Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ

Работа №91355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Петербургский текст русской культуры: истоки и история 6
1. Истоки 8
1.1. Основные мифологемы 9
1.2. Культура и природа 12
1.3. Фауст и Петр I 13
1.4. Семиотическая пустота 17
1.5. Петербург и сновидения 18
1.6. Петербург и постмодерн 19
2. История 22
2.1. Строительство города 23
2.2. Язык 24
2.3. Петербург в споре западников и славянофилов 27
2.4. Петербург и символисты 28
2 5. Петербург и Москва 29
Глава II. Петербургский текст в творчестве Татьяны Толстой 32
1. Рассказ «Петерс» 33
2. Рассказ «Соня» 38
3. Рассказ «Чужие сны» 41
4. Повесть «Легкие миры» и эссе «Ураган» 43
5. «Пушкинский миф» и «пушкинский текст» в творчестве Татьяны Толстой 47
Заключение 51
Список литературы 53

Петербургский текст русской литературы является крупным семиотическим образованием палимпсестного характера. По своей структуре этот интертекст подобен мифу. Таким образом, мы не можем назвать какого- то конкретного автора единоличным создателем данного интертекста.
Петербургский текст интенсивно развивался на протяжении 3-х столетий и на данном этапе представляет крайне сложную систему, состоящую из разнообразных субтекстов, хаотично разбросанных во времени. Однако при исследовании какой бы то ни было части этой масштабной семиотческой структуры, мы не можем игнорировать некоторых базовых элементов, мифологем, всего образования.
Художественное воплощение петербургского мифа в отечественной культуре впервые было зафиксировано в произведениях Александра Пушкина и Николая Гоголя. Далее на протяжении XIX века свой вклад в развитие этой темы вносили Федор Достоевский, Аполлон Григорьев и многие другие писатели и поэты.
В XX веке эта тема начала уже всерьез ощущаться и осознаваться представителями русской интеллигенции. В первой половине века появились серьезные культурологические и филологические исследования по данной теме. Это работы Н.П. Анциферова «Душа Петербурга», «Петербург Достоевсского», «Быль и миф Петербурга».
Благодаря работам В.Н. Топорова и Ю.М. Лотмана во второй половине XX века исследования петербургского текста приобретают масштабный характер.
На сегодняшний день уже не представляется возможным охватить столь гигантский пласт исследований, посвященных этой теме.
Приняв во внимание палимпсестный характер петербургского текста, в качестве объекта исследования мы выбрали интертекстуальные связи.
Предметом же исследования является сам петербургский текст русской литературы и его проявления в современной прозе.
Материалом для исследования послужили художественные произведения Татьяны Толстой: рассказы «Петерс», «Чужие сны», «Соня», «Лимпопо», эссе «Ураган», поветь «Легкие миры», роман «Кысь».
Цель нашей работы - провести интертекстуальный анализ вышеперечисленных произведений Татьяны Толстой и выявить их связь непосредственно с базовыми мифологемами петербургского текста и с многочисленными субтекстами и субстратами, также имеющими прямое отношение к вышеупомянутому интертексту русской литературы.
Из указанной цели вытекают следующие задачи:
1. Определить ключевые мифологемы петербургского текста и взглянуть на историю их формирования.
2. Проследить, как вокруг этих мифологем выстраивался и как благодаря ним развивался петербургский текст.
3. Отобрать из наследия Татьяны Толстой такие художественные тексты, которые могут быть отнесены к петербургскому тексту русской литературы.
4. Посмотреть, как в этих художественных произведениях реализуются ключевые для петербургского мифа темы.
5. Рассмотреть отобранные тексты Татьяны Толстой с точки зрения их связи с различными субтекстами петербургского интертекста.
Для решения подобных задач наиболее удобным и естественным кажется использование интертекстуального метода. А.К. Жолковский писал, «современная поэтика отводит проблеме интертекста центральное место, что связано, в частности, с тем, что преодоление структурализма ознаменовалось подчеркнутым отказом от имманентного рассмотрения литературного текста» [51, с. 29]. Тем не менее, стоит вновь обратить внимание на то, что палимпсестный характер петербургского текста русской литературы предполагает, как нам кажется, в первую очередь именно интертекстуальный анализ примыкающих к нему субтекстов.
