ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОРТРЕТ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА 8
1.1 Понятие портретного жанра в изобразительном
искусстве 8
1.2 Художественная и стилевая характеристика портретного
жанра в живописи 12
1.3 Мировые художественные традиции в развитии портретной живописи
Казахстана 1970-90-х годов XX
века 23
2 ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСКОЙ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ ПЕРИОДА 1970-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА 28
2.1 Становления и формирование казахского портретного искусства 1970-90-х
годов XX
века 28
2.2 Основные художественные направления в портретной живописи Казахстана 1970-90-х годов XX
века 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. Тема портрета актуальна на протяжении веков. Портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека.
К портретному жанру обращались почти все художники Казахстана, но среди них были мастера, в произведениях которых этот жанр обретал высокую миссию философского постижения человеческой личности в форме выразительного художественного образа. Так, что предоставленная временем историческая перспектива, позволит взглянуть на отдельные периоды в истории изобразительного искусства Казахстана в новом ракурсе, с позиций их современного понимания, в русле поиска подлинных духовных основ современной национальной культуры.
Однако хотелось бы сказать, что та ситуация, которая сложилась в конце ХХ века в СССР, да и в мире тоже, тем не менее оказала огромное влияние на характер культуры, в которой наблюдалось активное становление национальных художественных школ. В том числе и в портретной живописи. Ведь в сознании советских людей той эпохи росло предчувствие неизбежности глобальных перемен, которым суждено было затронуть все сферы жизни общества. В Казахстане в этот период в портретном жанре наблюдался активный творческий поиск, отразившийся как в методах живописно-пластической интерпретации, так и в самом подходе к раскрытию морально - психологических аспектов человеческой индивидуальности. Что, разумеется, вылилось в создание самых разнообразных портретов, а именно их духовной интерпретации на холсте, в графике, в скульптурных изображениях.
Таким образом, в данной научной работе, исследование художественной и стилевой специфики портретного жанра в казахской живописи представляет актуальность для отечественного и зарубежного искусствоведения.
Объект исследования: эволюция портретного жанра в изобразительном искусстве Казахстана в 1970-90-е годы. Выявление специфических особенностей его развития в данный период.
Предмет исследования: портретные произведения, созданные казахскими художниками в 1970-90-е годы. К жанру портретной живописи обращались почти все национальные художники второй половины ХХ века. Портреты, написанные С. Айтбаевым, А. Сыдыхановым, Т. Тогусбаевым, Ш. Сариевым, Г. Исмаиловой и рядом других известных художников в период 1970-1990-х годов отличаются необыкновенным разнообразием творческих подходов и интерпретаций образа человека.
Целью научной работы является исследование портретной живописи Казахстана 1970-90-х годов на примере произведений ряда известных художников, а также анализа общей ситуации в культурной жизни этого отрезка времени. При этом важным представляется выявление особенностей интерпретации человеческого образа в контексте формирования нового художественного языка, способного выразить широкий спектр философских и эстетических взглядов этого периода.
Задачи исследования:
- исследовать характерные художественные и стилевые особенности развития портретного жанра в казахском изобразительном искусстве 1970¬80-х годов;
- проанализировать портретные произведения ряда казахских художников в контексте общих закономерностей эволюции жанра в советском изобразительном искусстве;
- выявить прямые и опосредованные влияния различных художественных направлений и тенденций в искусстве Запада и Востока на характер формирования портретного жанра в искусстве Казахстана;
- дать анализ процесса становления и формирования казахского портретного искусства 1970-90-х годов, как явления, обусловленного необходимостью развития национальных культурных традиций в контексте инновационных концепций творчества данного периода;
- выявить художественные и стилевые особенности в трактовке образа человека в портретном искусстве Казахстана. Провести анализ характера и методов художественной интерпретации, обозначить достижения казахского портрета в отношении решения проблемы идеала и методов его персонификации в портретной живописи.
