ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛТАЙСКОЙ КРАЕВОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. В. Я. ШИШКОВА 8
1.1 Краткая характеристика организации и основные направления ее
деятельности 8
1.2 Деятельность отдела обслуживания пользователей 11
1.3 Анализ автоматизированного рабочего места библиотекаря 15
2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ АЛТАЙСКОЙ КРАЕВОЙ УНИВЕРСАЛЬНОЙ НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. В. Я. ШИШКОВА 18
2.1 Организационная структура библиотеки и её функции 18
2.2 Анализ бизнес-процессов отдела обслуживания пользователей 23
2.3 Общие описание требований к функционированию системы библиотеки 28
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ 32
3.1 Выбор средства разработки и моделирование бизнес-процессов 32
3.2 Разработка конфигурации для создания автоматизированного рабочего
места библиотекаря 37
3.3 Описание пользовательского интерфейса 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
Список использованных источников и литературы 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Актуальность данной темы заключается в необходимости разработки автоматизированного рабочего места библиотекаря с возможностью учета незарегистрированных посетителей.
Автоматизация рабочего места библиотекаря, может существенно повлиять на осуществляемую деятельность библиотеки, путем оптимизации работы сотрудников с библиотечным фондом, а так же, работы с читателем (клиентом).
Основополагающие положения современной информационной технологии основываются на концепции, в соответствии с которой данные должны быть организованы в базы данных (БД), с целью адекватного отображения изменяющегося реального мира и удовлетворения информационных нужд пользователей. Эти базы данных (БД), образовываются и действуют под управлением специализированных программных комплексов, называемые - системами управления базами данных (СУБД) или информационными базами.
Главные преимущества автоматизации и новейшей технологии обработки информации обнаруживаются там, где требуется выполнять повторяющиеся задачи, которые предусматривают запрограммированные решения, или задачи с большим объемом вычислений. Такие задачи составляют достаточно значительную долю работы, которую большая часть людей считают творческой или же оригинальной. Компьютерная техника дает возможность ускорить почти любой творческий процесс. Результатом освоения компьютерной техники и новых информационных технологий является оптимизация работы библиотеки и снижение временных затрат на выполнение каждой из операций.
Цель данной работы - разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) библиотекаря на платформе «1С: Предприятие 8.3».
Объектом выпускной квалификационной работы выступает Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают технологии разработки автоматизированного рабочего места библиотекаря в отделе обслуживания пользователей.
Задачи работы определяются исходя из цели, и содержатся в следующем:
1. анализ предметной области;
2. описание структуры и функции библиотеки;
3. разработка и описание конфигурации для создания автоматизированного рабочего места библиотекаря;
4. разработка программного обеспечения.
В соответствии с заданием, проведено проектное обследование библиотеки.
В результате анализа были описаны структура и функции Алтайской краевой универсальной научно библиотеки им. В. Я. Шишкова. Подробно был проведен анализ рабочего места библиотечного работника в отделе библиотечно-информационного обслуживания.
Перед тем как разработать информационную систему для отдела библиотечно-информационного обслуживания, был произведен анализ текущей информационной системы и были построены модели бизнес- процессов AS-IS (как есть) и TO-BE (как будет).
Установлены требования к функционированию системы библиотеки, выбрана платформа «1С: Предприятие 8.3» как средство разработки приложения, установлены задачи проектирования системы и разработано техническое задание.
При разработке конфигурации созданы и описаны объекты конфигурации, имеющие свои значения и реквизиты. По итогу создания клиентского приложения для библиотечного работника отдела библиотечно-информационного обслуживания, описано руководство пользователя.
1. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я.
Шишкова [Электронный ресурс]: О библиотеке. URL:
http://akunb.altlib.ru/2011-05-17-02-51-04/.
2. Федеральный закон о библиотечном деле №78-ФЗ от 29 декабря 1994.
3. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 5 июня 1996.
4. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 2005.
5. ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика» №182-ст от 19.04.2001.
6. Елисина, Е. Ю. Электронные услуги библиотек / Е. Ю. Елисина. - Санкт-Петербург : Профессия, 2012. - 304 с.
7. Морева, О. Н. Организация библиотечного фонда : учебнопрактическое пособие / О. Н. Морева. - Санкт-Петербург : Профессия, 2012.
• 128 с. - (Азбука библиотечной профессии).
8. Морева, О. Н. Комплектование библиотечного фонда : учебнопрактическое пособие / О. Н. Морева. - Санк-Петербург : Профессия, 2012. - 142 с. - (Азбука библиотечной профессии).
9. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова [Электронный ресурс]: Отдел обслуживания пользователей. URL: http://akunb.altlib.ru/2011-07-27-13-43-15/.
10. Система автоматизации библиотек ИРБИС64. Общее описание системы. — М.:ГПНТБ России, 2013. — 493 с.
11. Справочник библиотекаря. / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.М. Минкина.
• Изд. 3-е. перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2009. - С. 184-186.
12. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник. / Под ред. О.П. Коршунова. - М.: Книжная палата, 2010. - 254 с.
13. Централизованная библиотечная система Сормовского района [Электронный ресурс]: Отдел автоматизации библиотечных процессов. URL: http:// sormlib.nnov.ru/cbs/biblioteki/centralnaya_raionnaya_biblioteka_im_1_may/ otdel_avtomatizacii_bibliotechnih_processov.
14. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE - средства разработки информационных систем. - М.: Диалог-МИФИ, 2009. - 256 с.
15. Черемных С.В., Ручкин В.С., Семенов И.О. Структурный анализ систем IDEF-технологии. / С.В. Черемных, В.С. Ручкин, И.О. Семенов - М.: Финансы и статистика, 2011...