Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЧЕВЫЕ ПОРТРЕТЫ НОСИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОГО ПРОСТОРЕЧИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА КАМЫШЕНКА)

Работа №91354

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Речевые портреты носителей русского просторечия: проблемы изучения 5
1.1. Языковая личность и ее речевой портрет 5
1.2. Понятие «просторечие» в отечественной лингвистике 12
1.3. Опыты изучения речевых портретов носителей просторечия 18
Глава 2. Речевые портреты жителей села Камышенка 21
2.1. Краткие сведения из истории села 21
2.2. Характерные особенности в области фонетики, морфологии, лексики,
синтаксиса, отмеченные в речи информанта старшего возраста 21
2.3. Характерные особенности в области фонетики, морфологии, лексики,
синтаксиса, отмеченные в речи информанта среднего возраста 31
2.4. Характерные особенности в области фонетики, морфологии, лексики,
синтаксиса, отмеченные в речи информанта молодого возраста 33
2.5. Сравнительный анализ речевых портретов носителей просторечия
разных возрастов 37
Заключение 38
Библиографический список 39
Приложение 1 45

Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен интересом к изучению разговорной речи, в частности к описанию речевых портретов. Антропоцентрическая ориентация современной лингвистики определила повышенный интерес к языковой личности и речевому портрету, как ее частному направлению.
Объектом нашего исследования является речь жителей села Камышенка. В качестве предмета исследования выступает просторечие в их речи. Целью исследования является установление характера просторечия, свойственного носителям отдельного языкового коллектива (жителям алтайского села). Традиционно выделяемые два вида просторечия, один из которых формируется на основе диалектов, а другой на основе жаргонов, в речи отдельного носителя языка могут вступать в различные комбинации. По нашему мнению, данные комбинации являются общими для представителей одного микроколлектива. В работе выдвигается следующая гипотеза: чистых типов просторечия нет, вне зависимости от возрастов в речи всех информантов наблюдаются признаки просторечия обоих видов.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) изучение литературы по интересующей теме;
2) сбор и анализ речевого материала;
3) описание особенностей речи в области фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса;
4) сравнительный анализ речевого материала.
В данной работе мы использовали как общенаучные методы исследования: анализ, интерпретация и т.д., так и лингвистические: метод описания, интервьюирование, а также речевое портретирование, представляющий собой комплексную характеристику речи информантов с учетом поставленной цели.
Основные положения работы были опубликованы в сборниках «Поколение будущего: Взгляд молодых ученых- 2017: сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции (09-10 ноября 2017 года), «Молодежь - Барнаулу: материалы XVII-XIX городской научно-практической конференции молодых ученых», «Материалы II международного конкурса научно-исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов «В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения. Часть 1. Вопросы методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации». О результатах работы докладывалось на 6-й Международной молодежной научной конференции (ноябрь 2017 г.), XIX городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (ноябрь 2017 г.), IV и V региональных молодежных конференциях «Мой выбор - Наука!» (май 2017 г., апрель 2018 г.).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в ходе исследования нами была подтверждена ранее заявленная гипотеза: на низших уровнях языка наблюдаются черты просторечия-1 у всех трех информантов, а на высших (лексическом и синтаксическом) черты просторечия-2.
Подводя итоги нашего исследования, отметим, что нами были достигнуты основные цели и выполнены поставленные задачи.
В теоретической части выпускной квалификационной работы освещены основные вопросы, относящиеся к теме.
Говоря о проделанной нами работе в целом, следует отметить, что поставленный вопрос был изучен весьма подробно, с привлечением множества авторитетных источников. Различные подходы к этому вопросу были обобщены и систематизированы.



1. Акимова А.И. Язык села Верх-Обское Алтайского края как фрагмент языковой картины мира (актуальность, проблемы, перспективы исследования)
2. Алышева Ю. С. Речевой портрет современного политического лидера : автореф. дис. канд. филол. наук / Ю. С. Алышева; Волгоград, гос. ун-т. -Волгоград : б. и., 2012. 21 с.
3. Асташова О. И. Речевой портрет Н.Ю. Белых: динамический аспект / О. И. Асташова // Политическая лингвистика. 2011. - №3 (37). - С. 64-68.
