Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика организации социальной помощи на региональном уровне в Сибирском федеральном округе (на примере Алтайского края, Томской и Новосибирской областей)

Работа №91307

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы163
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной помощи как элемен­та социальной защиты 13
1.1. Эволюция развития системы социальной защиты в России 13
1.2. Система социальной защиты, терминологический анализ 16
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной помощи в Российской Фе­дерации 52
Глава II. Организация социальной помощи на региональном уровне Сибирско­го Федерального Округа (на примере Алтайского края, Томской и Новосибир­
ской областей) 55
2.1. Социально-экономические особенности Алтайского края, Томской и Ново­сибирской областей 55
2.2. Сравнительный анализ мер социальной поддержки в Алтайском крае, Том­ской и Новосибирской областей 72
2.3 Предложения по улучшению организации социальной помощи в Алтайском крае 79
Заключение 82
Список используемой литературы 87
Приложение 1«Рейтинг стран мира по уровню жизни в 2018 г.» 93
Приложение 2 «Заявление о выдаче справки о признании гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) для получения государственной социальной по-
мощи» 99
Приложение 3 «Пособие и льготы на трудоспособных» 101
Приложение 4 «Пособие и льготы на детей» 102
Приложение 5 « Некоторые характеристики и регионов» 103
Приложение 6 «Организации, подведомственные Департаменту социальной защиты Томской области» 104
Приложение 7 «Реестр поставщиков дополнительных социальных услуг Том­ского Департамента социальной защиты населения» 106
Приложение 8 «Региональные пособия в томской области» 108
Приложение 9 «Учреждения, подведомственные Министерству труда и соци­ального развития Новосибирской области» 112
Приложение10 «Реестр поставщиков дополнительных социальных услуг Мини­стерства труда и социального развития Новосибирской области» 114
Приложение 11 «Региональные пособия в Новосибирской области» 116
Приложение 12 «Территориальные управления социальной защиты населения Алтайского края» 128
Приложение 13 «Дочерние компании Министерства труда и социальной защи­ты населения Алтайского края» 130
Приложение 14 «Региональные пособия в Алтайском крае» 135
Приложение 15 «Сводная таблица мер социальной помощи в Алтайском крае, Томской и Новосибирской областях» 144
Приложение 16 «Федеральные пособия» 155
Приложение 17 «Федеральные выплаты с учетом повышающего коэффициента в Алтайском крае, Томской и Новосибирской областях» 158
Приложение 18 «РОССТАТ: Социально-экономические показатели в Алтай­ском крае, Томской и Новосибирской областях» 160
Приложение 19 «Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2017» 162
Приложение 20 «Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2017г. РИА Рейтинг» 163

Актуальность темы исследования. Социальная политика отводит наро­донаселению государства роль человеческого капитала, который является дви­жущей силой общественного прогресса. В Главе 7 Конституции РФ [1] гово­рится, что «Российская Федерация - это правовое социальное государство, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. В Российской Федерации
• охраняются труд и здоровье людей;
• устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;
• обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцов­ства, детства, инвалидов и пожилых граждан;
• развивается система социальных служб;
• устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии со­циальной защиты».
Социальное государство (нем. Sozialstaat) - государство, политика кото­рого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым граждани­ном достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [63].
Несмотря на большое количество научных изысканий, посвящённых ис­следованию вопросов природы социального государства, функций, механизма действия и более чем вековую историю использования этого понятия, по сей день нет его чёткого определения. Некоторые ученые отстаивают мнение, что «всякое государство по своей природе социально, точно так же, как всякая по­литика социальна по своей направленности. Поэтому формально можно ска­зать, что современный мир является совокупностью социальных государств, проводящих в жизнь социальную политику. Однако такой подход «не прибли­жает нас к пониманию сущности социального государства» [42,с.14]. Точно так же нет однозначности в вопросе определения того, по каким критериям мы могли бы судить, относится ли данное к группе социальных государств. Мно­гие социологи в своих работах утверждают, что социальным государство станет только тогда, когда общество достигнет достаточно высокого социально­экономического развития, но перечня условий, которым должно удовлетворять это социальное государство, пока что нет. Поэтому часть учёных считает, что говорить о социальном государстве как о государстве особого типа не пред­ставляется возможным. В разных странах с разным уровнем общественного развития сложились и функционируют разные модели социального государ­ства. В силу исторических и национальных особенностей народов каждого гос­ударства, они имеют и общие черты, и отличия друг от друга,
В настоящее время, как указывает российский государственный и поли­тический деятель С.В. Калашников, «теория социального государства - это арена теоретических и политических столкновений, имеющих практическое значение для реальной социальной политики государства и углубления наших представлений о природе государственного и социального» [29,с.76]. Несмотря на то, что в разных научных школах даются разные определения понятию «со­циальное государство» и существуют разные подходы и критерии к изучению его развития, имеется нечто общее, что позволяет нам приблизится к общему определению социального государства. Это совокупность некоторых призна­ков, наличие которых позволяет говорить о государстве как о социальном, а именно:
- социальная политика имеет правовую природу, то есть осуществлени­ем, регулированием и контролем социальных процессов занимается государ­ство;
• налаженная система социального страхования;
• каждый член общества может воспользоваться социальной поддержкой государства; она должна быть доступной каждому;
• существует социальный бюджет, осуществляющий социальные выпла­ты;
• сформированы и эффективно действуют система социального обеспече­ния, система социальной защиты населения и система обеспечения занятости;
• социальное государство несёт ответственность за уровень благосостоя­ния его граждан; - наличие развитого гражданского общества (становится зна­чимым в последнее время для высокоразвитых государств).
