Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности мотивационной сферы взрослых лиц, занимающихся физической культурой

Работа №91393

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию мотивационной сферы взрослых лиц, занимающихся фитнесом 6
1.1. Мотив, мотивация и мотивационная сфера как психологические
категории 6
1.2. Психологические аспекты здорового образа жизни 14
1.3. Мотивация к занятиям физической культурой 26
Глава 2. Результаты исследования особенностей мотивационной сферы взрослых лиц, занимающихся фитнесом 36
2.1. Программа и методы исследования мотивационной сферы взрослых
лиц, занимающихся фитнесом 36
2.2. Анализ результатов исследования мотивационной сферы взрослых лиц,
занимающихся фитнесом 40
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложения

Актуальность выбранной темы состоит в том, что мотив является сложным психологическим образованием, представляющим, с одной стороны, основу любых совершаемых действий и поступков, основу любого типа поведения и активности, а с другой стороны - побуждение к достижению выбранной цели. Мотивы содержат в себе мощную регулирующую действия силу, что имеет высокую значимость в тренировочной и соревновательной деятельности.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) достаточная двигательная активность отмечается только у 20% женщин взрослого возраста и достоверно ниже, чем у мужчин [57]. При этом, недостаточная физическая активность женщин взрослого возраста, приводит к ухудшению адаптации аппарата кровообращения к различным воздействиям, к ослаблению моторно -висцеральных рефлексов,
выполняющие регулирующее влияние центральной нервной системы на функции внутренних органов. Это способствует нарушению регуляторных механизмов систем организма, особенно сердечно-сосудистой.
Занятия физической активностью оказывают общее профилактическое воздействие на организм человека, способствуют повышению уровня его здоровья, повышают устойчивость к действию неблагоприятных факторов внешней среды, содействуют отказу от вредных привычек, а расширение объема двигательных умений и формирование двигательных навыков позволяет существенно снизить риск бытового, производственного, уличного травматизма [38]. По мнению ВОЗ, оздоровительная физическая культура является процессом, направленным на всестороннюю помощь мужчинам и женщинам взрослого возраста, способствующим достижению ими максимально возможной физической полноценности [57].
Физическая культура и спорт являются своеобразной областью деятельности человека. Они имеют свой творческий характер, а также входят в систему видов деятельности и имеют немалое значение для развития и совершенствования личности человека. Спорт также предоставляет возможность приобретать незаменимый индивидуальный жизненный опыт, способствующий формированию особых жизненных систем ценностей, целей и установок.
Цель работы - изучить особенности мотивационной сферы взрослых лиц, занимающихся физической культурой.
Объект исследования - мотивация здоровья и здорового образа жизни.
Предмет исследования - особенности мотивационной сферы взрослых лиц, занимающихся физической культурой.
Гипотеза исследования: предполагается, что мотивация сфера взрослых лиц, занимающихся физической культурой, характеризуется высокими показателями осмысленности жизни, уверенностью контролировать события собственной жизни, удовлетворенностью жизнью в настоящем и своими достижениями в реализации жизненных планов; направленностью на себя; ориентировкой в ситуации, рациональным анализом, способностью к самоуправлению.
Задачи:
- охарактеризовать мотив, мотивацию и мотивационную сферу как психологические категории;
- определить особенности мотивации здоровья и здорового образа жизни;
- изучить мотивацию к занятиям физической культурой;
- провести эмпирическое исследование мотивационной сферы взрослых лиц, занимающихся фитнесом, и проанализировать результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили отечественные и зарубежные психологические концепции. Рассмотрением мотивации к занятиям физической культурой и спортом занимались М.В. Алаева, Л.Г. Битарова, А.С. Дамадаева, Н.В. Данилова, С.К. Летягина, О.А. Тимофеева, Н.С. Цикунова, И.А. Юров и др.
Используемые методы исследования. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, применялись:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме; обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных;
2. Эмпирический метод: методы психодиагностического исследования.
3. Методы математико-статистической обработки данных 81айзйеа 12.0.
