Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь субъектности и тревожности студентов как предикторы планирования будущего

Работа №91390

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение субъектности студентов с высоким уровнем тревожности для планирования будущего 6
1.1 Понятие субъектности студентов 6
1.2 Понятие тревожности студентов 15
1.3 Субъектность студентов с высоким уровнем тревожности для
планирования будущего 24
Глава 2 Экспериментальное исследование взаимосвязи субъектности
и тревожности как предикторов планирования будущего 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ констатирующего этапа эксперимента по исследованию взаимосвязи субъектности и тревожности студентов как предикторов
планирования будущего 37
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 53

Проблема субъектности становится актуальной для психологии, учитывая возросший интерес исследователей к личности, ее трансформации, внутреннему изменению, формированию в процессе прохождения жизненного пути. Личность, которая развивается в контексте обусловленного ею социокультурного пространства и исторической эпохи, будет иметь определенные, свойственные ей, взгляды, ценности, нормы, мировоззрение, мораль. Поэтому, наряду с понимаемым понятием личности, и в психологии появляется категория субъектности, но при этом пока наблюдается отсутствие единого понимания, что рождает некую терминологическую путаницу. Но в самом общем определении субъектность - это свойство личности, которое возникает на определенном этапе ее развития в виде проявления способности быть субъектом.
При этом, личность, как субъект, несёт в себе такое свойство как тревожность, которая является индивидуальной психологической особенностью, проявляющейся в склонности человека переживать частые и интенсивные состояния тревоги, или же в низком пороге его возникновения. По сути, тревожность имеет природную основу, чаще всего будет складываться прижизненно, вследствие воздействия факторов, имеющих социальный и личностный характер. Тревожность может возникать из внутренних конфликтов, носящих преимущественно самооценочный характер.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время, в связи с возросшим напряжением в обществе, тревожность, будучи показателем неблагополучного личностного развития, оказывает отрицательное влияние на субъектность личности. Ведь тревожность может стать предвестником невротического расстройства. А для студентов вузов важна взаимосвязь субъектности и тревожности при планировании будущего.
Объект исследования - субъектность студентов.
Предмет исследования - взаимосвязь субъектности и тревожности студентов как предикторы планирования будущего.
Цель исследования - выявление взаимосвязи субъектности и тревожности студентов для планирования будущего.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие субьектности студентов;
- проанализировать понятие тревожности студентов;
- дать описание субьектности студентов с высоким уровнем тревожности для планирования будущего.
Гипотеза: субъектность и тревожность студентов вуза оказывают разное влияние на планирование будущего.
Теоретико-методологические основания исследования. Основой исследования субъектности стали работы всеми признанных авторов, внесших своё понимание данного понятия, таких как К.А. Абульханова, Е.Н. Азлецкая, Б.Г. Ананьев, Н.А. Бондарева, А.В. Брушлинский, Е.Н. Волкова, Л.С. Выготский, М.В. Исаков, Л.В. Левицкая, Ф.Г. Мухаметзянова, В.И. Слободчиков, Ю.А. Смирнов, Т.А. Ольховая, С.Л. Рубинштейн, и др.
Понятие тревожности исследовалось с помощью таких авторов, как
A. Г. Александров, Е.А. Горшков, Л.И. Демидова, А.М. Прихожан, Р.Е. Тарасова, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, К. Хорни и др.
Вопросы изучения будущего студентов вуза изучаются посредством проведения исследовательских работ такими авторами, как: И.Н. Астафьева,
B. И. Астахова, Р.А. Ахмеров, Е.Н. Вань, Е.И. Головаха, Е.В. Киселева, Ж. Нюттен, Е.В. Разгоняева, В.Э. Чудновский и др.
Методы исследования:
- анализ и синтез литературы по предмету исследования.
- психологическая диагностика:
Опросник субъектности М.В. Исакова,
Опросник тревожности Спилбергера Ханина,
Опросник стили саморегуляции поведения (шкала планирования) В.И Моросановой;
- сравнение средних значений
Выборка: студенты второго и третьего курса в количестве 74 человека. Возраст испытуемых: 18-20 лет.
Изученность проблемы. В ходе исследования выяснилось, что по отдельности проблема субъектности и тревожности изучаются довольно многими исследователями, причем, начиная с прошлого века. Но современники уделяют не достаточно внимания проблеме субъектности студентов с повышенным уровнем тревожности, тем более связанной с планированием будущего.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, основываясь на теоретико-методологического осмыслении тревожного состояния как сложного чувства, связанного с прохождением студентами социально-психологической адаптации, было спланировано и проведено эмпирическое исследование, позволяющее выявить особенности динамики уровня тревожности у юношей и девушек в возрасте от 18 до 20 лет. В работе изучены особенности переживания тревожности студентами, выявлены различия в динамике переживания тревожности юношами и девушками, разработаны методические рекомендации по психологическому сопровождению студентов, испытывающих тревожное состояние.
