ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РЕЧЕВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ: ПОНЯТИЙНЫЙ
АППАРАТ 6
1.1 Понятие «дискурс» и виды дискурса 6
1.2 Понятие речевого воздействия. Приемы речевого воздействия 12
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ В
ДИДАКТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 17
2.1 Анализ синтаксических конструкций речевых приемов обучения 17
2.2 Анализ семантики речевых приемов обучения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
В настоящее время тема дискурса изучена многими исследователями- лингвистами. Среди видов дискурса выделяют (мы будем опираться на классификацию В.С. Григорьевой): аргументативный, информационный, экспрессивный, социально-ритуальный. В нашей работе поставлена проблема необходимости выделения еще одного вида дискурса - дидактического, который находится на пересечении убеждающего и информационного дискурса. Особенности вида каждого дискурса уже исследовались многими учеными (В.С. Григорьева, О.С. Иссерс и др.), чем и обусловливается актуальность данной работы.
Материалом нашей работы является книга популярного российского психолога М.А. Лабковского «Хочу и буду», где описаны шаги приобретения психологических навыков.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является исследование речевых приемов обучения в дидактическом дискурсе, что, в свою очередь, встраивается в проблему необходимости выделения дидактического дискурса среди всех прочих видов. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
5) проанализировать научную литературу по проблеме;
6) проанализировать материал книги М.А. Лабковского и найти в нем речевые приемы обучения;
7) составить список используемых речевых приемов обучения;
8) обосновать, что использование этих речевых приемов обучения позволяет нам говорить о существовании еще одного вида дискурса - дидактического.
Объект исследования: дидактический дискурс.
Предмет исследования: речевые приемы обучения в дидактическом дискурсе.
Гипотеза исследования: речевые приемы обучения формируют дидактический дискурс в качестве отдельного типа дискурса, так как инструментально сочетают в себе реализацию функций убеждения, внушения и информирования.
Методы исследования: абстрагирование, анализ, обобщение.
Методика исследования:
- анализ семантики слов;
- анализ синтаксических конструкций предложений;
- установка корреляции значения лексемы и синтаксической конструкции с речевыми приемами обучения.
Единицы анализа:
- семантика лексической единицы и семантика контекста;
- синтаксическая конструкция предложений.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части(состоящей из двух глав), заключения и библиографического списка. Первая глава «Речевые инструменты обучения: понятийный аппарат» состоит из параграфов: «Понятие “дискурс” и виды дискурса»; «Понятие речевого воздействия. Приемы речевого воздействия». Вторая глава «Исследование речевых приемов обучения» состоит из параграфов: «Анализ синтаксических конструкций речевых приемов обучения»; «Анализ семантики речевых приемов обучения».
Подводя итоги, можно утверждать, что цель нашей работы - обоснование необходимости выделения дидактического дискурса - достигнута. Гипотезой исследования было утверждение, что дидактический дискурс - это синтез информационного и аргументативного дискурса, а значит приемы дидактического дискурса - это не что иное как приемы аргументации и информирования. Следовательно, дидактический дискурс уникален лишь тем, что соединяет в себе приемы двух вышеназванных дискурсивных типов, которые были описаны в науке ранее.
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась: действительно, дидактический дискурс вбирает в себя приемы аргументативного и информмативного типов дискурса, а значит стоит на стыке этих двух дискурсивных типов, следовательно, есть основания для его выделения в отдельный дискурсивный тип.
В ходе исследования нашего материала мы нашли в нем тактики, описанные В.С. Григорьевой, характерные как для аргументативного дискурса, так и для информационного. Эти тактики следующие: утверждение, вопрос, совет, предложение.
Эти речевые тактики, которые обнаружились в материале, мы подробно разобрали с синтаксической и семантической позиций, чтобы увидеть их устройство с точки зрения языка.
Так, в ходе синтаксического анализа тактик выявлено, что чаще всего для тактики утверждения автор использует эллипсис (для придания высказыванию емкости, категоричности и акцентуации внимания на ключевых моментах), вопросно-ответную форму рассуждений (для удержания читательского внимания), восклицательные предложения (благодаря которым передается авторская убежденность), передачу чужой речи (для повышения иллюстративности приводимых примеров), риторические вопросы (для придания экспрессивности утверждению, содержащемуся в них), цитирование известных личностей (для подкрепления авторской точки зрения), использование риторического вопроса в качестве итога предыдущим утвердительным высказываниям (с целью внушения читателю авторского мнения), парцелляция (служит акцентированию внимания на важных идеях), многоточие в конце высказываний (с целью активизации самостоятельного мышления читателя). Для реализации тактики «предложение» автор использует односоставные безличные предложения с отсутствием распространяющих членов, что выражает авторскую категоричность, отсутствие сомнений в высказываемом, отсутствие намерения доказывать свои тезисы, предложение реципиенту принять их на веру. Тактика «совет» проявлена в использовании следующих конструкций: утвердительные предложения в повелительном наклонении; вопросительные высказывания, являющиеся по смыслу утвердительным (риторический вопрос), что придает тактике совета большую суггестивность; вопросно-ответная форма авторского повествования для создания суггестивных эффектов внушения и убеждения читателя в своей правоте. Тактика «вопрос» состоит из ряда вопросительных предложений, которые призваны побудить читателя к рефлексии и самодиагностике.