Степень изученности. В полной мере оценить и осмыслить возможности широкого сравнительно-сопоставительного анализа для выявления национального своеобразия портретного жанра позволило обращение к исследованиям Б.К.Барманкуловой «История искусств Казахстана», «Энциклопедия живописи» под ред. С. А. Кондратова, сборник статьей под ред. Р. А. Ергалиевой «Мастера изобразительного искусства Казахстана» и др.
Необходимо отметить монографические очерки, общие труды об искусстве портрета, написанные искусствоведами в разные периоды - М.И. Андрониковой «Об искусстве портрета», В.Н. Стасевича «Искусство портрета», Г.В. Ельшевской «Модель и образ: Концепция личности в русском и советском живописном портрете», А. Байер «Портрет в живописи», В.В. Визер «Живописная грамота основы портрета» и др., которые явились фундаментом для изучения и раскрытия данной темы.
Для раскрытия особенностей портретного жанра в изобразительном искусстве Казахстана, важное значение имело обращение к исследованиям Б. Кундакбаева и С. Кузембаевой «История казахского искусства», посвященным истории становления изобразительного искусства, Т.А. Кишкашбаева «История казахского искусства: концепция синтеза», А. С. Галимжановой «Казахская живопись второй половины ХХ - начала ХХ1 века» и др.
Вопросы воздействия на мастеров казахской живописи тех или иных художественных феноменов мировой культуры поднимались в работах Х.Х.Труспековой «Авангардные идеи ХХ века в живописи и актуальном искусстве Казахстана», Р.Т. Копбосиновой «Изобразительное искусство Казахстана, или тысячелетие традиций» и др., написанные в стиле монографических эссе, они позволили представить сложный и неоднозначный процесс взаимодействия национальной школы с мировыми художественными направлениями.
Научные труды Р. Ергалиевой «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана и «Феномен степи в живописи», посвященные выявлению и исследованию преломления национального мировоззренческого комплекса в изобразительном искусстве Казахстана, раскрывают основные составляющие художественных процессов на протяжении всего существования национальной школы, а также выделяют основные художественные направления в портретной живописи Казахстана.
Среди работ, затрагивающих общую проблематику искусства 1970 -1990-х годов, о творчестве казахских живописцев 1980-1990-х гг. ХХ века в русле мировых художественных направлений можно отметить диссертационные работы О.Батуриной, А. С. Галимжановой, С.Ж.Кобжановой, А.Ж.Джадайбаева и др.
В работе представлены ряд статей из периодических изданий уже известных, а также молодых исследователей, кому не безразлична тема развития казахстанской и мировой живописи. В статьях В Морозова, Р.Ергалиевой, И.Юферовой рассматриваются конкретные аналогии с мировой живописью, а также с развитием различных национальных живописных школ, что имело существенное значение для нашего исследования.
Многие статьи, монографии, использованные в работе, посвящены творчеству отдельных художников: С. Айтбаеву, А. Сыдыханову, Т. Тогусбаеву, Ш. Сариеву, Г. Исмаиловой, и ряду других известных художников в анализируемый период.
Методологическая база исследования. В работе использованы такие общенаучные методы как аналитический, сравнительно-сопоставительный, логический, типологический.
Научная новизна исследования. Исследование преемственности традиций и современных художественных поисков портретного жанра в живописи является научной новизной данной работы. В работе впервые с эстетической и функциональной точки зрения нашли свое продолжение известные ранее методы и подходы в исследовании портрета в изобразительном искусстве.
В работе посредством сравнительно-сопоставительного анализа казахского изобразительного искусства 1970-90-х годов XX века было доказано, что зарождение современных тенденций в художественном поиске тесно связано с процессом глобализации в обществе, трансформацией традиционного искусства в современное искусство.
Опираясь на труды искусствоведов, мы пришли к выводу, что в последнее время казахские художники, создавая свои портреты сумели сформировать свой, непохожий на другие искусства национальный современный художественный язык как в структуре, так и тематике произведения.
