Введение 3
Глава 1. Содержание и сосуществование политических учений 7
1.1. Истоки и развитие анархизма как политического учения 7
1.2. Возникновение и развитие марксизма 16
1.3. Марксизм и анархизм: проблемы сосуществования 24
Глава 2. Право в анархизме и марксизме, их либеральная критика 34
2.1. Отрицание государства и права в анархизме 34
2.2. Марксистская теория права 45
2.3. Либерализм как основа критики марксизма и анархизма 57
2.4. Либеральная критика марксизма и анархизма 68
Заключение 76
Библиографический список 84
Последний лист ВКР 90
Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались также существенными изменениями и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т, д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т. д.
Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими и иным отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей, оно не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных тенденциях развития России придается особое значение теме ценности права и отрицательного к нему отношения. Сегодня деформация правосознания получила широкомасштабное распространение во всех сферах общественного развития, в частности, такая форма деформации, как нигилизм (отрицание, низвержение существующих в обществе ценностей, в том числе и правовых норм).
В российском обществе с начала перехода к демократической форме правления формируется и наиболее остро проявляется нигилистическое отношение к праву, а в некоторых случаях и к государству. Правовой нигилизм разрушает правовые взгляды, представления и ориентиры человека, он нарушает стабильность общественных отношений.
Одним из философских и политических учений культивирующим правовой нигилизм и отрицающим всякую власть над человеком, является анархизм. Онпровозглашает своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Как политическое учение анархизм сложился в 40-70-х гг. XIX в. в Западной Европе и в силу идеологических различий в подходах его теоретиков не выступал в качестве единой доктрины. Основоположниками течения политической философии являются М. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин.
Анархисты отвергают государство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Это означает, что общественные отношения и институты должны формироваться на основе личных интересов, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого члена, а все формы власти должны быть упразднены. Таким образом, характерными чертами анархизма является неприятие власти, государственности, авторитета - проявление политического мышления в условиях политического режима, при котором общественная связь обретает самостоятельность, отрывается от людей и становится чуждой им. Сейчас анархистами, по существу, являются те, кто чувствует себя отверженным, униженным и бессильным и при этом готов к активному протесту. Такие протестные настроения сейчас, иногда, оформляются в виде такого феномена как либеральный анархизм.
В значительной мере это объясняется тем, что современный правовой нигилизм детерминируется длительное время господствовавшей в стране и очень близко и благоприятно встреченной основной массой населения марксистской теорией права и основными ценностями социалистического общества. Хотя, объективности ради, надо сказать, что правовой нигилизм на Руси существовал всегда и имеет глубокие корни. При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких правовых традиций, правовых ценностей в России в конце Х1Х-начале XX веков происходило последовательное формирование права и правосознания в свете буржуазных и частично либеральных ценностей. Однако этот процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году, когда отношение к праву стало определяться политическими взглядами марксизма. Существенный урон зарождавшемуся российскому буржуазному правовому сознанию нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании права, которая не способствовала продолжению развития либерального правопонимания.
Надо сказать, что, несмотря на категоричность либеральных юристов в отношении марксизма, марксистская теория и практика, в отличие от других правовых учений, например, анархизма, не ведет к немедленному и полному отрицанию права. Наоборот, разработки советских юристов внесли очень достойный вклад в развитие мировой юридической науки. Марксизм считает, что отмирание права произойдет лишь с отмиранием классового общества, на второй стадии социализма коммунизме...
На основании проведенного в работе исследования, можно сделать следующие выводы:
Анархизм - это философская, социально-политическая теория, которая содержит в себе множество направлений, часть из которых друг другу диаметрально противоположны. Это вызывает постоянные споры относительно отдельных сторон теории анархизма, а также определения «анархист». Кроме того, часть анархистов считает что анархизм - это именно философия, которая не имеет никакого (отношения к политике, и (потому называть анархизм - политической идеологией - ложно. Представители разных направлений в анархизме придерживаются разных позиций по вопросам морали, этики, гуманизма и |г. д. Не менее (сложные отношения у анархизма с понятиями прогресса, цивилизации, технологий.
