1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМИДЖА КОМПАНИИ КАК
РАБОТОДАТЕЛЯ 7
1.1 Терминология и сущность роли имиджа компании как работодателя на
рынке труда 7
1.2 Факторы, влияющие на имидж компании как работодателя 13
1.3 Анализ информации, характеризующей имидж компании как
работодателя 21
2 АНАЛИЗ ИМИДЖА КОМПАНИИ КАК РАБОТОДАТЕЛЯ (НА
МАТЕРИАЛАХ УДАЧНИНСКОГО ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО)) НА РЫНКЕ ТРУДА 27
2.1 Общая характеристика компании 27
2.2 Анализ формирования имиджа компании как работодателя 34
2.3 Методология оценки имиджа компании как работодателя 44
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ИМИДЖА УДАЧНИНСКОГО ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО) 51
3.1 Оценка имиджа компании как работодателя 51
3.2 Рекомендации по совершенствованию имиджа компании как
работодателя и оценка их эффективности 60
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 73
Теоретические и практические аспекты формирования и совершенствования имиджа организации выступают как предмет значительного числа учебников, учебных пособий, научных публикаций и статей, монографий и докладов. Например, за последние несколько лет в России было защищено большое количество как кандидатских диссертаций, так и докторских диссертаций, освещающих данную проблематику. Однако, парадоксально, что в настоящее время при высоком интересе к теме имиджа организации, труды и разработки, посвященные данной области, находятся в стадии становления и развития.
Необходимо отметить, что для того, чтобы определить научную или практическую новизну собственного исследования, в первую очередь следует понять роль и место имиджа организации в современном обществе, рассмотрев идеи таких авторов как М. Вебер, К. Маркс и Т. Парсонс. Данные ученые раскрывают основные принципы взаимодействия организаций как социальных субъектов в обществе.
Во вторую очередь требуется принять во внимание труды таких ученых и исследователей как Н.И. Алексеева, К. Болдинг, И. Гофман, Г.Е. Зборовский, В.И. Маслов, С.А. Фролов, которые помогут понять сущность формирования имиджа как особого процесса в организации.
Для понимания приемов эффективного управления имиджем организации требуется ознакомиться с научными трудами П. Друкера, Ф. Котлера, Т. Питерса и Э. Роджерса.
Отметим, что за последние несколько лет повышается научный интерес к изучению имиджа организации. Происходит формирование российской аналитической базы научных материалов. Среди ответственных исследователей можно выделить труды таких авторов как М. Томилова, К. Киткин, Т. Парамонова.
При всем многообразии имеющихся теоретических научных трудов и практических исследований, понимание особенностей создания и совершенствования имиджа организации для конкретных отраслей требует дальнейшего анализа теоретического и эмпирического материала и практических разработок по данной теме. Именно это позволяет данному исследованию обладать научной новизной и практической значимостью.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию имиджа организации (Удачнинский ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО)) как работодателя.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические основы имиджа организации как работодателя;
- проанализировать и оценить имидж Удачнинского ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО) как работодателя;
- разработать рекомендации по совершенствованию имиджа Удачнинского ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО) как работодателя и оценить их эффективность.
Объект исследования - Удачнинский ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО).
Предмет исследования - имидж организации как работодателя.
В качестве теоретической основы были использованы труды российских и зарубежных ученых по менеджменту, имиджелогии, кадровому делу, материалы исследований, монографий и статей различных авторов за 2017-2О21гг.
Методами исследования явились анализ, синтез, сводки, группировки, опрос (анкетирование).
По репрезентативной выборке проведено анкетирование 495 сотрудников организации (Удачнинский ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО)). При этом учитывалось распределение персонала по категориям, так как для репрезентативности выборки требуется участие всех категорий персонала в одинаковой пропорции. В качестве апробации разработанной анкеты проведено пилотное анкетирование, которое позволило протестировать эффективность разработанной анкеты.
Информационную базу исследования составляют первичные документы Удачнинского ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО).
Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических и методических подходов к формированию и оценке имиджа компании как работодателя в целях повышения ее конкурентоспособности на рынке труда.
