Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия «медиаобраз» в отечественной науке 6
1.1 Образ как категория науки и журналистики 6
1.2 Специфика медиаобраза публичной личности 15
1.3 Особенности формирования имиджа телеведущего 23
Глава 2. Анализ медиаобраза телеведущего Ивана Урганта 34
2.1 Невербальные составляющие в комплексном анализе медиаобраза 34
2.2 Речевой портрет Ивана Урганта в ток-шоу «Вечерний Ургант» 48
Заключение 64
Библиографический список 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 78
Современные люди живут в веке информационных технологий, в так называемом постиндустриальном обществе. В нашу повседневную жизнь стремительными темпами входит такое понятие как «медиа». Под ним необходимо понимать не только расширяющуюся систему коммуникаций, но и особую реальность, медиареальность, в которой мы на данный момент живем, и которая всячески воздействует на нас. В такой реальности значимую роль играет телевидение и ведущие, общающиеся со зрителями через экраны. На сегодняшний день, телеведущий это не просто человек с профессиональными знаниями, выступающий перед аудиторией в качестве субъекта высказывания, это, прежде всего, организатор диалога со своим зрителем. Коммуникация между телезрителем и ведущим какой-либо программы происходит, в первую очередь, при помощи речевых составляющих медиаобраза. Однако сама по себе речь не несет тех эмоций, которые передаются зрителю во время диалога с ведущим. В совокупности с речевым портретом телеведущего медиаобраз дополняют и такие визуальные составляющие как язык жестов, мимика, а также внешний вид и аксессуары.
В данной работе речь пойдет о специфике формирования медиаобраза Ивана Урганта в ток-шоу «Вечерний Ургант». Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день популярные ведущие являются медиаобразами виртуальной реальности массовой коммуникации, именно поэтому необходимо исследовать, с помощью чего и как происходит их влияние на аудиторию. В первую очередь, телезритель обращает свое внимание на образ телеведущего. Это происходит ввиду того, что независимо от реалистичности программы и убедительности самого ведущего на телеэкране, он, так или иначе, является виртуальной фигурой, неким актером, играющим необходимую для формата программы роль.
Новизна данной работы состоит в том, что посредством анализа речевого портрета и невербальных составляющих предпринята попытка изучить специфические качества и элементы медиаобраза такой харизматичной личности как Иван Ургант.
Объектом исследования является медиаобраз Ивана Урганта.
Предмет исследования - специфические методы и приемы создания медиаобраза Ивана Урганта.
Методология данного исследования включает анализ невербальных компонентов медиаобраза Ивана Урганта, а также анализ речевого портрета телеведущего. Кроме того, достоверность исследования подтверждена интервью с человеком, побывавшим на съемках ток-шоу «Вечерний Ургант».
Гипотеза исследования - Иван Ургант как медиаличность обладает специфической манерой подачи информации, а также специфическими речевыми, поведенческими, эмоциональными качествами, которые влияют на формирование мировоззрения аудитории и на восприятие информации обществом в целом.
Цель данной работы - изучить специфические параметры медиаобраза Ивана Урганта в ток-шоу «Вечерний Ургант».
Для достижения поставленной цели исследования, требуется постановка и решение следующих основных задач:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности медиаобраза Ивана Урганта на примере ток-шоу «Вечерний Ургант».
3. Выбрать и проанализировать выпуски телепередачи «Вечерний Ургант» с 2012 по 2017 год.
4. Выявить специфическую манеру подачи информации, а также речевые, поведенческие и эмоциональные характеристики медиобраза .
5. Выявить основные специфические черты медиобраза Ивана Урганта, которые позволяют ему влиять на аудиторию.
Теоретическую базу исследования составили работы таких исследователей, как: Т. Ван Дейк «Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации», Ю.Н. Караулов и Н. Л. Чулкина
«Русская языковая личность: Интегративный аспект в условиях межкультурных коммуникаций», а также учебное пособие В. М. Шепеля «Имиджелогия».
