Взаимосвязь субъектности и тревожности студентов как предикторы планирования будущего
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение субъектности студентов с высоким уровнем тревожности для планирования будущего 6
1.1 Понятие субъектности студентов 6
1.2 Понятие тревожности студентов 15
1.3 Субъектность студентов с высоким уровнем тревожности для
планирования будущего 24
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи субъектности
и тревожности как предикторов планирования будущего 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ констатирующего этапа эксперимента по исследованию взаимосвязи субъектности и тревожности студентов как предикторов
планирования будущего 37
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 53
Глава 1 Теоретическое изучение субъектности студентов с высоким уровнем тревожности для планирования будущего 6
1.1 Понятие субъектности студентов 6
1.2 Понятие тревожности студентов 15
1.3 Субъектность студентов с высоким уровнем тревожности для
планирования будущего 24
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи субъектности
и тревожности как предикторов планирования будущего 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ констатирующего этапа эксперимента по исследованию взаимосвязи субъектности и тревожности студентов как предикторов
планирования будущего 37
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 53
Проблема субъектности становится актуальной для психологии, учитывая возросший интерес исследователей к личности, ее трансформации, внутреннему изменению, формированию в процессе прохождения жизненного пути. Личность, которая развивается в контексте обусловленного ею социокультурного пространства и исторической эпохи, будет иметь определенные, свойственные ей, взгляды, ценности, нормы, мировоззрение, мораль. Поэтому, наряду с понимаемым понятием личности, и в психологии появляется категория субъектности, но при этом пока наблюдается отсутствие единого понимания, что рождает некую терминологическую путаницу. Но в самом общем определении субъектность - это свойство личности, которое возникает на определенном этапе ее развития в виде проявления способности быть субъектом.
При этом, личность, как субъект, несёт в себе такое свойство как тревожность, которая является индивидуальной психологической особенностью, проявляющейся в склонности человека переживать частые и интенсивные состояния тревоги, или же в низком пороге его возникновения. По сути, тревожность имеет природную основу, чаще всего будет складываться прижизненно, вследствие воздействия факторов, имеющих социальный и личностный характер. Тревожность может возникать из внутренних конфликтов, носящих преимущественно самооценочный характер.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, в связи с возросшим напряжением в обществе, тревожность, будучи показателем неблагополучного личностного развития, оказывает отрицательное влияние на субъектность личности. Ведь тревожность может стать предвестником невротического расстройства. А для студентов вузов важна взаимосвязь субъектности и тревожности при планировании будущего.
Объект исследования - субъектность студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь субъектности и тревожности студентов как предикторы планирования будущего.
Цель исследования - выявление взаимосвязи субъектности и тревожности студентов для планирования будущего.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие субьектности студентов;
- проанализировать понятие тревожности студентов;
- дать описание субьектности студентов с высоким уровнем тревожности для планирования будущего.
Гипотеза: субъектность и тревожность студентов вуза оказывают разное влияние на планирование будущего.
Теоретико-методологические основания исследования. Основой исследования субъектности стали работы всеми признанных авторов, внесших своё понимание данного понятия, таких как К.А. Абульханова, Е.Н. Азлецкая, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бондарева, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Л.С. Выготский, М.В. Исаков, Л.В. Левицкая, Ф.Г. Мухаметзянова, В.И. Слободчиков, Ю.А. Смирнов, Т.А. Ольховая, С.Л. Рубинштейн, и др.
Понятие тревожности исследовалось с помощью таких авторов, как
A. Г. Александров, Е.А. Горшков, Л.И. Демидова, А.М. Прихожан, Р.Е. Тарасова, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, К. Хорни и др.
Вопросы изучения будущего студентов вуза изучаются посредством проведения исследовательских работ такими авторами, как: И.Н. Астафьева,
B. И. Астахова, Р.А. Ахмеров, Е.Н. Вань, Е.И. Головаха, Е.В. Киселева, Ж. Нюттен, Е.В. Разгоняева, В.Э. Чудновский и др.
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по предмету исследования.
- психологическая диагностика:
Опросник субъектности М.В. Исакова,
Опросник тревожности Спилбергера Ханина,
Опросник стили саморегуляции поведения (шкала планирования) В.И Моросановой;
- сравнение средних значений
Выборка: студенты второго и третьего курса в количестве 74 человека. Возраст испытуемых: 18-20 лет.
