Специфика организации социальной помощи на региональном уровне в Сибирском федеральном округе (на примере Алтайского края, Томской и Новосибирской областей)
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы социальной помощи как элемента социальной защиты 13
1.1. Эволюция развития системы социальной защиты в России 13
1.2. Система социальной защиты, терминологический анализ 16
1.3. Нормативно-правовое обеспечение социальной помощи в Российской Федерации 52
Глава II. Организация социальной помощи на региональном уровне Сибирского Федерального Округа (на примере Алтайского края, Томской и Новосибир
ской областей) 55
2.1. Социально-экономические особенности Алтайского края, Томской и Новосибирской областей 55
2.2. Сравнительный анализ мер социальной поддержки в Алтайском крае, Томской и Новосибирской областей 72
2.3 Предложения по улучшению организации социальной помощи в Алтайском крае 79
Заключение 82
Список используемой литературы 87
Приложение 1«Рейтинг стран мира по уровню жизни в 2018 г.» 93
Приложение 2 «Заявление о выдаче справки о признании гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) для получения государственной социальной по-
мощи» 99
Приложение 3 «Пособие и льготы на трудоспособных» 101
Приложение 4 «Пособие и льготы на детей» 102
Приложение 5 « Некоторые характеристики и регионов» 103
Приложение 6 «Организации, подведомственные Департаменту социальной защиты Томской области» 104
Приложение 7 «Реестр поставщиков дополнительных социальных услуг Томского Департамента социальной защиты населения» 106
Приложение 8 «Региональные пособия в томской области» 108
Приложение 9 «Учреждения, подведомственные Министерству труда и социального развития Новосибирской области» 112
Приложение10 «Реестр поставщиков дополнительных социальных услуг Министерства труда и социального развития Новосибирской области» 114
Приложение 11 «Региональные пособия в Новосибирской области» 116
Приложение 12 «Территориальные управления социальной защиты населения Алтайского края» 128
Приложение 13 «Дочерние компании Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края» 130
Приложение 14 «Региональные пособия в Алтайском крае» 135
Приложение 15 «Сводная таблица мер социальной помощи в Алтайском крае, Томской и Новосибирской областях» 144
Приложение 16 «Федеральные пособия» 155
Приложение 17 «Федеральные выплаты с учетом повышающего коэффициента в Алтайском крае, Томской и Новосибирской областях» 158
Приложение 18 «РОССТАТ: Социально-экономические показатели в Алтайском крае, Томской и Новосибирской областях» 160
Приложение 19 «Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2017» 162
Приложение 20 «Рейтинг российских регионов по качеству жизни - 2017г. РИА Рейтинг» 163
Актуальность темы исследования. Социальная политика отводит народонаселению государства роль человеческого капитала, который является движущей силой общественного прогресса. В Главе 7 Конституции РФ [1] говорится, что «Российская Федерация - это правовое социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. В Российской Федерации
• охраняются труд и здоровье людей;
• устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;
• обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;
• развивается система социальных служб;
• устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Социальное государство (нем. Sozialstaat) - государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся [63].