Социальное государство должно:
• предоставлять социальное обеспечение каждому члену общества, невзи­рая на его возраст, здоровье и т.д.;
• сделать доступным для каждого члена общества образование и здраво­охранение;
• предоставить социальную защиту тем членам общества, кто не имеет собственных средств производства и является наемным работником;
• брать на себя на себя функцию уменьшения социального неравенства в обществе, создания более равных условий жизни и благосостояния людей;
• создавать полную занятость населения;
• предоставлять необходимый набор социальных услуг;
-проводить комплексную социальную политику, отвечающую его интере­сам.
Подытожив, можно сказать, что политика социального государство своей главной целью ставит повышение качества жизни своих граждан, являющихся в целом главным достоянием, капиталом государства.
Одной из основных функций социальной политики государства является социальная защита [63] - это комплекс мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных проблем. Существуют виды, объ­емы и условия представления социальной помощи на уровне субъектов соци­альной защиты такие как: преодоление безработицы; установление минималь­ного уровня оплаты труда, пенсии, стипендии; выплаты пособий на детей; под­держка многодетных семей; контроль над соблюдением прав детей. Социальная защита должна иметь всеобщий характер. Во-первых, она должна распростра­няться на всех членов общества и граждан государства. Во-вторых, она предпо­лагает обеспечение условий для доступа человека к образованию, здравоохра­нению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструкту­ры и видам социальных услуг. В-третьих, социальная защита должна осуществ­ляться на протяжении всей жизни человека от рождения до его смерти. Вместе с тем, социальная защита осуществляется дифференцированно с учетом раз­личных социальных групп, слоев и категорий населения.
Одной из форм социальной защиты, является социальная помощь, кото­рая представляет собой материальную и натуральную помощь. Она финансиру­ется из бюджета и выплачивается как нуждающимся гражданам, чей доход не превышает установленного в регионе прожиточного минимума, так и по опре­деленным критериям без проверки дохода. Это означает также, что некоторые слои населения будут пользоваться программами помощи, а другие будут ис­ключены из сферы её действия.
Немаловажным фактором в деле повышения качества жизни является ис­коренение бедности. Бедность - характеристика экономического положения ин­дивида или социальной группы, при которой люди не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, со­хранения трудоспособности и продолжения рода. Бедность является относи­тельным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном об­ществе. Главные последствия бедности представлены на рисунке 1.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях Российской Федерации именно регион объективно выступает территориальной основой механизма непосредственного осуществления соци­альной защиты населения в силу чрезвычайно широкого многообразия и дифференциации страны, сложности социального, национального состава, наконец, в силу географической протяженности нашего единого государства. Акцент на региональную организацию социальной защиты позволит учитывать особенности развития той или иной территории, оперативно решать наиболее актуальные проблемы, при этом обеспечивается общая основа функционирова­ния системы социальной защиты федеративного государства. Необходимым ба­зисом, материальной основой осуществления социальной защиты населения выступает социально-экономическое развитие как всего государства, так и конкретного региона. Здесь определяющим выступает способность обеспе­чить решение таких задач как увеличение доходов, улучшение образования, пи­тания и здравоохранения, уменьшение нищеты и безработицы, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Социальная поддержка населения является ключевым элементом системы социальной защиты населения. Рассмотрев в качестве объекта социальную по­мощь можно констатировать следующее. Система защиты населения в России складывалась веками и прошла через все периоды развития общества. По мере развития государственности, она совершенствовалась. В настоящее время по­вышение её эффективности стало делом первостепенной государственной важ­ности. Общеэкономическая ситуации в стране зависит от регулирования специ­фических условий общественного производства в каждом из регионов. До нача­ла рыночных реформ в стране отсутствовала системная деятельность по разра­ботке и внедрению в жизнь стратегии развития социальной сферы каждого от­дельного региона. Регионы управлялись из Центра по сформированным Цен­тром правилам, отражённым в нормативно-правовой базе социальной защиты. Социальная политика в отношении регионов сводилась, в основном, к обеспе­чению населения прожиточным минимумом и помощи территориям в случае непредвиденных ситуаций в социальной сфере. С 2005 года [4] в связи с пере­ходом государства на рыночные отношения, началась децентрализация управ­ления социальной сферой; регионы впервые получили некую самостоятель­ность в решении своих социальных проблем. Год от года регионы получают все больше полномочий. В настоящее время направлением первостепенной важно­сти государства является его социальная политика в вопросе формирования и усовершенствования главных субъектов социальной политики в регионах - ор­ганов государственного и общественного управления регионами, предназначен­ных для повышения качества жизни населения регионов, для стимулирования степени его активности в общественном производстве.