База исследования. В исследовании участвовали 30 человек, 15 мужчин и 15 женщин в возрасте от 25 до 40 лет, занимающиеся физической культурой от 0,5 до 10 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения и двух глав: первая глава включает рассмотрение подходов к изучению особенностей мотивации в зарубежной и отечественной литературе, включает рассмотрение особенностей проявления мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, их психологических. Вторая глава включает результаты эмпирического исследования. Также работа включает заключение, список использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мотивационная психология очень сложна по сравнению с другими областями психологии, я наполнена опытом многих практиков и теоретиков. Это отличные , но не упорядоченные теории и эксперименты. На сегодняшний день более пятидесяти мотивационных теорий были разработаны на основе тысяч эмпирических исследований. Мотивация была предметом многих публикаций отечественных и зарубежных
исследователей. Прове денный анализ теоретических источников пока зал, что наиболее важным объяснение м понятия мотивации в отдельных теориях является точка зрения, которая превалирует в развитии психологии в определенный исторический период.
Среди многочисленных, выявленных и обобщённых отечественными и зарубежными теоретиками и практиками дефинитивных характеристик понятия здоровья можно прийти к заключению, что указанный феномен рассматривается как динамическое состояние жизнедеятельности человека , которое определяется поддержкой гомеостаза , самосохранением и самосовершенствованием соматического и психического состояния при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной адаптации к изменениям окружающей среды, использованием резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипными потребностями и возможностями выполнения биологических (в частности репродуктивных) и социальных функций. При этом одной из определяющих составляющих рассматриваемого понятия выступает концепция целостности индивида , в основе которой лежит принцип взаимосвязанности и
взаимообусловленности, что даёт на м основание изучать
биопсихосоциальную природу человека как сложную, открытую для изменений систему, способную к саморегуляции не только на физическом (клеточном), но и на социальном (семья, общество) уровне .


1. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ИИ РАИ, 1997. С.56-74.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М.: МПСИ, 1999. 224 с.
3. Алаева М.В., Корнишина Р.В. Изучение мотивационной сферы спортсменов // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2015. № 1. С. 7-11.
4. Апайчев А. Мотивационные предпочтения в выборе двигательной активности мужчин // Теория и методика физического воспитания и спорта. 2015. №3. С. 35-40.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы
общепсихологического анализа. М.: Смысл. 2001. 416 с.
6. Битарова Л.Г., Максименко В.Д. Духовный кризис современного общества и формирование мотиваций в спорте высших достижений // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2019. Т. 1. С. 40-44.
7. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании). М.: Инфра-М, 2017. 144 с.
8. Большунова Н.Я. Социокультурное развитие студентов педагогического вуза // Мотивационное пространство воспитательной работы педагогического вуза: Сб. науч. ст. Новосибирск: НГПУ, 2001. С. 6-12.
9. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: НГПУ, 2005. 324 с.
10. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации (по результатам социологических исследований). М.: Советский спорт, 2013. 144 с.
11. Гинзбург И.А. Валеологическое образование взрослых: личность в культуре и культура в личности // Образование и саморазвитие. 2010. Т. 2. № 18. С. 108-114.
12. Гожин В.В. Значимость и особенности психологической подготовки юных спортсменов на начальном этапе специализации в восточных единоборствах // Детский тренер. 2015. № 2. С. 10-15.
13. Дамадаева А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 12 (70). С. 58-63.
14. Дамадаева А.С. Гендерные исследования в спортивной психологии // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 40-49.
15. Дамадаева А.С. Специфика гендерной дифференциации личности в спорте // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 10 (68). С. 35-39.
16. Данилова Н.В., Яндукина О.А. Спортивная психология. Проблемы мотивации в спортивной деятельности // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 523-526.
17. Дергач Е.А. Педагогическое обеспечение процесса перехода спортсменов-юношей в спорт высших достижений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Красноярск, 2016. 23 с.
18. Деркач А.А. Проблемы смысла жизни // Вопросы психологии 1999. № 1. С. 119-125.
