ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЫНОК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
1.1 Типология печатных средств массовой информации 6
1.2 Сущность концепции издания печатных СМИ 11
1.3 Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной
периодики 14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ЖАНРОВ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ 18
2.1 Жанрово-стилистические особенности журналистики 18
2.2 Жанровые особенности газетно-журнальных текстов 23
2.3 Жанровая специфика текстов региональных средств массовой
информации 30
ГЛАВА 3. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИКАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ ... 35
3.1 Жанровая характеристика публикаций качественных сетевых изданий:
«Российская газета», «Эксперт» 35
3.2 Жанровая специфика публикаций массовых сетевых изданий «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Актуальность темы исследования связана с изучением научных статей и публикаций, помогающих понять сущность жанрового многообразия печатных СМИ. Исследования ученых в области журналистики позволили определить значимость и востребованность сегодня печатных СМИ. Систематизация материала о возможностях средств массовой коммуникации, включая газеты и Интернет, позволяет увидеть современные тенденции в форматировании жанров печатных СМИ, включая сетевую газетножурнальную периодику. От качества информационного материала зависит развитие гражданского общества и обеспечение возможности построения конструктивного диалога его структур и институтов с властью
В системе жанров журналистики существуют свои внутренние и внешние связи. Внутренняя связь между различными жанрами журналистики обусловлена единым типом творчества - публицистическим, а внешняя - тем, что каждый жанр журналистики отражает события и явления современной жизни с целью воздействия на общественное мнение. Рассмотрение особенностей каждого жанра в системе способствует определению его места в ряду других жанровых разновидностей, выделению его общих и отличительных признаков и установлению его родовых или видовых связей с другими жанрами.
Степень разработанности проблемы исследования. Одним из наиболее актуальных направлений в изучении теории современной журналистики является проблема жанровой идентификации публикаций СМИ. Исследование жанров в сфере газетно-журнальной периодики отражены в работах А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Кима «Жанры современной журналистики»; В.М. Горохова «Основы журналистского мастерства». Авторами сформулированы главные концепции современных подходов к 3
структуре журналистских текстов, к жанровой специфике, к публицистической типизации. Большой вклад в типологизацию сетевой газетно-журнальной периодики внес профессор тольяттинского университета А.И. Акопов. А.В. Колесниченко систематизирована технология
журналистской работы в прессе, даны рекомендации в подготовке наиболее распространенных жанров СМИ. Т.В. Чернышовой в диссертации «Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России» разработана новая концепция создания газетно-публицистического текста через призму личности автора и адресата.
Необходимо отметить, что специфика сетевой газетно-журнальной периодики изучена недостаточно полно. В частности, множество вопросов возникает в связи с определением современных жанровых форм и форматов публикаций, активно используемых сетевыми СМИ и их идентификацией.
Гипотеза исследования состоит в том, что на сегодняшний день сетевая газетно-журнальная пресса практически не использует традиционные жанровые формы печатных изданий, а использует новые жанровые формы и форматы представления медиаконтента.
Объектом исследования являются публикации сетевой газетножурнальной периодики.
Предметом исследования является жанровое своеобразие публикаций сетевой газетно-журнальной периодики России и Алтайского края.
Цель исследования - охарактеризовать жанровое своеобразие публикаций качественных и массовых печатных СМИ на информационном рынке России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику рынка СМИ в России.
2. Определить сущность концепции изданий печатных СМИ.
3. Выявить роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики.
4. Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.
5. Проанализировать жанровые особенности газетно-журнальных текстов качественных федеральных СМИ.
6. Охарактеризовать жанровую специфику публикаций массовых региональных изданий Алтайского края.
Методы исследования: жанровый анализ публикаций сетевой газетно-журнальной периодики России и Алтайского края; сравнительно-сопоставительный анализ жанрового своеобразия публикаций качественных и массовых изданий.
Эмпирическую базу исследования составили номера газет: «Алтайская правда», «Вечерний Барнаул», «Российская газета» и журнала «Эксперт» за 2018 год. Данный выбор связан с несколькими факторами: главными из них послужили коммерческий успех данных изданий и их высокая репутация в глазах профессионалов - издателей, редакторов, репортеров, аналитиков рынка СМИ.
Новизна исследования состоит в том, что были выявлены общие и специфические жанровые особенности публикаций современной сетевой газетно-журнальной периодики России и Алтайского края.
Практическая значимость результатов исследования: материал, собранный в целях исследования жанрового своеобразия публикаций СМИ, включая федеральные и региональные, можно использовать в практике преподавания элективного курса журналистики с целью углубленного изучения жанрового своеобразия публикаций современной сетевой газетножурнальной периодики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения. Общий объем работы составляет 77 страниц.
В ходе теоретического и практического исследования были решены все поставленные задачи, которые позволили определить, что жанровое своеобразие публикаций качественных и массовых печатных изданий, включая региональные, зависит от богатства картины событий населённого пункта, от внутренних и внешних факторов развития журналистской деятельности.
