Введение 3
Глава I. Анекдот как тип текста 5
1. Современные аспекты изучения анекдота 5
2. Анекдот как речевой жанр 12
3. Семантическое поле анекдотов (тематические классификации) 18
4. Советский и современный российский анекдот: общее и отличия 24
Глава II. Диахронно-сопоставительное исследование тематики советских и современных анекдотов 27
1. Лейтмотивы советского и современного российского анекдота
Классификация современных анекдотов 28
Классификация советских анекдотов 46
2. Сравнение тематических классификаций 57
Выводы 62
Список литературы: 64
Объектом нашего исследования являются тексты, принадлежащие речевому жанру анекдота.
В качестве предмета исследования выступают лейтмотивы - регулярно воспроизводимые темы - анекдотов в различные временные периоды.
Под лейтмотивом мы понимаем один из основных структурных элементов текста: повторяющаяся деталь, образный оборот.
Материалом данной работы являются сборники анекдотов, изданные в 2000-2018 годы 21 века и в 1917-1991 годы 20 века.
Цель нашей работы - провести диахронно-сопоставительное исследование тематики анекдотов в разные временные периоды. Мы сравниваем то, какие социальные, бытовые, политические и другие проблемы были актуальны в 20 веке, а какие темы высмеиваются в наши дни: какие тематические группы исчезают, перестают быть интересными для читателя, а какие, наоборот, появляются.
Так как анекдот отражает социальные процессы и явления, то наблюдение за изменениями его лейтмотивов обладает ценностью для разных наук, в том числе и для лингвистики. В частности, семантическое описание анекдотов актуально для жанроведения, в рамках которого сегодня активно развивается сопоставительный аспект. Динамично меняющийся на протяжении 20 века речевой жанр анекдота требует сопоставительного анализа. Исследование может также оказаться ценным для смежных наук - социологии и истории. В этом состоит актуальность и новизна нашей работы.
Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:
1. Найти сборники анекдотов разных временных периодов.
2. Составить тематическую классификацию лейтмотивов
(воспроизводимых тем) текстов.
3. Произвести сравнительный анализ полученных классификаций.
Таким образом, в данной работе использовался метод тематической классификации и общенаучный сравнительный метод.
Тезисы исследования докладывались на конференции.
Анекдот - это фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Ему свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех. Это может быть игра слов или ассоциации, требующие дополнительных знаний: социальных, литературных, исторических, географических и т. д. Тематика анекдотов охватывает практически все сферы человеческой деятельности и отражает социальные процессы. В большинстве случаев авторы анекдотов неизвестны и является чистым продуктом коллективного бессознательного, а главная и основная функция анекдота - рождение смеха у слушающих.
Так как анекдот отражает социальные процессы и явления, то изменения в нём, смены различных тематик важно наблюдать. Семантическое описание анекдотов актуально для жанроведения, молодого направления лингвистики, в котором активно развивается сопоставительный аспект. Динамично меняющийся на протяжении 20 века речевой жанр анекдота требует сопоставительного анализа. Исследование может также оказаться ценным для смежных наук - социологии и истории.
Мы предприняли попытку тематической классификации анекдотов. Результаты нашей работы представили выше. Из полученных данных мы выделили общее и различное в наших тематиках, поэтому из всего вышесказанного можем сделать несколько выводов:
1. Тематическое наполнение анекдотов меняется из-за изменений в обществе, менталитете, реалий и прочее.
2. Анекдот показывает, как меняется сама жизнь. Это видно, так как смеются над разным.
3. Некоторые темы останутся для анекдотов вечными, хотя поменяется их наполнение. Думаем, что социальные проблемы, политические и отношения между мужчиной и женщиной будут волновать людей всегда, но героями данных анекдотов будут выступать разные личности.