К основным элементам научной новизны, полученным лично соискателем, можно отнести следующее:
1) дано определение понятию имидж компании как работодателя на рынке труда как «совокупность представлений потенциальных и действующих работников», и обоснована целесообразность формирования имиджа компании как работодателя для укрепления ее конкурентоспособности на рынке труда;
2) обоснована структура имиджа компании на рынке труда с помощью
группирования характеристик компании методами ранжирования, факторного анализа и экспертных оценок, к основным составляющим этой структуры отнесены: стиль управления, корпоративная культура,
возможность карьерного роста и прохождения обучения, известность компании и перспективность отрасли, условия труда, содержание работы, уровень социальной ответственности организации, выраженной в уровне зарплаты и социальном пакете;
3) разработана методика оценки имиджа компании как работодателя на рынке труда, которая позволяет рассчитать интегральный показатель его сформированности, т.е. степени совпадения характеристик работодателя с ожиданиями соискателей, и результативности коммуникаций, направленных на формирование имиджа компании на рынке труда, даны рекомендации по ее реализации и использованию результатов для формирования имиджа компании как работодателя на рынке труда.
Практические рекомендации, разработанные в результате нашего исследования, могут быть использованы в работе организации (Удачнинский ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО)). Их можно использовать и другими организациями в целях повышения эффективности их деятельности по формированию своего имиджа, а также для улучшения социально - психологического климата организации за счет внедрения мероприятий по улучшению деятельности организации, предложенных сотрудниками в ходе анкетирования.
ВКР (магистерская работа) состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Научный поиск путей повышения эффективности изучения особенностей имиджа организации как работодателя, как основополагающего аспекта влияния на производительность труда персонала (во внутреннем аспекте) и привлечении потенциальных работников (во внешнем ракурсе), в современных условиях, базируется на теоретических работах общепризнанных основателей теории повышения
производительности труда персонала в системе управления персоналом.
Анализ литературных источников показал, что в отечественных изданиях вопросам особенностей имиджа организации как работодателя, уделяется недостаточно внимания. Частичным решением этой проблемы может стать анализ и обобщение опыта отечественных крупных корпораций в этой области.
Несмотря на множество исследований, посвященных повышению благоприятного имиджа организации как работодателя, проблема повышения эффективности корпоративного управления актуальной для многих российских предприятий и требует дальнейших исследований.
В работе проведен обзор статистической информации с использованием баз данных Интернета. Обзор показал, что в новых реалиях главная задача HR-имиджа научиться эффективно, использовать данные о рынке и человеческие ресурсы.
В результате проведенного практического анализа, включающего рассмотрение теоретических и практических аспектов привлекательности компании как работодателя. в глазах действующих и потенциальных работников. были сформированы следующие выводы:
1. На уровень привлекательности работодателя существенно влияют субъективные представления соискателей, на основе всевозможной информации, полученной из разных источников, включая слухи и домыслы. Однако при этом не стоит забывать, что грамотно выстроенный имидж компании как работодателя играет важную роль, не только для соискателя, сколько для самой компании. Он положительно влияет на сотрудников самой компании, удерживая тем самым работников в компании. Для потенциальных сотрудников он облегчает сложный процесс выбора компании для трудоустройства.
2. Проведенные исследования по факторному влиянию на формирование имиджа компании плавно подводят нас к тому, что имидж компании формируется под воздействием различных мнений, условий работы, определенных в компании, предоставлением социальных гарантий и т.д. Положительно оцениваемые характеристики компании позволяют позиционировать ее на рынке труда как занимающего лидерскую позицию.
3. Наиболее весомые для сотрудников характеристики, по которым оценивается привлекательность компании как работодателя, включают в себя: уровень зарплаты, баланс между работой и семьей, функциональные обязанности, карьерный рост и обучение.
Основным методом сбора информации выбран метод анкетирования сотрудников организации (Удачнинский ГОК АК «АЛРОСА» (ПАО)), в данном разделе были проанализированы следующие аспекты:
- содержание и структура выборочной совокупности (их обоснование);
- макет анкеты для опроса сотрудников;
- результаты пилотного опроса потенциальных сотрудников;
- результат опроса выборки сотрудников;
- расчет интегральной оценки имиджа «АЛРОСА»;
- мероприятия для улучшения имиджа организации.
