Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТАМОРФОЗЫ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ А. и Б. СТРУГАЦКИХ «ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ»

Работа №91160

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы116
Год сдачи2020
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Двадцать лет без надежды на публикацию. «Откровение» А. и
Б. Стругацких 8
1.1 История создания романа А. и Б. Стругацких «Град обреченный» 8
1.2 «Эксперимент есть Эксперимент»: структура, особенности и законы
Города 12
1.3 Специфика образа главного героя - Андрея Воронина 14
1.3.1 «Первый Апостол или вестник сталинских репрессий»: имя и фамилия
главного героя 14
1.3.2 Безликий персонаж - портрет Андрея Воронина 15
Глава 2. Динамика образа главного героя в романе 18
2.1 Эпиграф: ключ к тексту и интертекстуальная шарада 18
2.2 Часть 1: «Мусорщик». Маленький человек и большой Эксперимент:
трансформация личности Андрея Воронина 33
2.2.1 «Мифологии» Р. Барта и «Град» Стругацких 42
2.3 Часть 2: «Следователь». Проигравших судят: предательский самообман
Андрея Воронина 48
2.4 Часть 3: «Редактор». Берегите диктаторов, они - ваши добрые друзья.
Новый порядок - старые ошибки 64
2.5 Часть 4: «Господин советник». Свинопас один, свиней много. Андрей
Воронин становится частью элитного общества 77
2.6 Часть 5: «Разрыв непрерывности». Андрей Воронин - плохой начальник
и плохой палач 88
2.7 Часть 6: «Исход». Самоубийство Андрея Воронина - исход из
Эксперимента 100
Заключение 108
Список литературы 112


Творчество Аркадия и Бориса Стругацких занимает особое место не только в русской, но и в зарубежной литературе. «Их художественные произведения по праву стоят в одном ряду с романами Герберта Уэллса, Рея Бредбери, Станислава Лема и других классиков мировой фантастической прозы» [70, с. 3]. Однако объем научно-исследовательской литературы, посвященной прозе Стругацких, парадоксально мал, учитывая высокую популярность их книг. И. Хауэлл называет одну из причин столь малого внимания - политическую. «В послехрущевские годы они [Стругацкие] оказались в ненадежном и несколько даже аномальном положении - ни полностью одобренные властью и ни полностью занесенные в "черный список"» [79]. Но и сейчас - когда, казалось бы, все табу сняты - творческое наследие писателей не имеет под собой прочного научно-исследовательского фундамента. А отдельные романы и по сей день являются загадкой не только для литературоведов, но и для обычных читателей.
Несмотря на глубинные социально-философские аспекты, замысловатую нарративную структуру и возможную полиинтерпретабельность («события, <...> можно объяснить по-разному, в зависимости от уровня прочтения» [24]), роман «Град обреченный» остается практически неизученным произведением. Его рассматривали в политическом контексте - нарекая «антисоветским» - как оценку авторами господствующей в то время идеологии. Также внимание фокусировалось на творческой эволюции авторов, а конкретней - на том, какое место в ней занял роман. В этом смысле «Град обреченный» определенно стал ключевым произведением «поздних» Стругацких. Однако осмыслению художественного мира внимания уделено гораздо меньше. Поэтому нами предпринята попытка интерпретации (в аспекте специфики структуры персонажа) самого неоднозначного и загадочного произведения А. и Б. Стругацких. В этой связи, актуальность данной работы обусловлена необходимостью интерпретации и целостного литературоведческого анализа данного романа.
Борис Стругацкий говорил о содержании романа: «...под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами» [63]. Можно сказать, что сюжет произведения предельно сконцентрирован в этом комментарии. Основным направлением работы стал процесс постижения внутренних связей и смысла текста посредством детального рассмотрения развития образа главного героя. Целью исследования является анализ структуры персонажа и его динамики в сюжете романа А. и Б. Стругацких «Град обреченный», что позволит углубить интерпретацию текста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Обозначение степени исследованности романа: обобщение
результатов предшествующей исследовательской традиции в отношении романа «Град обреченный».
2. Описание истории создания романа, работа с авторскими
комментариями к тексту в аспекте заявленной цели.
3. Выявление специфики образа главного героя через анализ элементов структуры персонажа.
4. Подробный анализ всех частей романа с целью выявления динамики образа, в том числе с применением интертекстуального подхода.
