Работа сделана на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 года
Введение 3
Глава 1. История развития и сущность принципа конституционного принципа равенства мужчин и женщин 5
1.1. История развития гендерного равноправия в России 5
1.2. Сущность конституционного принципа гендерного равенства 11
Глава 2. Законодательное закрепление конституционного принципа равенства мужчин и женщин и проблемы его реализации 14
2.1. Конституционно-правовые гарантии равенства прав мужчины и женщины в законодательстве Российской федерации 14
2.2. Проблемы реализации конституционного принципа равенства мужчин и женщин 19
Заключение 27
Список использованной литературы и источников 30
Проблематика гендерного равноправия как одной из концептуальных основ демократического общества вызывает стабильно высокий интерес со стороны академического сообщества, причем как отечественного, так и зарубежного. Вполне понятно, что полновесная реализация всех прав человека и гражданина вряд ли возможна при официальной риторике одобрения различий между полами. В настоящее время на территории России создаются, казалось бы, все условия, от поддержки до гарантированности юридического равенства мужчин и женщин. Однако усилий со стороны государства не всегда достаточно. Реальное положение дел в обеспечении гендерного равенства часто находит отражение не в официальных документах, а в практике реализации отдельных прав мужчин и женщин.
Конституционная норма равенства прав мужчин и женщин нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. В частности, Екатерина Ивановна Козлова, доктор юридических наук, профессор и ранее заведующая кафедрой государственного права в МГЮА им. О. Е. Кутафина, отмечала, что «проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения» . Поскольку необходимо огромное множество правовых механизмов для эффективной регламентации и реализации равенства прав и мужчины, и женщины. В России в этом отношении сделано немало, однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин, например, не обеспечиваются.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного принципа равенства прав и свобод независимо от пола.
Предметом исследования выступает содержание законодательного регулирования конституционного принципа равенства мужчин и женщин и проблемы его реализации.
Цель настоящей работы: выявление и анализ конституционного принципа равенства женщин и мужчин, а также раскрытие содержания, и законодательного регулирования данного принципа.
Поставленная цель работы обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Рассмотреть историю развития гендерного равноправия в России;
2. Раскрыть сущность конституционного принципа гендерного равенства;
3. Изучить конституционно-правовые гарантии равенства прав мужчины и женщины в законодательстве Российской федерации;
4. Обозначить проблемы реализации конституционного принципа равенства мужчин и женщин.
Методологическая основа исследования основана на совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. В качестве основного использовался общенаучный диалектический метод познания. В работе также применялись, логический, системный, сравнительно-правовой методы исследования.
Структурно работа включает: введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы и источников.
Трендами новейшего периода в определении природы гендерного равенства выступают признание личной социальной ценности, самоощущений и самоидентификация мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Сегодня дискуссия разгорается вокруг ценности женщин, которые являются аномальной группой с точки зрения патриархального общества. Все это в конечном счете направлено на поиск юридических конструкций, минимизирующих иерархию различий между полами.
Мы видим, что механизм защиты равенства полов в России существует и он достаточно многоплановый. Этот механизм включает в себя соответствующие положения, закрепленные в нормативных актах, специальные органы, уполномоченные разрабатывать государственную гендерночувствительную политику и осуществлять иные функции по защите и охране принципа равноправия, а также гендерную экспертизу законодательства, гендерный аудит государственный затрат, целями которых является внесение изменений в политику и тем самым уменьшение неравенства полов.
Ключевым элементом государственной гендерно-чувствительной политики должна выступать планомерная минимизация влияния в обществе гендерных стереотипов, препятствующих соблюдению принципа равноправия полов. Можно сказать, что в России хоть и существует механизм, который мог бы защитить гендерное равноправие, но на практике он обладает низкой эффективностью, что связано с отсутствием государственного механизма принудительного исполнения, смешению компетенций между органами и слабой их взаимосвязью, а также непоследовательность в составлении гендерно-чувствительной политики.
Мы считаем, что ключевой составляющей нормативно-правовой базы по реализации и защите конституционно-правового принципа равенства мужчин и женщин должен был стать проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», который был внесен 16 января 2003 года в Государственную Думу РФ депутатами ГД РФ В.В. Володиным, Е.Ф. Лаховой, О.В. Морозовым и Г.И. Райховым, который, к сожалению, был снят с рассмотрения.