Так, в ходе семантического анализа тактик было выявлено, что чаще всего для тактики утверждение автор использует такие приемы, как «усиление», «разъяснение», «контраст», «апелляция к авторитету», «предупреждение о последствиях». Для реализации тактики «совет» используются приемы «дачи указаний» и «разъяснения»; в тактике «предложение» - «сообщение нового способа действий»; в тактике «вопрос» - прием «понуждение к рефлексии».
Результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего более глубокого исследования дидактического дискурса.
1. Агаджанян, Р.В. Риторические приемы суггестивного воздействия в материалах разных дискурсивных практик [Текст] / Р.В. Агаджанян // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей по материалам III Всероссийской научной конференции молодых ученых с международным участием (8 февраля 2013 г.). Ч. 1. - Екатеринбург: УрФУ, 2013.
2. Агаркова, О.А. Коммуникативные стратегии и тактики комплиментарных высказываний [Текст] / О.А. Агаркова // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
4. Базылев, В.Н. Российская лингвистика XXI века: традиции и новации [Текст] / В.Н. Базылев. - М.: Изд-во СГУ, 2009.
5. Беляева, И.В. Феномен речевой манипуляции: лингвоюридические аспекты: автореф. дис.... д-ра. филол. наук. [Текст] / И.В. Беляева. - Ростов-н/Д, 2009.
6. Брутян, Г.А. Аргументация [Текст] / Г.А. Брутян / Под ред. Э. Б. Маркаряна. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984. - 105 с.
7. . Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /. Л.С. Выготский/ Изд. 5, испр . - М.: Лабиринт, 1999.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский/ // Сборник: Психология мышления (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др.,) - М., «Аст»; «Астрель», 2008.
9. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика. [Текст] /. С.Ю. Головин 2-е изд. - Минск: Харвест, 2003.
10. Григорьева, В.С. Дискурс как элемент коммуникативного процесса: прагмалингвистический и когнитивный аспекты [Текст] / В.С. Григорьева. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. - 288 с.
11. Гришечко, Е.Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия [Текст] / Е.Г. Гришечко // Гуманитарные и социальные науки, 2008. № 4.
12. Денисюк, Е.В. Манипулятивное речевое воздействие: коммуникативно-прагматический аспект: автореф. дис.... канд. филол. наук / [Текст] / Е.В. Денисюк. - Екатеринбург, 2004.
13. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. [Текст] / Н.И. Жинкин
-М., 1982..
14. Залевская, А.А. Индивидуальное знание: Специфика и принципы функционирования. [Текст] / А.А. Залевская - Тверь, 1992.
15. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику. [Текст] / А.А. Залевская .2-е изд. испр. и доп. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007.
16. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 1999.
17. Зубкова, О.С. Условия возникновения метафоры [Текст] / О.С. Зубкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011. №5(1).
18. Зубкова, О.С. а Метафора в профессиональной семиотике: монография. [Текст] / О.С. Зубкова. - Курск, Изд-во Курск.гос.ун-та, 2011.
19. Зубкова, О.С. б Лингвосемиотика профессиональной метафоры: автореф. дис. ... д-ра филол. наук [Текст] / О.С. Зубкова. - Курск, 2011.-48 с.
20. Зубкова, О.С. в Условия возникновения метафоры [Текст] / О.С. Зубкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011. №5(1).
21. Иноземцева, Ю.А. Языковое манипулирование в ответных реакций диалога [Текст] / Ю.А. Иноземцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. №90.
22. Иссерс, О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: изд. 5-е. [Текст] / О.С. Иссерс - М.: Издательство ЛКИ, 2008.
23. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2003.
24. Карпова, Ю.А. Средства выражения эмотивно-эмпатийного взаимодействия в условиях речевого общения [Текст] / Ю.А. Карпова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2011. - №4.
