ГЛАВА 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ 9
1.1. Задание на проектирование 9
1.2. Административно-историческая справка о парке «Юбилейный» г.
Барнаул 14
1.3. Природные условия и система озеленения территории 16
1.4. Экологическая ситуация 20
ГЛАВА 2. ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЛАНДШАФТНЫЙ АНАЛИЗ 23
2.1. Анализ ситуации 23
2.2. Анализ существующей планировки объекта 24
2.3. Определение режима инсоляции 25
2.4. Определение зон влияния коммуникаций 28
2.5. Расчёт посещаемости объекта 29
2.6. Инвентаризация территории объекта 30
2.7. Баланс территории 33
ГЛАВА 3. ПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 37
3.1. Обзор аналогов 37
3.2. Концепция проекта 45
3.3. Функциональное зонирование 47
3.4. Планировочное решение 51
3.5. Обоснование ассортимента видов растений 55
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 58
4.1. Объёмы работ 58
4.2. Последовательность проведения работ 60
4.3. Инженерное благоустройство 61
4.4. Рекомендации по уходу 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Бадаева, У.А. Архитектурно-ландшафтная организация детской зоны в парке «Юбилейный»: выпускная квалификационная работа / Бадаева Урсулина Артуровна. - Барнаул, 2021. - 65 с.
Выпускная квалификационная работа «Архитектурно-ландшафтная организация детской зоны в парке «Юбилейный»»: посвящена архитектурно-планировочной и ландшафтной организации парка, его изменению, подбору ассортимента растений для данного парка и созданию единой композиции.
Выпускная квалификационная работа содержит 4 главы на 66 страницах, 20 рисунков, 1 таблицу и 5 приложения.
Изучение проблематики проектирования общественных парков различного типа и их направлений актуально в настоящее время в связи с возрастающей потребностью приобщения населения к любви к природе, бережному отношению к ней, понимания значимости парковых зон, а также проведения полезного досуга от суеты и копоти города. Неотъемлемой частью городов являются разные парки и скверы, являющиеся не только«лёгкими», но и местами культурного просвещения граждан, приобщения их к здоровому образу жизни, местом развития и социализации детей, их приобщения к миру. Всё новые парки появляются за рубежом и в России, в новостройках, городских пространствах, даже на перекрытых городских магистралях (такие проекты популярны на данный момент в Азии).
Проблемой данного проекта является оптимизация имеющегося пространства парка «Юбилейный», его возрождения и максимального сохранения бесценных природных ресурсов , что сохранились в нём. На данный момент на территории парка располагается только развалины его былой славы, а остальное пространство наполнено неухоженными пейзажами и огромным количеством мусора. Данный проект несет в себе цель возрождения парка, создания в нём комфортного городского пространства для детей и взрослых, опираясь на принципы проектирования парков подобного типа в отечественных и зарубежных проектах. Таким образом, стоит сказать, что финальным результатом должна являться некая новая ячейка досуга жителей и гостей города Барнаула, которая будет комфортной и интересной зоной, переносящей людей из серости зданий, пробок и загрязненного воздуха в прекрасный парк с обилием возможностей его пользования.
Степень изученности проблемы. В ходе работы были использованы наработки российских и зарубежных проектировщиков исходя из рассматриваемой темы. При анализе нормативной базы вкр были рассмотрены научные работы, печатные издания и прочие информативные потоки, посвящённые, актуальным в настоящее время, проектам парковых территорий.
Объект исследования: архитектурно-ландшафтная организация
детской зоны в части парка «Юбилейный».
Предмет исследования: проектирование детской зоны в части парка «Юбилейный».
Цель исследования: создание проекта детской зоны в части парка «Юбилейный».
Задачи исследования:
1. Представить историю развития проектирования парков и скверов.
2. Провести анализ современных проектов парков в отечественной и зарубежной практике.
3. Охарактеризовать современные требования к территориальному проектированию парков.
4. Обосновать концепцию проекта благоустройства территории парка «Юбилейный».