4. Биография земли родной... Петропавловский район. История. Судьбы. - Барнаул: Спектр, 2014. - с. 68-74.
5. Блинова О.И. Русская диалектология. Лексика. - Томск, 1984.
6. Богин Г.И. Концепция языковой личности: Автореф. дисс. ... д. филол. наук. - М., 1982.
7. Варнавских Н. В. Типологические черты речевого поведения русско- и англоговорящих адвокатов: Прагмалингвистический подход: дис. канд. филол. наук : 10.02.19, 10.02.20 / Варнавских Нинель Владимировна. - Ростов н/Д, 2004. - 141 с.
8. Винокур Т. Г. Речевой портрет современного человека / Т. Г. Винокур // Человек в системе наук. М. : Наука, 1989. - С. 361-370.
9. Волкова Н.Я. Учебно-методический комплекс «Русская диалектология».
10. Гаврилова M. В. Некоторые черты речевого портрета президента России Д. А. Медведева / М. В. Гаврилова // Вестн. Твер. гос. ун-та : серия «Филология». 2011. - № 1. - С. 4-10.
11. Гафарова А. С. Речевой портрет:
социолингвистические характеристики : автореф. дис. канд. филол. наук / А. С. Гафарова; Твер. гос. ун-т. Тверь : б. и., 2006 - 19 с.
12. Гордеева М. Н. Речевой портрет и способы его описания / М. Н. Гордеева // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. №6 - М.:МАЛП, 2008. - С. 89-101.
13. Девяткина В. В. Некоторые штрихи к речевому портрету государственного обвинителя / В. В. Девяткина // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. -Вып. 9. С. 154-160.
14. Дьячок М.Т. Русское просторечие как социолингвистическое явление// Гуманитарные науки. - Вып. 21. - М., 2003. - С. 102-113
15. Еремина С. А. Речевой портрет депутата Евгения Ройзмана / С. А. Еремина, А. Н. Потысьева // Политическая лингвистика. 2005. - № 15. -С. 66-71.
16. Еремина С. А. Речевой портрет политика / С. А. Еремина // Современная политическая лингвистика: мат-лы междунар. науч. конф. Екатеринбург, октябрь 2003 г. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. -С. 195-198.
17. Ермакова О. П. Речевой портрет собаки / О. П. Ермакова // Лики языка: к 45-летию научной деятельности Е. А. Земской. М. : Наследие, 1998. - С. 94-103.
18. Ерофеева Т. И. «Речевой портрет» говорящего / Т. И. Ерофеева // Языковой облик уральского города. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1990.-С. 90-103.
19. Земская Е. А. Речевой портрет ребенка (К вопросу о системности некодифицированных сфер устной речи) / Е. А. Земская // Язык: система и подсистемы : К 70-летию М. В. Панова М. : Наука, 1990. - С. 241-260.
20. Земская Е. А. Речевой портрет эмигрантки первой волны (к вопросу об объяснительной силе теории естественной морфологии) / Е. А. Земская // Русский язык сегодня. Вып.1. : сб. статей / РАН. Ин-т рус. яз.
21. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения, М.: Русский язык, 2004, с.25.
22. Земская Е.А. Русский литературный разговорный язык и городское просторечие: сходства и различия // Problemi di Morfosintassi delle Lingue Slave. Bologna, 1989, № 2.
23. Капанадзе Л.А. Современное городское просторечие и литературный язык // Городское просторечие. Проблемы изучения. М.: Наука, 1984. -С. 5-7.
24. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М., 2004. - с.477
25. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.,1989. - С.3
26. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.
27. Касаткина Л.Л. Русская диалектология. - М., 1989, с. 200-204
28. Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. - М., 1995. - с. 128
29. Козлова Н. Н., Сандомирская И. И. «Я так хочу назвать кино». Наивное письмо: Опыт лингво-социологического чтения. М., 1998.
30. Красных, В. В. Основы психологии и теории коммуникации [Текст]: лекционный курс / В. В. Красных. - М.: Гнозис, 2001. - С.112-116
31. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - М., 2001. - Вып.1. - с. 90-106.
