Введение
1. Живописные традиции в Русском Церковном зодчестве.
1.1. Исторические аспекты формирования монументальной
живописи.
1.2. Православный канон в монументальной живописи.
1.3. Духовные смыслы и значение храма и иконы в контексте русской
православной культуры
2. Проблема стиля в живописном решении церкви.
2.1. Динамика развития архитектурно-художественного пространства Знаменского монастыря села Коробейникова.
2.2. Стилистическое решение и образный строй церкви
анализ Церкви Божьей Матереи Казанской села
Коробейникова Усть-Пристаньского района.
Заключение
Актуальность темы исследования определяется наметившимися в современной культуре России тенденциями возрождения традиций православия, а также усилившимся вниманием к духовному наследию. Интерес к храмовому зодчеству, реконструкции и восстановлению святынь обусловлен стремлением к духовному обновлению страны. В условиях переходного времени, когда в жизненном укладе и государственной структуре России происходят серьезные перемены, изменяется и положение ее сельских районов. В аграрном Алтайском крае проблема самоопределения культуры сельских поселений зазвучала особенно остро. Для большинства из них вопрос идеи и направленности ее развития стал целеполагающим.
В зависимости от исторических условий, каждое сельское поселение имеет свои приоритеты развития, свои особенности. Для села
Коробейниково, церковь Иконы Казанской Божьей Матери и сам монастырь сыграли не последнюю роль как в развитии культурном, так и
экономическом. Появление этого памятника архитектуры не только украсило регион, но и стало центром притяжения туристов, паломников,
исследователей и т.д. Для местных жителей этот храм и монастырь стали местом трудовой деятельности. Реставрационные работы привлекли не только специалистов в области архитектуры и изобразительного искусства, но и активизировали волонтеров, молодых специалистов: художников, декораторов, иконописцев.
Церковь Иконы Казанской Божьей Матери - это памятник культового зодчества начала ХХ века, выполненный в русском стиле, памятник религиозной культуры, в котором представлены традиционные и художественные ценности. Важным аспектом изучения является не только архитектурное своеобразие данного памятника, его историческая и культурная роль, но и исследование художественных особенностей, представленных в росписях церкви и монастыря. Росписи представляют своеобразное стилистическое решение и традиционный образный строй, что позволяет исследовать актуальный вопрос переплетения современного и традиционного в художественном наследии.
Тема храмового зодчества поднималась в исследовательской среде неоднократно. Рассматривались вопросы, связанные с историей архитектурного стиля, историко-культурного контекста развития зодчества, вопросы наследования художественных традиций, особенностей изобразительного и декоративно -прикладного искусства в церквях и монастырях и т.д.
По теме истории формирования и развития церковной монументальной живописи и творчества отдельных художников можно выделить работы: М.В. Алпатова, И.П. Болотцевой, В.Г. Брюсовой, В.В. Бычкова, Г.К. Вагнера, И.Э. Грабаря, В.Н. Лазарева, Д.С. Лихачева, П.Ю. Климова, Л.И. Лившица, показана в трудах: А.Г. Верещагиной, А.И. Леонова, А.В. Корниловой, Э.В. Кузнецовой, Н.Е. Мневой, Е.С. Овчинниковой, В.А. Пудовой, П.А. Раппопорт,Д.В. Сарабьянова и др.
В XIX-XX вв. наблюдается достаточно активное строительство церквей, но исследований посвященных церковной монументальной живописи не так уж много. В 1830-е годы церковная археология, начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину. Происходит активное описание памятников церковной архитектуры, разных предметов искусства. Этой теме посвящены исследования А.П. Голубцова, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, Н.П. Д.А. Ровинского, И.М. Снегирева.Кондакова, Н.В. Покровского, которые еще в XIX столетии стояли у истоков изучения и популяризации архитектурного наследия.
Также в ХХ веке свои работы посвящали древнерусскому искусству Ю.Г. Боброва, И.Л. Бусевой-Давыдовой, Г.И. Вздорновой, И.Л. Кызласовой, Н.С.Кутейниковой, О.И. Подобедовой, П.А. Раппопорта, А.В. Рындиной Т.А. Славиной, В.Д. Черного, Л.А. Черной и др.
Анализом творчества художников, занимавшихся монументальной росписью, занимались: А.В. Прахов, В.П. Дедлов, И.А. Сикорский, С.В.
Кульженко, Н.И. Петров, А.И. Соболев, Н.В. Рождественский, С.В. Маковский, Н. Головина, А.И. Успенский, Курбатова, И.Э. Грабарь, А.Н. Бенуа.
Биографический метод в исследовании творчества художников - монументалистов использовали такие авторы как:С.М. Алфеев, М.В. Алпатов, А.Н. Бенуа, Н.Н. Коваленская, А.И Михайлова, О.Н. Дурылин.
Также представляют интерес работы о теории и практике реставрации. Отметим исследователей в области обновления, воссоздания памятников церковного искусства: С.Е. Большаковой, И.Э. Грабаря, Ю.Г.Боброва, Д.И. Киплика, В.В. Филатова и др.