5. Выявить композиционные, ландшафтные и технологические принципы и особенности для проектирования благоустройства территории парка «Юбилейный».
6. Обосновать эргономическую и экономическую целесообразность проекта благоустройства территории парка «Юбилейный».
Методы исследования. Был применен историко-генетический анализ, позволяющий проанализировать зарубежный и отечественный опыт проектирования парков в исторической последовательности. В работе имеют место градостроительный анализ, ландшафтный анализ, описательный и объяснительный методы, а также анализ специальной литературы, метод обобщения, методы системного и сравнительного анализа аналогов мировой практики.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации теоретических положений о формировании целостного концептуального решения благоустройства территории парка «Юбилейный». Сформирован алгоритм разработки авторского ландшафтного проекта по созданию уникальной тематической детской зоны на части территории парка «Юбилейный».
Практическая значимость исследования заключается в создании проекта благоустройства территории парка с возможностью его последующей реализации.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы. Количество страниц основного текста 55. В приложении содержится иллюстративный материал, отражающий основное направление исследования.
Основой любого отдыха - пребывание в гармонии с самим собой и естественно с природой. Одной из основных задач исследования было создать для человека комфортное место, где бы он смог отвлечься от повседневных проблем, расслабиться, заняться расслабляющим делом, не отвлекаясь на постоянные переживания и заботы. Это организовывается и осуществляется большими разнообразными естественными природными массивами с засадкой самыми многочисленными растениями, деревьями, разнообразием мест отдыха, где человек может уединиться с самим собой. Созданием зон релаксации с панорамным видом на весь природный оазис.
Основной задачей было изменить и внедрится в естественную среду парка, следуя заданному образу. Стиль парка поддерживается конструкциями и оборудованием с применением натуральных материалов и фактур.
Одной из задач, стоящих при разработке данной территории было- связать с между собой различные участки и объекты в пешеходные сценарии-маршруты. Предлагается развитие транспортной сети проездов к данному парку, подходов пешеходных дорожек и вело трасс с различных сторон парка. Подходы и входы в парк обозначены, и снабжены системой визуальных коммуникаций.
Цветовая палитра подобрана для поддержания водной темы парка и приближенных по теме цветов: цвет песка, солнца, природные цвета растений)
Архитектурно-дизайнерская концепция предполагает четкое функциональное разделение территории:
Две обобщающие зоны:
— зона тихого отдыха;
— зона активного отдыха.
Эти зоны в свою очередь подразделяются на зоны:
Зона тихого отдыха подразделяется на:
— зона пикников;
— зона набережной;
— прогулочная зона.
Зона активного отдыха подразделяется на:
— беговые дорожки;
— детская площадка.
Процесс разработки участка движется в двух направления - на основе многофункционального зонирования и концептуального моделирования.
Доминантой на территории представляются две сообщающихся между собой детские площадки с возвышениями и разно уровневым рельефом, размещенные вдоль них прогулочных аллей из дикого камня. Сама структурная модель парка, сценарный путь следования людей во многом продиктован имеющимися деревьями, что планируется оставить и придать им некоторую навигационную функцию, площадками и строениями на местности парка.
Тема детских площадок отождествляется в первую очередность с целевой аудиторией 6-13 лет, но концепцией также предусматривается вероятность развлечений и людей старшего возраста.
Проект подразумевает строительство на берегу водоема с прогулочными аллеями- пандусами. Посетители парка сумеют не только походить вдоль водоема, но и находиться на водной поверхности из-за зоны набережной. В дополнение ко всему предполагается возвести детские площадки и культурно-просветительные зоны, объединенные между собой велосипедными и пешеходными дорожками.
Так, стоит сделать вывод, что, когда играешь на площадке каждый день, ты можешь сам выбирать тему своей игры. Представление о том, что детское пространство обязательно должно быть ярким и цветным, устарело и не соответствует результатом исследований психологов и врачей. В оформлении пространства могут быть использованы и приглушенные цвета, но в гармоничных сочетаниях и с несколькими яркими акцентами, помогающими детям выстраивать сценарии использования площадки. Ребенок творчески осмысляет и находит множество применений неопознанным объектам, функция которых неоднозначна. Риск и опасность —не одно и то же!