Рабочая гипотеза: идейная составляющая «Града обреченного» заключается в исследовании социально-философских вопросов (власть, социальные структуры, культура, идеология) путем постановки главного героя в различные жизненные ситуации, а кольцевая структура романа актуализирует, в свою очередь, отсутствие личностных метаморфоз Андрея Воронина. Произведение имитирует жанр романа-воспитания, когда герой, преодолевая жизненные трудности, становится лучшей версией себя.
Стругацкие же переворачивают, иронизируя, такой сценарий с ног на голову: в центре сюжета антигерой, который, пройдя через социальные метаморфозы, к финалу почти не изменяется, а только остается в идеологической пустоте.
Новизна исследования обусловлена отсутствием комплексных научно-исследовательских работ, посвященных данному роману. Мы впервые предприняли попытку описать целостный образ героя и расширить тем самым смысловое поле интерпретаций текста. Постижение специфики образа главного героя позволяет углубить нравственно-философское понимание текста.
В качестве основной методики работы с текстом нами использовался метод структурно-семиотического анализа, его дополняют интертекстуальный метод, метод герменевтического круга.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из восьмидесяти источников. Введение раскрывает актуальность, определяет цель, задачи и новизну работы. Основная часть работы представляет собой теоретическую описательную часть. В основной части мы рассматриваем образ главного героя и его метаморфозу. В заключении указаны выводы, полученные в результате проделанной работы.
Анализ научно-исследовательского материала (статьи, монографии и другие научные работы), позволил нам определить степень исследованности романа путем обобщения знаний, полученных предшествующими исследователями. Так, труды В. М. Кайтоха, М. Ф. Амусина, Б. Л. Вишневского и А. В. Молчанова, [1, 15, 27], несмотря на аналитическую часть и литературный разбор отдельных произведений, носят биографический характер и проблематику «Града» не затрагивают.
Диссертация зарубежного исследователя И. Хауэлл «Апокалиптический реализм - научная фантастика А. и Б. Стругацких» (1994) интересует нас постольку, поскольку внимание акцентируется на «Граде обреченном», точнее, на апокалиптических мотивах произведения, сквозь призму которых осуществляется попытка интерпретации [79].
Рассматривая целый блок произведений Стругацких в своей диссертации на соискание степени кандидата филологических наук, Э.В. Бардасова делает акцент на идейных и сюжетных особенностях повествования [2].
Статья Е. Бороды «Испытание властью как способ становления характера героя в романе братьев Стругацких ‘’Град обреченный’’» освещает проблему социально-философского характера: взаимодействие человека и системы [9].
В статье «’’Град обреченный’’ А. и Б. Стругацких: пространственно-временная организация и жанровое своеобразие» О. А. Бондарь, анализируя хронотопы, приходит к выводу, что жанр произведения можно обозначить как роман с элементами антиутопии [8].
Также для нас интересна лекция «Почему обречен град обреченных» писателя, публициста и литературного критика Д. Быкова, прочитанная в 2013¬м году в рамках лектория «Прямая речь», в которой литературовед делится мнением о романе и его замысле, называя его рефлексией «двух чрезвычайно умных людей <... > над советской историей и над советским опытом» [13]. Он рассуждает о «вечных» вопросах, которые поднимаются в романе и приходит к выводу, что авторы не пытались дать конкретные ответы. Зато у них получилось предсказать историческую развилку, перед которой окажется человечество.
Одними из наиболее основательных исследований, касающихся «Града», являются работы А. Фролова. В диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Трансформация мироощущения героя и автора в процессе творческой эволюции Аркадия и Бориса Стругацких («Далекая Радуга» - «Улитка на склоне» - «Град обреченный») А. Фролов рассматривает «эволюцию философско-эстетических взглядов писателей, а также особенности реализации художественного замысла на определенных этапах их творчества» [70, с. 16]. В статье «Ницшеанские мотивы в повести Аркадия и Бориса Стругацких ‘’Град обреченный’’» исследователь рассматривает эволюцию внутреннего мира Андрея Воронина, руководствуясь эволюционной теорией Ф. Ницше. В статье «Повесть братьев Стругацких « ”Град обреченный”: от Люцифера к Пифагору», А. Фролов делает акцент на библейских мотивах романа. Он сопоставляет образы падшего ангела - Люцифера и Андрея Воронина. Затем освещает вопрос, касающийся присутствия идей пифагореизма в основе эволюции образа главного героя [68, 69, 70].