Несмотря на большое количество научных изысканий, посвящённых исследованию вопросов природы социального государства, функций, механизма действия и более чем вековую историю использования этого понятия, по сей день нет его чёткого определения. Некоторые ученые отстаивают мнение, что «всякое государство по своей природе социально, точно так же, как всякая политика социальна по своей направленности. Поэтому формально можно сказать, что современный мир является совокупностью социальных государств, проводящих в жизнь социальную политику. Однако такой подход «не приближает нас к пониманию сущности социального государства» [42,с.14]. Точно так же нет однозначности в вопросе определения того, по каким критериям мы могли бы судить, относится ли данное к группе социальных государств. Многие социологи в своих работах утверждают, что социальным государство станет только тогда, когда общество достигнет достаточно высокого социальноэкономического развития, но перечня условий, которым должно удовлетворять это социальное государство, пока что нет. Поэтому часть учёных считает, что говорить о социальном государстве как о государстве особого типа не представляется возможным. В разных странах с разным уровнем общественного развития сложились и функционируют разные модели социального государства. В силу исторических и национальных особенностей народов каждого государства, они имеют и общие черты, и отличия друг от друга,
В настоящее время, как указывает российский государственный и политический деятель С.В. Калашников, «теория социального государства - это арена теоретических и политических столкновений, имеющих практическое значение для реальной социальной политики государства и углубления наших представлений о природе государственного и социального» [29,с.76]. Несмотря на то, что в разных научных школах даются разные определения понятию «социальное государство» и существуют разные подходы и критерии к изучению его развития, имеется нечто общее, что позволяет нам приблизится к общему определению социального государства. Это совокупность некоторых признаков, наличие которых позволяет говорить о государстве как о социальном, а именно:
- социальная политика имеет правовую природу, то есть осуществлением, регулированием и контролем социальных процессов занимается государство;
• налаженная система социального страхования;
• каждый член общества может воспользоваться социальной поддержкой государства; она должна быть доступной каждому;
• существует социальный бюджет, осуществляющий социальные выплаты;
• сформированы и эффективно действуют система социального обеспечения, система социальной защиты населения и система обеспечения занятости;
• социальное государство несёт ответственность за уровень благосостояния его граждан; - наличие развитого гражданского общества (становится значимым в последнее время для высокоразвитых государств).
Социальное государство должно:
• предоставлять социальное обеспечение каждому члену общества, невзирая на его возраст, здоровье и т.д.;
• сделать доступным для каждого члена общества образование и здравоохранение;
• предоставить социальную защиту тем членам общества, кто не имеет собственных средств производства и является наемным работником;
• брать на себя на себя функцию уменьшения социального неравенства в обществе, создания более равных условий жизни и благосостояния людей;
• создавать полную занятость населения;
• предоставлять необходимый набор социальных услуг;
-проводить комплексную социальную политику, отвечающую его интересам.
Подытожив, можно сказать, что политика социального государство своей главной целью ставит повышение качества жизни своих граждан, являющихся в целом главным достоянием, капиталом государства.
Одной из основных функций социальной политики государства является социальная защита [63] - это комплекс мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных проблем. Существуют виды, объемы и условия представления социальной помощи на уровне субъектов социальной защиты такие как: преодоление безработицы; установление минимального уровня оплаты труда, пенсии, стипендии; выплаты пособий на детей; поддержка многодетных семей; контроль над соблюдением прав детей. Социальная защита должна иметь всеобщий характер. Во-первых, она должна распространяться на всех членов общества и граждан государства. Во-вторых, она предполагает обеспечение условий для доступа человека к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и другим объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг. В-третьих, социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека от рождения до его смерти. Вместе с тем, социальная защита осуществляется дифференцированно с учетом различных социальных групп, слоев и категорий населения.
Одной из форм социальной защиты, является социальная помощь, которая представляет собой материальную и натуральную помощь. Она финансируется из бюджета и выплачивается как нуждающимся гражданам, чей доход не превышает установленного в регионе прожиточного минимума, так и по определенным критериям без проверки дохода. Это означает также, что некоторые слои населения будут пользоваться программами помощи, а другие будут исключены из сферы её действия.
Немаловажным фактором в деле повышения качества жизни является искоренение бедности. Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при которой люди не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности и продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Главные последствия бедности представлены на рисунке 1.
