Введение 3
1.1 Подходы к изучению совладающего поведения в психолого-
педагогической литературе 8
1.2. Понятие и проблема созависимости: особенности проявления в
поведении 16
1.3 Психологический портрет созависимых женщин 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей совладающего поведения созависимых женщин 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Результаты эмпирического исследования 44
Заключение 54
Список использованных источников 55
Приложение
Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Проблема страха перед действительностью порождает стремление уйти от реальности. В поисках средств защиты от перманентной фрустрации люди иногда прибегают к стратегиям аддиктивного поведения (Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В., 2001), прежде всего к употреблению алкоголя и наркотиков.
Жизнедеятельность современного человека все в большей степени подвержена воздействию стрессогенных ситуаций. Социальная, экономическая и политическая нестабильность современного общества вызывают обоснованную тревогу людей как за свой завтрашний день, так и за будущее своих детей. Зависимость одного члена семьи от психоактивных веществ неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. У членов семьи при этом возникают нарушения, обозначаемые термином созависимость (со - приставка, указывающая на совместность, сочетаемость действий, состояний). Понятие созависимости, являясь важным элементом внутренней структуры личности, сравнительно недавно исследуется в психологии. Созависимость, по мнению Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой (2001) - это аддикция отношений.
Актуальность исследования совладающего поведения созависимых женщин обусловлена тем, что в течение многих лет в России не снижается динамика алкоголизации и наркотизации населения. Исследования Р.Р. Гарифуллина (2010) и Е.Л. Николаева (2013) отмечают значительные показатели распространенности зависимости и всевозможные негативные последствия этого состояния, определяют высокую степень необходимости в изучении как биологических, так и психологических особенностей подобного состояния [2, 5]. Когда семье становится известным, что один из её членов зависим от химических веществ, стрессу подвергается вся семейная система отношений, женщина которая вынуждена адаптироваться к жизни с наркоманом или алкоголиком, проживая длительно в таких условиях сама становится созависимой.
У членов семьей, которые проживают с зависимым выявляются: повышение уровня тревоги, конфликтность, изменения сексуального поведения, нарушение ролевых функций, социальная изоляция. Такие авторы, как С.А. Осинская (2016), С.В. Березин (2001), В.Д. Москаленко (2001) отмечали, что подобные изменения личности создают почву для развития созависимых отношений [1, 4, 6]. Созависимый находится в тесной зависимости от аддикта, он зависим от его настроения и поведения, ему сложно отделить свое психическое состояние от психического состояния зависимого. Из-за этого он постоянно находится в состоянии стресса, вызванного беспокойством за жизнь зависимого и попытками ее изменить. Стрессовая ситуация заставляет созависимого реагировать определенным образом на нее, совладать с ней.
По данным В.Д. Москаленко (2002), неблагополучные семьи порождают людей с низкой самооценкой, что оборачивается психологическими проблемами, алкоголизмом, наркоманией и другими социальными проблемами. Созависимость - это состояние, возникающее у членов семьи больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание. Опасение специалистов, в первую очередь, вызывает паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь проблемной, отрицательно влияющей на адаптацию личности, приводящей к негативным личностным изменениям, нарушениям гармоничного и всестороннего развития. Именно это определяет созависимость как серьезную психологическую, медицинскую, педагогическую и социальную проблему.
В настоящее время в психологической практике имеется недостаточное
количество эффективных техник, направленных на преодоление созависимости. Особое значение в связи с этим приобретают исследования, направленные на разработку эффективных средств коррекции созависимого состояния личности, которые носят не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер.
Пристальное внимание специалистов созависимость стала вызывать в 70-е годы XX столетия. Именно в это время публикуются первые серьезные исследования, посвященные данному психологическому состоянию. В той или иной степени проблемы созависимости в зарубежной науке освещались М. Beattie, С. Dlack, J. Bradshaw, S. Covey, W. Feuerlein, S. Karpman, , C. Hurcom, P. Mellody, A.Miller и другими исследователями. В нашей стране созависимость стала активно изучаться в 80г.г. XX века. Однако количество исследований было явно недостаточным для того, что иметь об этом явлении четкое и ясное представление. В последние годы интерес к созависимости со стороны отечественных исследователей стал более ощутимым, но, несмотря на это, в доступной нам литературе отсутствуют научные работы (монографии, диссертационные исследования, статьи) в достаточной мере освещающие те или иные аспекты рассматриваемой нами проблемы. Эти исследования в разное время проводили М. Битти, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.П. Нужный, Э.У. Смит и др.