Сборник статей французского ученого Ролана Барта, озаглавленный «Мифологии», напрямую не связан с творчеством А. и Б. Стругацких, однако помогает нам в раскрытии темы. Р Барт анализирует мифы, порожденные обществом потребления. Некоторые статьи удивительно точно отражают сознание главного героя, искривленное мелкобуржуазными догмами. Подобное поведение Р. Барт называет «тавтологический метод» и «пужадистский образ мысли» [4]. Создается впечатление, что Стругацкие писали первую часть с оглядкой на «Мифологии» - настолько явные там параллели.
Очевидно, что на сегодняшний момент цельной интерпретации романа так и не сложилось. Большинство ученых рассматривают отдельные аспекты произведения. Причем одни и те же фрагменты текста зачастую интерпретируются исследователями совершенно по-разному.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе мы провели подробный анализ романа А. и Б. Стругацких «Град обреченный».
В первой главе внимание было направлено на описание истории создания романа. Несмотря на то, что произведение изначально писалось «в стол», авторы все же столкнулись с последствиями советской политики в области культуры и литературы. Это, несомненно, наложило свой отпечаток на содержание. Рукопись пролежала в столе около шестнадцати лет и увидела свет только в 1988 году. «Град обреченный» с уверенностью можно назвать одним из центральных в творчестве Стругацких. Более того, это самый закрытый, зашифрованный и непонятый их труд.
Во втором параграфе первой главы мы рассмотрели концепцию Эксперимента, его устройство и особенности. Детали актуализируют название: во всем прослеживается некая обреченность. Большая часть подопытных попала в Эксперимент в переломный момент жизни. Эти люди находились на грани отчаяния. Цели и задачи Эксперимента для подопытных строго табуированы и недоступны. Они как бы обречены жить по чьим-то правилам и любой бунт (например гейгеровский) - это всего лишь элемент системы. Жутко выглядят заброшенные кварталы, вымершие города и цивилизации, которые встречаются героям. Так акцентируется мысль о том, что, возможно, Эксперимент и методы Экспериментаторов заранее обречены на цикличность. Здесь же мы рассматриваем специфику образа главного героя (имя, фамилию, портрет) и находим его безликим, лишенным индивидуальности.
Вторая глава посвящена комплексному поэтапному анализу всех частей произведения. Роман написан с использованием несобственно-прямой речи: все события фильтруются через сознание главного героя. Поэтому, пользуясь методом пристального прочтения и герменевтического круга, мы рассмотрели жизненный путь главного героя - Андрея Воронина. Концентрируясь на метаморфозе его личности, мы пришли к выводу, что серьезных личностных изменений он не претерпел. Эволюционировало только его идеалогизированное мировоззрение. Кроме того, мы исследовали особенности структуры романа, которая повторяет структуру Ада Данте.
В первом параграфе второй главы мы сосредоточили внимание на эпиграфе, который представляет собой антонимическую пару: детское двустишье Катаева и стих из «Откровения» Иоанна Богослова. Результатом интертекстуального анализа стало открытие дополнительного смыслового уровня. Эпиграф оказался ключом к пониманию романа. Концепция Храма Культуры, который авторы называют единственным достоянием человечества, реализуется ими в самом начале «Града» - еще до того, как была проговорена Изей Кацманом. Многоуровневый интертекст - от Катаева к Галичу, От Галича к Пушкину и Блоку, от Блока к «Повести временных лет», от первой сохранившейся летописи к Ветхому Завету и Новому Завету, что можно считать возвращением к самому эпиграфу (стиху из «Откровения) - позволяет нам увидеть ретроспективно строительство Храма Культуры и его строителей.
Во втором и параграфе мы рассмотрели образ главного героя в рамках первой части романа и пришли к выводу, что Андрей Воронин прибывает в Эксперимент не просто рабом коммунистической идеологии, фанатиком, а человеком, чье сознание находится во власти мелкобуржуазных догм. В терминологии французского ученого Р. Барта главный герой относится к категории «слепонемых критиков». Считая себя вполне компетентным в вопросах политики, культуры и жизни в целом, он даже не догадывается, насколько сильно заблуждается. За его безапелляционной уверенностью скрывается тотальная необразованность.
В третьем параграфе мы предприняли попытку проследить метаморфозу Андрея Воронина. Однако, при пристальном прочтении, выяснили, что никакой метаморфозы нет. Он до конца следует своим параноидальным заблуждениям, пока действия не приводят к катастрофе - предательству друга. Также мы проанализировали политический подтекст, который угадывается в посещении Андреем Красного Здания. Подкрепляя свои рассуждения о тоталитарном режиме и диктаторах, авторы ссылаются на исторические события - кровавые политические игры.