Если не давать ребенку проверять свои возможности на детской площадке, он найдет другие, по-настоящему опасные места, где это сделать. Даже на самой стационарной площадке должна быть возможность вносить изменения в окружение и взаимодействовать с ним. Разные виды сыпучих покрытий, растения, вода, меловая стена, интерьеры нор - в «Гранях» это предусмотрено.
При строительстве площадки мы отдавали приоритет натуральным материалам и элементам, чья износостойкость и безопасность были подтверждены на практике. Тем самым, была создана комфортная среда для детей и взрослых, выстроена общая композиция, направленная на улучшение досуга жителей города, восстановление части парка.
В ходе исследования:
— представлена история развития проектирования парков и скверов;
— проведён анализ современных проектов парков в отечественной и зарубежной практике;
— охарактеризованы современные требования к территориальному проектированию парков;
— обоснована концепция проекта благоустройства территории парка «Юбилейный»;
— выявлены композиционные, ландшафтные и технологические принципы и особенности для проектирования благоустройства части парка «Юбилейный»;
— обоснованы эргономическая и экономическая целесообразность проекта благоустройства части парка «Юбилейный».
1. ГОСТ Р 52169-2003 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования».
2. ГОСТ Р 52167-2003 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования».
3. ГОСТ Р 52168-2003 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования».
4. ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации».
5. Алексеев В.А. Диагностика жизненного состояния деревьев и древостоев // Лесоведение. 1989. №4
6. Алпатов, М. В. Архитектура ансамбля Версаля / М. В. Алпатов. — М., 1940.
7. Бунин, А. В. История градостроительного искусства. В 2 т. / А. В. Бунин, Т. Ф. Саворенская. — М. : Стройиздат, 1979.
8. Ведухина, В.Г. Загрязнение поверхностных вод [Карты]. - 1:125 000 / Ведухина В.Г. // Барнаул. Научно-справочный атлас / под ред. С.В. Горшкова, О.Л. Чикишевой. - Новосибирск : ФГУП «ПО Инжгеодезия» Роскартографии. - 2006. - С. 84.
9. Вергунов, А. П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города / А. П. Вергунов. — Л., 1982.
10. Вергунов, А. П. Гидропарки / А. П. Вергунов, В. А. Горохов // Наука и жизнь. — 1984. — №8.
11. Вергунов, А. П. Новое в зарубежном паркостроении / А. П. Вергунов, В. А. Горохов. — М., 1973.
12. Горохов, В. А. Парки мира / В. А. Горохов, Я. Б. Лунц. — М. : Стройиздат, 1985.
13. Грашин, А. А. Дизайн детской развивающей предметной среды: учебное пособие / А. А. Грашин. — Москва : Архитектура-С, 2008. —
296 с.
14. Григорьев А.Д. Проектирование. Детские игровые площадки. Магнитогорск: МаГУ, 2012. 234 с.
15. Залесская, Л. С. Курс ландшафтной архитектуры / П. С. Залесская. — М., 1974.
16. Залесская, Л. С. Ландшафтная архитектура / Л. С. Залесская, Е. М. Микулина. — М. : Стройиздат, 1979.
17. Иванова, О. А. Павловский парк / О. А. Иванова. — Л., 1956.
18. Князева В.П. Экологические аспекты выбора материалов в архитектурном проектировании. М.: Архитектура-С, 2006. 296 с.
19. Котляр И.А., Соколова М.В. Привлекательность детской уличной площадки. Опыт эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. Т. 19. №4. С. 54-63.
20. Котляр И.А., Соколова М.В., Фронтов А.Ю. К проблеме психолого¬педагогического проектирования детских сред: на примере проектирования детских площадок // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». №3. С. 11 -26.
21. Косаревский, И. А. Искусство паркового пейзажа / И. А. Косаревский. — М., 1977.
...