В данной работе рассмотрена специфика организации социальной помо­щи в трех регионах Сибирского Федерального округа: а именно в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях. Выбор нами именно этих территорий обусловлен тем, что все эти регионы:
- равноудалены от центральной России, имеют примерно равные размеры территорий, но
• имеют разные климатические условия;
• имеют разные экономики и
• все они стабильно занимают разные, далеко отстоящие друг от друга, места в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ РОС­СТАТа [71] и рейтинге качества жизни РИА Рейтинг [61].
Составив подробные таблицы с данными по видам и размерам социаль­ной помощи по каждому из регионов со ссылками на соответствующие законы, далее, на основе этих данных, создали новую таблицу, куда свели данные по всем видам и размерам социальной помощи, как государственной, так и регио­нальной, мы выявили, что среди трёх территорий, выбранных для исследования, Новосибирская область является несомненным лидером по количеству видов мер региональной социальной помощи, а Томская область отстаёт не только от Новосибирской области, но и от Алтайского края. Сравнив степень развитости систем социальной защиты населения в выбранных регионах, мы пришли к вы­воду, что именно Алтайский край имеет наибольшее общее число предприятий и организаций, оказывающих социальную помощь населению (101 против 76 в Томской и 79 в Новосибирской областях). Как показало проведённое исследова­ние, в г. Новосибирск и Новосибирской области имеется мощная региональная нормативно-правовая база, в полном соответствии с которой на территории об­ласти и осуществляется наибольшее количество мер социальной помощи из общего числа мер для трёх территорий. В Томской области среди трёх регионов меньше всего уделяется внимания исследованию положения дел в социальной сфере и выработке необходимых законов, немногим лучше дела обстоят в Ал­тайском крае...


1. Конституция РФ (принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) с по­правками // Собрание законодательства РФ от 4.08.2014 г. № 31 ст.4398
2. Статья 44 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] — Ре­жим доступа: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-41-krf
3. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменения­ми и дополнениями от 30.10.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-5/
4. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершен­ствованием разграничения полномочий» [Электронный ресурс]. — Режим до­ступа: http: //base. garant.ru/12144089/
5. Федеральный закон № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законо­
дательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://www.nifi.ru/images/FILES/Joumal/Archive/2016/5/statii/5_03.pdf
6. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" // Со­брание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 51 (часть III) ст. 7247 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //base.garant.ru/71278790/
7. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" // Со­брание законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6917 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70809028/
8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/180687/
9. Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регули­ровании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" [Элек­тронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/180687/
10. Федеральный закон N 442 от 28 декабря 2013 г. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] — Ре­жим доступа: http://base.garant.ru/70552648/
11. Федеральным законом № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/185716/
12. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном мини­муме в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 03.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 43 ст. 4904 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/172780/
13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде­рации на период до 2024 года » [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garanl.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
14. Постановление Правительства РФ №512 «О перечне видов доходов, учиты­ваемых при расчете среднедушевого дохода семьи... для оказания им государ­ственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://posobieguru.ru/maloimushhie/socialnaja-pomoshh/
15. Постановление от 15 апреля 2014 года № 296 «О социальной поддержке населения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://scienceforum.ru/2018/article/2018005392...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