В ходе исследования творчества известных и молодых живописцев было выявлено то, что в их портретах гармонично сосуществуют методы традиционного классического искусства и современной живописи.
Положения, выносимые на защиту:
1 Основой для развития живописи Казахстана 1970-90-х годов XX века послужили опыт и наследие национального искусства и мирового искусства.
2 В формировании национального своеобразия портретного жанра значителен вклад казахских таких художников как С. Айтбаев, А. Сыдыханов, Т. Тогусбаев, Ш. Сариев, Г. Исмаилова, Б.Табиев и др.
2 Исследование периода 1970-1990-х годов казахского изобразительного искусства позволило выделить три типа портретов, характеризующих основные тенденции, сформировавшиеся к этому времени.
Научные публикации. Выводы и тезисы, изложенные в диссертации, нашли отражение в двух опубликованных статьях.
Вечная и неисчерпаемая тема портрета - человек. Как было сказано, портрет посвящается изображению определенного конкретного человека как личности. Понятно, что человек как личность формируется в конкретно-исторических социальных условиях, оттого в творчестве художника образ человека приобретает черты представителя определенного времени и общества (портрет рабочего, портрет колхозника, портрет интеллигента).
Обычно тематика портретиста определяется кругом его интересов, его воспитанием, социальным положением. Оно и понятно: художник стремится говорить о том, что ему ближе всего, в данном случае о людях, с которыми так или иначе связана его жизнь. Потому для творчества одного художника характерны портреты представителей интеллигенции, для другого — рабочих, рыбаков или крестьян.
Конкретная тема (портрет такого -то рыбака, художника, колхозника, ученого) возникает под влиянием непосредственных впечатлений от жизни. Поводом для создания портрета может быть любое проявление внешности или характера человека, заинтересовавшего художника, или же чей-либо конкретный заказ. Но стиль, изобразительный язык портрета зависят от отношения художника к данной внешности, к данному характеру. Это уже начало выражения идеи художника как основного понимания им значения человека и задачи искусства.
Преимущественное развитие в определенную эпоху того или другого направления в портрете во многом определяется требованиями времени.
Сильное документальное начало в портрете второй половины 20 века имело свои основания: художники ставили задачу запечатлеть для человечества об-разы лучших людей с тогда еще советской стране.
Живописный или графический портрет имеет свои преимущества, которые заключены именно в его субъективной природе. Фотография, лишив портретиста безраздельного права на неподвижное изображение человека, развязала ему руки для творческих поисков.
Какова перспектива этих поисков?
На этот счет существуют разные мнения. Одни утверждают, что искусство рукописного портрета отжило свое время. Другие предполагают появление некоей объемной, стереоскопической живописи. Эти предположения не столько предсказывают будущее портрета, сколько раскрывают современное к нему отношение; не столько говорят об «устарелости» искусства портрета, сколько об устарелом понимании этого искусства. В наше время еще бытует наивная мысль, что изображение человека — это не более чем фокус, которому стоит удивляться, пока он нов. Но для видного итальянского художника Ренато Гуттузо портрет, однако, вовсе не фокус, а способ принципиального выражения своих идейных позиций: «Писать человека в наше время - это уже политика»,- утверждает художник. Прекрасно сказано, ибо внеидеологическое искусство не существует. Отказ от всякой политики, от идеологии - тоже идеология, тоже позиция, которая отражает отношение художника к окружающей действительности. Если же идейная позиция художника беспринципна, то она останется таковой независимо от способа ее выражения - на плоскости традиционными средствами или в предлагаемой стереожпвописи.
Ясность, привлекательность изложения убеждений прямо зависит от богатства средств, которыми располагает убеждающий. И в прошедшие времена, и теперь, и впредь он будет обращаться к той системе средств, в которой чувствует себя наиболее уверенно.
