Введение 3
ГЛАВА I. Научно-просветительская журналистика и современные медиа 8
1.1 Научно-просветительская журналистика: специфика, функции и
современное состояние 8
1.2 Специфика научно-просветительских мультимедийных проектов 13
1.3 Способы визуализации контента и мультимедийные инструменты в
научно-просветительской журналистике 21
ГЛАВА II. Технология работы над мультимедийными просветительскими проектами на примере проекта «Дорогами Чураевых» 26
2.1 Pre-Production: от идеи до сбора и обработки информации 27
2.2 Production: этап работы с аудиовизуальными элементами проекта 29
2.3 Post-Production: конструирование мультимедийного проекта 32
Заключение 37
Библиографический список 40
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Приложение 3 49
Научно-просветительская журналистика как обеспечение
коммуникации между узким кругом учёных и широкой аудиторией сегодня переживает кризис. Согласно исследованиям, тиражи научнопросветительских изданий, не опускавшиеся тридцать лет назад ниже 50 тысяч экземпляров, сегодня упали в сотни раз; научно-просветительским материалам уделяется незначительный процент эфирного времени и небольшое место на полосах газет и страницах журналов.
Журналистика сегодня все чаще тяготеет к псевдонаучности, жанру «sciencetainment», когда наука становится лишь способом развлечения. На экран выходят фильмы о визитах инопланетян, показывается мир после ядерных взрывов. Так, лауреатом престижной журналистской премии ТЭФИ- 2017 в категории «Просветительская программа» стала «Военная тайна» (телеканала РЕН-ТВ), автором и ведущим которой является Игорь Прокопенко, а именно выпуск программы, посвященный доказательству теории о плоской форме Земли.
При этом технологии медиа сегодня всё чаще использует именно наука и сфера просвещения для того, чтобы сделать сложные на первый взгляд темы понятными и интересными для аудитории. Один из примеров - музеи. Западные музейные пространства сегодня - это большие мультимедийные интерактивные площадки, на которых посетитель благодаря современным технологиям презентации материала чувствует себя частью исторического события, научного исследования или большого открытия. Ему доступны и понятны огромные объёмы информации. И именно мультимедиа сегодня дают возможность научно-популярному жанру возрождаться на Интернет- площадках и привлекать сюда своего читателя и зрителя. Мультимедиа также активно проникают в саму научную деятельность. Выход на международный уровень сегодня невозможен без современных инструментов презентации данных исследований. А грантовое финансирование предполагает обязательную публикацию результатов. И мультимедийная составляющая представления научного материала как широкой публике, так и заинтересованному кругу учёных будет только возрастать, как и интерес к тому, как правильно использовать мультимедийные инструменты. Поэтому данная работа как пример применения мультимедийных технологий в научнопопулярной журналистике будет востребована. А актуальность темы обоснована также тем, что на сегодняшний день научная журналистика все чаще сводится к «sciencetainment», науку превращают в развлечение. Масштабных просветительских проектов немного, успешно производит их, например, интернет-проект «Арзамас». Между тем, инструментов, которые могут помочь журналисту сделать качественный продукт с каждым годом все больше, появляются новые компьютерные программы и интернет-платформы. В настоящей работе показано, как можно использовать новые инструменты в журналистском творчестве и создать при их помощи качественный научнопопулярный контент.
Полноценные исследования в области мультимедийной научнопросветительской журналистики сегодня крайне немногочисленны. Как правило, теоретические изыскания касаются отдельных аспектов темы. Феномен научно-просветительской журналистики, её типологию и социальные функции выделяли в своих работах Б.И.Варецкий, С.И. Страшнов, А.А. Тертычный. Иследованием творческих особенностей научно
просветительской журналистики занимались Е.Г. Константинова, Н.Н. Дроздов, С.П. Капица.
Исследованием явления мультимедийности в журналистике занимались: А. Амзин, Е. Вартанова, И. Кирия, Ю. Костыгова, Н. Лосева, М. Лукина и другие. О специфике функционирования масс-медиа в сети интернет и их трансформации писали Г. Лассуэлл, Г.-М. Маклюэн, С. Машкова, Л. Коханова и другие.
В данном исследовании мультимедийные технологии рассматриваются как один из главных на сегодня инструментов популяризации научных знаний...
В ходе работы нами были изучены особенности научнопросветительской журналистики, а также специфика жанров, языка и стиля научно-просветительских публикаций в сети Интернет.
Мы пришли к выводу что, научно-просветительская журналистика призвана повышать уровень интеллектуального развития общества и обеспечивать его связь с сообществом учёных посредством сообщения результатов исследований, данных о новейших открытиях и разработках. Но при этом самые массовые канала распространения информации, такие как телевидение, сегодня игнорируют свою просветительскую функцию, подменяя её развлечением и жанром «сайнстеймент». Контент-анализ показал, что лишь 2,5 процента эфира главных федеральных телеканалов сегодня отданы под просвещение. Но своеобразное перерождение жанр получил на Интернет-площадках. Именно здесь просветительские проекты получают наибольший потенциал для реализации благодаря мультимедийным возможностям Интернет-форматов. Особую значимость, при этом, приобретают не только точность фактов, смысловая ёмкость и аргументированность текстов, достоверность информации, но и способы её представления.