32. Крысин Л. П. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка / Л. П. Крысин // Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация / под ред. Л. П. Крысина. М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 481-527.
33. Крысин Л.П. Просторечие // Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. - М., 1989.
34. Левин Ю.И. Об обсценных выражениях русского языка. // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М., 1998. — С. 809—819.
35. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента. [Электронный ресурс] автореф. дис. канд. филол. наук. - Саратов, 2006.
36. Максимов Б. К. Речевой портрет молодежи на фоне нашей жизни / Б. К. Максимов // Русский язык и современность. - 2011. - № 2.- С. 45-54.
37. Мамаева С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7-х классов : автореф. дис. . канд. филол. наук / С. В. Мамаева; Лесосибирский педагогический институт. Кемерово, 2007. -20 с.
38. Маслова В.А. Коммуникативный портрет собаки/ Материалы XIX (66) Регион. науч.-практ. конференции преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 13-14 марта 2014 г. : в 2 т. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - Т. 1. - С. 180-182.
39. Матвеева Г. Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего. - дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 1993. - С. 87.
40. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. — Л., 1981.
41. Милехина Т. А. Речевые портреты бизнесменов / Т. А. Милехина // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - С. 64-80.
42. Нерознак В. П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Сб. науч. тр. Моск. гос. лингв. ун-та.. Язык. Поэтика. Перевод. - М., 1996. - № 426. - С. 112-116.
43. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. - М., 1991. - С. 73-75.
44. Носова Н.О. Речевой портрет дошкольника: жанровый аспект // Возрастное коммуникативное поведение. Воронеж, 2003.
45. Осетрова E.B. Речевой портрет политического деятеля:
содержательные и коммуникативные основания / Е.В. Осетрова // Лингвистический ежегодник Сибири / Под ред. Т.М. Григорьевой. - Красноярск, 1999. Вып.1. - С.58-67.
46. Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII-ХХ вв. - М., 1990.
47. Панова М. Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. - М., 2004. - 323 с.
48. Парсамова В.Я. Языковая личность ученого в эпистолярных текстах (на материале писем Ю.М. Лотмана): дис. ... канд. филол. наук / В.Я. Парсамова. - Саратов, 2004.
49. Пауфошима Р. Ф. О произносительной манере А. А. Реформатского // Язык и личность. М., 1989. C. 152-154.
50. Седов К.Ф. Риторика бытового общения и речевая субкультура// Риторика, 1991, N 1 (3). С.138-145
51. Сиротинина О.В. Авторитет власти и речь / О.В. Сиротинина // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2004. - С. 19-23.
52. Скляревская Г.Н., Шмелева И.Н. Разговорно-просторечная и областная лексика в словарях и в современном русском языке (лексикографический аспект) // Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. - М., 1974. - С. 91.
53. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова — М.: Советская энциклопедия, - 2004.
54. Словарь современного русского города / ред. Б.И. Осипов - М.: Русские словари: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2003. - 565 с.
55. Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю. Левады. - М., 1993; Lewada J. Die Sowjetmenschen 1989-1991. Soziogramm eines Zerfalls. - Argon, 1992.
56. Соломина Е. В. Об особенностях идиолексикона носителя городского просторечия // Вестник Томского государственного университета, 2013. № 374. С.37-41.
57. Соломина Е. В. Языковая личность носителя городского просторечия: к обоснованию объекта исследования // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вып. 11. Томск, 2010. Т. 1. Лингвистика. С. 224-228.
58. Сухих С. А. Личность в коммуникативном процессе: Моногр. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2004.
59. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук // Краснодар, 2007. - с.20.
60. Черняк В. Д. Лексические особенности речевого портрета носителя просторечия // Russistik = Русистика. 1997. № 1-2. С. 73-86.
61. Черняк В. Д. Наброски к лексическому портрету маргинальной языковой личности // Русский текст. 1994. № 2. С. 115-130.
62. Черняк В. Д. Речевой портрет носителя просторечия //
Современный русский язык: Социальная и функциональная
дифференциация. М., 2003. С. 497-513.
63. Юнаковская А.А. Омское городское просторечие (Лексико-фразеологический состав, функционирование) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 1994.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