Введение 3
1. Явление ангажированности в СМИ как в современной информационномассовой деятельности 6
1.1 Сущность и значение средств массовой информации 6
1.2 Ангажированность: определение понятия, история явления 15
1.3 Ангажированность в СМИ 20
2. Анализ выпусков программ новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и
«Наши новости» 31
2.1 Краткая характеристика телеканалов и их основных новостных
продуктов 31
2.2 Освещение выборов президента России в 2018 г. в главных новостных
передачах каналов 34
2.3 Исследование ангажированности контента телеканала ГТРК «Алтай» 40
2.4 Исследование ангажированности контента телеканала «Катунь 24» .... 46
2.5 Исследование ангажированности контента телеканала «Наши новости»
50
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложение 1 72
Данная работа представляет собой попытку исследовать ангажированность информационных выпусков регионального телевидения на примере программ новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости»
Актуальность исследования заключается в следующем:
1. СМИ сегодня занимают далеко не последнее место в протекающих в нашей стране политических процессах. Взаимодействие средств массовой информации с политикой и ее субъектами может реализовываться в самых различных формах - политические деятели активно принимают участие в телепередачах, партии издают свои собственные газеты и прочее
2. Особенно ярко сотрудничество СМИ и политики просматривается незадолго до предстоящих выборов в любые органы власти и во время их проведения. Но такое явление в отношениях политики и СМИ как ангажированность последние часто всячески пытаются завуалировать, поскольку приглашение к принятию участия в политическом процессе на стороне одного из кандидатов способно бросить тень на всю журналистику как на сферу правдивых, взвешенных и беспристрастных оценок и мнений.
3. Признаки политической ангажированности сегодня можно найти как в содержании крупных федеральных телеканалов, так и в содержании, к примеру, выпусков новостей регионального телевидения. Не является исключением в этом отношении и содержание новостей ГТРК «Алтай», «Катуни 24» и «Наших новостей», а значит, эти передачи можно исследовать в рамках нашей работы.
Степень разработанности темы исследования. Тему ангажированности в СМИ затрагивало уже большое количество отечественных и зарубежных ученых. В их ряду Р.Г. Муллагалиев [Муллагалиев 2013, с. 48-51], И.И. Засурский [Засурский 1998], Д.Л. Стровский и Г. Саймонс [Стровский, Саймонс 2013, с. 71-85], А. Одебунми [Одебунми 2008, с. 80-87] и прочие.
Новизна выбранной темы состоит в том, что никто ранее не исследовал тему ангажированности информационных выпусков регионального телевидения на примере программ новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости» и не составлял рейтинг их ангажированности.
Цель работы: выявить и проанализировать особенности проявления политической ангажированности в программах новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости».
Задачи, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели:
• описать сущность и значение средств массовой информации;
• представить понятие ангажированности, а также особенности функционирования этого явления в СМИ;
• представить краткие характеристики телеканалов ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости» и их основных новостных продуктов;
• изучить освещение в этих СМИ выборов президента России в 2018 г.;
• провести исследование ангажированности в содержании ГТРК «Алтай»;
• изучить ангажированность контента телеканала «Катунь 24»;
• проанализировать ангажированность в содержании «Наших новостей».
Объект исследования: ангажированность в информационных выпусках регионального телевидения.
Предмет исследования: особенности проявления ангажированности в программах новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости».
Методы исследования: анализ, обобщение.
Гипотеза исследования: ангажированности в программах новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости» присущи одни и те же особенности.
Эмпирическая база исследования: выпуски новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости» в количестве более 20 штук за период с сентября 2017 по май 2018 гг.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в его пользе как для ученых-исследователей, так и для студентов факультетов журналистики и всех интересующихся темой ангажированности в СМИ, поскольку в работе дается исчерпывающее определение этого понятия, особенности ангажированности в СМИ, а также подробно разбираются примеры этого.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения - диска с сюжетами телеканалов, рассматриваемых в данной работе.
Первая глава посвящена явлению ангажированности в СМИ как в современной информационно-массовой деятельности. Параграф 1.1 раскрывает сущность и значение средств массовой информации, 1.2 - понятие ангажированности и особенности функционирования этого явления в СМИ.
Вторая глава исследования посвящена анализу выпусков программ новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости». В параграфе 2.1 дается краткая характеристика телеканалов и их основных новостных продуктов, в 2.2 проходит анализ освещения выборов президента России в 2018 г. В параграфе 2.3 изучается ангажированность в содержании ГТРК «Алтай», в 2.4 - «Катуни 24», в 2.5 - «Наших новостей».
В первом параграфе главы 1 мы исследовали сущность и значение средств массовой информации. Так автор настоящей работы пришел к выводу, что таковые на всем протяжении весьма долгой истории СМИ практически никак не изменились. Средства массовой информации, что много лет назад, что сегодня - это системы целенаправленной деятельности (со своими особенностями - техническими и прочими) по сбору, обработке и тиражированию актуальной информации, которая, в том числе, может иметь большое влияние на аудиторию СМИ.
Второй пункт первой главы дал понять, что ангажированность - это приглашение кого-либо занять чью-либо сторону, представление и отстаивание чьей-либо позиции и так далее. Явление ангажированности, хоть, казалось бы, оно и появилось совсем недавно, известно уже многие годы.
