Стратегии построения образа ведущих в пропагандистских программах федеральных каналов (на материале программ «Первая студия» и «Вечер с Владимиром Соловьевым»)
Введение 3
ГЛАВА 1.ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЖУРНАЛИСТА 7
1.1 Профессиональные особенности журналиста 7
1.2 Профессиональный журналист в российской журналистике 11
1.3 Политическая журналистика и роль политических ток-шоу на
телевидении 22
ГЛАВА 2.Стратегии создания образа ведущего в политических ток - шоу..40
2.1 Поведенческие и речевые тактики телеведущего Владимира Соловьева.40
2.2 Поведенческие и речевые тактики телеведущего Артема Шейнина 54
Заключение 61
Библиографический список 63
Современная журналистика XXI века все более становиться биполярной. Наряду с государственными федеральными СМИ появляются независимые, по своей идеологии радикально настроенные по отношению к правящей элите. Это, прежде всего, связано с политической, экономической, социальной ситуацией в современном мире и в России в частности.
В связи с этим, все чаще можно услышать понятия "свободная журналистика" и "пропаганда". Идеологическая составляющая СМИ определяется не только контентом. Для аудитории радио и телевизионных программ большую роль играет образ ведущего. Для российского ТВ идеальным ведущим политических программ становится профессионально знаковая личность с демократическимивзглядами, а также получившая общекультурную подготовку и имеющая опыт профессиональной журналистской деятельности.
Состояние в формате информационной войны стало постоянной реальностью современной России. Пропаганда стала ключевым понятие в переосмыслении контента сегодняшних федеральных СМИ. Исследованию пропаганды и манипулирования в массовом сознании занимались многие отечественные и зарубежные теоретики, например, такие как Гарольд Лассвел, Пол Лайнбарджер, Андрей Мозолин. При этом не изучен опыт журналистских стратегий ведущих В.Соловьева и А. Шейнина. Этим и обусловлена актуальность этого исследования.
Также актуальность исследования обусловлена тем фактом, что образ ведущего- пропагандиста влияет на общественное мнение аудитории. Эта тема на нашей эмпирической базе изучена фрагментарно. В этой связи дальнейшее расширение этого явления на российском телевидении открывает новые формы политической журналистики.
Объектом исследования является телевизионные программы В.Соловьева и А.Шейнина в контексте диалога с медиасредой.
Предмет исследования - образ ведущего политических программ.
Цель работы - исследовать образ ведущего В.Соловьева и А.Шейнина в политических телевизионных программах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач :
1. Рассмотреть проблему пропаганды в российской журналистике; дать историческую справку.
2. Формализовать модель, отражающую образ журналиста в пропагандистских ток-шоу.
3. Определить приемы воздействия на аудиторию в работе журналистов и поведенческие тактики.
Выбор темы выпускной квалификационной работы обоснован предположением о том, что потенциальная сила пропаганды в российских СМИ не просто отражает наиболее значимые события, но и манипулирует общественным сознанием.
Научно - методологической базой исследования, во-первых, стали работы отечественных теоретиков журналистики Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, И.М. Дзялошинского, Л.Г. Свитич, Корконосенко С.Г., Тертычного А.А., Л.П. Громовой и других исследователей.
Во-вторых, мы опирались на изучение особенностей речевых стратегий и тактик поведения личности. Эти изучения способствует развитию интеграции гуманитарных дисциплин, о чем свидетельствуют исследования последних лет: Н.Г. Шаповалова («Ток-шоу как модель современного дискурсивного взаимодействия в России»), Михайлова О.А. («Коммуникативные тактики воздействия в речевом поведении телеведущего то - шоу), Д.В. Карпова («Использование коммуникативных особенностей жанра беседы на современном российском телеэкране»).
Исследованию вопросам профессиональной этики журналиста, ее основных принципов, ценностного аспекта для общества посвящены работы: М.И. Шостака, Г.В. Лазутиной, Л.А., Корконосенко С.Г., Сидорова В.А., Юркова А.А. и др.
функционирования журналистики в мире политики представлены трудами: С.М. Кузина, В.А. Сидорова, Е.П. Прохорова, Э.Я. Баталова, С.Г. Корконосенко, И.Н. Блохина и др.
Материалом для исследования послужили тексты биографии В. Соловьева и А.Шейнина, записи телевизионных ток - шоу («Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Первая студия» с Артемом Шейниным), а также интервью Владимира Познера, авторские колонки в издании «Новая газета», посвященные В.Соловьеву и А. Шейнину (автор - телекритик Ирина Петровская), эфиры радиостанции «Эхо Москвы», в частности в исследовании мы опирались на мнение И.Петровской, К. Лариной и Ю.Богомолова, которые были озвучены в программе «Человек из телевизора».
В дипломной работе используются источники эмпирического материала: 32 выпуска программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» и 30 выпусков программы «Первая студия» с Артемом Шейниным.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что ее результаты могут быть полезны для дальнейших исследований стратегий создания образа В. Соловьева и А.Шейнина, а также будут интересны и важны для журналистов, работающих в области телевизионной политической журналистики.
В ходе исследования использовались методы:
• выборка основных источников по выбранной теме и формирование набора эмпирических материалов на основе наблюдения и обобщения; выбор проверенного источника информации и доступа к нему, а также проверка сведений о надежности этого источника; использование обязательной ссылки на источник;
• биографический метод: журналистское творчество В. Соловьева и А.Шейнина интерпретируется через воспитание, обучение и другие факты биографии;
- лингвистический анализ отобранных эмпирических материалов - подробное описание роли и функций языковых выразительных средств разных уровней лексического оборота. В данной работе будет проводиться анализ на материале высказываний и цитат В. Соловьева и А. Шейнина;
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав - «Образ профессионального журналиста» и «Стратегии создания образа телеведущего», заключения, списка использованной литературы (66 источников).