В четвертом параграфе мы проанализировали третью часть романа, на страницах которой Андрей занимает должность редактора газеты. Третья часть - переломный момент в структуре романа. Авторы действуют по аналогии с гейгеровским переворотом. Оппозиционная партия Фрица насильственным способом приходит к власти. В городе устанавливается новый порядок, а Андрей становится функционером этого порядка. Но «переворачивается» не только государственная организация. Сам сюжет встает с ног на голову: начиная с третьей части последующие события становятся зеркальным отражением предыдущих.
В пятом параграфе мы пристально рассмотрели Андрея-советника. Здесь мы все-таки замечаем некоторые изменения: он становится частью элитного общества, которое владеет судьбами людей. Став псевдоинтеллигентном (напомним, что интеллигенцию он презирал), главный герой опять попадает в подчинение. На этот раз он подчиняется не только президенту - Гейгеру, но и становится настоящим «рабом массы». В финале мы видим одну из самых ярких зеркальных ситуаций в романе - второе посещение Красного Здания. Именно там главный герой осознает, что его жизнь - это душевное разложение.
В шестом параграфе мы проанализировали пятую, предпоследнюю, часть романа. Итогом анализа стал вывод о том, что Андрей-начальник не способен нести бремя ответственности. Он допускает те же ошибки, что и ранее. Это приводит к гибели всей экспедиции.
В седьмом параграфе мы разобрали шестую часть романа, названную по аналогии с библейским текстом - «Исход». Здесь мы проанализировали сюжет в рамках концепции Ф. Ницше о сверхчеловеке.
Таким образом, мы провели целостный анализ самого неоднозначного произведения А. и Б. Стругацких. Основная особенность романа - помимо сюжетообразующей интертекстуальности - это цикличность. На всех уровнях, как структурно, так и идейно повторяется мотив круга. Это прослеживается буквально в каждом аспекте произведения: все напоминает причудливое фрактальное множество. То есть каждая деталь подобна самой себе, подобна кругу. В эпиграфе интертекстуальная цепочка, каждая часть (последующая отделена от предыдущей временным интервалом и должностью героя) - обособленный этап, который ассоциируется с кругом. А между собой части связываются при помощи зеркальных ситуаций. Финал - это возвращение в начало координат, в точку вербовки.
В итоге получается, что конструктивно роман состоит из шести этапов, пройдя которые, герой оказывается в самом начале. То же самое происходит и внутри романа: последующие части - являют собой зеркальное отражение предыдущих. Таким образом, авторы заставляют нас вместе с героем бесконечно возвращаться туда, откуда все началось. Обреченность, по нашему мнению, заключается в цикличности, ведь это априорное свойство природы. В этом смысле любые результаты обесцениваются. Важно не то, каким станет человек, пройдя первый круг, важно только одно: каким сделается человек, проходя круг последующий. А последующих впереди много.
В перспективе исследование может быть продолжено в нескольких направлениях. С одной стороны, интересно более глубоко и целенаправленно рассмотреть интертекстуальный уровень текста, с другой - включить его в парадигму других произведений Стругацких в аспекте динамики образа главного героя (от коммуниста, штурмующего небо в ранних текстах, к прогрессору и далее - безыдейному Андрею Воронину).



1. Амусин М.Ф. Братья Стругацкие. Очерк творчества. - Израиль: Бесэдер, 1996. - 188 с.
2. Бардасова Э.В. Концепция возможных миров в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б. Стругацких. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Казань, 1995 год. - 159 с.
3. Барт Р Введение в структурный анализ повествовательных текстов. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 512 с.
4. Барт Р Мифологии. - М.: Академический проект, 2008. - 351 с.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
6. Библия. - М.: Российское Библейское Общество, 2007. - 1057 с.
7. Богин Г.И. Филологическая герменевтика. - М.: Калинин, 1982. — 86 с.
8. Бондарь, О. А. "Град обреченный" братьев Стругацких: пространственно-временная организация и жанровое своеобразие // Актуальные вопросы филологической науки 60, с.60, с. I века. - 2013. - С. 66-74.
9. Борода Е.В. Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Тамбов, 2007. - 173 с.
