Введение 3
ГЛАВА 1. ФОТОГРАФИЯ В СМИ КАК ДОКУМЕНТ ЭПОХИ 5
1.1. Жанры фотожурналистики: от истоков к современности 5
1.2. Проблема анализа фотографий 10
1.3. Фотография, как объект, создающий информационный образ 15
ГЛАВА 2. РОЛЬ ФОТОГРАФИЙ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗДАНИЯХ...25
2.1. Проблема образа в условиях современных публикаций 25
2.2. Интернет и СМИ 27
2.3. Отличия интернет-СМИ от других средств массовой информации 32
2.4. Особенности размещения информации в интернет 34
ГЛАВА 3. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ГАЗЕТЫ «АЛТАЙСКАЯ ПРАВДА» И
ИНФОРМАЦИОННОГО ПОРТАЛА WWW.AP22.RU 36
3.1. Эволюция фотографии в газете «Алтайская правда» 36
3.2. Информационный портал «Алтайской правды» WWW.AP22.RU 54
Заключение 59
Приложения 62
Список использованных источников 71
Актуальность темы исследования
В условиях современного темпа жизни, большого объема потребляемой информации, расслоения медиапотребления, у человека зачастую мало времени на подробное изучение журналистского текста. Визуализация информации стала серьезным трендом и необходимостью для СМИ.
Фотография упрощает восприятие информации. Зачастую фотографии не нуждаются в тексте - они самодостаточны и информативны. Фотография давно и прочно стала документом эпохи и важным элементом газеты. Сейчас уже сложно представить себе информационный материал без фотографии.
А интернет-СМИ имеют неограниченные возможности размещения и подачи визуализированной мультимедийной информации, могут более оперативно и объемно освещать те или иные события, чем их печатные «собратья».
Таким образом, сайты и информационные порталы газет и самостоятельные интернет-СМИ вдохнули в фотографию вторую жизнь и придали ей новые возможности.
У многих печатных изданий есть интернет-версии, в которых созданы специальные фоторубрики. Это своеобразные архивы фотоиллюстраций. Здесь можно просмотреть репортажи с места событий, различные фотопроекты и тд. Благодаря таким фоторубрикам можно проследить изменения в характере подачи и потреблении информации.
Фотографии - это ключевой носитель информации. Эволюция фотографий в газете и на сайте показывает динамику развития, как общества, так и самого СМИ.
Цель исследования - выявить эволюцию фотографий в газете в различные периоды времени и проследить особенности использования фотоиллюстраций на информационном портале «АП».
Объект исследования
Фотографии в газете «Алтайская правда» и ее интернет-портале. Интернет-портал «АП» является самостоятельным отдельно
зарегистрированным СМИ, являясь неким суббрендом.
Выбор этих СМИ обусловлен тем, что «Алтайская правда» - старейшая газета Алтайского края, в этом году ей исполняется 100 лет. Она накопила огромный опыт работы с фотоиллюстрациями, а интернет-ресурс позволил к традициям добавить новые возможности.
Научная новизна исследования.
Попытка выявить основные жанры фотоиллюстраций в газете, динамику их изменений, установить взаимосвязь общей концепции издания с типом публикуемых фотоматериалов.
По итогам данного исследования мы проследили за тем, как менялась газета на протяжении пятидесяти лет. Выявили динамику роста фотоиллюстраций в газете, особенности «лица» газеты.
Нужно отметить что «АП» - это краевая массовая газета. Главные ее темы это политика и экономика. Основные темы - это сельское хозяйство и культура. Напомним, как менялись фотоиллюстрации в газете в каждом историческом периоде.
60е - 70е - основной жанр: фотоиллюстрации и фотоинформации - 60% от общего числа фотожанров в газете. Располагались по 2-3 фото на полосу. На первой полосе так же занимали лидирующую позицию. Броские заголовки-лозунги. В заголовках всегда назван герой публикации: доярка, чабан, бригадир и тд.
70е - 80е - основной жанр: репортаж и хроникальные снимки - 45% от общего числа жанров в газете. На первой полосе лидировали такие жанры как портрет и фотоинформация. Количество фотографий на одну полосу 3-4.
80е - 90е - основной жанр: портрет - 30%, фотоколлаж - 20%, репортаж - 20% от общего числа жанров в газете. На первой полосе мы также видим выше перечисленные фотожанры.
В этом периоде идет быстрое увеличение количества фотографий на один номер газеты. Меняется размер самих фотографий. Они становятся заметно крупнее. Происходит деление жанров. Появляются новые.
