Введение 3
ГЛАВА I. КИНОКРИТИКА КАК ОСОБЫЙ ВИД ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. История и теория кинокритики 6
1.2. Причины становления любительской кинокритики в Интернете 18
ГЛАВА П. СОВРЕМЕННАЯ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ КИНОКРИТИКА В
БЛОГОСФЕРЕ 36
2.1. Биография и деятельность Евгения Баженова 36
2.2. Анализ материалов с YouTube-канала «BadComedian» 48
Заключение 69
Список литературы 70
Актуальность темы исследования. Кинокритика занимает особую роль в кинопроцессе на протяжении всей своей истории. Она помогает понять фильм, заметить скрытые смыслы, узнать дополнительную информацию о картине и др. Раньше критики публиковали свои работы в специализированных журналах и имели большую значимость. Благодаря своему мнению они легко могли повлиять на отношение и восприятие зрителей к фильму.
С появлением Интернета стали создаваться различные киноресурсы и блоги, во главе которых стояли не профессионалы, а простые кинолюбители. В этот период Интернет-кинокритика не воспринималась серьёзно и носила дилетантский характер. С течением времени всё заметно изменилось: сетевая кинокритика стала набирать популярность, в Интернет пришли специалисты. Но завоёвывать народную любовь стали именно те самые «дилетанты»: в настоящее время некоторые блогеры пользуются такой популярностью и авторитетностью, что им может позавидовать любой профессиональный кинокритик.
Положения, выносимые на защиту, можно сформулировать следующим образом:
1) Традиционная профессиональная критика на сегодняшний день имеет ряд проблем, потому что излишне академична; малодоступна; всё больше подвергается коммерциализации.
2) Любительская критика, малосодержательная, но экспрессивно окрашенная, становится массовой в сетевом пространстве.
3) Критическая деятельность Евгения Баженова занимает промежуточное положение между сетевой любительской и академической критикой.
4) «БэдКомедиан» не руководствуется в своих обзорах эмоционально оценочным принципом «нравится/не нравится», но применяет ряд критериев для того, чтобы в той или иной степени объективно выявить достоинства и недостатки кинематографического произведения. В работе нами показано, что эти критерии могут быть подразделены на три отдельные группы: семантика, синтактика, прагматика.
Семантичность его обзоров - это вектор, который проанализирован в плоскости отношения знака и означаемого, направленный на неправдоподобие фильмов в выдержанных жанрах, претендующих на это самое правдоподобие. С другой стороны, Баженов показывает, что для ряда жанров, например, комедийного, совершенно недостаточно одного правдоподобия, а необходимо привлечение вербальных, визуальных, сюжетных комических приёмов, уже проработанных кинематографом.
В плане синтактики он разбирает существование знаков друг с другом в рамках одного жанра, выявляет нарушение этих отношений.
В рамках прагматики «БэдКомедиан» рассматривает отношения создателей и знака, влияние знака на зрителей и коммерциализацию в этом сегменте.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды и статьи специалистов в области киноведения и журналистики, такие как Л.П. Саенкова, Э.Ю. Гаранина, Г.В. Лазутина, А.А. Тертычный, С.С. Распопова, Е.А. Корнилов, М. Ратгауз, Р. Корнеев, и др.
Объектом исследования является современная кинокритика в
блогосфере.
Предмет исследования - журналы и Интернет-ресурсы, на которых осуществляется кинокритическая деятельность.
Цель исследования - выявить основные черты и проблемы профессиональной и любительской современной кинокритики.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю становления кинокритики и её теорию.
2. Выявить проблемы профессиональной кинокритики.
3. Сравнить особенности профессиональной и любительской критики.
4. Произвести анализ любительской Интернет-кинокритики на соответствие признакам, обозначенным в общепринятой теории;
Эмпирической базой исследования являются материалы с видеохостинга «YouTube», в частности, с канала «BadComedian» и др.
В исследовании были использованы следующие методы: компаративный, метод контент-анализа.
Кинокритика - важная часть культурной жизни общества. На протяжении времени её существования она претерпевает различные изменения.
Благодаря Интернет-пространству кинокритика широко развилась и приобрела большую популярность. Не все «бумажные» критики смогли подстроиться под «правила» Сети и так же уверенно чувствовать себя, как в периодических изданиях. К тому же, коммерциализация стала одним из основных критериев потери доверия людей к кино-специалистам. Из-за этого профессиональная критика всё больше становилась незамеченной и неоценённой. В это время любительская сетевая критика развивалась с высокой скоростью. Несмотря на свою малосодержательность, она привлекает пользователей эмоциональностью и становится массовой.
Некоторые киноведы в этом видят будущий крах данной области, некоторые - отмечают положительные стороны, которые смогли внести дилетанты. Многие блогеры на своём примере доказали, что не обязательно быть специалистом, чтобы тебя слушали и к тебе прислушивались. К тому же, они стали поднимать такие темы, которые раньше профессионалы просто боялись затрагивать, из-за чего данную деятельность вновь стали считать честной и независимой. Кроме того, не стоит забывать, что со временем любители могут осваивать навыки профессионалов, соответственно, и их труды будут становиться всё более качественными.
В данной работе мы рассмотрели роль и функции сетевых критиков- любителей на примере YouTube-канала «BadComedian». Проанализировали его критерии и методы оценивания фильмов и влияние на аудиторию. Мы выполнили все цели исследования и доказали положения, выносимые на защиту.