Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие IT компетенций педагогов в условиях внедрения онлайн обучения

Работа №91147

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информационные системы

Объем работы86
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы формирования IT-компетенций педагогов 7
1.1. Содержание и сущность IT-компетенций педагога 7
1.2. Сущность и особенности онлайн обучения 15
1.3. Составляющие IT-компетенции педагога, необходимые для организации
онлайн обучения 21
Глава 2. Опытно-экспериментальное апробирование программы развития IT -компетенций педагогов 33
2.1. Диагностика сформированное™ IT-компетенций педагогов 33
2.2. Организация экспериментальной работы по формированию IT-
компетенций педагогов 47
2.3. Оценка и интерпретация результатов опытно-поисковой работы 51
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения 69


Одним из приоритетных направлений социального развития любого государства является воспитание молодежи, поскольку от него зависит будущее страны, а также дальнейшая передача и приумножение культурных ценностей, традиций, знаний последующим поколениям. При этом на первый план выходит педагог, прошедший комплексную систему подготовки, поскольку высококвалифицированные педагоги имеют максимальную способность к генерации и реализации новых идей, применению современных научных знаний, техники, а также методов обучения и управления.
Учителю недостаточно раз и навсегда освоить специальность, необходимо непрерывное развитие в виде повышения квалификации и (или) дополнительного образования и переобучения. В частности, необходимо постоянно развиваться в сфере IT-компетенции, поскольку полноценное современное образование предполагает комплексное использование учителями ИКТ на уроках, вне зависимости от предмета [6].
Необходимость развития IT-компетенций педагогов продиктована изменениями учебного процесса, обусловленными повышением возможностей компьютерной техники, программной продукции и за счет новых информационных технологий педагогического назначения, способствующих повышению эффективности онлайн обучения, введенного на основании приказа МОН РК «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования» от 14.03. 2020г № 108 [1], приказа руководителя Управления образования ВКО №137 от 14.03.2020 г. и постановления Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг, Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения РК №20 от 12.03.2020г «Об усилении мер по недопущению распространения короновирусной инфекции».
Изучению проблем формирования и повышения уровня ИКТ компетентности педагогического персонала образовательного учреждения посвящены работы Солдатовой Г., Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковой В., Аристовой М.П., Ильиной Н.В., Штины М.Ю., Титовой С.В., Мельничук Н.Г., Афанасенковой Л.М., Орловой Е.К., Соколова О.И., Стариченко Б.Е. и др [10].
Вместе с тем, в данных работах недостаточно описаны вопросы, связанные с развитием IT-компетенции педагогических работников, необходимых в условиях онлайн обучения.
Целью исследования является практическая проверка возможности развития IT-компетенций педагогов с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного образования по месту работы и «без отрыва от производства».
При достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: развитие IT компетенций педагогов в условиях внедрения онлайн обучения возможно если:
- соблюдать принципы системности, непрерывности, деятельности, саморазвития;
- использовать профессионально-значимые приемы и способы как индивидуальной, так и совместной деятельности для организации повышения квалификации по месту работы и без отрыва о производства.
Объект исследования - онлайн обучение.
Предмет исследования - развитие IT-компетенций педагогов в условиях онлайн обучения.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1. Изучить содержание и сущность IT-компетенций педагога.
2. Определить составляющие IT-компетенции педагога, необходимые для организации онлайн обучения.
3. Разработать программу краткосрочного учебного курса «Развитие необходимых для организации онлайн обучения IT-компетенций педагогов в условиях повышения квалификации по месту работы без отрыва от производства».
4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по апробированию программы развития IT-компетенций педагога.
Методологическую основу исследования составили: диалектическая теория познания о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; системный подход к изучению и организации педагогических процессов; теоретические основы информатизации образования; общие положения компетентностного подхода; теория дистанционного обучения [12].
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ и обобщение положений психолого-педагогической науки, информатики, информатизации образования, теории педагогического эксперимента; изучение и анализ опыта преподавания различных дисциплин с применением ИКТ, а также дисциплин психолого-педагогической направленности; эмпирические методы, включающие анализ и обобщение опыта работы учреждений профессионального образования по совершенствованию IT-компетенции учителя, а также онлайн обучения [5].
В ходе исследования применялось также анкетирование, интервьюирование, прямое и косвенное наблюдение, экспертная оценка, самооценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в отличие от работ Е.К. Хеннера, Л.М. Афанасенковой, Н.Ю. Гончаровой, Н. Н. Букиной, в настоящем исследовании рассматривается возможность развития IT- компетенции педагогического коллектива в условиях онлайн обучения по месту работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие IT-компетенции педагогов и определен круг необходимых навыков для организации онлайн обучения. Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические результаты доведены до уровня практического применения. Разработана программа краткосрочного обучающего курса по развитию IT-компетенции педагогов, адаптированную для проведения без отрыва от производства.
Апробация и внедрение осуществлялась в процессе опытно-поисковой работы в КГКП "Риддерский аграрно-технический колледж Управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата" города Риддер Восточно-Казахстанской области в 2020-2021 гг.
Исследование изложено на 75 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 40 источников, пяти приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленной в работе целью, были решены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить структуру и содержание IT-компетентности педагогического персонала образовательного учреждения. Рассмотрев существующие трактовки понятия IT -компетентность была выделена общая трактовка, согласно которой: IT - компетентность - это знание информационных и коммуникационных технологий и умение их использовать в практической деятельности, развивая и совершенствуя.
2. Определены составляющие IT-компетенции педагога,
необходимые для организации онлайн обучения. Было выявлено, что для организации онлайн обучения педагогическому коллективу необходимы следующие составляющие:
1) Навыки работы в образовательном Интернет-портале и/или информационной системы со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся.
2) Навыки проведения видеоконференций.
3) Использование интерактивных сервисов.
4) Создание видеоуроков.
3. Разработна программа краткосрочного учебного курса «Развитие необходимых для организации онлайн обучения IT-компетенций педагогов в условиях повышения квалификации по месту работы без отрыва от производства».
4. Осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробированию программы развития IT-компетенций педагога.
Результаты опытно-поисковой работы позволили выявить, что разработанная методика обеспечивает формирование общепользовательской IT-компетенции педагогов, необходимой для организации онлайн обучения.
В заключении отметим, что процесс формирования IT-компетенции педагогов носит развивающий характер. В конечном счете учитель- предметник должен обладать предметно-педагогической IT-
компетентностью, т.е. уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их эффективному внедрению в образовательную деятельность.