Творчество Татьяны Толстой современными литературоведами исследовалось неоднократно, однако именно данный аспект ее художественных и публицистических произведений был обойден учеными. Тот факт, что тексты Татьяны Толстой с точки зрения их принадлежности к петербургскому тексту русской литературы ранее подробно и обстоятельно рассмотрены не были, и позволяет нам говорить о новизне и актуальности данной дипломной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рассмотренных в данной дипломной работе художественных произведениях Татьяны Толстой (в некоторых наиболее ярко и выпукло) мы смогли обнаружить тесную связь с уже давно существующей традицией.
Например, в повести «Легкие миры» совершенно явственно проступает основная мифологема петербургского текста - строительство Града Небесного. Главная героиня повести придает этим волшебным грезам о светлой террасе такое же значение, как и Петр I грезам о строительстве Петербурга, «города ни для кого», в рассказе «Чужие сны». Эта самая терраса досталась героине «Легких миров» в качестве мечты, сна от другого человека, так и не завершившего строительства этого Града, рая на земле. А когда героиня и завершает в конце концов постройку, то оказывается, что средств поддерживать Град Небесный у нее нет, и все, что она делала, пошло насмарку.
Напомним, что эта тема, по мнению В.Н Топорова и В.И. Тюпы, является самой центральной во всем петербургском мифе, что из нее-то и происходят все остальные субстраты и подтемы.
Так, эсхатологическая тема проступает в рассказе «Петерс», когда бабушка главного героя умирает, и он оказывается захваченным в руки хаоса. И в своем стремлении выйти из этого хаоса, найти истинную жизнь, он терпит неудачу, ведь Петербург - «город ни для кого».
Начавшись полустихийно-полуосознонно с «Медного всадника» Александра Пушкина, петербургский текст продолжает существовать и в современной литературе. При этом нет объективных данных для того, чтобы сказать, что та интенсивность, с которой он производился и накапливался в нале XX века, сегодня идет на спад. Естественно, она не так высока, ведь в истории России в последние десятилетия происходили различной степени трагичности и тяжести события, которые повлекли за собой резкий спад во многих сферах общественной жизни, в том числе и в культурной.
В 90-е годы XX столетия В.Н. Топоров, завершая свою программную работу «Петербург и “Петербургский текст русской литературы”», писал, что петербургский текст на протяжении многих лет пытался предупредить Россию об опасностях, что своими «синкопами» он пытался донести до русского читателя и русского человека какие-то ужасные знамения, предсказания. А раз он был способен и на такое, то отчего бы нам отказываться от еще и спасительной функции, которую он, возможно, имеет. «На пороге трехсотлетнего юбилея города и третьего тысячелетия христианской эры мысль о промыслительной роли Петербурга <...> все чаще посещает нас. Это не значит, что спасение надо искать только здесь и что оно придет само собой. Петербург петербургского текста еще и учителен, и он как раз и учит, что распад, хлябь и тлен требуют от нас духа творческой инициативы, гения организации, но и открытости, верности долгу и веры, надежды, любви, предчувствия или просто ясного неуклончивого сознания, что и сейчас в этом «анти-энтропическом» устремлении Петербург может оказаться нашим ближайшим и надежнейшим ресурсом, если только мы окажемся достойными того вечного и благого в нем, что было открыто нам петербургским текстом и самим Петербургом. Но сейчас город тяжко болен, и ему нужно помочь» [20, с. 66].
Это было написано в 1993 году. В сегодняшнем 2018 году, на самом деле, очень трудно определить, исцелился ли город, нужна ли ему еще помощь.



1. Анциферов Н. П. Быль и миф Петербурга : монография / Н. П. Анциферов ; сост. и коммент. К. А. Купман, А. М. Конечного. М. : Книга, 1991.
2. Анциферов, Н. П. «Непостижимый город.» Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина : монография / Н. П. Анциферов ; сост. М. Б. Вербловская. СПб. : Лениздат, 1991.