Эмпирическую базу исследования составили выпуски ток-шоу «Вечерний Ургант» с 2012 года по 2017 год, а также результаты интервью с человеком, побывавшим на съемках данной программы.
Практическая значимость заключается в анализе выпусков ток-шоу «Вечерний Ургант»: выявление специфических черт формирования
медиаобраза Ивана Урганта. Это, в свою очередь, позволит как будущим журналистам, так и действующим работникам СМИ пополнить багаж своих теоретических знаний и получить ответы на волнующие вопросы: какой должна быть визуальная составляющая медиаобраза, и какова специфика речевого портрета для достижения успешной коммуникации с телезрителем.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
В данной работе мы рассматривали такое понятие как медиаобраз. Нам удалось выяснить, как возник данный термин, и какие определения дают ему разные исследователи. Чаще всего медиаобраз определяется как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией». Но, несмотря на это, исследователям до сих пор не удалось прийти к единой точке зрения, каждый из них предлагает свою трактовку актуального на сегодняшний день понятия.
Как нам удалось выяснить в нашей работе, только часть понятийного аппарата из литературоведения перешла в журналистику, когда та стала самостоятельной наукой, в нее попал также и образ.
Однако многие исследователи замечают, что образ в журналистском и художественном текстах не могут отождествляться, потому как в первом всегда будет содержаться факт. За счет этого появляется такое понятие, как «публицистический образ», а уже на смену ему приходит более широкое понятие - «медиаобраз».
Исследователи утверждают, что публицистический образ не замещает медиаобраз, а лишь является компонентом в его структуре. Таким образом, специфика медиаобраза определяется либо как комплекс эмоциональных и рациональных взглядов, которые основываются на информации, получаемой из СМИ, либо он проявляется в качестве уникального образа реальности, который представляется общественной аудитории медиаиндустрией.
Большинство исследователей трактуют «имидж» через понятие «образ», считая эти два термина синонимичными. Вот, например, в «Толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой» имидж трактуется как «образ, мнение, представление, сложившиеся в обществе (или целенаправленно созданные) о каком-либо человеке, организации и т.д.» Данное понятие складывается в сознании людей в качестве представления об их некой уникальности, благодаря которой достигается успех в любой деятельности. Как выяснялось, при помощи правильно подобранного образа телеведущий становится успешным. Зачастую именно с помощью четко сформированного имиджа ведущему удается эффективно воздействовать на поведение аудитории.
В ток-шоу «Вечерний Ургант» мы попытались определить специфику формирования медиаобраза Ивана Урганта. Ведущий, которого мы привыкли видеть на телеэкране, безусловно, является реально существующим человеком, однако в эфирах происходит его перевоплощение, мы можем наблюдать как медийная личность «создает» саму себя.
Изучив учебные пособия по созданию имиджа телеведущего, мы пришли к выводу, что ведущий ток-шоу взаимодействует с аудиторией не только при помощи речи, но и за счет невербальных элементов: смеха, мимики, языка жестов, визуальных изображений, звуков и музыки. Кроме того, нами была проанализирована такая визуальная составляющая медиаобраза Ивана Урганта, как: внешний вид (одежда) и аксессуары.
За счет таких компонентов медиаобраза Ивана Урганта телезритель параллельно получает массу информации, которая имеет большое значение для восприятия. Это, безусловно, сама личность телеведущего, иными словами его эмоциональное состояние, внешность, а также уникальная манера работы в кадре.
При анализе выпусков ток-шоу «Вечерний Ургант» нами было выявлено, что Иван Ургант в своих эфирах пытается создать связь со зрителем, вызвать у него ощущение присутствия как при реальном диалоге двух хороший друзей. Происходит это благодаря одежде, изображениям, различным атрибутам и аксессуарам, а также жестам, позам и, конечно, мимике. Все используемые в медиаобразе Урганта составляющие создают атмосферу доброжелательности и искренности в рамках ток-шоу. Также стоит отметить, что проведенное нами интервью с человеком, присутствовавшим на съемках программы, подтвердило наши выводы по поводу обозначения тех или иных визуальных составляющих медиаобраза Ивана Урганта.