Например, фотоколлаж и фотомонтаж. В это время они становятся «модными» и часто используемыми. Два этих жанра, например, могут заменить рисованную вручную карикатуру на техническую. Соответственно такой жанр иллюстрирования как рисованная карикатура будет использоваться реже или перестанет существовать. Такая тенденция происходила и с другими жанрами.
90е - 00е - основной жанр: репортаж - 40% и фотоколлаж - 30%. На первой полосе: репортаж - 35%, портрет - 20%. Изменились заголовки. Стали повествовательными.
В настоящее время в газете также много репортажных фото и фоторепортажей на темы сельского хозяйства, культуры, освещается много спортивных мероприятий. Появились рубрики «Фотовзгляд», «Фотособытие». По традиции газета охотно публикует портретные фото людей труда. В среднем выпуск газеты содержит до 20 - 25 фотографий и элементов инфографики.
С появлением интернет-версий печатных изданий все жанры получили возможность раскрыться еще больше. Стать более объемными и емкими.
Все менялось в связи с запросами общества. Некоторые жанры забывались на целое десятилетие, а потом возвращались, вновь или модернизировались. Но единственный жанр, который существовал всегда - это портрет. Какие бы реформы не проходили в жанровой системе, портрет был востребован всегда. Он тоже менялся. Менялся ракурс, обстановка в кадре, ушел официоз 60х годов, изменился размер самой фотографии появился цвет.
Все рассмотренные выше жанры взаимосвязаны с общей концепцией издания, так как являются информационными, что характерно для новостных и информационных изданий, таких как газета «Алтайская правда». А это значит, что мы достигли поставленной цели.
Напоследок хочется отметить, что основу для журналистских публикаций нового поколения составляет мультимедиа. Журналист перестает быть просто журналистом в обычном смысле этого слова. Теперь он должен уметь создавать мультимедийное журналистское произведение с помощью новых технологий.
Но журналист не один принимает на себя тяжесть такого решения. Нужно отметить, что сегодня в журналистике как никогда важна командная работа, дабы создать качественный разноплановый продукт.
Таким образом, мы пришли к выводу, что фотография всегда занимала свое достойное место на страницах "Алтайской правды". Менялись эпохи и вожди, форматы и полиграфия, вызовы времени и требования начальства, язык и стиль публикаций, а в фокусе фотожурналистов газеты всегда был человек труда, горячие события и живые приметы времени.
Фотография помогала дополнять "здание" газеты прочной основой еще задолго до того, как в обиходе появилось модное нынче слово "визуализация". В разные исторические периоды доминировали разные жанры, да и ракурс фотожурналиста тоже менялся, как и объемы, и место размещения фотографий на газетной полосе.
На обновленном информационном портале газеты уникальная школа фотожурналистов "АП" нашла свое широкое и достойное воплощение. Здесь уникальные фотографии вплетены в широкий мультимедийный контекст и возможности.
Таким образом, реализуется девиз, взятый за основу газеты в год ее 100-летия и вынесенный в "шапку" издания - "Храним традиции. Шагаем в будущее".
1. Анализ фотографического изображения/ [Электронный ресурс] Режим
доступа http: //www.rosphoto. com/photo-
lessons/analiz_fotograficheskogo_izobrageniya-405
2. Основы бильдредактирования // Вести. Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. М., 2003, №5.
3. Журналистика - реклама - паблик рилейшнз // - Ч. 1 .М., 2005
4. Бильдредактор и его функции в газете // М., 1992.
5. Ворошилов В. Журналистика. М., 2000.
6. Глушаков С.В., Ломотько Д.В., Мельников И.В. Работа в сети Internet: Учебный курс - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
7. История печати: Антология. - М.: Аспект Пресс, 2001 (серия «Классика журналистики»). Издательство Московского университета, 2000.
8. Амзин. А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://kebati.ru/journ/journ.pdf
9. Вартанова. Е. К чему ведет конвергенция СМИ?//Информационное общество.
- 1999. - № 5
10. Вейлер. К. Сетевые СМИ - другая журналистика?/ К. Вейлер, Р. Маурер
[Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа:
http://www.onlinej ournalismus.com/olj/wir.
11. Горный. Е. Интернет для журналистов / Е. Горный [Электронный ресурс] -
2011. Режим доступа :http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/
internet_for_journalists.html
12. Кастельс. М. Галактика Интернет . — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
13. Кирия. И. Мультимедиа и новые принципы новостей// Журналистика и
конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в
мультимедийные; под ред. А. Качкаевой. — М., 2010.
14. Костыгова, Ю. Сетевые и печатные СМИ: конвергенция или антагонизм? // Информационное общество. - 2001. - № 1.
15. Коханова. Л. Интернет-журналистика / Л. Коханова, А. Калмыков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005...