Введение 3
Глава 1. Речевые портреты носителей русского просторечия: проблемы изучения 5
1.1. Языковая личность и ее речевой портрет 5
1.2. Понятие «просторечие» в отечественной лингвистике 12
1.3. Опыты изучения речевых портретов носителей просторечия 18
Глава 2. Речевые портреты жителей села Камышенка 21
2.1. Краткие сведения из истории села 21
2.2. Характерные особенности в области фонетики, морфологии, лексики,
синтаксиса, отмеченные в речи информанта старшего возраста 21
2.3. Характерные особенности в области фонетики, морфологии, лексики,
синтаксиса, отмеченные в речи информанта среднего возраста 31
2.4. Характерные особенности в области фонетики, морфологии, лексики,
синтаксиса, отмеченные в речи информанта молодого возраста 33
2.5. Сравнительный анализ речевых портретов носителей просторечия
разных возрастов 37
Заключение 38
Библиографический список 39
Приложение 1 45
Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен интересом к изучению разговорной речи, в частности к описанию речевых портретов. Антропоцентрическая ориентация современной лингвистики определила повышенный интерес к языковой личности и речевому портрету, как ее частному направлению.
Объектом нашего исследования является речь жителей села Камышенка. В качестве предмета исследования выступает просторечие в их речи. Целью исследования является установление характера просторечия, свойственного носителям отдельного языкового коллектива (жителям алтайского села). Традиционно выделяемые два вида просторечия, один из которых формируется на основе диалектов, а другой на основе жаргонов, в речи отдельного носителя языка могут вступать в различные комбинации. По нашему мнению, данные комбинации являются общими для представителей одного микроколлектива. В работе выдвигается следующая гипотеза: чистых типов просторечия нет, вне зависимости от возрастов в речи всех информантов наблюдаются признаки просторечия обоих видов.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) изучение литературы по интересующей теме;
2) сбор и анализ речевого материала;
3) описание особенностей речи в области фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса;
4) сравнительный анализ речевого материала.
В данной работе мы использовали как общенаучные методы исследования: анализ, интерпретация и т.д., так и лингвистические: метод описания, интервьюирование, а также речевое портретирование, представляющий собой комплексную характеристику речи информантов с учетом поставленной цели.
Основные положения работы были опубликованы в сборниках «Поколение будущего: Взгляд молодых ученых- 2017: сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции (09-10 ноября 2017 года), «Молодежь - Барнаулу: материалы XVII-XIX городской научно-практической конференции молодых ученых», «Материалы II международного конкурса научно-исследовательских работ студентов, магистрантов и аспирантов «В мире науки: вопросы филологии, лингводидактики и переводоведения. Часть 1. Вопросы методики преподавания иностранных языков и межкультурной коммуникации». О результатах работы докладывалось на 6-й Международной молодежной научной конференции (ноябрь 2017 г.), XIX городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (ноябрь 2017 г.), IV и V региональных молодежных конференциях «Мой выбор - Наука!» (май 2017 г., апрель 2018 г.).
Таким образом, в ходе исследования нами была подтверждена ранее заявленная гипотеза: на низших уровнях языка наблюдаются черты просторечия-1 у всех трех информантов, а на высших (лексическом и синтаксическом) черты просторечия-2.
Подводя итоги нашего исследования, отметим, что нами были достигнуты основные цели и выполнены поставленные задачи.
В теоретической части выпускной квалификационной работы освещены основные вопросы, относящиеся к теме.
Говоря о проделанной нами работе в целом, следует отметить, что поставленный вопрос был изучен весьма подробно, с привлечением множества авторитетных источников. Различные подходы к этому вопросу были обобщены и систематизированы.