Третий пункт первой главы позволяет констатировать, что на данный момент российскими учеными активно разрабатываются особенности функционирования ангажированности в СМИ, к примеру, ими изучаются всевозможные причины этого явления (одна из наиболее явных - это причина экономическая, поскольку средства массовой информации так или иначе существуют не только в общественном, но и в определенном экономическом пространстве) и так далее. И действительно: вероятнее всего именно экономическая причина стала основной причиной появления и существования в отечественных СМИ такого явления, как ангажированность.
В первом параграфе второй главы мы представляли краткую характеристику телеканалов ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости». Так становится ясно, что они вполне способны быть ангажированными действующей региональной властью - эти СМИ появились (ГТРК «Алтай» и Катунь 24») и хотя бы отчасти функционируют благодаря этой власти («Наши новости»).
Новостные программы этих каналов являются их «визитными карточками» - элементами, которые в большей степени способны формировать общественное мнение, образ телеканала в глазах общественности и прочее. Именно потому в содержании таких программ можно найти хотя бы подозрения на политическую ангажированность этих СМИ - определенную политическую окраску позиции средства массовой информации, его симпатию к какому-либо политическому субъекту. Вероятно, подобный вид ангажированности так или иначе хорошо развит во всех региональных СМИ.
Начиная исследование освещения выборов президента России в 2018 г. в главных новостных передачах каналов можно было предположить, что в период особо важных политических событий в стране в ангажированных средствах массовой информации должны массово выходить материалы, которые бы формировали определенное общественное мнение об определенных политических субъектах. Однако, как мы выяснили, нельзя сказать, что уровень ангажированности в период до, во время и после выборов рассмотренных нами СМИ был чересчур высок. Каналы, конечно, в разной степени выражали В.В. Путину поддержку, но нельзя назвать ее чересчур явной. Возможно, причина этого кроется в том, что власть не желала привлекать к себе большого внимания боясь активизации оппозиционных настроений в обществе или потому, что была уверена в своих силах на выборах. Как бы там ни было, об истинной причине этого остается только догадываться.
Далее мы исследовали ангажированность этих передач в целом и пришли к выводу: по всей видимости они уже какое-то время (определенно больше полугода) могут быть ангажированы действующей региональной, а значит, и федеральной властью. В целом это делается для того, чтобы создать у зрителей впечатление озабоченности власти самыми актуальными проблемами области, впечатление, что власть работает над ними, а значит, работает над тем, чтобы сделать жизнь жителей края лучше. Такая задача достигается даже не частым упоминанием главных политиков области, а их частым появлением со своими комментариями в эфире телеканалов. Это губернатор области А. Карлин и мэр Барнаула С. Дугин (в меньшей степени). Так, говоря об ангажированности этих СМИ, мы чаще всего подразумеваем именно подобное появление этих людей в кадре.
Во введении работы мы выдвигали гипотезу о том, что ангажированности в программах новостей ГТРК «Алтай», «Катунь 24» и «Наши новости» присущи одни и те же особенности. Так она подтверждается лишь частично: хоть во всех случаях СМИ ангажированы действующей властью, но разными ее субъектами и по-разному.
1. Алексаньян, Н.К. Неоднозначная роль СМИ в современном обществе / Н.К. Алексаньян // Общество: политика, экономика, право. - 2008. - С. 14-20.
2. Амзин, А. А. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. А. Амзин. - М.: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
3. Ангажированность // Философский словарь А. Конт-Спонвиля. Пер. с фр. Е.В. Головиной. - 2012. - 752 с.
4. Ангажированность [Электронный ресурс] // Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001. - Режим доступа: https://constitutional_law.academic.ru. - Загл. с экрана.
5. Ангажированность [Электронный ресурс] // Юридическая
энциклопедия. 2015. - Режим доступа:
https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru. - Загл. с экрана.
6. Ахмадиева, А. Государственные СМИ готовятся к сокращению бюджетов / А. Ахмиадиева [Электронный ресурс] // Известия. - Режим доступа: https://iz.ru. - Загл. с экрана.
7. Ахмадулин, Е.В. Основы теории журналистики / Е.В. Ахмадулин. - М.: Юрайт, 2016. - 358 с.
8. Баканов, Р.П. Ценностные ориентиры в творчестве телевизионного критика Славы Тарощиной / Р.П. Баканов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №20(191). - Вып. 23. - С. 102-120.
9. Балынская, Н.Р. Журналистика в политическом процессе: монография / Н.Р. Балынская. - Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 2008. - 165 с.
10. Богомолова, Е.Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации / Е.Г. Богомолова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2013. - С. 73-77.
11. Ворожейкина, Д.А. Ангажированность как релевантная
характеристика политического лозунга / Д.А. Ворожейкина // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. - 2016. - С. 98-102.
12. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев. - М.: Логос, 1999. - 544 с.
13. Гендиректор ДОЖДЯ Наталья Синдеева: «Мы просто не выживем, если не обратимся к нашим зрителям» [Электронный ресурс] // Дождь. - Режим доступа: http://tvrain.ru. - Загл. с экрана.
14. Горячева, О.Н., Яковлева, М.Г. К вопросу об объективности в журналистике / О.Н. Горячева, М.Г. Яковлева // Международный научноисследовательский журнал. - 2016. - №3-1(45). - С. 117-118.
15. Еникополов, Р. «Да вы продались»: могут ли СМИ не быть политически ангажированными / Р. Еникополов [Электронный ресурс] // РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru. - Загл. с экрана...