На основании проведенного исследования, отмечено, что к улучшению внутренней среды, совершенствованию и формированию положительного имиджа организации, приведут следующие мероприятия:
- устранение возникающего недопонимания на начальном этапе, не дожидаясь перерастания в конфликты;
- повышение уровня готовности к изменениям, для улучшения управляемости всеми процессами;
- осуществление на постоянной основе мониторинга и анализа конкурентов;
- совершенствование системы внутренней и внешней коммуникации;
Таким образом, в результате исследования были выявлены «слабые места» существующего имиджа и обнаружены возможности повысить эффективность имиджа «АЛРОСА» в целях формирования лояльности как сотрудников компании, так и внешних целевых групп.
Нормативные акты
1. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от
08.05.1996 № 41-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу от 31.07.2020 № 268-ФЗ) // [Электронный ресурс]: URL:
http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10286.
Книги
2. Алексеева Л.А. Имидж организации работодателя на рынке труда как фактор привлечения потенциальных работников: формирование и оценка // Дисс. канд. экон. наук. - М. - 2010. - с. 15
3. Алексеева Л. Методика оценки имиджа работодателя // Кадровик. - 2010. - № 4-2. - С. 31-40.
4. Бердинских М.В. Формирование имиджа организации: социологический анализ // автореферат дис. кандидата социологических наук: 22.00.04 / Бердинских Мария Викторовна; [Место защиты: Ур. федер. ун-т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина]. - Екатеринбург. - 2013. - 25 с.
5. Вашко Т.А., Максименко И.А. Стратегия и
конкурентоспособность // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2018. - № 7 (7). - С. 10-14.
6. Выборова Т.Г. Формирование имиджа организации сферы услуг //автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.05 / [Место защиты: Сибирский университет потребительской кооперации]. - Новосибирск. - 2012. - 20 с.
7. Габидуллина Г.Р., Манаева И.Х., Рахимкулова Л.А. Проблема трудоустройства молодежи в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Наука Красноярья. - 2015. - № 6 (23). - С. 89-96.
8. Данилова А.С., Федорова О.М., Здрестова-Захаренкова С.В. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации // Вестник Северо - Кавказского федерального университета. - 2016. - № 2 (53). - С. 42-47.
9. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования // Екатеринбург - Изд-во Урал. ун- та. - 1998. -208 с.
10. Климчук А.А., Ливак Н.С. Имидж HR в борьбе за конкурентное преимущество // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. - 2013. - № 4. - С. 275-278.
11. Клюева Н. В. Качественные методы исследования: учебно-методическое пособие // Ярославль - ЯрГУ. - 2016. - 26 с.
12. Колединцева В.К., Романовская Е.Н., Мельникова Е.В. Финансовые и кадровые аспекты стратегии обеспечения устойчивости промышленного предприятия // Актуальные проблемы экономики и управления: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург. - 2017. - С. 110-114.
13. Луценко Е.Л., Николаева П.С. Управление трудоустройством в регионе // Наука Красноярья. - 2015. - № 5 (22). - С. 101-110.
14. Мансуров Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность
персонала // СПб. - БХВ-Петербург. - 2016. - 224 с.
15. Мескон, М.Х. Основы менеджмента // М. - Диалектика. - 2019. - 672 с.
16. Минчингтон Б. HR-бренд: как стать лидером. Строим компанию мечты // М. - Юнайтед Пресс. - 2014. - 280 с.
17. Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Стратегическое партнерство как реализации инновационного взаимодействия вуза и технопарка // Наука Красноярья. - 2012. - № 5. - С. 216-227.
18. Ободкова Е.А. Имидж: социально-психологические аспекты имиджа предприятия, персонала (монография). 2-изд., доп. и перераб.// Ярославль. - Издательство Академии Пастухова. - 2012.
19. Осовицкая Н.А. HR-брендинг. Как стать лучшим работодателем в России //СПб. - Питер. - 2015. - 288 с.
20. Осовицкая Н. HR-бренд. 5 шагов к успеху вашей компании // СПб. - Издательство «Питер». - 2011. - 272 с.
21. Рабинович Л. А., Стерехова А. А. Имидж человека и организации // Иркутск.- Изд-во ИГЭА. - 2001.
...