджера, считаются такие воспитательные позиции, которые детерминируют общий образ воспитания. В изображении различных образов воспитания общепринятым является тот, где имеется уклон на ценностно-ориентационные установки родителей. В обобщенном изображении были представлены оптимальная и неоптимальная родительские установки.
Детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с иной - опосредуют формирование личности ребёнка. Данные отношения обнаруживаются в системе многообразных чувств, переживаний, манере общения родителей и подростков, поведенческих стереотипах, применяемых в данном общении.
Самооценка – это один из важнейших компонентов формирования и становления самосознания. То есть это понимание и внимание к собственной личности, своих биологических компонентов, интеллектуальных способностей, действий, целей и мотивов собственных поведенческих актов, осознание личного отношения к окружающей действительности, обществу в целом и к себе в частности.
Для диагностики оценки влияния родителей на формирование личности подростков нами были использованы следующие методики:
- Опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина);
- Проективная методика Дембо-Рубинштейна.
В результате проведения исследования были сформулированы следующие основные выводы.
Сравнивая показатели, которые были получены при изучении стилей воспитания в семье, можно сделать вывод, что в группе родителей преобладает количества семей, использующих авторитарный и смешанный стили воспитания, количество семей с демократическим стилем воспитания несущественоо.
Анализ результатов по опроснику родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина свидетельствуют о том, преобладающим отношением является кооперация. Чуть меньше проявляется «симбиоз» и «Принятие – отвержение».
Результаты диагностики подростков по проективной методике Дембо-Рубинштейн показало, что большую часть подростков со стилем воспитания принятие - отвержение составляет нормальная самооценка (66%). 34 % составляет повышенная. Большую часть подростков со стилем воспитания кооперация составляет нормальная самооценка (77%). 23 % составляет повышенная самооценка. Большую часть подростков со стилем воспитания симбиоз, имеют низкую самооценку (66%). 34 % составляет выраженно-низкая самооценка. Большую часть подростков с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку (60%). 40 % имеют выраженно-низкую самооценку. Все подростки со стилем воспитания маленький неудачник имеют низкую самооценку (100%).
Таким образом, можно сказать, что такие стили воспитания, как принятие - отвержение и кооперация формируют нормальную и повышенную самооценку. Остальные же стили (симбиоз, авторитарный стиль, маленький неудачник) преимущественно формируют низкую и выраженно-низкую самооценку. Следовательно симбиоз, авторитарный стиль, маленький неудачник являются негативными стилями воспитания для формирования самооценки.
Таким образом, гипотеза, что определенный тип стиля поведения родителей, формирует высокую, низкую или нормальную самооценку доказана.
Одним из немаловажных факторов, помогающих создать гармоничную личность тинейджера, считаются такие воспитательные позиции, которые детерминируют общий образ воспитания. В изображении различных образов воспитания общепринятым является тот, где имеется уклон на ценностно-ориентационные установки родителей. В обобщенном изображении были представлены оптимальная и неоптимальная родительские установки.
Детско-родительские отношения, с одной стороны, выступают в качестве регуляторов поведения их участников, а с иной - опосредуют формирование личности ребёнка. Данные отношения обнаруживаются в системе многообразных чувств, переживаний, манере общения родителей и подростков, поведенческих стереотипах, применяемых в данном общении.
Самооценка – это один из важнейших компонентов формирования и становления самосознания. То есть это понимание и внимание к собственной личности, своих биологических компонентов, интеллектуальных способностей, действий, целей и мотивов собственных поведенческих актов, осознание личного отношения к окружающей действительности, обществу в целом и к себе в частности.
Для диагностики оценки влияния родителей на формирование личности подростков нами были использованы следующие методики:
- Опросник для родителей - ОРО (Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина);
- Проективная методика Дембо-Рубинштейна.
В результате проведения исследования были сформулированы следующие основные выводы.
Сравнивая показатели, которые были получены при изучении стилей воспитания в семье, можно сделать вывод, что в группе родителей преобладает количества семей, использующих авторитарный и смешанный стили воспитания, количество семей с демократическим стилем воспитания несущественоо.
Анализ результатов по опроснику родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина свидетельствуют о том, преобладающим отношением является кооперация. Чуть меньше проявляется «симбиоз» и «Принятие – отвержение».
Результаты диагностики подростков по проективной методике Дембо-Рубинштейн показало, что большую часть подростков со стилем воспитания принятие - отвержение составляет нормальная самооценка (66%). 34 % составляет повышенная. Большую часть подростков со стилем воспитания кооперация составляет нормальная самооценка (77%). 23 % составляет повышенная самооценка. Большую часть подростков со стилем воспитания симбиоз, имеют низкую самооценку (66%). 34 % составляет выраженно-низкая самооценка. Большую часть подростков с авторитарным стилем воспитания имеют низкую самооценку (60%). 40 % имеют выраженно-низкую самооценку. Все подростки со стилем воспитания маленький неудачник имеют низкую самооценку (100%).
Таким образом, можно сказать, что такие стили воспитания, как принятие - отвержение и кооперация формируют нормальную и повышенную самооценку. Остальные же стили (симбиоз, авторитарный стиль, маленький неудачник) преимущественно формируют низкую и выраженно-низкую самооценку. Следовательно симбиоз, авторитарный стиль, маленький неудачник являются негативными стилями воспитания для формирования самооценки.
Таким образом, гипотеза, что определенный тип стиля поведения родителей, формирует высокую, низкую или нормальную самооценку доказана.
Подобные работы
- Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА СТРАТЕГИЮ
ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ И ТИПОВ ПРИМЕНЯЕМЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Направленность личности подростков из неблагополучных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей
Дипломные работы, ВКР, юридическая психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021



