Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функционирования корпоративного добровольчества 11
1.1 Корпоративное добровольчество: понятие, сущность, основные
характеристики 11
1.2 Корпоративное добровольчество в современной России: примеры
успешных практик 20
1.3 Основные тенденции и характеристики корпоративного добровольчества
банков 30
Глава 2. Основных направлений организации корпоративного добровольчество в России (на примере коммерческих организаций Алтайского края), результаты эмпирического исследования 41
2.1. Методология и методика исследования отношения представителей
коммерческих организаций Алтайского края к корпоративному добровольчеству на современном этапе 41
2.2. Характеристика корпоративного добровольчества в Алтайском крае, по
результатам эмпирического исследования и выработка рекомендаций по оптимизации этой деятельности 46
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 69
Для России корпоративное добровольчество - социальная инновация, требующая настройки отношений всех ее участников - корпораций, НКО, органов власти, развития межсекторного партнерства. В мировой практике оно является важной частью концепции и практики социальной ответственности бизнеса.
Корпоративное добровольчество несет положительные эффекты не только для прямых благополучателей, но и для коммерческих компаний.
Еще в дореволюционной России были заложены и развивались основы добровольческой деятельности. Позже, за годы советской власти, эти традиции были утеряны. Сейчас эту культуру активно привносят с запада транснациональные компании.
В рекомендациях, данных Организацией Объединенных Наций, был сделан акцент на активизацию общественно-государственных усилий для поддержки и развития добровольчества в мире. В данное время сложно представить человеческую деятельность, в которой добровольческий труд не может быть использованным.
Современные формы организации добровольческой деятельности находятся на этапе становления и развития. Нельзя не отметить, что общественное сознание, обусловленное многообразным опытом нашей страны, постепенно меняется в пользу новых тенденций, формирующихся в обществе: потребность граждан не только получать услуги и помощь, но посредством добровольчества посвящать часть своего личного времени, сил, знаний, талантов и энергии на пользу другим людям и обществу.
Каждая сфера человеческой деятельности, так или иначе, связана с добровольческими инициативами — работа с социально-незащишенными слоями населения; развитие проектов, укрепляющих дух социальной терпимости; миротворчество; разрешение конфликтов; экологическая защита и другие сферы. Важнейшим фактором устойчивого развития общества принято считать вклад добровольцев, не только в социальное, но и в экономическое развитие.
Актуальность этой темы состоит в том, что добровольчество является мощным инструментом и ресурсом для решения серьезных социальных проблем. В последнее время корпоративное добровольчество входит в практику российских компаний. Этот термин в научной литературе объясняется как любые действия организаций направленные на поощрение и поддержку участия своих работников в делах местного сообщества. Как любое новое явление, корпоративное добровольчество пока не вошло еще широко в практику, и многие российские компании даже не знают что это такое. Однако интерес к этому явлению в нашей стране постепенно увеличивается. В связи с этим возникает потребность в изучении данной проблемы, для того, что бы сделать эту деятельность более распространенной и эффективной, приносящей пользу гражданскому обществу. Грамотная организация программ корпоративного
добровольчества позволяет укрепить корпоративный дух, уменьшить текучесть кадров, установить новые контакты.
Степень научной разработанности проблемы. В современной зарубежной литературе исследования феномена добровольчества достаточно широко представлены. Большинство этих исследований посвящены изучению стимулов и мотивов добровольческой деятельности с разных точек зрения (экономической, психологической, организационной, социально- демографической, культурной, институциональной, индивидуальной) и разных уровней (макро-, мезо-, микроуровней). Среди авторов исследования - Т. Шлезингер, С. Найджел,А. Джил-Лакруз,, К. Марчелло, Ю. Вей, Н. Донти, К. Бернгарт, Д. Байди, Т. Вантилборт, Р. Пеперманс, Г. Хайбректс, Дж. Виллемс, М. Джегерс, Дж. Хофманс, П. К. Дуайер, Дж. Боно, М. Снайдер, О. Нов, Ю. Берсон.
Среди отечественных авторов необходимо отметить работы Л. А. Кудринской, Н. Г. Бодренковой, Е. Е. Строковой, И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, И. В. Самаркиной, А. Е Шадрина, П. В. Шевченко и др., представляющие экономический, социологический, социально психологический, правовой подходы к рассмотрению феномена добровольчества.
Общностный подход к рассмотрению феномена добровольчества представлен работами таких современных отечественных социологов, как В. А. Ядов, Г. Е. Зборовский, М. О. Мнацаканян и др., а также трудами зарубежных социологов Г. Блумера, Б. Мерсера, Н. Смелзера и др. Институциональные теории в социологии, представленные трудами Н. Смелзера, Д. Норта, С. Г. Кирдиной, Г. Е. Зборовского, позволяют нам рассмотреть добровольчество как социальный институт, выделив его признаки, структуру, функции, а также проанализировать его взаимодействие с другими институтами...