Журналистская работа на российском телевидении таких представителей профессии как Владимир Соловьев и Артем Шейнин, специфика их личности, стратегии создания медиаобраза, в частности речевые и поведенческие тактики журналистов представляют собой интересный материал для исследования тонкостей работы политического журналиста в жанре ток-шоу. Цель дипломной работы, таким образом, обусловила постановку ряда задач, которые были решены.
Во-первых, важным аспектом журналистской профессии являются свойства и характеристики, представляющие личностный и профессиональный портрет современного политического журналиста и его творческие способности. Таким образом, интересной в этой связи является типология журналистов, рассматривая предположение С. Пасти о разделении журналистов на специалистов, художников, гуманистов, пропагандистов и идеалистов.
Во-вторых, быладана краткая биография тележурналистов В.Соловьева и А. Шейнина. Так, выяснилось, что В. Соловьев и А.Шейнин пришли в профессию журналистики в зрелом возрасте и за сравнительно короткий промежуток времени достигли профессионального взлета. Оба отдают предпочтение политике, и в этой сфере деятельности раскрываются такие личностные и интеллектуальные качества, как коммуникабельность, независимое мнение, чувство долга, аналитический склад ума и т.д. Таким образом, эти журналисты представляют собой совокупность нескольких типов журналистов по С. Пасти: профессионалы, идеалисты в вопросах политики и социума, талантливые личности, и, наконец, пропагандисты, для которых телевидение - не только своеобразная полемическая площадка, а также способ высказать собственное мнение по поводу современной политической действительности.
В-третьих, ток-шоу как один из самых рейтинговых жанров на телевизионном экране, выполняет важную функцию в формировании общественного мнения. При этом для воздействия на сознание аудитории используются различные манипуляционные тактики. В связи с чем была проанализирована журналистская практика В. Соловьева и А. Шейнина в рамках ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Первая студия» с Артемом Шейниным соответственно, а также тематическая наполненность выпусков. Кроме того, были разобраны приемы воздействия на аудиторию в рамках работы телеведущих. На основании анализа делается вывод о том, что важнейшими приемами воздействия на телезрителя являются вербальные средства, а также невербальные, коими являются мимика, жесты. Также стоит отметить, что в целом образ ведущего оказывает воздействия на аудиторию. Таким образом, на примере В. Соловьева и А.Шейнина мы проследили, как личностные качества журналиста, его ценностные ориентации, специфика психологического портрета, а также риторические способности влияют на его профессиональную и творческую деятельность. Исходя из этих тезисов, следует сделать вывод о том, что исследования в области речевых и поведенческих стратегий помогают понять специфику работы журналиста в определенной сфере медиапространства.
1. Авраамов, Д. С. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие / Д. С. Авраамов. - Москва : Изд-во Моск. Ун-та, 2003. - 264 с.
2. Алексеенко, Д. И. Профессиональные компетенции журналиста информационных агентств в работе с экономической информацией / Д. И. Алексеенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 560.
3. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно
историческое понимание человека : учебное пособие / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Смысл, Академия, 2007. - 528 с.
4. Благова, З.И, Морщагина, Н.А. Особенности производства отечественных телепрограмм в современных условиях: творческий и экономический аспекты / З.И. Благова, Н.А. Морщагина // Петербургский экономический журнал. - 2015. - № 1. - 71 - 79 с.
5. Бурдье, П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье ; пер. с франц., общ. ред. Н. А. Шматко. - Санкт-Петербург :Алетейя, 2005. - 576 с
6. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье ; пер. с фр Т. Анисимовой, Ю. Марковой; отв. ред., предисл. Н. Шматко. - Москва: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2002. - 160 с.
7. Вартанова, Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова // Журнал Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп». - 2010. - № 1.
8. Вечер с Владимиром Соловьевым. Ток-шоу Владимира
Соловьева (выпуски с 15.02.18 по 05.04.18 г.) [Электронный
ресурс]//Государственный интернет - канал «Россия 1».
9. Владимирова, Т.Н., Славина В.А. Проблемы идеала в журналистике / Т.Н. Владимирова, В.А. Славина // Вопросы теории и практики в журналистике. - Т.6. - №3. - 2017. - 320 - 329 с.
10. Ворошилов, В. В. Журналистика: учебник / В. В. Ворошилов. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В. А., 2001. - 447 с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - М. - 1991. - с.6
12. Гаджиев, К. С. Политология. Базовый курс : учебник / К. С. Гаджиев. - Москва : Высшее образование, 2009. - 505 с.
13. Галстян, С. С. Языковая личность - основа телевизионной коммуникации [Электронный ресурс] / С. С. Галстян // Вестник академии медиаиндустрии
14. Гетте, Е.Ю. Речевое поведение в гендерном аспекте: проблемы теории и методики описания. Автореф...дис.кан.фил.наук / Е.Ю. Гетте. - Воронеж, 2004. - 268 с.
15. Гришанина-Мошкина, О.В. Речевой оптимал в аспекте медиариторики / О.В. Гришанина-Мошкина // Международный научно - исследовательский журнал. - 2016. - № 4 - 7(46). - 70 - 72 с...