Составителями епархиальных справочных книг были собраны многочисленные материалы по истории строительства церквей, деятельности священнослужителей, но архитектурно художественный аспект темы был почти не затронут. Во время советской власти, культовое зодчество Алтая было рассмотрено только в контексте гражданской архитектуры. Отметим труды ученых, которые внесли вклад в развитие знания культовой архитектуре в регионе Сибири.: Т.С. Проскуряковой, О.Б. Бахрушина, С.Н. Баландина.
Так же мы не можем не отметить научные труды доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской: аннотированный каталог «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края», так же монографии «Памятники градостроительства и архитектуры Алтая XVIII - нач. XX в.»; «Архитектура Алтая XVIII - XX вв.». Т.М. Степанская впервые еще в конце 80-х годов занимаясь характеристикой Алтайских культовых построек, выделяет их как памятники архитектуры, благодаря этому определяется их особая ценность и необходимость сохранения и своевременной реставрации. По сельским храмам был введен большой иконографический материал. Было опубликовано обширное количество архивных фото церквей, обнаружены старые публикации планов в т.ч. и планы церкви Иконы Казанской Божьей матери села Коробейниково. Так же нужно отметить труды исследователя Т.М. Степанской «Стилевые направления архитектурного наследия Алтая в конце XIX нач. XX в».; «Культовое зодчество Алтая» Т. М. Степанская Алтайский сборник. Вып. 14. Барнаул, 1991 год; «К вопросу о художественной ценности памятников архитектуры конца XVIII первой половины XIX вв. в г. Барнауле».
Работы исследователя Крейдуна Ю. А. Храмовое зодчество юго - западной Сибири XIX -начала XX в. в контексте миссионерской деятельности русской православной церкви: Автореф. . .доктора иск. Барнаул, 2011; «Православный щит Алтая: История обретения и сохранения Чудотворной Казанской - Коробейниковской иконы Божьей Матери.» Барнаул, 2014 подробное изложение истории становления и бытования монастыря и развития храма в селе Коробейниково.
О возрождение традиций русского храмового зодчества на Алтае писала Гречнева Н. В. Нельзя оставить без внимания труды: «Современные православные храмы Алтая»; «Современные православные храмы города Новоалтайска»; «Символика внешних архитектурных форм православного храма»; «Типологический анализ современных православных храмов Алтая»;
На основе архивных документов была написана книга «Православные храмы Барнаула» Я.Е. Кривоносовым Здесь написана история строительства и судьба многих барнаульских церквей начиная с XVIII века, изложены факты о современном строительстве церквей. Православные храмы изучали Г.Д. Няшин, В.И. Кочедамов, А.Д. Сергеев, АЛО. Майничева, и др. Отдельные аспекты культового зодчества рассматриваются в работах Ю.В. Волковой, об особенностях оконных проемов храмов Алтая XIX в. и Р.Ю. Волоснова о сельском деревянном церковном зодчестве.
Таким образом, вопрос рассмотрения особенностей монументального зодчества, художественного наследия, изобразительного искусства в храмах и церквях достаточно изучен. В широком диапазоне исследованы и вопросы особенности региональной культовой архитектуры. В то же время молодой храм Иконы Казанской Божьей Матери и стилистическое решение росписей в научной литературе не представлены. Что в свою очередь актуализирует исследуемую тему.
Именно практика создания монументальных церковных росписей их стилистика, особенности техники и методов нанесения вызывают особый исследовательский интерес. Как никогда актуальными становятся все профессиональные проблемы и детали создания работы. Автор выпускной квалификационной работы явился непосредственным участником процесса создания росписей и тем самым более детально и профессионально может изучить специфику изобразительного ряда росписей Иконы Казанской Божьей Матери.
Объект исследования: православные художественные традиции в церковных росписях.
Предмет исследования: росписи Церкви Иконы Казанской Божьей Матери села Коробейниково.
Цель исследования: Изучить художественные традиции росписей в православных храмах и на основе стилистического анализа выявить особенности росписей церкви Иконы Казанской Божьей Матери села Коробейниково.
Обзор источников: в работе рассматриваются росписи церкви Иконы Божьей Матери села Коробейниково.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проследить исторические аспекты формирования и развития церковной монументальной живописи.
2. Изучить православный канон в русской монументальной
живописи.
3. Выявить духовные смыслы образных решений в контексте художественных традиций.
4. Проследить динамику развития архитектурно -художественного пространства в церкви Иконы Казанской Божьей Матери села Коробейниково.
5. Проанализировать стилистическое решение и образный строй в росписях церкви Иконы Казанской Божьей Матери села Коробейникова Усть-Пристаньского района.
