Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Репрезентация проблем русского языка и литературы в медиадискурсе Алтайского края

Работа №91294

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ 7
1.1. Миссия и просветительская функция журналистики 7
1.2. Культуроформирующие функции СМИ 11
1.3. Культуроформирующая деятельность СМИ: теория и практика 16
1.4. Роль просветительских материалов в медиадискурсе России 22
ГЛАВА 2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МЕДИАДИСКУРС АЛТАЙСКОГО
КРАЯ 34
2.1. Типологические свойства анализируемых СМИ 34
2.2 Жанровые особенности анализируемых материалов 38
2.3. Контент-анализ публикаций по проблемам русского языка и литературы
в печатных и интернет-СМИ Алтайского края 46
2. 4. Стилистический анализ текстов 60
Заключение 73
Библиографический список 76
Приложение 90

Актуальность. Стремительное развитие средств массовой информации и глобальный рост новых технологий во второй половине ХХ в. существенно преобразовали информационно-коммуникативную среду современного общества. Ученые стали именовать новый этап развития социума «информационным» и обратили более пристальное внимание на средства масс-медиа как на инструмент формирования общественного мнения и эффективный семиотический инструмент коммуникации в целом. СМИ с момента появления были средством привлечения внимания к актуальным проблемам общества, выполняющим важные социальные функции. Одной из таких функций является просветительская функция СМИ.
Однако зачастую СМИ по-другому понимают свою роль в формировании духовной культуры своей аудитории, выбирая для публикации не культуроформирующие материалы, знакомящие с произведениями культуры, отвечающими признанным критериям подлинности и гуманистических ценностей, а масскульт и китч. Создавая медиакартину мира, СМИ формируют в сознании читателя ценностные установки, ориентации.
Культуроформирующая деятельность журналистики рассматривается в работах исследователей В.Г. Афанасьева, В.М.Горохова, Б.А. Грушина, И.П. Магая, В.Д. Пельта, Е.П. Прохорова, И.Д. Фомичевой, И.А. Шерковина. Все они сходятся в положении, что роль журналистики в процессе формирования культуры личности и общества важна и реализуется разными инструментами и способами. И.М. Дзялошинский указывает, что распространение с помощью журналистики понятий о культуре и искусстве не менее важно, чем распространение сведений об экономике, политике, праве, морали, науке и так далее. И.Д.Фомичева нашла проявления функций, аналогичные культуроформирующими, в самых разных функциях системы функций журналистики [Фомичева И.Д. 2005 с. 81].
Степень и характер реализации просветительской функции журналистики в различных исторических условиях варьируется. На современном этапе газетные тексты о культуре, искусстве и науке, которые по тематике совпадают с темой просветительства, не всегда соответствуют признакам просветительского материала, в качестве которых выступают особый предмет отображения (ситуации появления или освоения новых произведений духовного творчества) и особые целевые установки (оповещение о новых явлениях духовной жизни или содействие их освоению).
Исследователь С. П. Суворова проанализировала степень реализации просветительской функции жцрналистики в материалах федеральных газет «Коммерсант», «Известия», «Комсомольская правда» и «Культура» за период 2006 года [Суворова С. П. 2006]. Материалы Алтайского края по данным темам не анализировались, к тому же в своей работе мы брали для анализа материалы, опубликованные в региональных СМИ в период с 01.01.2017 по 01.05.2018.
Таким образом, актуальность исследования репрезентации тем русского языка и литературы определяется социальной ролью журналистики как канала просвещения и реализатора культуроформирующей функции.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе других изданий, при подготовке профессиональных рекомендаций журналистам, работающим с темами культуры и образования и в частности русского языка и литературы.
Объектом исследования является репрезентация проблем русского языка и литературы в медиадискурсе Алтайского края. Предметом - жанровые и стилистические особенности репрезентации предметной сферы литературы и языка, медиаобраз алтайской литературы.
Цель исследования - выявить способы репрезентации тем языка и литературы, способы реализации культуроформирующей функции в
охарактеризовать медиакартину культурной
направленности в местных изданиях.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить способы реализации просветительской функции журналистики;
• отобрать журналистские материалы, посвященные темам русского языка и литературы;
• проанализировать тексты и выявить их стилистические и жанровые черты;
• охарактеризовать степень реализации просветительской функции в региональном медиадискурсе.
Гипотеза работы:
1. Мы предполагаем, что СМИ недостаточно полно раскрывают темы русского языка и литературы в своих информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах.
2. Исследования в области просветительских функций СМИ показывают, что журналисты все чаще ограничиваются ролью информатора, а не аналитика и пропагандиста в темах культуры, науки и искусства. Мы предполагаем, что в региональном медиадискурсе прослеживается эта же тенденция и в создании материалов на тему русского языка и культуры чаще используются информационные жанры.
3. Кроме того, мы предполагаем, что качественные СМИ края поддаются общим тенденциям развития медиаидустрии и так же, как массовые издания, пренебрегают реализацией культуроформирующих функций журналистики.
Эмпирическая база исследования: материалы, опубликованные в период с 01.01.2017 по 01.04.2018 в таких изданиях, как газета «Свободный курс», сайты altapress.ru, «Афиша Altapress», сайт газеты «Алтайская правда» ap22.ru, портал «Амител» (amic.ru), сайт politsib.ru, а также профильный журнал «Культура Алтайского края», где презентовались проблемы русского 5
языка и литературы. Выборка публикаций за обозначенный период составила более четырехсот материалов. Из них мы отобрали 60 материалов, которые касаются одной из тем русского языка и литературы: новые книги, культурные события, направленные на популяризацию грамотности, чтения и другие.
В качестве основных методов исследования были выбраны контент- анализ, жанровый и семантико-стилистический анализ публикаций.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы мы изучили научную литературу по культуроформирующим функциям журналистики, их реализации в СМИ, определили характерные признаки просветительских текстов, их функции. Мы определили способы реализации просветительской функции журналистики, проанализировали журналистские материалы, посвященные темам русского языка и литературы и выявили их стилистические и жанровые черты. В ходе исследования мы пришли к выводу, что просветительская функция СМИ в регональном медиадискурсе реализована слабо, но также отметили тенденцию к улучшению ситуации за счет активизации работы журналистов в сфере культуры. К сожалению, в области популяризации грамотности, обращения внимания аудитории на темы русского языка, правил и новейших лингвистических исследованийтакая тенденция не была отмечена, и репрезентация тем русского языка остается на низком уровне.
В начале работы мы предполагали, что качественные СМИ Алтайского края следуют общим тенденциям развития медиаидустрии и так же, как массовые издания, редко обращаются к темам русского языка и литературы. Данная гипотеза подтвердилась. СМИ Алтайского края стараются объективно освещать темы культуры, в частности темы русского языка и литературы, не навязывая читателям ни сами объекты культуры, ни их интерпретацию. При выражении своей позиции авторы все чаще уходят от прямых советов и рекомендаций, реализуя их за счет безличных форм и активно используя информемы. Чаще всего журналисты выбирают роль информатора, а не аналитика и интерпретатора.
Интерпретация культурных событий происходит в основном в специализированных изданиях. Интерпретируя литературные произведения, авторы считают необходимым обосновывать свою оценку примерами из текста и экспертными оценками.
Ускоряющийся темпоритм способов передачи и получения информации сформировал познавательную практику «успевания за событиями». Журналисты формулируют представления о том, что значит то или иное событие в данный момент и в данном обществе, формируя культурное пространство, где воспроизводятся схемы интерпретации явлений в духе современных духовно-ценностных представлений. С учетом разнообразных критериев и установок журналисты интерпретируют реальное событие, переводя его посредством речевых структур в факт вербальный (виртуальный) (Ю.А. Сорокин), факт-комментарий (С.И. Сметанина), и дают ему оценку.
Определенный фокус в изложении и интерпретации событий задает определенный взгляд на культурные и образовательные проблемы. Этот взгляд зависит от множества критериев: от редакционной политики издания до уровня образования и культуры самого автора. И тем важнее, чтобы темами культуры и образования занимались люди с высоким уровнем освоения достижений классической и современной культуры.
Мы считаем, что качественную оценку по проблемам литературы и русского языка способна давать аналитическая статья, в которой автор не только выражает свое мнение, прибегает к экспертной оценке, интерпретирует событие или явление, обозначает проблему, но и предлагает решение этой проблемы.
Мы считаем тему нашей работы перспективной для дальнейшего исследования, поскольку интерес читателей к темам языка, литературы и культуры в целом на данном этапе возрастает, а социальные функции журналистики должны ею выполняться. В теоретическом плане исследование может быть продолжено в следующих направлениях:
- рассмотрение критериев эффективного взаимодействия журналист - аудитория;
• детальный анализ языковых особенностей просветительских материалов;
• сравнительный анализ просветительских текстов по одной теме, выявление специфики.