3. Анисимов Е.В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. СПб., 2003.
4. Берков П. Идея Петербурга-Ленинграда в русской литературе / П. Берков // Звезда. 1957. - № 6.
5. Черняк М.А. Современная русская литература. - Москва, 2008.
6. Минц 3. Г. «Петербургский текст» и русский символизм / 3. Г. Минц // Минц 3. Г. Избранные труды : в 3 кн. СПб. : Искусство - СПб., 2004. -Кн. 3: Поэтика русского символизма.
7. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю. М. Лотман // Учёные записки Тартуского университета (Труды по знаковым системам). Тарту, 1984. - Вып. 664, № 8.
8. Кассирер Э. Философия символических форм : в 3 т. / Э.
Кассирер ; пер. с нем. С. А. Ромашко. М. - СПб. :
Университетская книга, 2002. - Т. 2: Мифологическое мышление.
9. Серкова В. Неописуемый Петербург (Выход в пространство
лабиринта) / В. Серкова // Метафизика Петербурга:
Петербургские чтения по теории, истории и философии
культуры. СПб., 1993. - Вып. 1.
10. Метафизика Петербурга / отв. ред. Л. Морева. СПб. : Филос.-
культурол. исслед. Центр «Эйдос», 1993. - 320 с. - ISBN 5-88607-001-Х. - (Пе-терб. чтения по теории, истории и философии
культуры; вып. 1).
11. Меднис H. Е. Сверхтексты в русской литературе / H. Е. Меднис.
Режим доступа: http://rassvet.websib.ru/chapter.htm?no=35,
свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
12. Столпянский П. Н. Петербург. Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх / П. Н. Столпянский. СПб., 1999.
13. Юрьев А. И. Формула менталитета петербуржцев / А. И. Юрьев // Москва Петербург. Российские столицы в исторической перспективе : сб. ст.-СПб., 2003.
14. Страда В. Москва Петербург - Москва / В. Страда // Лотманов- ский сборник.-М. : Гарант, 1995.
15. Синдаловский Н. А. Легенды и мифы пригородов Петербурга /Н. А. Синдаловский. СПб. : Норинт, 2001.
16. Сипко Ю. Н. Экзистенциальное содержание петербургской прозы конца XX века : дис. . канд. филол. наук / Ю. Н. Сипко. Ставрополь, 2006.
17. Смирнов И. Петербургская утопия / И. Смирнов // Анциферовские чтения.-Л., 1989.
18. Степаков В. С. Мистический Петербург / В. С. Степаков. М. : Яуза : Эксмо, 2008.
19. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. - Москва, 2003.
20. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. - Санкт-Петербург, 2003.
21. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.
22. Небесные покровители Санкт-Петербурга. СПб, 2003.
23. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. - Москва, 1977.
24. Набоков В.В. Лирика. - Минск, 2000.
25. Замятин Е.И. Малое собрание сочинений. - СПб, 2014.
26. Толстая Т.Н. Легкие миры. - Москва, 2015.
27. Толстая Т.Н. «На золотом крыльце сидели...»: Рассказы. — Москва, 1987.
28. Толстая Т.Н. Река Оккервиль: Рассказы. — Москва, 2005.
29. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. -М. : Эксмо, 2007.
30. Кураев М. Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург / М. Кураев // Новый Мир. 1996. - № 10.
31. Агаева Т. И. Петербург как культурное пространство в русской литературе 19 века: (Мифологический аспект) / Т. И. Агаева // Язык и культура (Мова i культура). Киев, 1997. - Т. 4.
32. Алянский Ю. Ленинградские легенды / Ю. Алянский. Л. : Лениздат, 1985.
33. Амусин М. В Зазеркалье Петербургского текста / М. Амусин // Нева. -2001.-№5.
34. Анисимов Е. Петербург времен Петра Великого : монография / Е. Анисимов. М. : Центрполиграф, 2010.
35. Аркин Д. Е. «Град обреченный» / Д. Е. Аркин // Петербург как феномен культуры. СПб., 1994.