И, наконец, неизбежно ли исчезновение портрета как изображения отдельного, конкретного лица? Здесь все зависит, как и в прежние времена, от
степени внимания человечества к человеку. В зависимости от этого портрет знал и будет знать и взлеты и падения. Если возможно уничтожение суверенитета личности, если возможно абсолютное обесценивание чувств человека, то да - гибель портрета неизбежпа. И потому невозможно представить, чтобы человечество вообще отказалось от портрета. Пока в нашем распоряжении есть только возможность кинопортрета, фотопортрета и «рукотворный» портрет. Кинопортрет не обладает достоинствами постоянного портрета. Фотография, при всех своих достоинствах, очень и очень далека от возможности дать ту фактуру, то ощущение жизни, которое восхищает пас в добром старом портрете, написанном на обычном холсте, обычными красками, которые, однако, смотрятся как драгоценность. Что касается психологии, то не захочется ли кому-то собственноручно исправить самое совершенное механическое воспроизведение лица, чтобы повторить уже знакомые нам слова, которые произнес однажды один из художников перед портретом дочери: «Я хотел бы, чтобы она была именно такой».
Как ни заманчиво заглядывать в будущее, но и определить свое отношение к настоящему, к тому, что уже есть, занятие не менее необходимое и интересное. Весь бесконечно огромный мир образов, населяющий тишину городских музеев и достигший скромных сельских библиотек в виде репродукций на страницах книг и журналов,- материал более чем обширный для осмысления. Это осмысление не является сугубо личным делом. Принимая или отрицая ту или иную образность в искусстве, мы тем самым принимаем или отрицаем ту или иную концепцию жизни, т. е. утверждаем свое гражданское и человеческое достоинство, свое соответствие тому миру, тому времени, в котором мы живем.
Смелая фантазия, высокая эмоциональность, а главное глубокая искренность отличают портреты таких художников как С. Айтбаев, Ш. Сариев, А. Сыдыханов, Т. Тогусбаев и многих других.
Казахский портрет 1970-80-х годов обладает особой одухотворенностью, построенной на традиционных воззрениях иерархической архитектонике мира, слагаемой из последовательных этапов восхождения к высотам человеческого духовного совершенства.
Исследование периода 1970-90-х годов казахского изобразительного искусства позволило выделить три типа портретов, характеризующих основные тенденции, сформировавшиеся к этому времени:
К первому типу можно отнести портрет, в котором сохранялись его строгие жанровые рамки, и подход к раскрытию образа персонажа строился, в большей степени, по классической схеме. В тоже время в данном типе портрета подвергались изменению некоторые стилистические приемы, которые модернизировались авторами в определенной степени. К художникам этой категории можно отнести Г. Исмаилову, Н. Нурмухаммедова, К. Шаяхметова, К. Муллашева, Д. Алиева.
Второй тип - это портрет, в котором превалируют смелые живописные поиски и эксперименты, касающиеся композиционного и содержательного характера произведения. В подобных портретных изображениях художники были заняты в значительной степени решением формальных задач инновационного характера. В таких работах как «Портрет Ходжикова» Л. Леонтьева, «Портрет композитора С. Мухамеджанова» К. Тельжанова, «Портрет Хаджи-Мукана» Т. Тогусбаева, произведениях А. Галимбаевой и С. Мамбеева апробируются новые художественные решения и в определенной мере именно они способствуют процессу «размывания» границ жанра, что было характерно именно для этого периода советского искусства в целом. В этом отношении необходимо отметить традиционный синкретизм жанров в традиционном казахском эпическом фольклоре, где осуществляется
перманентный переход от бытового содержания к волшебной, т.е.
метафизической интерпретации сюжета. В этих произведениях часто использовались методы выражения сходные по своей логике и структуре с народным прикладным искусством. Особая роль цвета в этих портретах становиться важным эмоциональным компонентом всей живописной структуры художественного образа.