1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие.
• М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 224 с.
2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М.: Изд- во «ВАГРИУС», 1999. - 414 с.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). - М.: Academia, 2003. - 128 с.
4. Базанова А.Е. Литературоведение и журналистика: использование эмоционально-экспрессивных средств в медиатекстах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: литературоведение, журналистика. - 2011. - №3. - С. 31-40.
5. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. АН СССР, Институт философии. - М.: Наука, 1986. - 301 с.
6. Ветров К.В. Культурно-нравственный аспект деятельности средств массовой информации. Научное издание. - М.: «Книга и бизнес», 2005.
• 64 с.
7. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты,
проблемы. М.: ЦАГИ, 1995. - 111 с.
8. Горохов В.М. Социально-познавательные функции журналистики // Вестник МГУ, сер. 11, №1, 1969.
9. Гуревич П. С. Культура и контркультура // Свободная мысль. №11. 1994. - С. 86.
10. Дзялошинский И.М. Журналистское мышление как развивающаяся система. // Вестник Московского университета, серия 10 Журналистика. - №6. - 1988. - с.85-93.
11. Дзялошинский И.М. Пропаганда и информация: материалы к обсуждению проблемы// Формула общественного доверия: информация+пропаганда?, Специальный выпуск бюллетеня «Право знать: история, теория, практика». - М., 2004. - С. 44-52.
12. Дмитриев Л.А. Парадоксы художественного образа. - М.: ИПК, 2002. - 56 с.
13. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково­образовательный. - М.: Рус. яз. 2000. - в 2 т. - 1209 с.
14. Жирков Г.В. Просветительская функция журналистики: историко­типологический аспект // СМИ в современном мире: материалы науч.- практ. конф. - СПб., 2003. - С. 16-18.
15. Жирков Г.В. Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе. - №3 93. 01.06.2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www. relga. ru/Environ/WebObj ects/tguvvww. woa/wa/Main?textid=l 11 &levell=main&level2=articles...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