Введение 3
Глава 1. Публицистические жанры: история и современное состояние..6
1.1. Особенности публицистических жанров: разные подходы 6
1.2 Очерк: виды, основные черты, развитие жанра в современной
журналистике 15
1.3 Этапы биографии и творчества Ларисы Михайловны Рейснер 23
Глава 2. Специфика и основные черты публицистики Ларисы
Рейснер 30
2.1 Тематическая и идейная направленность очерков Ларисы Рейснер 30
2.2 Стилевая специфика и средства художественной выразительности в
публицистике Л. М. Рейснер 58
Заключение 72
Библиографический список 75
Актуальность темы исследования
Как известно, публицистика является особым жанром журналистики, наиболее социально ориентированным и имеющим наибольшую связь с художественной литературой. В силу этой специфики популярность публицистических жанров постоянно колеблется. Сегодня, несмотря на отмечаемую всеми исследователями ориентацию как средств массовой информации, так и аудитории на потребление краткого, сжатого информационного продукта, возрастает и противоположная тенденция - растущий интерес к «развернутым» текстам, что выражается в появлении и распространении таких жанров, как лонгрид и сторителлинг. Многие авторы отмечают, что, по сути, эти жанры являются продолжением и развитием жанров публицистики.
В связи с этим актуальны и дальнейшие исследования в области публицистики как таковой и, в частности, истории публицистики в нашей стране. И здесь особое место занимает творчество Ларисы Михайловны Рейснер. Хотя ее личность и биография стали темой многих работ, тем не менее ее творческое наследие во многом еще остается «вне поля зрения исследователей...» [Соловей 1985, с. 49]. В то же время, на наш взгляд, оно достаточно актуально для сегодняшнего времени, так как Лариса Рейснер проявила себя как подлинный и яркий журналист-публицист, глубоко вникающий в события своего времени, внимательно анализирующий значимые общественно-политические вопросы.
Не случайно исследователи отмечают наличие последователей у Л. М. Рейснер, среди которых называют, например, М. Шкапскую и О. Эрберга [Соловей 1985, с. 115]. Ив наше время журналисты, так или иначе обращающиеся к публицистическим жанрам, могут многое почерпнуть для себя, изучая стиль, тематику, художественные приемы, характерные для очерков Л. М. Рейснер. Все это, на наш взгляд, делает заявленную в исследовании тему достаточно актуальной.
Степень разработанности темы исследования. Жанрам
публицистики в целом, а также истории публицистики в России посвящено много работ. Среди них можно отметить таких авторов, как М. Н. Ким, А. В. Колесниченко, Л. Е. Кройчик, А. А. Тертычный, Е. И. Журбина, М. И. Стюфляева, Е. П. Прохоров, В. В. Ученова, В. И. Здоровега, М. С. Черепахов. Изучением жизненного пути и творчества Л. М. Рейснер занимались К. Б. Радек, Г. А. Пржиборовская, Б. М. Носик, А. И. Алексеева, Л. В. Никулин и другие. Анализу специфики ее очерков посвящены работы Э. С. Соловей, И. Н. Крамова, И. А. Оксенова. В то же время, на наш взгляд, в этой сфере необходимы дальнейшие исследования.
Объектом исследования является публицистика Л. М. Рейснер.
Предмет исследования - тематическая, идейная и стилевая специфика очерков Л. М. Рейснер.
Исходя из этого, мы можем определить цель работы как анализ публицистических произведений Л. М. Рейснер, выявление особенностей тематики, идейных установок и стилевой специфики очерков автора.
Для достижения исследовательской цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать взгляды разных авторов на специфику публицистики и очерка как важнейшего публицистического жанра.
2. Рассмотреть этапы биографии и творчества Л.М. Рейснер.
3. Выявить основные тематические направления произведений Л. М. Рейснер.
4. Раскрыть идейные установки и стилевую специфику публицистики автора.
Гипотеза исследования: публицистика Л. М. Рейснер обладает ярко выраженным своеобразием, в ней широко и многопланово использованы различные средства художественной выразительности.
Методология и методы исследования. В исследовании, помимо общенаучных, использованы следующие методы: анализ документов, сравнительно-сопоставительный анализ, стилистический анализ.
Эмпирическую базу исследования составляют публицистические произведения Ларисы Рейснер: сборники очерков «Фронт», «Афганистан», «Гамбург на баррикадах», «Уголь, железо и живые люди» (всего 37 очерков).
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование вносит свой вклад в историю отечественной публицистики и роли Л. М. Рейснер в ее развитии. Материалы и выводы работы могут быть использованы в преподаваниях соответствующих дисциплин, а также в практической работе журналистов.
Новизна исследования: в исследовании выявлены особенности публицистического стиля Л. Рейснер, специфика использования средств художественной выразительности; показана значимость изучения ее работ для нашего времени.