Показано, что существует взаимосвязь между параметрами переживания тревожного состояния и факторами социально - психологической адаптации студентов.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Тревожность является индивидуальной психологической особенностью, которая проявляется в тяготении человека к частому переживанию сильной тревоги по незначительным поводам. Это понятие анализируется либо в составе личностного образования, либо связанное с особенностью темперамента, либо, как и то и другое вместе.
2. Субъектность студента - это его привилегия, так как если он её достигает во время обучения в вузе, он может рассчитывать на востребованность и использование им тех научных знаний в виде методологических и технологических возможностей, которые получены в ходе его образования и профессии.
3. Существуют отличия в переживании тревожности студентами, обучающимися на различных этапах. Для первокурсников в большинстве случаев будет высокий уровень тревоги, потому что он связан с новым типом обучения, проживания, и первыми непривычными экзаменами. Для студентов-выпускников повышенный уровень тревожности связан со сдачей государственных экзаменов и работой над дипломным проектом. Но для большинства выпускников высокий уровень тревожности - это проблема трудоустройства, характерная для многих студентов.
4. Неумение принимать страхи в студенческом периоде жизни может стать социально-психологической проблемой, так как студентами не допускается, что в процессе обучения, или в последующем, активная адаптированность к таким социальным условиям, которые личность может выразить посредством проявления профессиональных и личностных качеств, которые как бы обеспечивают сиюминутное овладение профессиональными способностями и быть конкурентоспособным на рынке труда. Страх, связанный с наступлением будущего причисляется к группе экзистенциальных страхов, то есть отличительная особенность - это страх перед неизвестностью. Большинство студенческих страхов - это опасение перед новыми, неизвестными требованиями жизни, но это опасение необходимо принимать для себя как следующую стадию развития.
5. Имеется динамика показателей, связанных с субъектностью студентов. Старшекурсники обладают более высоким уровнем общей субъектности, у них более осмысленная жизнь, что отображается в необходимой самореализации. Нужно проводить отслеживание особенностей проявления субъектности в предопределенный возрастной период, заинтересованность в своевременном развитии субъектности, обязательно, в ходе учебной и профессиональной деятельности.
Задачи, поставленные в работе, выполнены, гипотеза подтверждена, цель работы достигнута.



1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. - М.: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Абульханова, К.А. Ретроспектива и перспектива / К.А. Абульханова, С.Л.Рубинштейн // Проблема субъекта в психологической науке. - М. : Акад. проект, 2000.
3. Азлецкая, Е. Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: дис... канд. псих. Наук / Е.Н. Азлецкая. - М., 2001. - 215 с.
4. Александров, А.Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А.Г. Александров, П.И. Лукьянёнок .
- Новосибирск: НОУ «Сибирский институт современной практической психологии», 2012.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: ПИТЕР, 2001. - 282 с.
6. Анненкова, Н.В. Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса/ Н.В. Анненкова// Проблемы психологии и педагогики. - 2008. - №4. - С. 111-113.
7. Астафьева, И.Н. Виды жизненных планов и их индивидуально - психологические детерминанты у студентов- выпускников / И.Н. Астафьева. - Ростов - н/Д, 2011. - С.9.
8. Астахова, В.И. Студент XXI века: его сущностные черты и характерные особенности / В.И. Астахова // Alma Mater. - 2010. - №8. - С. 60-63.
9. Ахмеров, Р. А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания / Р. А. Ахмеров // В мире научных открытий. - 2013. - №7.3(43). - С. 190-220.
10. Богданович, Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: дис... канд. псих. наук / Н.В. Богданович. - М., 2004. - 156 с.
11. Бондарева, Н.А. Влияние тревожного состояния студента на обучние в вузе / Н. А. Бондарева. - Воронеж, 2014.
12. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированный подход как
технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист. - 2003. - №2. - С.2-6.
13. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учеб. Пособие / Г. В. Бороздина. - М.: ИНФА - М, 1998. - 222 с.
14. Брушлинский, А.В. Психология субъекта / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. Т.24. - 2003. - №2. - С.15-17.
15. Вань, Е.Н. Представления о будущем как предмет психологического исследования / Е.Н. Вань // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 5.
16. Витковская, М.И. Страхи как предмет социологического исследования / М.И. Витковская // Материалы конференция молодых ученых, посвященная Дню науки 17 февраля. - М.: РУДН, 2002.
17. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: учеб. Пособие для вузов / Б.С. Волков. - М.: Трикса, 2006. -256 с.
