ГЛАВА 1. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ДОРОЖНОЙ
ОТРАСЛИ 7
1.1. ГИС-технологии в дорожном хозяйстве 7
1.2. Понятие об «умных» дорогах и интеллектуальных
транспортных системах 8
1.3. ГИС и «умные» дороги 12
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ «УМНОЙ» ДОРОГИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОДОРОГИ В С. ЛАРИЧИХА
ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА) 21
2.1. Физико-географическая характеристика территории
исследования 21
2.2. Характеристика строительных материалов 22
2.3. Проектирование «умной» дороги как линейного объекта 38
ГЛАВА 3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ГИС В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АВТОДОРОГИ В С. ЛАРИЧИХА ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА) 58
3.1. Разработка геоинформационного продукта на примере линейного объекта - автомобильной дороги 58
3.2. База данных и геоинформационное картографирование на примере «умной» дороги в с. Ларичиха Тальменского района 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 64
Актуальность исследования обусловлена тем, что существуют проблемы создания ГИС в дорожном строительстве, в частности, в Алтайском крае, вызванные слабой проработкой теоретических основ дорожно-строительного геоинформационного обеспечения, недостаточной оснащённостью техникой и соответствующим программным обеспечением, отсутствием достаточного опыта в других регионах России.
Однако, в ближайшей перспективе планируется создание геоинформационной системы (ГИС) дорожной сети Алтайского края под фидуциарным управлением Госкорпорации «Автодор». При эксплуатации автомобильных дорог на первый план выходит возможность ГИС тесно работать с атрибутивной информацией, хранящейся в базах данных; быстро находить объекты на карте и получать детальную информацию по ним; также получать наглядное представление о дорожной инфраструктуре по картам.
Одними из главных особенностей транспортных систем является широкий территориальный охват и линейная протяженность сетей, вследствие чего дорожно-транспортная сфера является одним из основных направлений применения ГИС-технологий. Инструментальные средства ГИС специально предназначена для работы с данными в географическом контексте. Поэтому ГИС являются оптимальной платформой для частных и комплексных решений в сфере транспорта, при решении задач управления транспортной инфраструктурой на основе единого универсального критерия - пространственной составляющей, которая присуща практически всем типам данных.
Объектом исследования является грунтовая дорога как линейный объект геоинформационной системы (на примере дороги в с. Ларичиха Тальменского района).
Предметом исследования служит разработка геоинформационного обеспечения дорожного строительства.
Целью исследования является: разработка геоинформационного продукта для дорожной отрасли.
Задачи исследования:
• проанализировать научное представление об информационных технологиях в дорожной отрасли;
• проанализировать понятие «умные дороги»;
• разработать геоинформационный продукт (ГИС) и создать базу данных для дорожного строительства на примере автодороги в с. Ларичиха Тальменского района Алтайского края.
Методы исследования: обзор литературных источников; инженерно-географический, геоинформационно-картографический.
Научная значимость данного исследования заключается в том, что уточняется определение «умных» дорог в региональном контексте Алтайского края. Впервые разрабатывается геоинформационный продукт для дорожной отрасли Алтайского края.
Практическая значимость состоит в возможности распространения опыта в Алтайском крае и других регионах России.
Применение ГИС в автодорожного хозяйства отрасли активно развивается. Это связано как с директивными указаниями органов управления, так и непосредственной необходимостью, обусловленной инновационными процессами и цифровизацией отрасли. Так, в ближайшее время будет создана ГИС дорожной сети под фидуциарным управлением Госкорпорации «Автодор». В связи с тем, что в последнее время при строительстве новых участков дороги все больше и больше инвестиций привлекалось по концессионному контракту, возникает необходимость создания геоинформационной системы, в частности, для контроля исполнения.
Созданную по такому принципу ГИС можно будет использовать как для принятия управленческих и инженерных решений концессионером, так и для информирования госкомпании об объекте концессионного соглашения с использованием информационной модели автомобильной дороги, уходя от бумажного документооборота. Безусловно, успешно функционировать и выполнять возложенные на нее задачи ГИС может лишь при условии своевременного и качественного обновления данных, которое следует обеспечить с участием, как заказчика, так и подрядчика - организаций, выполняющих строительно-монтажные работы.
Для полного раскрытия потенциала и расширения круга решаемых задач необходимо продолжить работу по интеграции ГИС с другими подсистемами, используемыми в организациях дорожного хозяйства.
Долгосрочная перспектива развития отрасли автомобильного транспорта, безусловно, должна быть инновационной, т.е. опираться на передовые достижения науки и техники. Хочется верить, что в ближайшем будущем мы все станем свидетелями повсеместного внедрения умных дорог, как в России, так и за рубежом.
В процессе исследования выполнен анализ научного представления о применении информационных технологий в дорожной отрасли; систематизированы наиболее перспективные направления и виды работ для цифровизации и геоинформационного картографирования.
Проанализировано понятие «умные» в контексте применении информационного инструментария и создания баз данных для геоинформационного картографирования;
Разработан геоинформационный продукт (геоинформационная карта по результатам данных физико-химического анализа) и создана первичная база данных состава и качества грунтов для дорожного строительства на примере автодороги в с. Ларичиха Тальменского района Алтайского края.