19. Еганов А.В. Влияние занятий спортом на психическое здоровье мужчин // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1 -1. С. 107-110.
20. Еганов А.В. Психолого-педагогическая проблема направленности воздействия на укрепление и сохранение психического здоровья студентов в процессе занятий физической культурой и спортом // Вестник Южно¬Уральского государственного университета. 2012. № 8 (267), Вып 30. С. 12¬17.
21. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2002. 240 с.
22. Иашвили М. В., Абаскалова Н.П. Физиологические основы здоровья. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 351 с.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
25. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во
Московского ун-та, 1971. 38 с.
26. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. 264 с.
27. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. 64 с.
28. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т.21. №1. С. 15-25.
29. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
30. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 2005. 16 с.
31. Летягина С.К. Гендерные особенности спортивной мотивации и психической надежности спортсменов // В сборнике: XXV Страховские чтения Материалы Всероссийской научной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ. Под редакцией М.С. Ткачевой. 2017. С. 148-152.
32. Лукьяшко А.Г. Использование физкультурно-оздоровительных технологий для коррекции функционального состояния женщин 20-30 лет в условиях оздоровительного центра // Психолого-педагогические и физиологические аспекты построения физкультурно-оздоровительных программ и обеспечения их безопасности. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. С. 117-123.
33. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. 478 с.
34. Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исслед. 2011. № 8 С. 293-298
35. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
36. Оллпорт Г. В. Личность в психологии. М.: КСП+, 1998. 345 с.
37. Райзберг БА. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2007. 495 с.
38. Степанова Г.А. Основные тенденции формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта // Научный медицинский вестник Югры. 2012. №1 -2. С. 257-261.
39. Столяров В.И. Инновационные игровые формы организации физкультурно-спортивной деятельности: монография . Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2017. 404 с.
40. Столяров В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт): монография. М.: РУСАЙНС, 2017. Ч. 2. 194 с.
41. Столяров В.И. Новая российская модель массового спорта - спорт для здоровья и рекреации (концепция, опыт реализации, значение): монография. Смоленск: ООО «Принт-Экспресс», 2019. 478 с.
42. Столяров В.И., Орешкин М.М., Баринов С.Ю. Субъективные факторы мотивации и барьеров физкультурно-спортивной активности населения (социологический анализ) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 381-389.
43. Столяров В.И. Основы социологии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека: монография. М.: РУСАЙНС, 2017. 358 с.
44. Столяров В.И. Современные проблемы физкультурно -
спортивной активности дошкольников: социологический анализ:
монография. М.: Спорт, 2019. 320 с.
45. Столяров В.И. Теоретико-методологические основы
инновационной системы физкультурно-спортивной работы со студентами: монография. М.: Анкил, 2016. 285 с.
46. Татьянкин В.М. Пример разработки тренировочной программы занятий фитнесом женщин взрослого возраста для достижения синергетического эффекта // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. Т. 2. № 4 (6). С. 289-291.
47. Тимофеева О.А. Деятельность тренера как фактор влияния на мотивацию спортсменов разного возраста // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 9 (27). С. 108-110.
48. Тимофеева О.А. Половозрастные особенности средовых факторов мотивации спортсменов // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 9 (25). С. 377¬379.
49. Уткин Э.Л. Кочеткова Л.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: Акалис, 2016. 206 с.
50. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
51. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. 860 с.
52. Цикунова Н.С. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 19 с.
53. Черепов Е.А. Содействие сохранению психического здоровья подростков в процессе физического воспитания в школе // Вестник ЮУрГУ. 2013. № 1(13). С. 9-16.
54. Чермит К.Д. Формирование базовой физической культуры как ресурса сохранения здоровья участников образовательного процесса // Здоровьесберсгаюшее образование. 2010. № 1(5). С. 88-90.
55. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, 2004. 416 с
56. Юров И.А. Мотивация спортсменов: гендерный и
квалификационный аспекты // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 3. С. 186 - 189.
57. World health organization. Physical activity. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.who. int/gho/ncd/risk_factors/physical_activity_text/en (дата обращения 02.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