В результате создания магистерской работы была подтверждена актуальность выбранной темы.
В рамках данного исследования были получены основные результаты, обладающие признаками научной новизны и характеризующую теоретическую и практическую значимость данной работы.
Таким образом, в ходе выпускной квалификационной работы был произведен анализ такого социального феномена как корпоративное добровольчество.
При множестве разнообразных интерпретаций, данный феномен представляет собой социально-значимое явление, направленное на оказание помощи и решение разнообразных проблем. Сегодня явление корпоративное добровольчество прочно закрепилось не только в социуме и человеческом сознании, но и на государственном уровне в нормативно-правовых актах, что говорит о безусловной значимости феномена.
В современной России наблюдается формирование определенных тенденций в сфере корпоративного добровольчества. Отмечается постепенный устойчивый прирост числа благотворительных организаций, фондов, филантропов, организаторов корпоративного добровольчества и волонтеров, увеличиваются объемы пожертвований и количество нуждающихся, получающих эти средства. То есть, сегодня можно говорить о формировании института корпоративного добровольчества в России.
Изучение современной теории и практики показало, что объемы корпоративного добровольчества в банковском секторе растут, при этом финансовая норма участия не сформирована, разброс благотворительных затрат в отношении к прибыли по сектору очень значителен. В большинстве случаев значительный процент от прибыли отчисляют на благотворительность банки, для которых эта деятельность входит в состав стратегии и является публичной.
Появляются «продвинутые» банковские структуры, которые реализуют системные программы, создают фонды и сотрудничают с профессиональными НКО, реализуя, таким образом, стратегию корпоративной социальной ответственности. В то же время есть банки, которые по старинке работают по запросам и занимаются сразу всем. Причем они часто избегают сотрудничества с НКО, считая их неэффективными или корыстными.
Также в рамках выпускной работы было проведено эмпирическое исследование. По результатам анализа полученных данных разработаны рекомендации, оптимизирующие корпоративное добровольчество в организациях.
Одним из основных пунктов здесь является то, что корпоративное добровольчество коммерческих организаций не только социально значимая деятельность, но и качественный аппарат для поднятия имиджа компании. Поэтому для любой организации подобная деятельность идет только на пользу.
Подводя итог всему выше сказанному, корпоративное добровольчество в сфере коммерческих организаций в нашей стране, и конкретно в нашем регионе присутствует и функционирует в определенной степени, но для того что бы исправить все нюансы и проблемы этой области, и вывести корпоративное добровольчество на качественно новый уровень предстоит еще много научных исследований и практической работы.
Таким образом, поставленные цель и задачи работы выполнены, а выдвинутые гипотезы подтверждены.
1. Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE)
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года»)
3. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 N 1054-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
5. Федеральный закон от 05.02.2018 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»
6. Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении концепции развития добровольчества (волонтерства) в российской федерации до 2025 года» (по состоянию на 26.06.2017) (подготовлен Минэкономразвития России)
7. Закон Алтайского края от 06 февраля 1998 года N 7-ЗС «О благотворительной деятельности на территории Алтайского края» (ред. от 06.11.2014)
8. Программа развития ООН Российская Федерация [Электронный
ресурс]/ Режим доступа http://undp.ru/index.phtml?iso=RU&lid=1 &pid= 1 &cmd=text&id=65 /. - Загл. с экрана
9. Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве). [Электронный ресурс] / Интрнет-версия нормативно-правовой базы Гарант. - Электрон.дан.
- Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&n=107564&req=doc /. -
Загл. с экрана
10. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: автореф. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2008.
11. Арович, Я. «Методы работы с волонтерами / под ред. М.Ю. Киселева, И.И. Комаровой». - М., 2004. - 75-85 с.
12. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н.Ф. Басов [и др.]; под редакцией д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - М.: Издательско- торговая компания «Дашков и К», 2007. - С.171-172.
13. Бахарева, Л.И. Традиции российской благотворительности: история и современность//М.К. Тенишева и ее время: сборник материалов научнопрактической конференции. - Брянск, 2008. - С. 50-52.
14. Бидерман К. Координация работы добровольцев и
менеджментволонтерских программ в Великобритании / К. Бидерман ; пер. с нем. М. Санниковой, И. Мюллер. [Б. г.]: [Б. и.], 1999. 45 с.
15. Благов Ю.Е., Петрова-Савченко А.А. Корпоративная
благотворительность и инновации. В сб.: Практики компаний в области корпоративной благотворительности и социальных инвестиций. По материалам проекта «Лидеры корпоративной благотворительности — 2012». М: Форум Доноров, 2012...