Введение 3
Глава 1. Теоретические сведения об ольфакторном коде в культуре 8
1.1 Эволюция концепции запаха в научной картине мира 8
1.2 Роль запаха в мировой культурной парадигме 9
1.3 Запах в русской культуре 11
1.4 Роль запахов в творчестве И.С. Тургенева 15
1.5 Тургенев и Европа 20
Глава 2. Ольфакторная поэтика повести И.С. Тургенева «Затишье» 24
2.1 Женские запахи и их роль в повести И.С. Тургенева «Затишье» 24
2.2 Мужские запахи в повести в повести «Затишье» 26
2.3 Природные запахи и их роль в повести «Затишье» 27
2.4 Роль запаха датур в повести «Затишье» 29
Глава 3. Ольфакторный код повести «Несчастная» 33
3.1 Искусственные запахи в повести «Несчастная» 33
3.2 Роль запаха амбры в повести «Несчастная» 35
Глава 4. Ольфакторный код повести «Вешние воды» 38
4.1 Женские запахи и их роль в повести «Вешние воды» 38
4.2 Мужские запахи и их роль в повести И.С. Тургенева «Вешние воды»39
4.3 Искусственные запахи и их роль в повести «Вешние воды» 41
4.4 Природные запахи и их роль в повести И.С. Тургенева «Вешние
воды» 42
Заключение 44
Библиографический список 47
В конце XX - начале XXI веков интерес к ольфакторному восприятию индивида резко возрастает. Например, в биологии и медицине осуществляются исследования, связанные с физиологическим воздействием пахучих веществ на живой организм, а в психологии и сексологии рассматриваются эмоциональнее реакции на тот или иной аромат. Проводятся не только научные исследования запахов (медицина, нейрофизиология, психология), но и лингвистические. С.В. Царева пишет: «Возрастает интерес к вопросам вербализации концепции «запах» в лингвистических работах и специфике обонятельных героев художественных произведений» [Царева, 2018, с. 3].
В научной парадигме язык перцепции выдвигается на первый план: «значительную роль начинают играть образы и мотивы, основанные на иных восприятиях - тактильных, температурных, моторных, вкусовых и др. Образно-поэтический язык запаха составляет значительный слой в эстетике и художественной практике» [Рогачева, 2011, с. 40]. Душевное состояние и порой даже поступки героя могут быть объяснены обонятельными образами, которые буквально «живут» вместе с ним.
Запахи играют важную роль и в повседневной жизни. Впечатление - «это мысль, пропущенная сквозь образ, запах» [Костяев, 2007, с. 25] и только человек может вложить в обонятельное ощущение смысл, оценить его глубину и емкость. Именно поэтому парфюмерия становится популярной в те эпохи, когда человек посредством запахов может заявить о себе, может показать, что он не такой, как все, может рассказать о своей индивидуальности без слов. В этой связи вспоминается роман П. Зюскинда «Парфюмер». На этом играют маркетологи, создавая рекламные кампании, опирающиеся на обонятельные ощущения аудитории. Такая реклама вызывает у человека потребность выбора запаха, который подчеркнет его индивидуальные особенности. Кроме того, все чаще и чаще мы встречаем запахи на страницах глянцевых журналов, каталогов косметических брендов.
Запах индивида в современном мире имеет «высоко регулятивное значение» [Бессчетнова, 2016, с. 27], ведь аромат наносится с определенной целью (человек знает, когда, где и как он должен пахнуть).
В художественной литературе изучение запахов началось сравнительно недавно. Благодаря интерпретации запахов, мы можем распознать особенности характера литературного героя, подобрать «ключ» к загадочному миру человеческой природы, сделать выводы о взаимоотношениях между героями, а порой даже предвосхитить судьбу персонажей.
Обобщая вышесказанное, мы постоянно встречаемся с задачей осмысления и интерпретации запахов, как в повседневной жизни, так и в науке. Этим и обусловлена актуальность работы.
В научных работах последних лет наблюдается повышенная интенсификация изучения в литературе запахов как важной составляющей художественного мира.
Важной вехой в исследовании запахов является большая антология в двух томах «Ароматы и запахи в культуре», вышедшая в 2003 году в издании НЛО, а также ее дополнение переиздание в 2010 году.