Завершая наше исследование, посвященное публицистике Ларисы Рейснер, мы пришли к следующим выводам:
1. По мнению большинства исследователей, публицистика и, конкретно, жанр очерка сегодня вновь становятся актуальными и востребованными, несмотря на тенденцию аудитории к потреблению коротких информационных материалов. Сегодня жанр очерка отчасти возрождается в том, что принято называть longread, longform или же «журналистикой длинной формы». Он сочетает в себе черты классического очерка (фактологическая основа, образность, активная роль автора, наличие художественно-выразительных средств) и аналитической статьи (глубина погружения в тему, использование большого количества источников информации, высокая плотность смысла, претензией на исчерпанность темы)
2. Лариса Рейснер является ярким журналистом-публицистом, очерки которой создают у читателя выразительные и проникнутые авторским началом картины жизни времен революции. Все современники и последующие исследователи жизни и творчества Ларисы Рейснер отмечали многогранность и цельность ее личности и биографии, четкость мировоззренческих установок, что прямо отразилось в ее публицистике.
3. Мировоззрение Ларисы Рейснер проникнуто идеей революции, и через эту призму ею воспринимается все происходящее и даются оценки. В то же время она понимала революцию не как полное отрицание всего прошлого, в том числе, старой культуры, а во многом как преемственность, хотя при этом нравственные и культурные образцы прошлого по-новому переосмысляются. Отсюда вытекает выраженная поэтизация революции в ее очерках, акцентирование ее героической красоты и романтики, отрицание «серых будней».
4. Соответственно, революция является одной из ее главных тем,
особенно в сборниках «Фронт» и «Гамбург на баррикадах». В рамках этой обширной темы можно выделить ряд под-тем: проявление в рядовых, на первый взгляд, людях силы духа и характера; тема братства (людей, народов), тема «случайных искупительных жертв». Остальные темы («восточная» тема в сборнике «Афганистан», тема труда в сборнике «Уголь, железо и живые люди») также, как правило, преломляются через призму идеи
революционного преобразования мира. Но в то же время Лариса Рейснер часто предстает как автор размышляющий, думающий и не стремящийся давать прямолинейные оценки (например, в сборнике «Афганистан»).
5. Публицистический стиль Ларисы Рейснер отличается рядом специфических черт. Это, во-первых, чрезвычайная и иногда даже чрезмерная насыщенность ее прозы образами, использование в большом объеме практически всех средств художественной выразительности. В наибольшей степени это характерно для первых сборников очерков; далее ее стиль несколько меняется и становится более строгим, когда она начинает умело сочетать фактическую (документальную) и художественную ценность. Во-вторых, это ярко проявленная авторская позиция, выражение личного мнения и даже сиюминутных впечатлений, что часто роднит ее очерки с литературными эссе. Лариса Рейснер, с одной стороны, в своих очерках использует точные факты, ничего не искажая, но, с другой стороны, интерпретирует эти факты по-своему, через призму собственного мнения и даже настроения. Она воспринимает окружающий мир скорее глазами поэта, художника, чем журналиста. В-третьих, в очерках Ларисы Рейснер акцент, как правило, делается на людях, их биографиях, их роли и месте в жизни и, в том числе, в революции. Поэтому ее работы насыщены яркими портретными характеристиками со множеством выразительных деталей.
В целом же можно резюмировать: Лариса Михайловна Рейснер оставила не очень большое творческое наследие, но отличающееся ярким своеобразием, художественной и документальной ценностью. Поэтому оно не только актуально с исторической или биографической точек зрения, но и представляет большой интерес для сегодняшних публицистов как школа мастерства и с этих позиций нуждается в дальнейшем изучении.
1. Аграновский А. А. Своего дела мастер: Заметки писателя. М.: Политиздат, 1980. 416 с.
2. Алексеева А. И. Красно-белый роман: Лариса Рейснер в судьбе Николая
Гумилева и Анны Ахматовой. М.: Алгоритм, 2008. 286 с.
3. Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск: Наука и техника,
1972. 238 с.
4. Анюхина А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа. URL: httpsr/cyberleninka.ru/article/v/fenomen-multimediynogo- longrida-i-digital-storytelling-v-setevyh-media
5. Арутюнова Н. Д. Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
6. Беневоленская Т А. Композиция газетного очерка. Пособие по спецкурсу.
М.: Изд-во МГУ, 1975. 88 с.
7. Беневоленская Т А. О языке и стиле газетного очерка. М.: Изд-во МГУ,
1973. 80 с.
8. Беневоленская Т А. Портрет современника: очерк в газете. М.: Мысль, 1983. 132 с.
9. Большой энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова.
URL: http://alcala.ru/entsiklopedicheskij-slovar/bolshoj-entsiklopedicheskij-
slovar.shtml
10. Брик О. М. Разгром Фадеева // Новый ЛЕФ. 1928. №5. С. 1-5.
11. Вакуров В. Н. Стилистика газетных жанров: Учебное пособие. М.:
Высшая школа, 1978. 183 с.
12. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат,
1959. 657 с.
13. Вомперский В. П. О стиле очерка // Стилистика газетных жанров / под ред. Д. Э. Розенталь. М.: Изд-во МГУ, 1981. 230 с.
14. Выворцева Е. В. Трансформация традиционных публицистических жанров в современных массмедиа // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. Филология. Искусствоведение. Вып. 94. № 5. С. 207-213.