Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РИТМ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА

Работа №91382

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы85
Год сдачи2020
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РИТМ В МУЗЫКЕ 13
1.1. Особенности ритмической организации в музыке 13
1.2 Ритм в казахской национальной музыке 19
1.3 Отражение ритма в народной музыке славян 29
ГЛАВА II. РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННОЕ ОБОГАЩЕНИЕ СТИХА В
ПОЭЗИИ 32
2.1 Искусство поэзии казахского народа 32
2.2 Особенности казахского языка и организационные принципы
народного стихосложения 38
2.3 Ритмические формы в поэзии 42
ГЛАВА III. РИТМ В ЖИВОПИСИ 46
3.1 Особенности становления и развития живописи Казахстана 46
3.2 Отражение ритмических аспектов в живописи 54
3.3 Специфика ритмических особенностей в искусстве казахской
живописи 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 76
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ИЛЛЮСТРАЦИИ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Ритм является одним из фундаментальных явлений природы, что обусловлено постоянным интересом этому феномену с самых различных сфер науки, в том числе и искусства. Искусство - как и наука, один из методов познания, понимания реальности, созерцание мира, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Одним словом искусство это мастерство, деятельность индивидуального и общественного сознания которое вдохновляет и дарит эстетическое удовольствие. Искусства можно систематизировать по разным критериям. Так, в частности, предметом выражения изобразительного искусства является видимая внешняя реальность, неизобразительным же видам относятся искусство направленное на внутренний мир. Неизобразительные искусства в зависимости от вида представления и восприятия делятся н а музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанны е виды.
Одним из основных естественных инстинктов человечества является инстинкт гармонии и ритма, а также соразмерности, в которой, в частности, выражается чувство ритма. При помощью этого природного дара, у человека появляется интерес к поэзии, музыке и живописи.
В этой диссертационной работе мы рассматриваем разнообразную роль ритма в искусстве. Будучи одним из фундаментальных явлений природы и искусства, ритм всегда будет интересен исследователям. Этот интерес усиливается с увеличением эмпирической материальной базы искусства, увлечением разнообразия ритмов, основанных на новейших технологиях художественного творчества.
Ритм - это упорядочение, чередование каких-либо элементов, которое происходит с определенной последовательностью, частотой. Слово ритм (греческое гйуШшоз - движение, такт), происходит от гйеш - течь. В музыке и поэзии это понятие передает «текучесть», напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии.
Ритм является и основой организации стиха. Ритм как проявление стилистического единства является тем фундаментальным началом, которое обуславливает строение художественного произведения, начиная от отдельного слова и заканчивая композицией.
В архитектуре ритм - средство влияния на наши чувства. Например, анфилада, с ее ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных вдоль одной оси, дает ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм проемов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проемом, придает динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствует созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов.
В живописи ритм также играет значительную роль. Он не всегда заметен зрителю, но он быстро и сильно действует на него, направляя на нужный лад. Ритм может быть представлен любым из основных элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека [60].
Степень разработанности проблемы. Ранние работы по предмету этого исследования была найдена отдельно в различных видах искусства . Ритм в искусстве не получил особого изучения, давая обширное и ясное представление о его специфике в целом и особенностях проявления на разных исторических этапах. Однако эта проблема поднималась на протяжении всего развития искусства.
В данной работе, прежде всего, обращается внимание на книгу В. Н. Холопова «Музыкальный ритм», которая включает в себя все более ранние объяснения в виде частичных фрагментов, и отличается глубиной научных исследований и разносторонним освещением проблемы динамических особенностей ритма.
К вопросам теории композиции обращался и Н.Н. Волков. На материале западноевропейской живописи, начиная с эпохи Ренессанса, а также русской живописи Х1Х века и некоторых образцах живописи ХХ века ритм рассматривается им в связи с такими категориями как метр и симметрия [12], [13], [14].
Есть целый ряд статей о ритме. Непосредственно проблеме ритма в искусстве посвящена публикация Е.В. Волковой, в которой рассматривается такая важная проблема, как функционирование ритма в различных видах искусства, его связь с метром, симметрией, отмечены достижения в изучении ритма поэзией, музыковедением и теорией архитектуры.