10. Борода Е.В. Испытание властью как фактор становления характера героя в романе братьев Стругацких «Град обреченный» // Русская словесность. Научно-теоретический и методический журнал. - 2009.- С. 37-42.
11. Брандис, Е.П. Советский научно-фантастический роман / Е.П. Брандис. - Л.: Наука, 1959. - 46 с.
12. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман. - М.: Наука, 1970. - 120 с.
13. Быков Д. Стругацкие. Почему обречен град обреченный // Лекторий «Прямая речь». - 2013. - аудиолекция. [электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.pryamaya.ru/dmitriy_bykov_lektsiya_strugatskie_pochemu_obrechen
_grad_obrechennyy (Дата обращения: 10.04.2019)
14. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1986.
- 404 с.
15. Вишневский Б.Л. Аркадий и Борис Стругацкие. Двойная звезда. - М.: Terra Fantastica, 2003. - 384 c.
16. Володихин, Д.М. Братья Стругацкие / Д.М. Володихин, Г.М. Прашкевич. - М.: Молодая Гвардия, 2012. - 350 с.
17. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - 608 с.
18. Галич А. Поколение обречённых. - М.: Франкфурт-на-Майне: Посев, 1972. - 304 с.
19. Галич А. Я верил в чудо. - М.: Периодика, 1991. - 240 с.
20. Геллер Л.В. Вселенная за пределами догмы: Размышления о сов. фантастике. - Лондон, 1985. - 444 с.
21. Генис А.А., Вайль П.Л. 60-е: мир советского человека. - М.: АСТ, Corvus, 2013. - 432 c.
22. Грибоедов А. Горе от ума. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 174 с.
23. Гройс Б.Е. Искусство утопии. - М.: Художественный журнал, 2003. - 360, c. с.
24. Десятов В. В. Искусство (после) шока: формирование
художественного мира В. Набокова // Человек и филология. - 2015. - С. 7-18.
25. Евангелие от Иуды. [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://apokrif.fullweb.ru/gnost/ev-iuda.shtml(Дата обращения: 14.02.20)
26. Изотов В.П., Изотова И.В. Некоторые филологические подробности фантастического творчества братьев Стругацких. - Орёл: Орион, 2002. - 61 c.
27. Кайтох В.М. Братья Стругацкие: очерк творчества. - М.: АСТ, 2003.
- 608 c.
28. Катаев В. П. Трава забвенья. - М.: Детская литература, 1967. - 60, c.2 с.
29. Катаев В. П. Радиожирафф. - М.: Радуга, 1927. - 9 с.
30. Кац Р.С. История советской фантастики, 3-е изд. - СПб.: С.-Петерб. унта, 2004. - 204 е.
31. Кесарийский А. Толкование на Апокалипсис. - М.: Правило веры, 2013. - 272 с.
32. КОММЕНТАРИИ к Мирам братьев СТРУГАЦКИХ. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusf.ru/abs/ludeni/go.htm(Дата обращения: 14.04.20)
33. Косидовский З. Библейские сказания; Сказания евангелистов. - М.: Политиздат, 1991. - 479 с.
34. Кузнецова А.В. Рецепция творчества братьев Стругацких в критике и литературоведении: 1950-1990-е гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Москва, 2004. - 248 е.
35. Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Москва, 1993. - 199 е.
60. Лейдерман Н. Л. Современная русская литература 1950-1990-е годы: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2 т. - М.: Академия, 2003. - 413 с.
37. Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. Кн. 1. - М.: Издательство АСТ, 2004. - 591 с.
38. Лем С. Фантастика и футурология: в 2 кн. Кн. 2. - М.: Издательство АСТ, 2004. - 667 с.
39. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С.74-87.
40. Лотман М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Александра, 1993. - 496 с.
41. Любимова А.Ф. Жанр антиутопии в ХХ веке: содержательные и поэтологические аспекты: учеб. пособие по спецкурсу / А.Ф. Любимова. - Пермь: ПГУ, 2001 - 91 с.
42. Ляпунов Б.В. В мире фантастики. - М.: Книга, 1975. - 207 с.
43. Надежкина Т.О. Три мифа Стругацких: монография. - Владивосток: Морской гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского, 2010. - 197 с.
44. Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики / Е.М. Неёлов. - Л.: издательство ленинградского университета, 1986. - 200 с.
45. Некрасов С.А. Власть как насилие в утопии Стругацких: опыт
деконструкции [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rusf.ru/abs/rec/rec01.htm(дата обращения 10.05.2020).