Изученность проблемы. В ходе исследования выяснилось, что по отдельности проблема субъектности и тревожности изучаются довольно многими исследователями, причем, начиная с прошлого века. Но современники уделяют не достаточно внимания проблеме субъектности студентов с повышенным уровнем тревожности, тем более связанной с планированием будущего.
При этом, личность, как субъект, несёт в себе такое свойство как тревожность, которая является индивидуальной психологической особенностью, проявляющейся в склонности человека переживать частые и интенсивные состояния тревоги, или же в низком пороге его возникновения. По сути, тревожность имеет природную основу, чаще всего будет складываться прижизненно, вследствие воздействия факторов, имеющих социальный и личностный характер. Тревожность может возникать из внутренних конфликтов, носящих преимущественно самооценочный характер.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, в связи с возросшим напряжением в обществе, тревожность, будучи показателем неблагополучного личностного развития, оказывает отрицательное влияние на субъектность личности. Ведь тревожность может стать предвестником невротического расстройства. А для студентов вузов важна взаимосвязь субъектности и тревожности при планировании будущего.
Объект исследования - субъектность студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь субъектности и тревожности студентов как предикторы планирования будущего.
Цель исследования - выявление взаимосвязи субъектности и тревожности студентов для планирования будущего.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие субьектности студентов;
- проанализировать понятие тревожности студентов;
- дать описание субьектности студентов с высоким уровнем тревожности для планирования будущего.
Гипотеза: субъектность и тревожность студентов вуза оказывают разное влияние на планирование будущего.
Теоретико-методологические основания исследования. Основой исследования субъектности стали работы всеми признанных авторов, внесших своё понимание данного понятия, таких как К.А. Абульханова, Е.Н. Азлецкая, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бондарева, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Л.С. Выготский, М.В. Исаков, Л.В. Левицкая, Ф.Г. Мухаметзянова, В.И. Слободчиков, Ю.А. Смирнов, Т.А. Ольховая, С.Л. Рубинштейн, и др.
Понятие тревожности исследовалось с помощью таких авторов, как
A. Г. Александров, Е.А. Горшков, Л.И. Демидова, А.М. Прихожан, Р.Е. Тарасова, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, К. Хорни и др.
Вопросы изучения будущего студентов вуза изучаются посредством проведения исследовательских работ такими авторами, как: И.Н. Астафьева,
B. И. Астахова, Р.А. Ахмеров, Е.Н. Вань, Е.И. Головаха, Е.В. Киселева, Ж. Нюттен, Е.В. Разгоняева, В.Э. Чудновский и др.
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по предмету исследования.
- психологическая диагностика:
Опросник субъектности М.В. Исакова,
Опросник тревожности Спилбергера Ханина,
Опросник стили саморегуляции поведения (шкала планирования) В.И Моросановой;
- сравнение средних значений
Выборка: студенты второго и третьего курса в количестве 74 человека. Возраст испытуемых: 18-20 лет.
Изученность проблемы. В ходе исследования выяснилось, что по отдельности проблема субъектности и тревожности изучаются довольно многими исследователями, причем, начиная с прошлого века. Но современники уделяют не достаточно внимания проблеме субъектности студентов с повышенным уровнем тревожности, тем более связанной с планированием будущего.
Таким образом, основываясь на теоретико-методологического осмыслении тревожного состояния как сложного чувства, связанного с прохождением студентами социально-психологической адаптации, было спланировано и проведено эмпирическое исследование, позволяющее выявить особенности динамики уровня тревожности у юношей и девушек в возрасте от 18 до 20 лет. В работе изучены особенности переживания тревожности студентами, выявлены различия в динамике переживания тревожности юношами и девушками, разработаны методические рекомендации по психологическому сопровождению студентов, испытывающих тревожное состояние.
Показано, что существует взаимосвязь между параметрами переживания тревожного состояния и факторами социально - психологической адаптации студентов.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Тревожность является индивидуальной психологической особенностью, которая проявляется в тяготении человека к частому переживанию сильной тревоги по незначительным поводам. Это понятие анализируется либо в составе личностного образования, либо связанное с особенностью темперамента, либо, как и то и другое вместе.
2. Субъектность студента - это его привилегия, так как если он её достигает во время обучения в вузе, он может рассчитывать на востребованность и использование им тех научных знаний в виде методологических и технологических возможностей, которые получены в ходе его образования и профессии.