В условиях Российской Федерации именно регион объективно выступает территориальной основой механизма непосредственного осуществления социальной защиты населения в силу чрезвычайно широкого многообразия и дифференциации страны, сложности социального, национального состава, наконец, в силу географической протяженности нашего единого государства. Акцент на региональную организацию социальной защиты позволит учитывать особенности развития той или иной территории, оперативно решать наиболее актуальные проблемы, при этом обеспечивается общая основа функционирования системы социальной защиты федеративного государства. Необходимым базисом, материальной основой осуществления социальной защиты населения выступает социально-экономическое развитие как всего государства, так и конкретного региона. Здесь определяющим выступает способность обеспечить решение таких задач как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, уменьшение нищеты и безработицы, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Социальная поддержка населения является ключевым элементом системы социальной защиты населения. Рассмотрев в качестве объекта социальную помощь можно констатировать следующее. Система защиты населения в России складывалась веками и прошла через все периоды развития общества. По мере развития государственности, она совершенствовалась. В настоящее время повышение её эффективности стало делом первостепенной государственной важности. Общеэкономическая ситуации в стране зависит от регулирования специфических условий общественного производства в каждом из регионов. До начала рыночных реформ в стране отсутствовала системная деятельность по разработке и внедрению в жизнь стратегии развития социальной сферы каждого отдельного региона. Регионы управлялись из Центра по сформированным Центром правилам, отражённым в нормативно-правовой базе социальной защиты. Социальная политика в отношении регионов сводилась, в основном, к обеспечению населения прожиточным минимумом и помощи территориям в случае непредвиденных ситуаций в социальной сфере. С 2005 года [4] в связи с переходом государства на рыночные отношения, началась децентрализация управления социальной сферой; регионы впервые получили некую самостоятельность в решении своих социальных проблем. Год от года регионы получают все больше полномочий. В настоящее время направлением первостепенной важности государства является его социальная политика в вопросе формирования и усовершенствования главных субъектов социальной политики в регионах - органов государственного и общественного управления регионами, предназначенных для повышения качества жизни населения регионов, для стимулирования степени его активности в общественном производстве.
В данной работе рассмотрена специфика организации социальной помощи в трех регионах Сибирского Федерального округа: а именно в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях. Выбор нами именно этих территорий обусловлен тем, что все эти регионы:
- равноудалены от центральной России, имеют примерно равные размеры территорий, но
• имеют разные климатические условия;
• имеют разные экономики и
• все они стабильно занимают разные, далеко отстоящие друг от друга, места в рейтинге социально-экономического положения субъектов РФ РОССТАТа [71] и рейтинге качества жизни РИА Рейтинг [61].
Составив подробные таблицы с данными по видам и размерам социальной помощи по каждому из регионов со ссылками на соответствующие законы, далее, на основе этих данных, создали новую таблицу, куда свели данные по всем видам и размерам социальной помощи, как государственной, так и региональной, мы выявили, что среди трёх территорий, выбранных для исследования, Новосибирская область является несомненным лидером по количеству видов мер региональной социальной помощи, а Томская область отстаёт не только от Новосибирской области, но и от Алтайского края. Сравнив степень развитости систем социальной защиты населения в выбранных регионах, мы пришли к выводу, что именно Алтайский край имеет наибольшее общее число предприятий и организаций, оказывающих социальную помощь населению (101 против 76 в Томской и 79 в Новосибирской областях). Как показало проведённое исследование, в г. Новосибирск и Новосибирской области имеется мощная региональная нормативно-правовая база, в полном соответствии с которой на территории области и осуществляется наибольшее количество мер социальной помощи из общего числа мер для трёх территорий. В Томской области среди трёх регионов меньше всего уделяется внимания исследованию положения дел в социальной сфере и выработке необходимых законов, немногим лучше дела обстоят в Алтайском крае...
1. Конституция РФ (принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) с поправками // Собрание законодательства РФ от 4.08.2014 г. № 31 ст.4398
2. Статья 44 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://constitutionrf.ru/rzd-1/gl-2/st-41-krf
3. Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями от 30.10.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kodeks.systecs.ru/zakon/fz-5/
4. Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //base. garant.ru/12144089/
5. Федеральный закон № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законо
дательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://www.nifi.ru/images/FILES/Joumal/Archive/2016/5/statii/5_03.pdf
6. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 51 (часть III) ст. 7247 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http: //base.garant.ru/71278790/
7. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6917 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70809028/
8. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/180687/
9. Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/180687/
10. Федеральный закон N 442 от 28 декабря 2013 г. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/70552648/
11. Федеральным законом № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/185716/
12. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 03.12.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 1997 г. N 43 ст. 4904 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.garant.ru/172780/
13. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года » [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garanl.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/
14. Постановление Правительства РФ №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи... для оказания им государственной социальной помощи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://posobieguru.ru/maloimushhie/socialnaja-pomoshh/
15. Постановление от 15 апреля 2014 года № 296 «О социальной поддержке населения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://scienceforum.ru/2018/article/2018005392...