Ритм получил детальное изучение в теории музыки. Благодаря комплексному подходу к изучению ритма наибольший интерес представляют материалы сборника «Ритм и форма», где ритм раскрывается в музыкальном искусстве как аспект музыкальной формы в музыке разных жанров и стилей: от стилевой специфики ритма в древнерусском знаменном пении до ритмических особенностей инструментальной музыки, оперы Барокко, романтической музыки, музыки ХХ века. Особое значение для изучения интересующей нас темы имеют схемы вариантов движения в музыке, представленные Е. Ручьевской [41].
В публикации Р.А. Зобова и Л.Ы. Мостепаненко поднимается проблема пространственно-временных условий функционирования художественного ритма. Также, следует отметить важность выделения Р.А. Зобовым и Л.М. Мостепаненко концептуального (сопоставимого с реальным) и перцептуального (служащего для упорядочивания идеальных событий) пространства-времени. Авторы подчеркивают большую роль внутренних биологических ритмов в организации перцептуального времени.
Ритм получил наиболее детальное развитие в архитектуре. Труды А.В. Иконникова и Г.П. Степанова внесли неоспоримо большой вклад в изучение этой темы. В частности, А.В. Иконников связывает художественную образность и выразительность архитектурных сооружений с соответствующими средствами их реализации и назначением. Важное место в его исследованиях занимают средства архитектурной композиции, методы организации пространства, порождающие определенный ритм [25].
В книге «Основы архитектурной композиции», которая имеет особое значение для изучения выбранной нами темы, А.В. Иконников и Г.П. Степанов подробно рассматривают такие закономерности в архитектуре, которые помогают в создании ритма, как симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, роль различных соотношений между частями и целым. Исходя из того, что ритм проявляется «в последовательном изменении свойств ряда сопоставляемых элементов» А.В. Иконников и Г.П. Степанов дают анализ различных ритмических структур [26]. Существенно, что изучение феномена ритма рассматривается на конкретных памятниках архитектуры, в частности, проф. Т.М. Степанской [47].
Проблема ритма рассматривается в различных источниках на протяжении всего развития теоретической мысли. Феномен ритма настолько фундаментальное, что в работах древних мыслителей ритмизированное развитие, динамика считалась свойством всего окружающего мира, космоса в целом, подчиняющим себе и человека, и чаще всего упоминалась именно в этом контексте. В частности, решающую роль музыкальных мелодий и ритмов в пифагорейском учении эстетического воспитания, а также у Аристотеля упоминает М.Ф. Овсянников [38].
Аспект постоянного обновления движения в его целостном функционировании проявляется в высказываниях Гераклита. К проблеме ритма которая нас интересует, непосредственно примыкает рассмотрение Демокритом симметрии, меры, гармонии частей в определенных количественных отношениях как необходимого средства создания красоты.
Теологический аспект характерный для Средневековья представлен трудами Дионисия Ареопагита. Таким образом, Дионисий интерпретирует графическое движение, вдохновленное движением, утвержденным как нематериальная и невидимая сила, как визуальное проявление божества, как символическое закрепление божественной воли [20].
В эпоху Возрождения, с появлением концепции «композиция», ритмические характеристики начинают рассматриваться в композиционном аспекте. Особое значение здесь имеют работы Л.-Б. Альберти и Леонардо да Винчи [31].
В дальнейшем проблема ритма также затрагивается различными художниками и мыслителями в различных аспектах. Так, У. Хогарт в своей книге «Анализ красоты», написанной в 1753 году пытается обосновать тот факт, что в основе всякой организованной формы лежит «прекрасная линия», напоминающая собой изгиб латинского 8 [53].
Что касается динамики в живописи, то крупнейший представитель немецкого Просвещения Г.Э. Лессинг считал, что действие в живописи отражается в непосредственном взаимодействии предметов, изображенных в пространстве картины [32].
В исследовании М. Бахтина, посвященном изучению проблемы времени и пространства в романе, введен термин «хронотоп», заимствованный из естествознания, который в данном случае служит для обозначения художественно разработанной неразрывной взаимосвязи пространственно¬временных отношений [8].