Формат длинного интернет-текста с неотъемлемыми
мультимедийными вставками, на наш взгляд является наиболее подходящим для жизни научно-просветительской журналистики в сети. Прежде всего он позволяет глубоко раскрывать ту или иную тему, научную проблему, привлекая, неограниченное количество источников, а также дает возможность, что называется «разложить по полочкам» сложную для восприятия информацию, раскрывая ее на примерах, делая отсылки к другим ресурсам, иллюстрируя и визуализируя.
В процессе создания мультимедийного научно-просветительского проекта создается единый текст из мультимедийных элементов. При этом 37
текст является своеобразной основой, базой, которая дополняется мультимедийными элементами, создающими эффект присутствия.
В рамках выпускной квалификационной работы мы предложили взять за основу при создании мультимедийного проекта алгоритм кинопроизводства.
Поэтому работу над материалом мы разбили на три основных этапа и :
1. На этапе Pre-Production, на котором идёт сбор и обработка информации, выполнен следующий перечень работ:
• конструирование базы данных для хранения и обработки информации;
• сбор информации из открытых источников, внесение данных в заготовленную базу;
• составление запросов на доступ к закрытым источникам информации;
• работа с закрытыми источниками информации, внесение данных в заготовленную базу;
• анализ полученной информации и «фактчекинг» (проверка фактов)
• заключение соглашений о сотрудничестве с фотографами, видеографами, экспертами,
• выбор точек съемок;
• поиск героев.
2. Этап Production предполагает:
• составление графика съемок;
• процесс фото и видеосъёмки;
• сбор фотографий, фиксацию документов.
3. На этапе Post-Production завершаем работу над проектом, а именно выполняем:
• конструирование текстовых блоков мультимедийного проекта;
• монтаж видео, обработку фото;
• создание мультимедийных элементов
• итоговое оформление;
• редакторскую правку и консультирование экспертов (при необходимости).
Как показала практика, этот подход себя оправдал. Он позволил заранее расписать все структурные элементы проекта, сроки их производства и специфику оформления. Поэтому на этапе сборки материала мы не сталкивались с необходимостью срочно искать, чем заполнить недостающие фрагменты материала - структура была чётко расписана ещё на первом этапе.
Также в ходе работы проведена классификация современных компьютерных программ и on-line платформ, необходимых для создания мультимедийных научно-просветительских проектов.
И главное, достигнута цель работы: создан уникальный мультимедийный научно-просветительский проект о жизни и творчестве писателя Георгия Дмитриевича Гребенщикова «Дорогами Чураевых».
1. Акопов А.И. Типологические признаки сетевых изданий / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского университета. - Ростов, 2000. - С. 42 - 44.
2. Амзин А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс]. - Москва, 2013. - 136 с. Режим доступа: http://alex-alex.ru. - Загл. с экрана.
3. Анцупов, А. Леса телевизионных антенн / А. Анцупов // Алтайская правда. - 1957. - 5 декабря. - С. 4.
4. Багиров, Э. Г. Основы телевизионной журналистики / Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, А. Я. Юровский. - Москва: Изд-во МГУ, 1987. - 238 с.
5. Бакулев, Г. П. Конвергенция Медиа и журналистика / Г. П.Бакулев. - Москва : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002. - 109 с.
6. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. - Москва: Юрайт, 2014. - 272 с.
7. Баранова, Е. А. Процесс конвергенции СМИ и журналистское образование [Электронный ресурс] / Е. А. Баранова // Медиаскоп. - 2010. - № 1. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/528. - Загл. с экрана.
8. Барлыбаева, С. Конвергентная журналистика в новом медиа развитии [Электронный ресурс] / С. Барлыбаева // Вестник КазНУ. - Алматы, 2012. - № 1. - Режим доступа: http://articlekz.com/node/3284. - Загл. с экрана.
9. Бойко, В.В. Проектирование баз данных информационных систем / В.В. Бойко, В.М. Савинков. - Москва: Финансы и статистика, 1989. - 164 с.
10. Вартанова, Е. Л. // Национальные модели информационного общества / под ред. Вартановой Е. Л., Москва: ВК, 2004. - С. 24-41.
11. Вартанова, Е. Л. Конвергенция как неизбежность. О роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем / Е. Л. Вартанова // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / под ред. Я. Н. Засурского и Е. Л. Вартановой. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 37-55.
12. Васильева В. Н. Интернет технологии / В. Н. Васильева, Л. С. Лисицына // Под ред. В.Н. Васильева, Л.С. Лисицыной. - СПб.: Питер, 2003. - 213238 с.
13. Горчаков, М. Все-таки, что же такое инфографика? [Электронный ресурс] / М. Горчаков // Infographer.ru. - 2013. - 14 февраля. - Режим доступа: http://infographer.ru/vsyo-taki-chto-zhe-takoe-infografika/. - Загл. с экрана.
14. Гребенщиков Г. Д. Чураевы: Братья Чураевы: роман в трёх частях: Кн. 1: Спуск в долину / Г. Д. Гребенщиков. - Барнаул : [б. и.], 2006. - 382 с.
15. Гребенщиков Г. Д. Чураевы: Братья Чураевы: роман в трёх частях: Т.2: Трубный глас / Г. Д. Гребенщиков. - Барнаул : [б. и.], 2006. - 288 с...