В связи с поставленными целями и задачами были сделаны следующие выводы. Наши Русские православные церкви в продолжении границ истории строились достаточно по разному и по этому менялся и их облик, по разному выглядел сам храм и его детали убранства, менялись украшения. Это заставляет нас удивляться возможностям русских художников, которые смогли воплотить в жизнь все богатство художественных средств русской православной архитектуры и конечно же весь самобытный характер. Несмотря на разнообразия декора и элементов русский храм всегда узнаваем и соответсвует православному канону. На протяжении веков храмы строились разными способами, но все в храме было подчинено самому главному правилу и структура храма и его форма, и внешний и внутренний облик. Изучая древнерусское и византийское церковное фресковое
искусство, стало ясно, что художественная культура этого периода на сегодняшний день считается достаточно исследованной областью. Мы выяснили, то в IX-XX вв наблюдается достаточно активное строительство церквей но исследований посвященных церковной монументальной живописи не так уж много. В 1830-е годы церковная археология, начинает выделяться в самостоятельную научную дисциплину. Происходит активное описание памятников церковной архитектуры, разных предметов искусства. Достаточно литературы по анализу художественных произведений, по биографии художников и ученых.
Изучая живописные традиции в русском церковном зодчестве, мы выяснили, что развития монументальной церковной живописи, некоторые обобщения результатов дают понять, что практика создания реставраций и создание современной церковной архитектуры основано в большинстве своем на обращении к историческим традициям.
Мы поняли, что русский православный храм в границах православной религии понимается, как модель мира, объединяющий собой два мира - горний и земной. Между этими мирами оказывается человек со своими проблемами испытаниями и поиском. Церковь открывается для человека что бы он совершенствовался и очищался, повышал свой уровень культуры. В православии церковь является иконой мира, а икона в нем как организующее начало, создающее духовное пространство литургии. В православии каждый верующий воспринимает икону как образ божий.
В ходе изучения судьбы Коробейниковского храма, который ныне преобразован в Богородице-Казанский мужской монастырь, тесно переплелись исторические факты и легенды. Факты раскрывают трагические страницы истории здания собора и самого православия в годы установления советской власти, тесно связаны с политикой страны и ведут исследователя в архивы Исполкома Усть-Пристанского района под грифом «Секретно». Храм устоял благодаря удачному, уникальному стечению обстоятельств в период его создания. В его возведении принимали участие мастера высокого класса - строитель церквей и резчик иконостасов Архип Александрович Борзенков, владелец иконостасной мастерской в Бийске. При этом они могли руководствоваться «Лицевым иконописным подлинником, составленным профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии Николаем Васильевичем Покровским, и изданным в 1899 году. Во всей Сибири церковно-архитектурного памятника такого рода или похожего на него - нет.
Коробейниковская Казанская икона Пресвятой Богородицы на протяжении многих десятилетия привлекает паломников и верующих своей легендарной судьбой и чудесными свойствами, рассказами о которых делятся с прихожанами многочисленные свидетели её судьбы и истории. Она стала своего рода духовным символом села, центром внимания служителей российской православной церкви и всех, жаждущих найти сегодня устойчивые духовные ориентиры в жизни.
Так же изучая философско-религиозные и эстетические взгляды
Византии, мы выяснили, что православие в некоторой степени совершило заимствование взглядов и художественных форм из Византии. Надо отметить, что в Киеве живопись претерепела изменения и приобрел национальные черты, вместе с тем как мастера и архитекторы привнесли из Византии технику строительства церквей и живописи. На смену образам которые были до этого события суровым и торжественным икон пришли более мягкие русские образы. Мы наблюдаем более свежие яркие, жизнерадостные краски с более четкими линиями. Образы стали полны сочувствия, сострадания и человеколюбия - это в последствии и стало отличать русские православные фрески Х1У-ХУ веков.
Своего расцвета русские фрески достигли в Х1У-ХУ, так как произошли изменения политические и экономические, рост самосознания в связи с борьбой за независимость и объединение Руси. Рост экономики произошел в связи с тем, что произошло развитие ремесла и торговли в Пскове и Великом Новгороде. Русь укрепляла связи с другими странами. Искусство не осталось в стороне и так же претерпело изменения и мастера обратились ко внутреннему миру человека.
Изучая росписи церкви Иконы Казанской Божьей Матери мы определили ,что несмотря на сложности работы с храмовой архитектурой художник добился переосмысления традиций и произошло не копирование, а переосмысление уже существующих форм. Традиции не помешали созданию в храме лучших богородичных сюжетов и орнаментов.
На основании изученной научной литературы и анализа выявленных источников, в том числе материальных, натурных исследований, автор диссертации считает возможным сделать следующие выводы: в церкви Иконы Казанской Божьей матери произошел творческий поиск нового образа храма, соответствующего представлениям о живописи в древнерусском стиле. Главный образ — изображение земной жизни Божьей Матери и Ее небесная слава. Об Иисусе Христе только два сюжета — Крещение и Преображение. Так же было установлено, общие объемно-пространственное решение храмового пространства укладываются в известные традиционные схемы, но наблюдаются попытки выйти за рамки привычных представлений о культовой архитектуре. Необходимо отметить, что поиск новой образности храма произвелся алтайскими художниками очень корректно.