25. Карпушина, Л.В. Психолингвистические аспекты изучения личностных ценностей [Текст] / Л.В.Карпушина // Вестник Самарской гуманитарной академии. - Серия: Психология. - 2008, № 1.
26. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. [Текст] / М.Кастельс - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
27. Кинцель, А.В. Психолингвистические механизмы речевого воздействия [Текст] / А.В. Кинцель // Известия Алтайского государственного университета, 2013. № 2 (78), Том 2.
28. Ковешникова, М.Н. Речевая манипуляция и приемы речевого манипулирования [Текст] / М.Н. Ковешникова // XVIII Царскосельские чтения: материалы междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2014 г. / Под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: Ленингр. гос. ун-т, 2014. - Т. I.
29. Кожина, М.Н. Диалогичность как категориальный признак письменного научного текста / [Текст] / М.Н. Кожина / Очерки научного стиля русского литературного языка XVIII - XX вв. Т. 2. Стилистика научного текста (общие параметры). Ч. 2. Категории научного текста: функционально-стилистический аспект. - Пермь, 1998.
30. Кондоба, М.В. К проблеме определения понятия «контрманипуляция» в аспекте теории речевого воздействия [Текст] // М.В. Кондоба // Экология языка и коммуникативная практика, 2015.
31. Кузьменко-Наумова, О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. [Текст] / О.Д.Кузьменко-Наумова. - Куйбышев: КГПИ, 1980.
32. Леонтьев, А.А. Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1972.
33. Леонтьев, А.А. Психология общения. [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Смысл, 1999.
34. Лурия, А. Р. Язык и сознание. [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979
35. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.
36. Мегентесов, С.А., Мохамад, И. Лингвистические аспекты психического воздействия и приемов манипуляции. [Текст] / С.А.Мегентесов, И. Мохамад. - Краснодар, 1997.
37. Мещерякова, Н.В. Языковой аспект социальной рекламы [Текст] / Н.В. Мещерякова // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2009. Выпуск № 4.
38. Новиков, А.И. Семантика текста и ее формализация. [Текст] / А.И. Новиков - М.: Наука, 1983.
39. Оломская, Н.Н. Роль контекста визуальной коммуникации средств массовой коммуникации в формировании социокультурной ситуации как социально направленной категории [Текст] / Н.Н. Оломская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2010. - № 1.
40. Паршин, П.Б. Речевое воздействие: основные формы и разновидности [Текст] // Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова, А.Н. Баранов, П.Б. Паршин [и др.]. - М.: Издат. дом Гребенникова, 2000.
41. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М.: Наука, 1979.
42. Панфилова А. II. Теория и практика общения.
43. Рогозина, И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. [Текст] / Рогозина Ирина Владимировна. - Барнаул, 2003.
44. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие. [Текст] / И.А. Стеринин. - Воронеж: Истоки, 2001.
45. Стернин, И.А. Речевое воздействие как теоретическая и прикладная наука [Текст] / И.А. Стернин // Теоретические и прикладные проблемы языкознания. - Воронеж: «Истоки», 2008.
46. Соснина Е.П. Введение в прикладную лингвистику. Ульяновск, 2012.
47. Тарасов, Е.Ф. а Речевое воздействие как проблема речевого общения [Текст] / Е.Ф. Тарасов // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Отв. ред. Ф.М. Березин, Е.Ф. Тарасов. - М.: Наука,1990.
48. Тарасов, Е.Ф. Языковое сознание [Текст] / Е.Ф. Тарасов // Вопросы психолингвистики, 2004. № 2.
49. Ушакова, Т.Н. Психофизиологические механизмы внутренней речи . [Текст] // Т.Н. Ушакова // Психологический журнал, 1980. Т.1, № 4.
50. Ушакова, Т.Н. Проблема внутренней речи [Текст] / Т.Н. Ушакова // Вопросы психологии, 1985. №2.
51. Федорова, Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения [Текст] / Л.Л. Федорова // Вопросы языкознания,1991. № 6.
52. Формановская, Н.И. Речевое общение:
коммуникативно-прагматический подход. [Текст] / Н.И. Формановская.- М.: Рус. яз., 2002.
53. Шелестюк, Е.В. Способы речевого воздействия [Текст] / Е.В. Шелестюк // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы II международной конф. - Пятигорск: ПГЛУиздат, 2009.
54. Шелестюк, Е.В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования: монография. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Е.В. Шелестюк. - М.: Флинта: Наука, 2014.
55. Шиллер, Г. Манипуляторы сознанием. [Текст] / Г. Шиллер. - М.: Мысль-Язык, 1980.
56. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения
57. Чернявская В. Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса. — Москва: Флинта: Наука, 2013
58. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999