Введение 4
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения социального предпринимательства 10
1.1 Теоретический анализ изучения социального предпринимательства 10
1.2 Анализ нормативно-правовой базы социального
предпринимательства 23
Глава II. Оценка поддержки и развития социального предпринимательства в Центре инноваций социальной сферы 36
2.1. Методика эмпирического исследования поддержки и развития социального предпринимательства в Центре социальных инноваций 36
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования поддержки и развития социального предпринимательства в Центре социальных
инноваций 39
Заключение 65
Список использованной литературы 70
Приложение 1. Анкета для социальных предпринимателей 78
Приложение 2. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования 82
Последние несколько лет стали временем становления в России качественно нового явления на стыке социальной и экономической систем страны. Феномен социального предпринимательства, ранее широко известный лишь за рубежом, получил распространение и в отечественной бизнес- практике. Накопленный опыт реализации проектов в сфере социального предпринимательства требует осмысления и оценки проблем и перспектив развития этого явления в условиях современной России.
Понятие социального предпринимательства многогранно и отражает широкий спектр задач и особенностей, присущих ему. Уже само название указывает на то, что приоритетом для этого вида бизнеса является не извлечение прибыли, а решение или смягчение существующих социальных проблем. Определяющее значение приобретают позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов. Социальный предприниматель ставит перед собой задачу внесения положительных изменений в инфраструктуру общественной системы, имеющих долгосрочный эффект. Социальные предприятия строятся на принципах самоокупаемости, финансовой устойчивости и инновационности используемых подходов. Применение новых, уникальных инструментов, способность решать проблемы до тех пор, пока это необходимо, и за счет собственных доходов формируют ключевые преимущества социального предпринимательства. Целью становится не локальное решение единичного вопроса, а достижение качественно нового уровня в преодолении социально значимых проблем.
Для успешного функционирования в настоящее время социальное предпринимательство требуется межведомственное взаимодействие отраслевых министерств и ведомств на федеральном и региональном уровнях. В свете этого нам абсолютно необходимо формирование единого документа в сфере социального предпринимательства. Ещё одно серьёзное препятствие для развития социального предпринимательства в России - это отсутствие нормативного регулирования. В настоящий момент единственный государственный документ, который даёт определение социальному предпринимательству, - это приказ №223 Минэкономразвития России. При этом социальное предпринимательство понимается в нём только как «предпринимательская деятельность, направленная на решение той или иной социальной проблемы.
Во многих странах мира существует большой интерес к социальному предпринимательству со стороны законодателей и правительств. Это объясняется сокращением бюджетного финансирования социальной сферы в развитых странах и желанием представителей власти привлечь частный капитал в сферу социальных преобразований. В Америке и Европе довольно популярной является деятельность предпринимателей, которая направлена на решение социальных проблем на основе внедрения инновационных технологий. На данный момент времени социальное предпринимательство в России не развито в достаточной степени, в России наблюдается тенденция отождествления социального предпринимательства с «предпринимательской деятельностью, осуществляемой с целью оказания социальных услуг», что не вполне соответствует мировой практике...
Проблема развития социального предпринимательства состоит в том, в России отсутствует полноценная правовая база, регламентирующая межсекторное взаимодействие в сфере решения социальных проблем, и сбалансированная правовая политика развития законодательства о поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП), некоммерческих организаций (НКО), государственного частного партнерства (ГЧП). Без сбалансированной правовой национальной политики построение правовой модели удовлетворения социально-имущественных потребностей граждан невозможно.
Анализ нормативно-правового регулирования социального
предпринимательства в РФ выявил ряд недостатков, основной из которых недостаточность законодательной базы. Одной из специфических особенностей российского социального предпринимательства является то, что в настоящее время в секторе не существует собственной законодательной базы: в большинстве случаев регулирование осуществляется в рамках законов, касающихся малого и среднего бизнеса в целом. Одновременно экспертное сообщество уже не первый год говорит о необходимости создания отдельной правовой базы социального предпринимательства - и совершает практические шаги для достижения этой цели.