Комплексный подход, лежащий в основе диссертации требует привлечения общефилософских работ, затрагивающих сущность художественных ритмо-динамических проявлений и их место в искусстве.
П.А. Флоренский в своих исследованиях по теории искусства анализирует проблемы пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях, дает характеристику евклидовского пространства и различия между ним и пространства живописи и графики; рассматривая композицию и оформление художественно-изобразительных произведений, отмечает важность ритма для их временного восприятия [51].
С методологической точки зрения необходимо отметить особое место в построении системного эстетического анализа учения Г.Ф. Гегеля. Важно учитывать личные значения и чувства, в том числе и ритмического, составляющих содержание, в их взаимозависимости с чрезвычайно широким спектром форм различных видов искусства.
Эстетика Гегеля была подготовлена предыдущими попытками создания общетеоретических художественных концепций, в частности, «Философией искусства» Ф.- В. Шеллинга, но работа Гегеля опровергает самодостаточность эмоционального компонента в искусстве,
провозглашенную Шеллингом, утверждая, что в психологических процессах «возбуждения чувств, эмоциональных состояний и переживаний» в равной степени может быть осуществлено в дополнение к искусству, не обладая ни художественным содержанием, ни художественной формой» [16].
Рассматривая интересующую нас проблему ритма в живописи невозможно не обратиться к психологическим концепциям, которые позволяют прояснить многие аспекты художественной критики. Так, Л.С. Выготский, несмотря на свое утверждение о том, что даже самый тщательный анализ психологических процессов и механизмов художественного творчества и восприятия в принципе не способен даже приблизиться к эстетическим проблемам художественной ценности произведения искусства, утверждает, что такой анализ может выявить много новых процессов ритмо-динамического восприятия, в структуре произведения искусства [15].
Особый вклад в изучение темы преемственности и новаторства в искусстве эпохи Возрождения внесли работы М.В. Алпатова «Художественные проблемы итальянского Возрождения» и И.Е. Даниловой «От Средних веков к Возрождению» [18]. М.В. Алпатов освещает проблемы функций, роли и средств искусства в культуре итальянского ренессанса, а также взаимосвязь различных аспектов искусства ренессанса с другими культурно-историческими этапами искусства. Ритм анализируется автором в контексте таких живописно-формальных средств, как свет и цвет, пропорции, пластика, рисунок, формат. Отмечается их императивная роль в композиционном создании определенного представления о характере ритмического движения в пространстве картины.
В работе И.Е. Даниловой «От Средних веков к Возрождению» особое внимание уделяется изучению проблемы художественно-изобразительной организации, которая плодотворно развивалась в живописи ХУ века. Наряду с широким кругом вопросов, таких как иконография сюжетов, проблемы света и тени в их конкретной и символической интерпретации, возникают вопросы о представлениях средневековых и ренессансных художников о пространстве и времени и об отражении этих представлений в изобразительно-композиционных построениях.
Д.В. Сарабьянов в своей работе «История русского искусства второй половины XIX века», посвященной одному из важнейших этапов развития русского искусства, рассматривает живописно -композиционную логику и средства ее создания (в том числе, ритм) в контексте эволюции, как искусства, так и выдающихся мастеров эпохи: Перова, Крамского, Верещагина, Куинджи, Левитана и др.
Следует отметить работы западных искусствоведов. Итак, Л.Я. Рейнгардт дает критический анализ современных художественных движений в Западной Европе и США. На основе большого фактического материала, автор рассматривает исторические корни модернизма, абстракционизма (в том числе, творчество В.Кандинского), а также период наиболее полного расцвета абстракции в середине ХХвека.
Барбара Роуз, давая широкий обзор американской живописи XX века - от буквального прагматизма до религиозной философии трансцендентализма , а также отличительные черты от европейской живописи и родоначальника абстрактного искусства В. Кандинского, рассматривает разнообразие образов и техники в неразрывной связи с характеристиками американской культуры. Автор отмечает это разнообразие - от статичной и инертной живописи до живописи, стремящейся передать чувство энергии, активности [40].