Видится необходимым, во-первых, создавать механизмы обеспечения гендерного равноправия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, поскольку ощущается острая нехватка уже существующих правовых гарантий равенства прав мужчин и женщин. Во-вторых, если и дальше проводить политику «уравнивания» прав и возможностей за счет создания привилегий только для одного пола, то закономерным последствием станет «косвенная» дискриминации другого пола. В-третьих, необходимо создать специальный орган в целях надзора за соблюдением принципа равенства мужчин и женщин в России, поскольку в современных реалиях институт Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах РФ не отслеживает ситуацию по проблемам реализации принципа гендерного равенства в полной мере
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17.
2. Декларация Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998. № 235.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020г. №1-ФКЗ) // РГ. 1993 25 дек. №237; РГ.2020. №144.
4. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. № 17.1996; 2021. № 310.
5. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ.2002. № 1 (ч. 1). ст. 3; 2022 № 377.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 295; 2021. № 1 (часть I). Ст. 64.
7. Указ Президента РФ от 04.03.1993 № 337 (ред. от 01.09.2000) «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин»// Российская газета. № 50.1993.
8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2011 № 227 «О Координационном совете по гендерным проблемам» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Приказ Минздравсоцразвития № 457, МИД РФ № 6701, Минобрнауки РФ № 132, МВД РФ № 407, Минсельхоза РФ № 153 от 05.06.2006 «О Межведомственной комиссии по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс»
10. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят в г. Москва 03.10.1991) // Советский журнал международного права. 1991. № 3. Ст. 115.
Материалы правоприменительной практики
11. Дело Аслан Хамтоху и Артем Аксенчик [Aslan Khamtokhu and Artyom Aksenchik] против Российской Федерации: Решение Европейского Суда по правам человека от 13.05.2014 (жалобы № 60367/08 и 961/11).
обозрение. 2018. № 3 (124). С. 73–91.
12. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Клевец Анны Юрьевны на нарушение ее конституционных прав частями первой и третьей статьи 253 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 374 раздела XXX Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин: Определение Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. № 617-О-О // Текст: электронный. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70077168/.
13. Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.С. Лымарь» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016.
Научная литература
14. Гендерная экспертиза российского законодательства / отв. ред. и рук. авт. коллектива Л. Н. Завадская. М. : БЕК, 2001. 342 с.
15. Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси, X–XIII вв. М. : Наука, 1989. 314 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
16. Антонова Н. В. Гендерная культура как фактор формирования гендерной политики в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2019. Т. 19, № 4. С. 102–109.
17. Баранова А. В. К вопросу о гендерной дискриминации женщин в современной России // Сборник трудов : сб. ст. Юридического факультета. Симферополь : Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2021. С. 36–42.
18. Бутакова Я.С., Войнов В.П. Проблемы определения гендерного равенства // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 7-2. С 56-59.
19. Горовой В. В. Гендерный фактор в Древнем мире: античность // Вестник Карагандинского университета. Сер.: История. Философия. 2018. Т. 89, № 1. С. 31–34.
20. Дакашева Т. М., Бордакова А. Г. Исполнение принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в законодательстве РФ: проблема применения // Modern Science. 2019. № 12-1. С. 315–319.
21. Ермаков В. Г., Москаленко С. А. Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). С. 81–88
22. Зайков Д. Е. Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в советский и постсоветский периоды // История государства и права. 2011. № 18. С. 18–21.
23. Зорькин В.Д. Право против хаоса // Библиотечка «Российской газеты». 2016. № 13. Июль. C. 176.
24. Красильникова О.В. Нужны ли уполномоченные по правам женщин в России? // ББК 66.3 (2Рос). 2013. № 15. С.1-3.
25. Максимов А. А. Особенности правовой защиты равенства прав и свобод мужчин и женщин в Российской Федерации // Вестник МИЭП. 2016. № 2 (15). С. 104-113.
26. Подоплелова О.Г. Гендерные стереотипы в конституционном праве России: ловушка «особого отношения»? / О.Г. Подоплелова // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 3 (124). С. 73–91.
Интернет ресурсы
27. Госдума отклонила законопроект 15-летней давности и гендерном равенстве от 11.07.2018 [Электронный ресурс]: URL: https://tass.ru/obschestvo/5364113 (дата обращения: 01.04.2022)
28. Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей // Государственная Дума России: официальный сайт. URL: www.duma.gov.ru/.