1. Приказ МОН РК «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования» от 14.03. 2020г № 108.
2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Министерства здравоохранения РК №20 от 12.03.2020г «Об усилении мер по недопущению распространения короновирусной инфекции».
4. Андреев, А.А. Введение в интернет образование: учеб. пособие / А.А. Андреев. - М.: ЛОГОС, 2003. - 76 с.
5. Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 923-926.
6. Афанасенкова Л.М. Дистанционные формы повышения квалификации, как средство развития профессионализма педагога // "Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании"(сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе») // Образовательный портал «Мой университет»
7. Бабакова Т.А., Левина О.Р. Открытый университет как феномен образования взрослых. Научный электронный ежеквартальный журнал Непрерывное образование: XXI век Выпуск 2 (14), Summer 2016.
8. Бачурина Л. А. Многофакторная модель ИКТ-компетентности педагогического работника / Л. А. Бачурина, Н. В. Ярчикова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.1. - С. 49-52.
9. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник ЮУрГУ. - 2012 - № 14. - С. 86-91.
10. Власова В.К. Специфика проектирования современной информационной образовательной среды // Образовательные технологии и общество. - 2010. - №2. - С. 269-273.
11. Галанов А.Б. Модель формирования ИКТ-компетенций у учителей
// [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.irorb .ru/files/magazineIRO/2011 _2/7. pdf
12. Денисова И.А. Облачные сервисы в образовании / И.А. Денисова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. - 2012. - №9¬10.
13. Дирксен, Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Джули Дирксен; пер. с англ. Ольги Долговой. - М., 2013.
14. Драйден, Г. Революция в обучении: пер. с англ. / Г. Драйден, Дж. Вос. - М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. - 672 с.
15. Дьяконов Б.П., Игошев Б.М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде // Вестник ЧГПУ. - 2014. - №5. - С. 59-69. 104
16. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа
Интернетобразования учителя: тезисы доклада // Международная
научнопрактическая конференция RELARN-2004.
17. Захарова О.А. Развитие корпоративного обучения: от «e-learning» до «welearning» // Образовательные технологии и общество. - 2013. - №2. - С. 529-546.
18. Иванова О.Н. Проблема выбора методов обучения с помощью ИКТ Текст. / О.Н. Иванова // Информатика и информационные технологии в образовании: Материалы городской научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2009. С. 108-110.
19. Игошев Б.М., Дьяконов Б.П. Новые компетенции педагога в современной информационно-образовательной среде // Педагогическое образование в России. - 2013. - №4. - С. 248-251.
20. Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО / Информационные и коммуникационные технологии в образовании // URL: http://rusere.ru/upload/ikt-edu.pdf (дата обращения: 22.02.2018).
21. Колмакова О.О. Облачное обучение и облачный преподаватель // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы Тринадцатой открытой Всеросс. конф. (г.Пермь, 14-15мая 2015 г.), Перм. гос. нац. исслед. Ун-т. - Пермь, 2015. - С. 149-150
22. Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование - XXI. 2008. № 1. С. 3-5
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