Таким образом, фундаментальный характер феномена ритма привел к выявлению его различных аспектов в живописи как представителями теории и истории изобразительного искусства, так и психологами и философами. Однако на сегодняшний день не существует систематических исслед ований, посвященных изучению сущности изобразительного ритма, его проявлений в истории живописи. Междисциплинарный характер исследования,
позволяющий обратиться к работам в области теории живописи, а также архитектуры, музыковедения, и общефилософским работам, направлен на решение этой проблемы.
Целью исследования является выявление сущности ритма в искусстве как контентно-композиционной особенности произведения искусства.
Реализация этой цели потребовала нахождения решения следующих задач:
- всесторонне изучить научно-исследовательские работы, поэтапное развитие ритма в искусстве.
- исследовать универсальность ритмических процессов
пространственно-временного континуума материального мира;
- раскрыть аспекты их влияния на сущн ость художественного ритма с точки зрения его функционирования в художественном пространстве- времени;
- выявить специфические особенности ритма в искусстве разных народов;
- проанализировать общие и отличительные черты ритмической стороны в музыке, поэзии и в живописи.
Объектом исследования является ритм в искусстве.
Предмет исследования: образно-композиционные особенности ритма в музыке, поэзии и живописи на различных исторических этапах развития искусства.
Методологическая база исследования. Комплексный,
междисциплинарный характер, который носит исследование, обусловлен многосторонностью и многоаспектностью поставленной проблемы и позволяет использовать исторические, эстетические, психологические подходы, а также методы искусствоведения: формально-позитивный, сравнительно-аналитический, метод атрибуции. Все перечисленные методы использовались в опоре на общенаучные принципы единства логического и исторического, конкретности и объективности.
В качестве методологической основы, способствующей раскрытию цели исследования и решению поставленных задач, мы использовали разработанные в искусствоведении подходы к анализу и исследованию широкого круга композиционных элементов, в том числе ритма. Этот тип исследования включает в себя работы Л.Ф. Жегина, А.В. Иконникова, Г.П. Степанова, Е. Ручьевской.
При изучении исторического развития ритмических закономерностей мы опирались на имеющийся опыт изучения истории художественной композиции и ее средств, в том числе ритма, в частности на разработки М.В. Алпатова, И.Е. Даниловой, Ю.Г. Боброва, Д.В. Сарабьянова, А.А. Русаковой, Л.Я. Рейнгардт, Б. Роуз.
Если художественно-исторические описания картин апеллируют к эмоциональной ассоциативности, основанной на формальной организации картины, философские - к мировоззренческим установкам как основе любой формальной организации художественного произведения. Сочетание этих двух основных подходов представляется наиболее плодотворным при изучении образно-композиционных закономерностей ритма в искусстве.
Научная новизна диссертации заключается в новом подходе к изучению ритма в нескольких видов искусства, который заключается в следующем:
- впервые ритм рассматривается как объединение разных видов искусства в одно целое;
- используется всесторонее историко-искусствоведческое рассмотрение этой проблемы в историческом и теоретическом контекстах;
- рассматривается ритмические особенности в искусстве разных народов;
- выявление характерных черт национальных культур с помощью ритма в искусстве.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Диссертационная работа раскрывает процесс общения с картиной и понимания значимого внутреннего содержания духовной жизни, заложенной в ней, посредством обращения к ритмическому эмоциональному воздействию на зрителя. Значимость имеет освещение более широкого, по сравнению с существующими произведениями, исторического периода, а также более детальное раскрытие роли ритма в искусстве, как особого аспекта и отражения национальных особенностей.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (список использованной отечественной и зарубежной литературы 65 названий), иллюстраций и приложений.
Реализация настоящего исследования в определенной степени позволит нам воссоздать общую панораму пройденного пути а также приблизиться к пониманию достигнутых результатов. В ХХ1 веке в контексте глобализации для каждого отдельного государства существует острая проблема сохранения национальной идентичности. Традиционное искусство, безусловно, определяет самобытность и самодостаточность культуры и служит ее неисчерпаемым источником. Национальный принцип в культуре казахов, одного из тюркских этносов, как и других кочевых народов, воплощает музыкально-поэтическое искусство, укоренившееся в глубине веков.
В современном искусстве область временной организации является одной из актуальных. Интерес ученых к общетеоретическим проблемам ритмики возник в 70-х годах ХХ века, о чем свидетельствует фундаментальные исследования В. Н. Холоповой [54] и М. Г. Харлапа [52].