Третий тип портрета представляет глубокое философское осмысление человеческой личности посредством смелой цвето -пластической трансформации структуры произведения, выявленных широких ассоциативных связей образа, продуманного отношения и использования новаторских подходов к живописному воплощению образа человека. Эта тенденция ярко прослеживается в портретных работах А. Сыдыханова, Ш. Сариева, С. Айтбаева, К. Есиркеева. А. Галимбаевой. Следует заметить, что данное деление по типам, естественно условно и взаимосвязь между стилистическим исполнением и идейным содержанием есть чрезвычайно сложное явление, обусловленное широким спектром объективных и субъективных факторов. Каждое из выделенных направлений демонстрирует утверждение авторами своих концептуальных установок, вытекающих из природы их мышления, отношений к традициям, образовательной базе и ряда других факторов.
Портретный жанр в казахском изобразительном искусстве 1980-х годов представляет собой сложившуюся художественную систему, включающую в себя различные концепции претворения личности в форме разнообразных стилистических и образных интерпретаций. При этом можно выделить общие принципы в развитии казахского портрета 1980-х годов, заключающиеся, в первую очередь, в отчетливой философской и символической направленности поисков художников. В портрет все больше проникают гротеск и экзистенциалистское ощущение трагизма мира и человеческого существования. Пластические формы, колорит и композиция портретов подчиняются конкретным, субъективным задачам авторов, выявляя наиболее важные концептуальные составляющие человеческой индивидуальности.
Т.Тогусбаев. Песенные дни. 1987. х., м. 210x245. ГМИ РК им. А.
Кастеева.
Б. Табиев. Полдень. 1992. х., м. 85x65. ГМИ РК им. А. Кастеева.
Каталоги, альбомы:
1 Портрет в европейской живописи: альбом.- М., 2005. - 96 с.
2 Портрет в русской живописи. Альбом.- М., 2006 . - 95 с.,
3 Галерея мировой живописи: Альбом.- М., 2018.- 250 с.
4 Современное изобразительное искусство Казахстана в 60-90-е годы. Альбом.- Алматы, 2015. - 79 с.
Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан. Альбом.- М., 2004 . - 63 с.
Литература:
1 Андроникова М.И. Об искусстве портрета.- М., 2005. - 328 с.
2 Стасевич В. Н. Искусство портрета. - М., 2002. - 80 с.
3 Ельшевская Г. В. Модель и образ: Концепция личности в русском и советском живописном портрете. - Москва, 1984. - 213 с.
4 Байер А. Портрет в живописи.- М., 2003. - 392 с.
5 Визер В. В. Живописная грамота основы портрета.- М., Литер, 2007 . - 192 с.
6 Эбддрашит Сыдыханов.- Алматы, 2007. - 199 б.
7 Галимжанова А. С. Казахская живопись второй половины ХХ - начала ХХ1 века (концептуальные основания).- Алматы, 2016.- с. 114-117 Ч. 2 .- 117 с.
8 Салихэтдин Айтбаев.- Москва: Союз, 1978 . - 70 с.
9 Юсупова А.К. Т.Тогусбаев // Изобразительное искусство Казахстана. - Алматы, 2004. -172 с.
10 Казахстанская живопись; сост. О. Р. Никулина. - Астана, 2013. Вып. 5 .- 256 с
11 Ергалиева Р. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. - Алматы, 2014. - С.5 - 14
12 Очерки истории изобразительного искусства Казахстана // под ред. Г.А. Сарыкуловой. - Алматы, 2010. - 224 с.
13 Барманкулова Б. К. История искусств Казахстана: в 3-х т. - Алматы: Энер, 2011.- 254 с.
14 История казахского искусства: в 3-х т.- Алматы : Арда, 2009 .- 891 с.
15 Кишкашбаев Т.А. История казахского искусства: концепция синтеза.- Астана, 2010. - 252 с.
16 Труспекова Х.Х. Авангардные идеи ХХ века в живописи и актуальном искусстве Казахстана.- Алматы, 2011. - 376 с.