Что касается речевого портрета, то при его анализе мы определили, что ведущий использует в своей речи: прецедентные образы, риторические вопросы, метафоры, антитезы, повторы, фразеологизмы, цитирование, обращения, иронию.
При помощи этих компонентов телеведущий демонстрирует то, что он имеет собственное мнение, умеет держаться перед камерой, знает, а не изображает знание темы и, конечно, находит контакт со зрителями. Ургант часто использует риторические вопросы и обращения, прибегает к фразеологизмам, народным мудростям, а также иронизирует на всем протяжении съемок ток-шоу. При помощи иронии он превозносит себя над приводимыми фактами, выражает свое сомнение или скептическое отношение к определенным персонам. Иван Ургант добрый и открытый, всегда готов к диалогу с аудиторией. Он приглашает к беседе каждому зрителя и тем самым нуждается в их одобрении и любви. Его искренность и доброжелательность в кадре выгодно выделяет его среди большого количества телеведущих и делает его ток-шоу успешным и узнаваемым.
Медиаобраз Ивана Урганта демонстрирует нам компетентность во многих вопросах, которые обсуждаются в ток-шоу «Вечерний Ургант». Из его речи очевидно, что он, основательно готовится к каждому интервью, часто импровизирует и не боится выглядеть глупо в своих шутках. Речевой портрет и язык жестов Урганта характеризуют его не как актера, играющего на камеру, а как человека искренне заинтересованного своей работой и доброжелательного по отношению к своему зрителю. Все это, безусловно, позволяет Ивану Урганту на протяжении нескольких лет сохранять доверие в кругах своей аудитории.
1. Альмуханова, О. Б. Большая психологическая энциклопедия / О.Б. Альмуханова, Е. С. Гладкова, Е. В. Есина и др. - М.: Эксмо, 2007. - С. 283284.
2. Анашкина, Н.А. Рекламный образ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама», «Маркетинг», «Коммерция (торговое дело)» / Н.А. Анашкина. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 172 с.
3. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 320 с.
4. Аникеева, Т.Я. Личные особенности телекоммуниканта / Т.Я. Аникеева. - М.: РИП: Холдинг, 2000. - 123 с.
5. Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие / Н.М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. - СПб.: СПбКО, 2009. - 416 с.
6. Барановская, Ю. О передаче «Вечерний Ургант» [Электронный ресурс] / Ю.
Барановская. - 2012. - Заглавие с экрана. - Режим доступа:
https://www.vokrug.tv/product/show/vechernii_urgant/
7. Балалуева, И.А. Медиаобраз и социообраз: процессы взаимоуправления в информационном обществе / И.А. Балалуева // Право и управление. XXI век. - 2014. - №4(33). - С. 86-91.
8. Богдан, Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики / Е.Н. Богдан // Вестник Московского университета. - Сер. 10: Журналистика. - 2007. - №4. - С. 122-127.
9. Ван Дейк, Т.А. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т.А. Ван Дейк // Пер. с англ. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. - 344 с.
10. Волков, И. Ф. Теория литературы: учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение, 1995. - С. 75-77.
11. ВикипедиЯ, Биография Ивана Урганта [Электронный ресурс] / ВикипедиЯ.
- Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://is.gd/pQUeRF
12. ВикипедиЯ, Вечерний Ургант [Электронный ресурс] / ВикипедиЯ. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: https://is.gd/K7TOgH
13. Гольдин, В. Е. Русский язык и культура речи / В.Е Гольдин, О.Б. Сиротинин и др. - Саратов: Изд-во СГУ, 2001. - 212 с.
14. Галумов, Э.А. Основы PR. / Э.А. Галумов. - М.: Летопись XXI, 2004. - 359 с.
15. Гуревич, П.С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. - М.: Искусство, 1991. - 221 с...