Введение 3
Глава 1. Языковая личность и речевой портрет: проблемы изучения 5
1.1. Языковая личность и ее речевой портрет 5
1.1.1. Речевые стратегии и тактики в структуре речевого портрета личности 16
1.2. Понятие «просторечие» в отечественной лингвистике 20
1.3. Опыт изучения речевых портретов носителей русского просторечия 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Речевые портреты жителей села Камышенка 29
2.1. Краткие сведения из истории села 30
2.2. Методика составления и сравнительного анализа речевых портретов
носителей современного просторечия 31
2.3. Речевой портрет носителя просторечия старшего возраста 37
2.4. Речевой портрет носителя просторечия среднего возраста 48
2.5. Речевой портрет носителя просторечия молодого возраста 51
2.6. Сравнительный анализ речевых портретов носителей просторечия
разных возрастов 57
Выводы по главе 2 59
Заключение 62
Библиографический список 63
Приложение 1 72
Приложение 2 80
Приложение 3
Антропоцентрическая ориентация современной лингвистики определила повышенный интерес к языковой личности носителя современного русского языка и ее разнообразным проявлениям. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен интересом к изучению разговорной речи, с одной стороны, и к описанию речевых портретов представителей разных типов речевой культуры - с другой. Актуальность данной работы заключатся в наблюдении за динамикой устной разговорной речи, накоплении опыта описания индивидуальных особенностей речи представителей различных речевых культур.
Объектом нашего исследования является устная монологическая речь жителей села Камышенка Петропавловского района Алтайского края. В качестве предмета исследования выступают языковые и дискурсивные особенности устной речи некоторых членов указанного языкового коллектива. Целью исследования является сравнительное описание языка и манеры речи информантов, проживающих в селе Камышенка. Для этого привлекаются данные о характере современного русского просторечия (языковой аспект), свойственного жителям алтайского села, об особенностях устной речи, в сравнении с письменной, а также речевых стратегиях и тактиках построения устного монологического дискурса.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) изучение литературы по интересующей теме;
2) сбор и анализ речевого материала;
3) описание особенностей речи информантов в области фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса;
4) описание особенностей нарративных стратегий в речи информантов;
5) сравнительный анализ полученных данных.
Методической базой для нашего исследования послужили работы таких авторов, как и Ю. Н. Караулов, Л. П. Крысин, К. Ф. Седов, Т. П. Тарасенко, В. И. Карасик, Г. Г Матвеева и др.
Материалом исследования служат произведения устной монологической речи жителей села Камышенка различного пола и возраста на интересующие их темы.
В работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, интерпретация, наблюдение) и лингвистические (интервьюирование и речевое портретирование, представляющее собой комплексную характеристику речи информантов на разных языковых уровнях).
Теоретическую значимость работы определяет вклад, вносимый в развитие исследований речевых портретов носителей просторечия, а также описание нарративных стратегий устной речи.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в исследованиях речевого портрета и нарратива в устной речи, в курсах по современному русскому языку, культуре речи, в спецкурсах по психо- и социолингвистике, а также при речевой идентификации личности в рамках судебного автороведения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 96 источников, из которых 2 на английском языке, трех приложений и оптического диска с аудиозаписями.
Подводя итоги нашего исследования, отметим, что нами были достигнуты основные цели и выполнены поставленные задачи.
В теоретической части магистерской диссертации освещены основные вопросы, относящиеся к теме.
В ходе исследования нами была подтверждена ранее заявленная гипотеза: на низших уровнях языка наблюдаются черты просторечия -1 у всех трех информантов, а на высших (лексическом и синтаксическом) черты просторечия-2.
Более ярко черты просторечия-1 наблюдаются в речи представителей старшего поколения, черты просторечия-2 - в речи информантов молодого возраста. Таким образом, в речи старших информантов проявляются преимущественно фонетические просторечные черты, а в речи младших - преимущественно синтаксические.
Три информанта реализуют различные нарративные стратегии, что дает возможность выдвигать гипотезу об относительной независимости видов дискурсивной деятельности от типов речевой культуры индивида.
Погрешности исследования могут заключаться в объеме исследованных текстов (от 0,5 страницы до 8 страниц записей текстов), а также в тематической неоднородности текстов.
Говоря о проделанной нами работе в целом, следует отметить, что поставленный вопрос был изучен весьма подробно, с привлечением множества авторитетных источников. Различные подходы к этому вопросу были обобщены и систематизированы.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном изучении речевых портретов и нарративных стратегий устной речи на примере отдельных языковых коллективов.