Выявлено, что особенностью конструирования бизнес-моделей в социальном предпринимательстве является то, что в основе любой модели находится теория социального воздействия.
Понимание термина социального предпринимательства изменился с деятельности некоммерческих организаций до деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом положительным моментом является то, что законодатель не ограничивает социальное предприятие привязкой к определенной организационно правовой форме, однако очевидным является тот факт, что законодателем не в полной мере учтен опыт передовых государств, удачно внедривших социальное предпринимательство.
Наблюдается острая необходимость введения в правовое поле такого понятия как «социальное предпринимательство», определения его критериев и мер государственной поддержки. Однако, несмотря на многочисленные попытки законодательно закрепить термин «социальное предпринимательство», в настоящее время, закон о социальном предпринимательстве находится в стадии разработки. Развитие социального предпринимательства в России поспособствует уменьшению социальной напряженности и увеличению уровня благосостояния социально-уязвимых категорий граждан.
Таким образом актуальность социального предпринимательства с каждым годом возрастает в Алтайском крае. Увеличивается число инновационных проектов в сферах образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, спорт, туризм в рамках ежегодного краевого конкурса.
В Центре инноваций социальной сферы, НО "Алтайский фонд МСП" реализуется комплексный подход по сопровождению инновационных социально-предпринимательских проектов. Авторам социальных инициатив предлагается получить подробную информацию о том, как начать свой бизнес- проект, получить его экспертную оценку, узнать о способах продвижения и мерах государственной поддержки, принять участие в образовательных программах для повышения профессиональных компетенций.
Социальный эффект и значимость деятельности данных предприятий важнее, чем их финансовая эффективность. Подобные предприятия чаще всего действуют в интересах общества, для них характерна коллективная форма собственности.
Алтайский центр инноваций социальной сферы, задача которого - ориентированных предпринимателей. Они, как правило, не ставят во главу угла извлечение максимальной прибыли, но она при этом необходима для содержания и развития дела, иначе не последует и социального эффекта.
Многие социальные бизнес-проекты в Алтайском крае стали экономически успешными. Закрыли ниши услуг в медицине, реабилитации, дошкольном и дополнительном образовании. В свое время социальные предприниматели помогли решить в городе проблему нехватки мест в детских садах. У кого-то желание заработать и помочь людям выражено в равной степени, у кого-то в большей. Третьи так само реализуются, придумывая очень много интересных проектов. Еще одна проблема, которую помогает решить социальный бизнес, - занятость инвалидов...
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения 14.12.2018).
2 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-
ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Компания «Консультант Плюс». - (Дата
обращения 14.12.2018).
3 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. 29.07.2018) //
Компания «Консультант Плюс». - (Дата обращения 14.12.2018).
4 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
5 Ананьич, Б.В. Банкирские дома в России. 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства / Б.В. Ананьич. - М.: Наука, 2016. - 200 с.
6 Арай, Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению / Ю.Н. Арай// Российский журнал менеджмента. - 2018. - Т. 16. № 2. - С. 253-272.
7 АЦИСС http://ciss22.ru/o-centre.html (Электронный ресур).
8 Баталина, М. Обзор опыта и концепции социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина. — Москва : ГУ ВШЭ, 2018. — 81 с.
9 Благов, Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю. Е. Благов. — СПб. : Высшая школа менеджмента, 2013. —271с.
10 Благов, Ю. Е. Социальное предпринимательство: проблемы
типологии:(предисловие к разделу) / Ю. Е. Благов, Ю. Н. Арай // Вестник С.-Петербург. ун-та. Сер. Менеджмент. — 2015. —Вып. 3. — С. 109-114.
11 Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник ВУЗов, 2014. - 640 с.
12 Векслер А.Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М.: Вершина, 2016. - 180 с.
13 Виленский, А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства / А.В. Виленский. - М.: Наука, 2017. - 814 с.
14 Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российского общества: моногр. / В.И. Буренко и др. - М.: Национальный институт бизнеса, 2017. - 452 с.
15 Восколович, Н. А. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития услуг / Н. А. Восколович // Вестник УГАЭС. Сер.: Экономика. - 2015. — № 1 (3). — С. 52-55...