3. Существуют отличия в переживании тревожности студентами, обучающимися на различных этапах. Для первокурсников в большинстве случаев будет высокий уровень тревоги, потому что он связан с новым типом обучения, проживания, и первыми непривычными экзаменами. Для студентов-выпускников повышенный уровень тревожности связан со сдачей государственных экзаменов и работой над дипломным проектом. Но для большинства выпускников высокий уровень тревожности - это проблема трудоустройства, характерная для многих студентов.
4. Неумение принимать страхи в студенческом периоде жизни может стать социально-психологической проблемой, так как студентами не допускается, что в процессе обучения, или в последующем, активная адаптированность к таким социальным условиям, которые личность может выразить посредством проявления профессиональных и личностных качеств, которые как бы обеспечивают сиюминутное овладение профессиональными способностями и быть конкурентоспособным на рынке труда. Страх, связанный с наступлением будущего причисляется к группе экзистенциальных страхов, то есть отличительная особенность - это страх перед неизвестностью. Большинство студенческих страхов - это опасение перед новыми, неизвестными требованиями жизни, но это опасение необходимо принимать для себя как следующую стадию развития.
5. Имеется динамика показателей, связанных с субъектностью студентов. Старшекурсники обладают более высоким уровнем общей субъектности, у них более осмысленная жизнь, что отображается в необходимой самореализации. Нужно проводить отслеживание особенностей проявления субъектности в предопределенный возрастной период, заинтересованность в своевременном развитии субъектности, обязательно, в ходе учебной и профессиональной деятельности.
Задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза подтверждена, цель работы достигнута.
Показано, что существует взаимосвязь между параметрами переживания тревожного состояния и факторами социально - психологической адаптации студентов.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Тревожность является индивидуальной психологической особенностью, которая проявляется в тяготении человека к частому переживанию сильной тревоги по незначительным поводам. Это понятие анализируется либо в составе личностного образования, либо связанное с особенностью темперамента, либо, как и то и другое вместе.
2. Субъектность студента - это его привилегия, так как если он её достигает во время обучения в вузе, он может рассчитывать на востребованность и использование им тех научных знаний в виде методологических и технологических возможностей, которые получены в ходе его образования и профессии.
3. Существуют отличия в переживании тревожности студентами, обучающимися на различных этапах. Для первокурсников в большинстве случаев будет высокий уровень тревоги, потому что он связан с новым типом обучения, проживания, и первыми непривычными экзаменами. Для студентов-выпускников повышенный уровень тревожности связан со сдачей государственных экзаменов и работой над дипломным проектом. Но для большинства выпускников высокий уровень тревожности - это проблема трудоустройства, характерная для многих студентов.
4. Неумение принимать страхи в студенческом периоде жизни может стать социально-психологической проблемой, так как студентами не допускается, что в процессе обучения, или в последующем, активная адаптированность к таким социальным условиям, которые личность может выразить посредством проявления профессиональных и личностных качеств, которые как бы обеспечивают сиюминутное овладение профессиональными способностями и быть конкурентоспособным на рынке труда. Страх, связанный с наступлением будущего причисляется к группе экзистенциальных страхов, то есть отличительная особенность - это страх перед неизвестностью. Большинство студенческих страхов - это опасение перед новыми, неизвестными требованиями жизни, но это опасение необходимо принимать для себя как следующую стадию развития.
5. Имеется динамика показателей, связанных с субъектностью студентов. Старшекурсники обладают более высоким уровнем общей субъектности, у них более осмысленная жизнь, что отображается в необходимой самореализации. Нужно проводить отслеживание особенностей проявления субъектности в предопределенный возрастной период, заинтересованность в своевременном развитии субъектности, обязательно, в ходе учебной и профессиональной деятельности.
Задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза подтверждена, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Взаимосвязь психологического благополучия с личностными характеристиками (Новосибирский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция нервно-психического напряжения у
студентов с низким уровнем саморегуляции средствами БОС-тренинга
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное исследование социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у студентов 1-го и 3-го курсов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-
СТРАТЕГИЙ СПОРТСМЕНОВ КОМАНДНЫХ ВИДОВ
СПОРТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХИЧЕСКОЙ
НАДЕЖНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020