Учитывая относительно небольшой процент анархистов, сложно говорить 1о влиянии анархического сознания и поведения на общественную жизнь. Однако в периоды социальной напряжённости анархия зачастую становится философией масс, а его влияние на жизнь общества значительным. Например, сейчас в российском обществе наблюдается консолидация в вопросах государственного суверенитета, но недовольство либеральной экономической и социальной политикой государства порождает протестные настроения, которые зачастую выражаются в форме либерального анархизма.
Этическая система воззрений, последовательный гуманизм и свободолюбие, по существу, нейтрализуют достаточно жесткие социальнополитические установки на безвластие. Это позволяет рассматривать анархизм не только как политическое течение, но и как научногуманистическую доктрину;
В основе марксизма лежит опыт нескольких веков философии и политических теорий. Маркс и Энгельс занимались не просто подбором и механическим воспроизведением соответствующих суждений
предшественников. Эти суждения ими так или иначе переосмысливались и лишь затем включались в создавшуюся историко-материалистическую картину социального мира1.Теоретики марксизма не скрывали факта преемственности определенных собственных представлений о будущем обществе, обществе посткапиталистическом, о способах перехода к нему со взглядами своих социалистических предтеч. Они в открытую анализировали плюсы и минусы таких взглядов. Однако им самим не всегда удавалось в должной степени ощутить и осознать глубину и масштабы этой преемственности, которая отнюдь не в каждом конкретном случае сказывалось на марксизме позитивно.
Судьбы марксизма в различных странах складывались не одинаково - в одних он был несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же наоборот, сумел стать главной, ведущей и идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою
теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное влияние на науку, культуру, на обыденное сознание и практическую жизнь людей. Историческое значение марксизма было и остаётся связанным 1с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория.
Шкала ценностей марксизма, при схожести терминологии с другими учениями, включает совсем иное их толкование. Прежде всего, происходит отрицание частной собственности на средства производства, мерилом свободы, является осознанная необходимость, главенствующую роль во всех процессах в обществе, до их отмирания, должно играть государство и классы. Кроме того, право рассматривается как надстроечное явление и орудие господствующего класса. Юднако в плане основных прав человека и гражданина, 1его социальных и других прав, практический марксизм пошел гораздо дальше классических либеральных ценностей. Именно под его влиянием были сформированы многие неолиберальные ценности...
1. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев - М. - Проспект. - 2011. - 548с.
2. Алексеев С.С. Философия права. / С.С. Алексеев - М. - Проспект.
• 2007. - 642с.
3. Артемов М.А. Проблема свободы: М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин / М. А. Артемов // Автоном. - 2000. - № 7. - С. 39-45.
4. Бакунин М.А. Философия, социология, политика / М.А. Бакунин.
• М. -Изд-во Правда - 2014. - 284 с.
5. Бакунин М. А. Избранные философские сочинения и письма. / М.А. Бакунин. - М.: Мысль. - 1987.-574 С.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы. / Бердяев Н.А. -М. : ACT,
2002. - 734 С.
7. Бердяев Н. Судьба России. / Н. Бердяев - М. - Статут. - 2010г. - 368с.
8. Боровой А.А. Власть. Анархия и Власть / А. А. Боровой. - М. - Просвещение - 2008. - 320 с.
9. Введение в философию. Учебник для вузов в 2-ух частях. Ч. 1. / Под ред. Фролова И. Т. - М. - Проспект. - 2014. - 369 с.
10. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л. - Нева. - 1990. - 456с.
11. Гегель Г. В.Ф. Философия права / Г.Ф.В. Гегель - М.- Мысль. - 2009. - 486с.
12. Гулина О.Р. Исторические корни и особенности правового нигилизма в современной России. /О. Р. Гулина. Автореф. дис. к.ю.н. - Уфа: БГУ. - 2002. - 30С.
13. Данилов М. Э. Анархизм в России / М.Э. Данилов. - СПб. - Прайм-ЕВРОЗНАК - 2009. - 251 с .
14. Зеленкова И.Л. Марксистская теория государства и права. / И. Л. Зеленкова - Минск. - 1984. - 362с.
15. Канев С.Н. Революция и анархизм / С. Н. Канев. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с...