Проблема жанров СМИ обсуждается не только в научных исследованиях известных российских теоретиков журналистики, но и в небольших специализированных изданиях. Интерес к этому вопросу с каждым годом возрастает. Однако исследователи чаще всего обращаются к классификации жанров традиционных СМИ, оставляя жанры и форматы публикаций сетевых изданий малоизученными.
При решении первой задачи была рассмотрена специфика рынка СМИ в России. Выявлено, что информационный рынок СМИ представляет собой многоаспектное и многостороннее пространство. В соответствии с процессом производства журналистской информации имеет две части: а) ресурсный рынок, отражающий производственный процесс в редакциях печатных периодических изданий, на телевидении, радио и в информационных агентствах; б) пространство, в котором вся продукция СМИ превращается в товар (процесс продажи и покупки). Вторая часть - это и есть собственно информационный рынок.
Решение второй задачи направлено на определение сущности концепции изданий печатных СМИ. Концепция печатного издания раскрывает его замысел, задачи, общие принципы подбора и организации материала. Она основана на реальных читательских потребностях, учитывает изменения книжного рынка, экономические возможности издательства. В концепцию издания входят и типологические параметры: характер читательской аудитории, ее образовательный уровень, особенности профессиональной подготовки и возможные запросы.
При решении третьей задачи определена роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики. Благодаря средствам интернета, СМИ стали доступным и оперативным каналом распространения информации. Свобода дает возможность журналисту создать гиперссылку в любом месте статьи, что позволяет быстро моделировать текст, меняя его содержание или наоборот, выражая его согласно плану.
При решении четвертой задачи дано теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике. Было выявлены изменения, происходящие в жанровом направлении журналистики. В российских печатных СМИ используются как традиционные жанры, например, очерк, репортаж, заметка, интервью, так и новые формы - статьи- инструкции, пресс-релизы (пиар-журналистские тексты), анонсы.
Была проанализирована структура газетно-журнальных текстов и медиатекстов региональных СМИ. В структуре выделены: заголовок, подзаголовки, лидер-абзац, «жесткое информирование» (принцип перевернутой пирамиды), «мягкое информирование», основная часть, дополнительные материалы. Журналист сохраняет все особенности текста, параметры порядка, однако это не всегда способствует точному восприятию содержания текста: читающие как бы дорисовывают картины событий или детали описания. Эта «дорисовка» восстанавливает полный образ или картину действия.
Практическая часть исследования была направлена на характеристику особенностей функционирования системы жанров в федеральных и региональных изданиях Алтайского края. Для исследования жанрового своеобразия публикаций качественных и массовых печатных СМИ поставлена цель - проанализировать жанровое своеобразие публикаций качественных и массовых печатных СМИ на информационном рынке России...
1. Алещанова И.В. Цитация в газетном тексте / И.В. Алещанова. - Волгоград, 2015. - 208 с.
2. Анникова В.А. Средства массовой информации в современной России / В.А. Анникова. - М.: Российский университет дружбы народов, 2016. - 270 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 2013. - 895 с.
4. Аткинсон В. В. Сила мысли в деловой и повседневной жизни / Пер. с англ. - Орел, 2014. - 190 с.
5. Бабкина Е.С. Проектная деятельность редактора Интернет-СМИ: от создания концепции до коммуникативной стратегии / Е.С. Бабкина, Т.Н. Коврижина // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». - 2015. - Том 6, № 2. - С. 165-170.
6. Бакшин В.В. Основы журналистики / В.В. Бакшин. - М.: Изд-во Флинта, 2013. - 256 с.
7. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М. Березин. - М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2013. - 208 с.
8. Богословская О.И. К проблемам соотношения газетного заголовка и жанра: Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация / О.И. Богословская, Е.А. Полтавская. - Пермь, 2013. - 157 с.
9. Богуславская В.В. Особенности методологии
лингвосоциокультурного моделирования журналистских текстов: Новое в массовой коммуникации // Альманах. - Воронеж: ВГУ, 2016. - С. 97 - 102.
10. Вакурова Н.В. Типология жанров современной экранной продукции / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин. - М.: Прогресс, 2013. - 197с.
11. Вакурова Н.В. Концепции современных российских интернет- изданий / Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин // Вестник Московского университета. - 2015. - № 6. - С.44-55.
12. Вартанова Е.Л. Журналистика на перепутье. Опыт России и США / Е.Л. Вартанова. - М.: РГГУ, 2015. - 315с.
13. Голубков С. А. Жанры - фавориты и жанры-маргиналы в современных СМИ / С.А. Голубков // Жанровая стратегия современных российских массмедиа. - 2013. - С.25-28.
14. Градюшко А.А. Жанрово-стилистические особенности новостной ВЕБ-журналистики / А.А. Градюшко // Вестник МБГУ имени И.П. Шамякина. - 2015. - С. 114-119.
15. Градюшко А.А. Сетевая пресса в системе СМИ: Учебнометодический комплекс / А.А. Градюшко. - Мн.: ЗАО «Современное знамя», 2015. - 144 с.
16. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра / С.М. Гуревич. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 288 с...