36. Башилов Б. Масонские и интеллигентские мифы о Петербургском периоде Русской Истории / Б. Башилов. Режим
доступа: www.zhurnal .ru/magister/./history/./bashill2. htm,
свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. Рус.
37. Бережанский Н. Город единственный и неповторимый / Н. Бере-
жанский // История Петербурга. - 2005. - № 6 (28). - Режим доступа: http: //www. mirpeterburga.ru/online/history/archive/28/,
свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. Рус.
38. Берков П. Петербург Петроград - Ленинград и русская литература / П. Берков // Нева. - 1957. - № 6.
39. Бломберг С. «Петербургский миф» в наши дни. Попытка обзора /
С. Бломберг. Режим доступа: http://www.netslova.ru
/blomberg/petermif.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. Рус.
40. Бочаров С. Г. Петербургское безумие / С. Г. Бочаров // Пушкинский сборник / сост. И. Лощилов, И. Сурат. М., 2005.
41. Буровский A. M. Величие и проклятие Петербурга. Три Петербурга: метафизика второй столицы : монография / А. М. Буровский. М. : Эксмо, 2009.
42. Бухаркин П. Судьбы Петербургского текста русской литературы / П. Бухаркин // Мир русского слова. 2003. - № 1.
43. Быстрое H. JI. Петербург как утопия: философско-семиотический этюд / H. JI. Быстров, И. Г. Полякова // Известия Уральского государственного университета. 2004.
44. Виролайнен M. Н. Петровский парадиз как модель Петербургского текста / M. Н. Виролайнен. Режим доступа: lit.phil.pu.ru/article.phpVidAS, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. Рус.
45. Волков С. М. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней / С. М. Волков. М. : Эксмо, 2000.
46. Григорьева Е. Пространство и время Петербурга с точки зрения микромифологии / Е. Григорьева // Sign Systems Studies 26 : сб. ст. Тарту, 1998.
47. Долгополов Л. К. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века / Л. К. Долгополов // Долгополов Л. К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX начала XX века. - JI. : Советский писатель. Ленингр. отд., 1977.
48. Ермоченко Т. К. Поэтика новой петербургской прозы конца XX - начала XXI веков : дис. . канд. филол. наук / Т. К. Ермоченко. Брянск, 2008.
49. Ефимова Т. В. «Петербургский текст» как ресурс формирования городской ментальности : дис. . канд. культурологии / Т. В. Ефимова. СПб., 2007.
50. Зеленская Г. Пророчества Пушкинского Петербурга / Г. Зеленская. -СПб. : Время-Пространство-Архитектура, 2008.
51. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994.
52. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
53. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах/ История Петра I. - т.8.
54. Мицкевич А.Б. Стихотворения. Поэмы. - М.: Издательство Художественная литература», 1968.
55. Гёте И.В. Фауст. - М.: Астрель, 2011.
56. Эпштейн М.Н. Ирония идеала: парадоксы русской литературы. - М.: НЛО, 2015.
57. Сны Блока и петербургский текст начала XX века // Тартуский государственный университет, Тарту, 1975.
58. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. - М.: Высшая школа, 2005.
59. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М.: Аспект Пресс, 1999.
60. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2016.
61. Бердяев Н.А.Русская идея. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2012.
62. Коровин В.И. История русской литературы XIX века. - М.: ВЛАДОС, 2005.
63. Манн Ю.В. Тургенев и другие. М.: РГГУ, 2008.
64. Мандельштам О.Э. Малое собрание сочинений. - СПб.: Азбука- Аттикус, 2011.
65. Кони А.Ф. Петербург: очерки. - СПб.: Лениздат, 2014.
66. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2015.
67. Гиляровский В.А. Москва и москвичи. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2016.
68. Марченко Н.Г. Быт и нравы пушкинской эпохи. - М.:
Ломоносовъ, 2017.
69. Быков Д.Л. Владимир Гиляровский// «Дилетант», №8, 2014.
70. Толстая Т.Н. Невидимая дева. - М.: АСТ, 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