Одним из самых ярких свойств в искусстве, выясняющим национальное лицо любого творения, является, как известно, ритм.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Значение ритма для живописи Казахстана в целом трудно переоценить оно оторвалось от цвета, композиции, во многом выступив на первый план. У каждого живописца свое представление о ритме, во многом обуславливающее специфику «авторского» изобразительного языка. Ритм в полотнах Г.Маданова носит структурированный характер остановленного «броуновского движения», либо выверенного чередования вертикальных или горизонтальных «элементарных» форм в цветовых варияциях. В композиционно замкнутых произведениях К.Дуйсенбаева ритм чередования пятен цвета подчинен стремлению к тональной гармонии, монументальности. Ритм в работах К.Хайрулина носит скорее орнаментальный, раппортрный характер.
Следование индивидуальности стиля, стремление к абстрагированно - формальному выражению, вплоть до самых концептуальных форм, также становится ведущим художественным принципом живописцев 1990-х годов.
Выход за пределы живописи происходит, вероятно, из-за ощущения художниками предела своих возможностей в этом виде искусства, также как и определнной «моды» на самые последние мировые веяния. Это одна из причин обращения к перфомансу, который в принципе и по своей природе тоже конструкция, причем тоже родом из синкретических архаических систем.
Важно, что и живописи, и концептуальным выражениям современного искусства Казахстана характерны о бщие тенденции - стремление к первоначалам, поиск наиболее универсальных смыслов, эстетизация художественного строя.
Последовательное изучение живописи Казахстана позволяет сделать выводы, что на протяжении исследуемого периода в изобразительном искусстве Казахстана параллельно сосуществуют, взаимопроникают и дополняют друг друга несколько основных тенденций, составляющих в итоге переходный этап развития живописи.
В формировании переходного характера живописи этого этапа важную роль сыграли значительные социальные изменения - экономические, политические реформы, которые повлекли за собой и мировоззренческие трансформации общества. Каждое десятилетие исследуемого периода вносит свои коррективы в сложный процесс развития духовных институтов, частью которог является живопись.
Трансформации общества и сознания 1980-х годов вызвали понимание необходимости определения и утверждения национальных духовных ценностей. В то время проявления культурной самобытности допускались только в советских параметрах, когда национальной художественной школе разрешалось иметь «специфические» особенности изобразительной системы. Зревшие в глубинах сознания желание и необходимость выразить собственное культурное «звучание» благодаря перестроечным процессам стали осуществимыми. Общее направление реформирования общества, пресловутая гласность дали возможность живописцам выплеснуть наружу скрытые глубинные процессы - осознание своих корней, традиционных установок, ориентированность на разработку собственных направлений.
С обретением независимости в 1990-е годы казахская живопись получает резкую и отчетливую возможность приобщения к опыту мировой школы, а это дает искомую широту выражения и другой взгляд и на себя, и на окружающий мир. Меняются уровневые точки - приобретается иная шкала отсчета.
Значимые предпосылки развития творчества художников 1980-1990-х были созданы их предшественниками. Художественные принципы С.Айтбаева, Ш.Сариева, Т.Тогусбаева с их потребностью воссоздать национальное видение картины мира, осознание и отражение себя как представителей определенного этноса и одновременно как части мирового пространства, оказались также актуальными для последующих поколений казахских художников. Наследие мировой и традиционной культур, проблемы современности остаются постоянными темами для живописи 1980¬190-х гг. трансформируясь под влиянием социальных и культурных изменений, но сохраняя преемственность со своими истоками.
Ярко выраженной в живописи Казахстана 1980-х годов стала тенденция, возникшая в творчестве К.Дуйсенбаева, К.Муллашева, Б.Табиева. Поэтизация жизни казахского аула, эстетизация каждодневных событий, мотивов, утверждение ценности простых вещей вызывают в сознании неизбывные для национального сознания идеи гармонии сосуществования человека и природы.