17 Суюндыкова А. Искусство портрета.- Алматы : Альманах, 2016.- 117 с
18 Сарыкулова Г. Мастера изобразительного искусства Казахстана. - Алматы, 2002. - 380 с.
19 Энциклопедия живописи.- Алматы, 2010.- 486 с.
20 Диникеев А. А. Живопись. - Астана, 2004. - 56 с
21 Искусство Казахстана: Ежегодник 80-90: [сборник статей, очерков, интервью]. - Алма- Ата, 1982. - 104 с.
22 Мастера изобразительного искусства Казахстана: сборник научных статей.- Алматы, 2009.- 198 с.
23 Кундакбаев Б. Путь театра. - Алма-Ата: Жазушы, 1976. - 264 с .
24 Кузембаева С. А. Воспеть прекрасное - Алма-Ата, 1982 - 104 с.
25 Копбосинова Р.Т. Изобразительное искусство Казахстана, или тысячелетие традиций // Антология искусства Казахстана. - Алматы, Золотая книга, 2004 - 376 с.
26 Ергалиева Р. Калиолла Ахметжан // Мастера изобразительного искусства Казахстана. - Алматы, 2009. - С.85-95
27 Морозов А. Проблема портретного жанра сегодня // Советское искусствознание. - М.: Советский художник, 1975. - 486 с.
28 Изобразительное искусство Казахстана / под. ред. Ерзаковича Б. Г. - Алматы, 2013. - 379 с.
29 Творчество Ш.Сариева // Осенние чтения. Материалы научно-теоретической конференции. - А.: ГМИ им. А. Кастеева, 2007. - С.19
30 Б.Табиев / авт.и сост. Сабитов А. - Алматы: Комплекс, 2002. - 122 с.
31 Ергалиева Р. Феномен степи в живописи.- Алматы: Арда, 2008. - 118 с.
32 Ли К. В. Альбом живописи. - Алматы, 2004. - 272 с.
33 Труспекова Х.Х. Казахское актуальное искусство // Керуен. - 2008. - № 211. - С. 114-118
34 Труспекова Х.Х. «Азиатский маршрут» казахского актуального искусства // материалы Международной научно-практической конференции. -
Алматы, 2009. - 209 с.
35 Батурина О. Основные тенденции и этапы развития пейзажного жанра в живописи Казахстана (1920-1980-е годы): автореферат. к. и.- Алматы, 2008 - 30 с.
36 С.Сариев. Творчество. - 1959. - № 2. - С.16-17
37 Юферова И. Возвращение художника // Огни Алатау. - 1988.- 28 апреля. - С. 6
38 Ергалиева Р. «Вперед в прошлое» как мэйстрим современной культурной ситуации в Казахстане // Национальная идентичность в процессе глобализации: сб. докладов научной конференции. - Алматы, ГМИ им. А. Кастеева, 2009. - С. 5-14.
39 Ибраев Б. Проблемы развития современного народного искусства Казахстана.// Сб. материалов межреспубликанской научно-практической конференции. - А.: 1988. - 108 с.
40 Мейланд В. С. Айтбаев. - М.: Советский художник, 1978. - 71 с.
41 Ергалиева Р. ЕрболатТулепбай // Сб. Мастера изобразительно искусства Казахстана. - А.: ИЛИ им. М. Ауэзова, 2004. - 172 с.
42 Портреты С. Айтбаева // Приоритеты развития современного искусства Казахстана на современном этапе. Материалы международной научной конференции. - Алматы, 2001. - С. 171-175
43 Бабажанов А. Х. Портрет - изображение человека // Молодой ученый.
- 2012. - №5. - С. 391-395.