Выбор темы исследования и возрастной категории испытуемых (жены мужей, страдающих алкогольной зависимостью), участвующих в экспериментальной работе, далеко не случаен, т.к. практика показывает, что зачастую наиболее серьезные проблемы в плане социальных контактов созависимые испытывают именно из-за тревожных ожиданий неудач в общении, особенно в новых для них ситуациях, группах и коллективах. Более того, боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких. Главными составляющими созависимого состояния личности являются: переживание чувства вины и стыда, «идеальное» поведение, появление гневливости, переживание угрызений совести и стресса, приспособление к житейским неудобствам, концентрация всех действий на пьющем муже, жалость к себе, переживание чувства непереносимой обиды, духовной деградации, появление страхов, выраженной тревоги, депрессии.
Одним из возможных вариантов решения проблемы является использование психологических средств, способствующих коррекции созависимых состояний личности.
Цель исследования: - особенности совладающего поведения
созависимых женщин разного возраста
Объектом исследования являются созависимые состояния личности.
Предметом исследования - совладающее поведение созависимых женщин.
Общая гипотеза исследования строилась на предположении о том, что существует взаимосвязь созависимости и совладающего поведения женщин, находящихся в близких отношениях с химически зависимой личностью.
В процессе научного исследования решались следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ существующих исследований с целью выделения и обоснования обобщенных параметров совладающего поведения созависимых женщин.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического
исследования.
3. Исследовать особенности совладающего поведения созависимых женщин разного возраста.
4. Провести интерпретацию и анализ полученных в результате исследования данных. Сравнить особенности совладающего поведения созависимых женщин разного возраста.
5. Описать практическое применение полученных эмпирических результатов в психологической работе, разработать рекомендации по психологическому консультированию созависимых женщин.
Теоретико-методологической базой исследования выступили:
- биопсихосоциальноэтический подход - роль биологических, психологических и социокультуральных факторов в генезе психических нарушений (Г.В. Залевский, 2006);
- теоретические подходы к пониманию созависимости (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.Д. Москаленко, В.П. Нужный, Н.Н. Иванец, Л.К. Сибли, Э.У. Смит, 2007);
- анализ состояния, у жен больных алкоголизмом в результате подверженности стрессу и сконцентрированности на проблемах мужа, вплоть до самоотречения (Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, 2005).
Методы исследования.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования.
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: методы сбора эмпирических данных (биографический метод и психологическое тестирование) опросник УЗР-ЗЗЯ Дж. Янга адаптированный Касьяник П.М., Романовой Е.В, Методика «Стиль саморегуляции поведения» (автор В.И. Моросанова).
3. Методы математико-статистической обработки данных
(Критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена), с
использованием программы компьютерной обработки статистических данных «8Р88 17.0».
Эмпирическая база и выборка исследования.
Выборка исследования представлена из 25 женщин с зависимыми родственниками и 25 женщинами с родственниками не имеющими проблем с алкогольной зависимостью, в возрасте от 26 до 55 лет. Участниками исследования явились женщины мужья, которых, страдают от алкогольной зависимости. Общий объем выборки составил 50 человек.
Таким образом, на основе теоретико-методологического материала было спланировано и проведено эмпирическое исследование, в ходе которого было предоставлено из 25 женщин с зависимыми родственниками и 25 женщинами с родственниками не имеющими проблем с алкогольной зависимостью, в возрасте от 26 п до 55 лет
В работе изучены особенности совладевающего поведения созависимых женщин разного возраста.
Жизнидеятельность современного человека все в большей степени подтверждена воздействию стрессогенных ситуаций. Социальная, экономическая и политическая нестабильность современного общества вызывают обоснованную тревогу людей как за свой завтрашний день, так и за будущее своих детей. Зависимость одного члена семьи от психоактивных веществ неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. У членов семьи при этом возникают нарушения, обозначаемые термином созависимость.