Эта тенденция возникает как противопоставление активному процессу урбанизации, как утверждение ценностных категорий традиционной культуры, гармонии, неделимости человека и природы, как альтернативы экологическому и нравственному краху человека и становится достаточно четко сформулированным явлением в живописи 1980-х годов. Это направление привлекает многих художников - А.Накисбекова,
М.Аманжолова, К.Ахметжанова.
Тенденция восстановления традици онных принципов сознания, создания на их основе своей собственной, «авторской» мифологии, выражается в воссоздании на холстах образов, наполненных энергетикой древней мистики, сакрализации прир оды и животного мира. Тотемические верования, первобытные мощь и энергетика животных оказываются в их произведениях гораздо более жизнестойкими, чем образы людей. Человек практически исчезает из живописных полотен 1990-х годов, появляются образы мистических существ - божеств, пророков, внешний облик которых, их сущности неоднозначно трактуются неограниченным воображением художников.
В этом направлении казахской живописи особенно наглядно, открыто, выражено вызванное бурными социальными ротациями ХХ века стремление компенсировать утраченные пласты национальной культуры, восстановить традиционные идеалы и принципы сознания, преемственность культурных связей.
Создание собственного изобразительного языка, выбор адекватных, экспериментальных средств выражения, на ф ормальном уровне
стимулирующих возвращение к историческим корням, духовным приоритетам, является характерной особенностью этого направления в живописи Казахстана.
Живопись Казахстана в 1980-1990-е гг. переживает непростой период становления в новых условиях формирования искусства независимого государства, модифицирования всех параметров, структур общественной и художественной жизни. Социальные и культурные изменения этих десятилетий поднимают многие вопросы - осознания собственной духовной самобытности, преемственности историко-культурных связей, потребности в создании собственного, уникального, узнаваемого художественного языка, изменения ценностных критериев, отразившихся в формировании основных тенденций в живописи.



1. Адамчик В. В., Адамчик М. В. «Русск ое искусство» - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. - 352с.
2. Александрова Л. В. Первая Дельфийская песня: речь и музыка // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы Междунар. науч. конф. - Новосибирск: Новосиб. Гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2002. - С. 7-21.
3. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М.,Искусство, 1976 -287с.
4. Альмеева Н. Ю. Ритмические клише и мелодическая заменяемость в песнях татар-кряшен // Народная музыка: история и типология. - Л.: 1987. - С. 157-165.
5. Аравин П. В. Ритмическая организация казахского
мелоса.//Музыкознание. - Вып. VI. - Алма-Ата, 1973. С. 22-39.
6. Ахметов З. А. Казахское стихосложение. - Алма-Ата: Наука, 1964. - 458с.
7. Байгаскина А. Е. «Ритмика казахской традиционной песни» Учебное пособие. - Алма-ата, 1990. - 164с.
8. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975-502с.
9. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. -Спб., Мифрил, 1995 -256с.
10. Бойко Ю. Соотношение текста и напева в русской частушке // Искусство устной традиции. Историческая морфология. - СПб.: Рос. инст. ист. искусств, 2002. - С. 216-225.
11. Вершинина Е. Б. О ритмике песенных текстов традиционного южно-удмуртского фольклора: уровень координации стиха и напева // Сб. науч. трудов. - Ижевск: Удм. инст. ист., языка и литературы УрО РАН, 2002. - С. 108-123.
12. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977-263с.
13. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984-320с.
14. Волков Н.Н. Геометрия и композиция картины //Искусство, - 1975, №6
15. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576с.
16. Гегель Г. В. Эстетика. Т.1-М. издательство «Искусство», 1968.
17. Гнедич П. П. «История искусств. Живопись. Скульптура.
Архитектура.»- М.: Эксмо, 2007. - 848с.
18. Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение
художественной системы картины кватроченто. -М., искусство, 1975 - 127с.
19. Джагацпанян К. А. Ритмика армянской музыки - Автореферат дисс. на соис. уч. степени док. искусствоведения. - Ереван, 2000. - 226с.
20. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. - М., 1898
21. Ерзакович Б. Г. Песенная культура казахского народа: Музыкально-историческое исследование. - Алма-Ата: Наука, 1966. - 401с.
22. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального
фольклора. - М.: Композитор, 2001. - 256с.