18. Воронкина, Л.Б. Учебная деятельность как возможность формирования субъектности / Л.Б. Воронкина // XXI век: психология в век психологии. Материалы VI Зимней научно-практической сессии. - Пятигорск: ПГЛУ, 2005. - С. 153-158.
19. Гинзбург, М.Р. Мир психологии и психология в мире: научно-методический журнал академии педагогических и социальных наук / ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 1995. - №3 июль-сентябрь. - С. 21-28.
20. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1984.
21. Городилова, Е.Н. (Расторгуева Е.Н.) Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Городилова. - Пермь: Пермский гос. ун-т, 2002. - 199 с.
22. Горшков, Е. А. Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе / Е. А. Горшков, Л. Д. Коротина // Молодой ученый. - 2015. - №23.2. - С. 46-51.
23. Демидова, Л.И. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности / Л.И. Демидова, О.И. Кашник, А.А. Брызгалина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 12(35). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2013.
24. Деркач, А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход / А.А. Деркач. - М.: РАГС, 2010. - 240 с.
25. Душков, Б. А. Психология человекознания / Б. А. Душков. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 480 с.
26. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. - СПб.: Изд-во «Речь», 2007. - 256 с.
27. Ивлева, Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: автореф. дис. канд. психол. наук / Ф.Г. Ивлева. - Казань: Казанский гос. ун-т, 2000. - 22 с.
28. Исаков, М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: дис... канд. псих. наук / М.В. Исаков. - М., 2008. - 242 с.
29. Катыгин, Ю. А. Связь тревожности как свойства личности с
некоторыми психологическими характеристиками / Ю. А. Катыгин, В. П. Умнов // Психофизиология. - Л., 1979. - С. 46-49.
30. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. В. Киселева. - Вологда: Легия, 2010.
31. Кон, И. Психология ранней юности / И. Кон. М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
32. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е. Ю. Коржова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 336 с.
33. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб., 2001.
34. Левицкая, Л.В. Субъектная позиция личности как этап на пути к профессиональной самореализации студенческой молодёжи / Л.В. Левицкая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4066-4070.
35. Ленглер, О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические
основы / О.А. Ленглер // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С. 440-442.
36. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения - ССП- 98» / В.И.Моросанова // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.
37. Мухаметзянова, Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: дис. . д-ра. пед. Наук / Ф.Г. Мухаметзянова. - Киров, 2002. - 422 с.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб.для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
39. Нюттен, Ж. Мотивация, действие, перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М., 2004.
40.Ольховая, Т.А. Становление субъектности студентов как показатель качества современного университетского образования. Автореф. дис... канд. псих. наук / Т.А. Ольховая. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007.
41. Пак, Л.Г. Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза / Л.Г. Пак // Казанский психологический журнал. - 2009. - №7-8. - С. 27.
42. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М.: Моск-й психолого- социологический институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
43. Прихожан, А. М. Причины, пофилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование . 1998. - №2. - С. 21-29.
44. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности
[Текст]/ Под ред. Г.С. Никифоровой. - СПб, 1991.
45. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]/ Под ред. Л.В. Куликова. - СПб, 2002. - 480 с.
46. Разгоняева, Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Разгоняева. - Барнаул, 2004. - 175 с.
47. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997.
- 191 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2003. -512 с.
49. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
50. Сайко, Э.В. Человек как субъект культуры / Отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Наука, 2002. - 445 с.
51. Сагалакова, О. А. Социальные страхи и социофобии / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев. - Томск: Изд-во том. Ун-та, 2007.
52. Сараева, Н.М. Уровень субъектности студентов в учебной деятельности по результатам самооценки / Н.М. Сараева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2.
53. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Сенько. - М.: Академия, 2000. - 240 с.
54. Слободчиков, В.И. Выявление и категориальный анализ структуры индивидуально деятельности / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000. - №2.- С. 42-52.
55. Смирнов, Ю.А. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной треожности: автореф. дис. канд псих. наук / Ю. А. Смирнов. - М., 2007. -34 с.
56. Сороковых, Г.В. Субъектно-деятельностный подход к личностно-профессиональному развитию студентов / Г.В. Сороковых // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 62-68.
57. Степаов, С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. - М.: Наука, 2000. - 174 с.
58. Тарасова, Р.Е. Проблема тревожности студентов / Р.Е. Тарасова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1.
59. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. - Ленинград: ЛНИИФК, 1976. - 18 с.
60. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - СПб.: Питер, 2002. -224 с.
61.Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В.Э. Чудновский. - М., 2006. - 768 с.
62. Шамсутдинова, А.В. Модель психолого-педагогического
сопровождения процесса планирования профессиональной карьеры студентов / А.В. Шамсутдинова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 34.
63. Щербатых, Ю.В. Вегетатиные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис. д-ра биол. наук / Ю. В. Щербатых. - СПб, 2001. -32 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