1. Банис, В. Причина болезни - наследственность [Текст] / В. Банис.
- Вильнюс: Наука, 2007.
2. Барцалкина В.В. Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей [Текст] / В.В. Барцалкина/ В. В. Барцалкина.
- (Подросток в современном обществе) //Психологическая наука и образование. - 2012. - 1 4. - С. 18-25.
3. Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
4. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование: Пробл. псих. развития детей/ Бурменская Галина Васильевна, Карабанова Ольга Александровна, Лидерс Александр Георгиевич. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии]/ [Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.]. - М.: Academia, 2002. - 410 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: [Сборник]/ Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 508 с.
7. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] : учебник для вузов / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с.
8. Гарбузов, В.И. Неврозы у детей/ В.И. Гарбузов, Ю. А. Фесенко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2013. - 333, [1] с.: ил.. - (Специальная педагогика). - Библиогр.: с. 317-334.
9. Захарова Е. И. Диагностика эмоционального взаимодействия дете й и родителей // Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007.
10. Карабанова О. А. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками/ О. А. Карабанова, Н. Н. Поскребышева //Вестник Московского университета. Серия 14, Психология/ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
11. Карабанова О. А., Захарова Е. И. Проба на совместнуюдеятельнос ть // Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова и др. Возрастно¬психологический подход в консультированиидетей и подростков. М., 2007
12. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2008. - 319 с.
13. Карабанова, О.А. Дисгармоничность детско-родительских
отношений как фактор риска девиантного поведения личности [Текст] / О. А. Карабанова/ О. А. Карабанова; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - (Педагогические, психологические, социологические науки) //Вестник Московского университета МВД России. - 2014. С. 36-47.
14. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М., 1987.
15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. --Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006, с. 278 -290.
16. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире/ Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. - 224 с. - Библиогр.: с. 219-223.
17. Леонтьев, А. А. А. Н. Леонтьев: деятельность, сознание, личность/ А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.: ил.. - Список печ. работ А. Н. Леонтьева: с. 388-431. - Библиогр.: с. 329-339.
18. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр./ Б. Ф. Ломов ; под ред. В. А. Барабанщикова [и др.]; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 384 с.
19. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия [Текст] : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2008. - 992с.
20. Малофеев, Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики - пути планомерного выхода из кризиса. Роль науки [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 1996. - №1.
21. Манухина, Н.М. Созависимость глазами системного терапевта/ Наталья Манухина. - М.: Класс, 2009. - 278 с.
22. Минухин, С. Техники семейной терапии: научно-популярная литература/ Сальвадор Минухин, Чарльз Фишман ; пер. с англ. А. Д. Иорданского. - М.: Класс, 2006. - 296 с.
23. Монахова, А.Ю. Системный подход в семейном
консультировании: методические указания / А. Ю. Мо- нахова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2012. - 60 с.
24. Москаленко, В.Д. Когда любви слишком много: профилактика любовной зависимости/ Валентина Москаленко. - М.: Психотерапия, 2006. - 222 с. - (Семейная психология). - Библиогр.: с. 216-217.
25. Москаленко, В.Д.. Зависимость: семейная болезнь: В семье зависимость от алкоголя или наркотиков. Как выжить тем, кто рядом?/ Москаленко Валентина Д.; Валентина Москаленко. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 335 с.
26. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
27. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2007. - 360 с.
28. Психология и педагогика: [сб. ст./ отв. ред. проф. В. Н. Мясищев]. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1956. - 191 с.
29. Психология общения. Энциклопедический словарь.— М.: Когито- Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011
30. Психология семейных отношений (Захарова Г.И.). - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009 - 63 с.
31. Психопатические расстройства у подростков = Psychopathic disorders in adolescents/ [под ред. А. Е. Личко, Ю. В. Попова]. - Л.: Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1987. - 143 с.
32. Разинкова В. Жертва, преследователь, спасатель... [Текст] : что такое созависимость и как работать с созависимыми родителями / В. Разинкова: что такое созависимость и как работать с созависимыми родителями/ В. Разинкова. - (Вместе с родителями) //Школьный психолог - Первое сентября. - 2014. С. 43-46.
33. Роджерс, К.Р.. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Карл Р. Роджерс; пер. с англ. М. М. Исениной ; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. - М.: Изд. группа "Прогресс": Универс, 1994. - 480 с.
34. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-центр», 2003. - 230 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие/ С. Л. Рубинштейн; [сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская]. - СПб.: Питер, 1999. - 712 с.
36. Саморазрушающее поведение у подростков = Self-destructive behaviors in adolescents: сб. науч. тр./ М-во здравоохранения РСФСР; [под ред. А. Е. Личко, Ю. В. Попова]. - Л.: Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т, 1991. - 139 с.
37. Самоукина, Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Во-просы психологии. 2000. № 3. - С. 58-69.
38. Сатир, В. Психотерапия семьи: [пер. с англ.]/ Вирджиния Сатир.
- СПб.: Речь, 2006. - 283 с.
39. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психол. консультирования/ [А. А. Бодалев и др.] ; под ред. А. А. Бодалева, В.
B. Столина; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
40. Семья: психология, педагогика, социальная работа: научное издание/ [Т. В. Андреева и др.] ; под ред. А. А. Реана. - М.: АСТ, 2010. - 576 с.. - Библиогр.: с. 563-576.
41. Синягина Н.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско- родительских отношениях/ Н. Ю. Синягина //Воспитание школьников: науч.- метод. журн./ М-во образования Рос. Федерации. - М.: Шк. пресса, 2010.
C. 50-56.
42. Системная семейная психотерапия: [Крат. лекцион. курс/ А.Я. Варга]. - СПб.: Речь, 2001. - 143 с.
43. Смирнова Е.О Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. - 1999.- № 1. - С. 3-12.
44. Смит, Н. Современные системы психологии: История,
постулаты, практика : [Пер. с англ.]/ Н. Смит. - СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. - 382 с.
45. Соколова, Е. Т. Психотерапия: Теория и практика : [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "Психология"]/ Е.Т. Соколова. - М.: Academia, 2002. - 366 с.
46. Соколова, Е.Т. Влияние на самооценку нарушений
эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред. А.А. Бодалева. - М., 2000. - С. 15 -21.
47. Соловейчик М.Я., Спасательство // в Сб.: Мастерство
психологического консультирования, под ред. Бадхен А.А. и Родиной А.М.,
СПб, «Европейский Дом», 2002 г., с. 11, 74-75.
48. Сологуб, Л. Г. Материнство как социальный институт. - М.,
2001. - 179 с.
49. Тарасова Т. А. Влияние семьи на формирование зависимости
[Текст] / Т. А. Тарасова/ Т. А. Тарасова //Нарконет. - 2016. С. 10-13.
50. Филиппова, Г. Г.. Психология материнства: Учеб. пособие/
Филиппова Г. Г.; Г. Г. Филиппова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 239 с..
51. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы/ Зигмунд Фрейд. - СПб.: Алетейя, 1997. - 296 с.
52. Фрейджер, Р. Радикальный бихевиоризм. Б. Скиннер: [пер. с англ.]/ Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 120 с. - (Университетская библиотека). - Библиогр.: с. 112-120.
53. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. - 480 с.
54. Шаповал, И. А. Созависимость как жизнь: [монография]/ И. А. Шаповал. - М.: Унив. кн., 2009. - 239 с.
55. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи/ Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - [2-е изд., расшир., доп.]. - СПб.: Питер, 1999. - 652 с.
56. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия: монография/ Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий. - Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1990. - 189 с.
57. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учеб. пособие для врачей и психологов/ Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. - СПб.: Речь, 2003. - 333 с.
58. Эльконин, Д.Б. Детская психология: [Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии]/ Д. Б. Эльконин; Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - М.: Academia, 2004. - 384 с.
59. Эриксон, Э.Г. Детство и общество/ Э. Г. Эриксон; пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп.. - СПб.: Ленато: АСТ: Унив. кн., 1996. - 590 с.
60. Bowen M. The family as the unit of study and treatment // Amer. J. Orthopsychiat. - 1960. - V.31. - P. 40-60.
61. Bowlby J. Family interaction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review // Psychologi Bull. - 1975. - № 1. - P. 33¬65.
62. Wahler R.G., Winkel G.H., Peterson R.F. Mothers as behavior therapists for ther own children // Behavior Research and Therapy. - 1965. - V.3. - P. 113-124.