23. Жегин Л. Ф. «Язык живописного произведения» (Условность древнего искусства) - М., искусство, 1970-125с
24.Затаевич А. В. 1000 песен казахского народа. - М.: Госмузидат, 1963.-607с
25. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.:
«Стройиздат», 1986.-288с.
26. Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции М.: Искусство, 1974.-224с.
27. Каган М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки.//Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., Наука, 1974-298с.
28. Кондратьев М. Г. О ритмике чувашской народной песни // Сов.музыка.
- 1976. - №3. - С. 115-117.
29. Кузбакова Г. «Казахская обрядовая песня: ритмическая структура и семантика» - монография/Астана: «Мастер По», 2012-183с.
30. Кушнарев X. С. Вопросы истории и теории
армянской монодической музыки.- Л.: Музгиз, 1958.— 626 с.
31. Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского. - М.: ОГИЗИЗОГИЭ, 1934.-384с.
32. Лессинг Г. Э. «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» -
Гослитиздат, Москва 1957г.
33. Мазель Л. А. Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм.- М.: Музыка, 1967 752 с.
34. Мазепус В. В., Новикова О. В. Музыкально-ритмическое воплощение бурятского песенного стиха // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Материалы Межд.науч.конф. - Новосибирск, 2002.
- С. 88-103.
35. Мухамбетова А. И., Аманов Б.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век.: сб. науч. ст. - Алматы: Дайк-Пресс, 2003. - 539с.
36. Мухамбетова А. И. Казахский кюй (очерки истории, теории, эстетики).
- Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - 208с.
37. Негимов С. Ритмико-интонационное обогащение стиха в казахской поэзии. //Исследования по истории и семантике стиха. -Караганда, 1989.
38.Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1934-336с.
39. Проблемы композиции народной песни/Научные труды Московской государственной консерватории. - Сб. 10. - М., 1997. - 164с
40. Роуз Барбара. Американская живопись 20-го века. (Париж), (Женева): SKIRA: BOOKKING INTERNATIONAL, 1995. -175с.
41. Ручьевская Е. Движение и ритм // Ритм и форма. Сборник статей. - СПб.: «Союз художников», 2002-224с.
42. Святослав Рерих «Индийская живопись» статьи, монографии. Международный центр Рерихов Мастер -Банк Москва, 2011
43. Сокольникова Н. М. «История изобразительного искусства» - М. : «Академия», 2012
44. Соколов-Ремизов С. Н., «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений: Между прошлым и будущим». М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256стр.
45. Соломонова Т. В. Вопросы ритма в узбекском песенном наследии. - Ташкент: Фан, 1978. - 68с.
46. Степанская Т.М. Храм как мера гармонии// Культурное наследие Сибири. Вып. 6-7: Степанская Т.М. Избранные статьи и очерки , - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005-51 с.
47. Тавлай Г. В. Белорусские крестинные напевы (опыт гомологической
типологизации)//Искусство устной традиции. Историческая
морфология. - СПб.: Рос. инст. ист. искусств, 2002. - С. 64-99.
48. Темирбекова А. З. Казахские народные песни (в музыкально-теоретическом освещении). - Алма-Ата, Жазушы, 1975.- 129с.
49. Темирбекова А. З. Алмазная россыпь (музыкально-критические очерки, статьи). - Алма-Ата: Онер. -1979. - 168с.
50. Флоренский П. А. История и философия искусства. Собр. соч. Статьи и исследования по философии искусства и археологии. - М., Мысль, 2000-447с.
51. Харлап М. Ритм и метр в музыке устной традиции. — М.: Музыка, 1986. — 104 с.
52. Хогарт У. Анализ красоты -Л., Искусство, 1987.-252с.
53. Холопова В. Н. Музыкальный ритм: Очерк - М.: Музыка, 1980. - 71 с.
54. Холопова В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века.- М.: Музыка, 1971.— 304 с.
55. Шевлякова Л. Р. «Ритм орнаментальной прозы (на материале произведений Е. И. Замятина)» автореферат, Алматы, 2007г
56. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. -М.: Мысль, 1966.-496с.
57.Эткинд Е. Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания. //Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., Наука, 1974-298с.
58. Ястребова Н. А. Пространственно-тектонические основы
архитектурной образности.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л., Наука, 1974-298с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