46. Неронова И.В. Художественный мир и его конструирование в творчестве
А.Н. и Б.Н. Стругацких 1980-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Ярославль, 2015. - 209 с.
47. Ницше Ф. сочинения в 2 томах. Том 2. - М.: Мысль, 1990. - 883 с.
48. Новый завет. - М.: Протестант, 1990. - 60, с.6 с.
49. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: РГГУ, 1994. - 160, с. с.
50. Платонов А. Котлован. - М.: АСТ, 2019. - 192 с.
51. Повесть временных лет. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 544с.
52. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 3-е изд. Том 2: Стихотворения 1820 (юг) - 1826. - М.: Наука, 1963—1965. - 462 с.
53. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 3-е изд. Том 4: Поэмы. Сказки. - М.: Наука, 1963—1965. - 599 с.
54. Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста. - М: АСТ, 1998. - С. 301-316.
55. Ревич, В. Перекресток утопий: судьбы фантастики на фоне судьбы страны / В. Ревич. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 458 с.
56. Рерих Н. Нерушимое. - М.: Эксмо-пресс, 2003. - 60, с.1 с.
57. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с
58. Северова Н.Г. Художественный мир Стругацких: Факультатив по литературе. - Екатеринбург: АМБ, 2001. - 98 с.
59. Скаландис А. Братья Стругацкие. - М.: АСТ, 2008. - 459 с.
60. Стругацкий А., Стругацкий Б. Град обреченный. - М.: Текст, 1992. - 347 с.
61. Стругацкий А., Стругацкий Б. Собрание сочинений 1985-1990. Т. 9. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 496 с.
62. Стругацкий А., Стругацкий Б. Хромая судьба / Хищные вещи века. - М.: Книга, 1990. - 486 с.
63. Стругацкий Б.Н. Комментарии к пройденному. - М.: АСТ, 2018. - 318 с.
64. Тамарченко Е.Д. Социально-философский жанр современной научной фантастики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Донецк, 1969. - 60, с.5 с.
65. Тельпов Р.Е. Особенности языка и стиля прозы братьев Стругацких. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Москва, 2009. - 244 с.
66. Уэллек, Р. Теория литературы / Р. Уэллек, О. Уоррен. - М.: «Прогресс», 1978. - 326 с.
67. Федер Е. Фракталы. - М.: Мир, 1991. - 254 с.
68. Фролов А. В. Ницшеанские мотивы в повести Аркадия и Бориса Стругацких «Град обреченный» // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. - 2012. - С. 85-88.
69. Фролов А. В. Повесть братьев Стругацких «Град обреченный»: от Люцифера к Пифагору // Молодой ученый. - 2012. - С. 250-255.
70. Фролов А. В. Трансформация мироощущения героя и автора в процессе творческой эволюции Аркадия и Бориса Стругацких («Далекая Радуга» - «Улитка на склоне» - «Град обреченный»). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Брянск, 2016 год. - 221 с.
71. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М.: Гнозис, 1993.
- 464 с.
72. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. - 438 с.
73. Хемницер И.И. Полное собрание стихотворений. - М.: Советский писатель, 1963. - 359 с.
74. Чернец Л. В. Введение в литературоведение / учебник под редакцией Чернец Л. В. - М.: Академия, 2012. - 720 с.
75. Шек А.В. Своеобразие фантастики А. и Б. Стругацких // Труды СГУ им. А. Навои. Новая серия. Вып. 200. - Самарканд: Изд-во СГУ, 1972. - 310 с.
76. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М.: Просвещение, 1992. - 479 с.
77. Эко У Как написать дипломную работу. - М.: Книжный дом «Университет», 2003. - 239 с.
78. Christopher Marlowe. «Hero and Leander». [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.poetryfoundation.org/poems/44674/hero-and-leander(Дата обращения: 5.05.20)
79. Howell Y. «Apocalyptic Realism: The Science Fiction of Arkady and Boris Strugatsky». - New York, Bern, Berlin, Frankfurt/M, Paris, Wien: Lang, 1994. (Russian and East European studies in aesthetics and the philosophy of culture). - 60, c. 171 p. (в переводе А. Кузнецовой. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fan.lib.ru/a/ashkinazi_l_ a/te60, c.t_2110.shtml (дата обращения 9.06.2019)).
80. OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким «Град обреченный». - 1998. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusf.ru/abs/int_t03.htm(Дата обращения: 15.07.19)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