44 Образ человека в контексте философско-этических идеалов эпохи. Об искусстве портрета в живописи Казахстана 1970-х годов // Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан. Серия филологическая. -
2007. - №4(164). - С. 57-63
44 Писать, проверяя вечностью. Портретная живопись Ш. Сариева // Мысль. - 2008.- №1.- С. 87-91
45 Образ человека на фоне дезинтеграции идеологической утопии. Заметки о портретной живописи Казахстана 1980-х годов // !здешс - Поиск. -
2008. - №2 (2).- С. 41
46 Портрет в живописи Казахстана // Художественный музей и его роль в контексте современной культуры. Материалы международной научной конференции. - Алматы: ГМИ им. А. Кастеева, 2003. - С.76 - 81
47 Особенности развития портретной живописи Казахстана 1970-х годов // Преемственность традиций культуры и искусства в мировом пространстве. Материалы международной научно -практической конференции. - А.: Казахская национальная Академия искусств им. Т. Жургенева. - А.: ОО ДОИВ А, 2008. - с. 33-37
48 Шедевры изобразительного искусства Казахстана // Вступительная статья к альбому. - А.: Берель, 2005. - 215 с.
49 Творчество казахских живописцев 1980-1990-х гг. ХХ века в русле мировых художественных направлений. - Алматы, 2009. - С.158-160
50 Материалы международной конференции «Юнеско и изучение феномена В2016еликого шелкового пути в современном мире».- Астана, 2014.¬147 с.
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1 С. Айтбаев. Счастье. 1966, х., м. 160х160 ГМИ РК им. А. Кастеева.
2 С. Айтбаев. Портрет сестры Корлан. 1987, х., м. 100х90 ГМИ РК им. А. Кастеева.
3 С. Айтбаев. Женщина в Красном. 1987, х., м. 100х90 ГМИ РК им. А. Кастеева.
4 Ш.Сариев. Портрет сына Лебиза. 1987 х., м. 100х90. ГМИ РК им. А.Кастеева.
5 Ш.Сариев. Портрет искусствоведа. 1987 х., м. 100х90. ГМИ РК им. А.Кастеева.
6 Ш. Сариев. Турар. 1976, х., м. 100х70. ГМИ РК им. А.Кастеева.
7 Ш.Сариев. Болат. 1977, х., м. 132х227. ГМИ РК им. А. Кастеева.
8 Ш.Сариев. Портрет восьмиклассника. 1987. 120х90. ГМИ РК им.
А.Кастеева.
9 А.Сыдыханов. Портрет Н. Жантурина. 1979, х., м. 150х200. ГМИ РК им. А. Кастеева.
10 Т.Тогусбаев. Песенные дни. 1987. х., м. 210х245. ГМИ РК им. А. Кастеева.
11 Б. Табиев. Полдень. 1992. х., м. 85х65. ГМИ РК им. А. Кастеева.
12 Б.Табиев. Материнство. 1990. х., м. 50х69. ГМИ РК им. А. Кастеева.
13 Е. Толепбаев. Портрет Ч. Айтматова. 1983. х., м. 179х134. ГМИ РК им. А.Кастеева.
14 Е. Толепбаев. Дана. 1980. х., м. 100x90. ГМИ РК им. А.Кастеева.
15 Е. Толепбаев. Новый ребенок в городе. 1981. х., м. 100x70. ГМИ РК им. А.Кастеева.
16 К. Хайруллин. Автопортрет. 1991. х., м. 100x70. ГМИ РК им.
А.Кастеева.
17 Т. Асылбекова. Портрет сына. 1992. х., м. 100x70. ГМИ РК им. А.Кастеева.
18 С. Алимбекова. Казахская невеста. 1993. х., м. 96х152. ГМИ РК им. А.Кастеева.
19 К. Муллашев. Земля и время. Казахстан. 1978. х., м. 150х200.. ГМИ РК им. А.Кастеева.
20 К. Муллашев. Ер Аблай. 1997. х., м. 150х200.. ГМИ РК им. А.Кастеева.
21 К. Муллашев. Елбасы. Портрет Первого Президента РК