Изучение ольфакторной лексики, когнитивных механизмов формирования ольфакторных значений, языковая репрезентация концепта «запах» (Т.И. Бельская, Н.Л. Зыховская), а также наиболее ценная для нашего исследования группа источников, ориентированных на анализе одорического пространства в произведениях И.С. Тургенева (Е.Н. Фадеева, Н.А. Рогачева).
И.С. Тургенев - автор, который был очень внимателен к запахам. В его картине мира и творчестве они занимают значительное место.
Умение прочувствовать и «заглянуть» в души героев - особенность И.С. Тургенева как писателя. Он подчеркивает особенности дворянской усадьбы, точно и всесторонне передает атмосферу своей эпохи. Исследователями подчеркивается «тайный психологизм» автора, а также способы его выражения. Об этой удивительной черте говорили еще его современники. М.Е. Салтыков-Щедрин пишет П. В. Анненкову (письмо от 3 февраля 1859 г.): «Да и что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Но ведь это будут только общие места, а это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом...» [Салтыков- Щедрин, 1975, с. 212].
Более точно эту особенную чувственность И.С. Тургенева описал литературный критик начала XX в. А.А. Измайлов: «Додэ еще в ранних писаниях Тургенева поразила его чуткость не только зрительная, но и обонятельная» [цит. по: Рогачева, Цзи, 2017, с. 81].
Запахи, которые использует автор в своих произведениях, отражают и воплощают не только особенности творчества автора, но и выступают как часть общего национального ольфакторного ландшафта.
Роль запахов в поэтике Тургенева важна еще и потому, что «русская литература середины XIX в., эстетика, философия и другие науки обратились к органическому миру, к - живой жизни» [Козубовская, Фадеева, 2004, с. 158].
Объектом исследования является образно-поэтический язык запаха творчества И.С. Тургенева, предметом - ольфакторная поэтика повестей «Затишье», «Несчастная» и «Вешние воды».
Цель нашей работы состоит в компаративном анализе одорического кода повестей И.С. Тургенева: «Затишье» (1854), «Несчастная» (1868) и «Вешние воды» (1872). Данная цель будет конкретизирована в следующих задачах:
1) определить значение понятия ольфакторной поэтики в
исследовании литературного произведения;
2) изучить научные исследования о роли запаха в художественных текстах, а также о специфике одорического кода в творчестве И.С. Тургенева;
3) рассмотреть в общих чертах поэтику запахов И.С. Тургенева на протяжении всего его творческого пути;
4) произвести анализ повестей «Затишье», «Несчастная», «Вешние воды» и найти все одорические образы в произведениях на словесном, мотивном, персонажном и концептуальном уровнях;
5) выявить роль запахов в поэтике образов героев повестей, раскрыть смысловую нагрузку одоризмов в упомянутых выше повестях И.С. Тургенева;
6) сделать вывод об эволюции ольфакторных образов автора.
В работе применяется комплексная методология, основанная на синтезе литературоведческих методов: структурно-семиотического (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, О.Б. Вайнштейн, А.А. Бельская, Н.Л. Зыховская, Н.А. Рогачева), культурно-исторического (Г.Б. Курляндская, М.А. Епанешникова, А.И. Костяев), мотивного (Н.Л. Зыховская, А.А Бельская, Н.И. Николаев, Т.В. Швецова), мифопоэтического (Г.П. Козубовская, Е.Н. Фадеева, Т.Ю. Ильюхина).
Новизна работы заключается в том, что в ней представлен комплексный анализ ольфакторного кода нескольких малоизученных повестей И.С. Тургенева, продемонстрирована попытка определения индивидуального (отличной от культурного значения) одорического кода писателя в выбранных повестях, а также сделан вывод об эволюции выражения запахов в выбранных повестях.
Теоретическая ценность исследования заключается в том, что его результаты уточняют представления об ольфакторном коде, который использует И.С. Тургенев, а также помогают лучше понять творческий замысел автора в том или ином произведении. Работа дополняет научные сведения о специфике запахов в повестях «Затишье», «Несчастная» и «Вешние воды».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется возможностью использования теоретических положений, выводов исследования, которые могут помочь преподавателям вузов при составлении лекций и методических пособий по теории и истории русской литературы XIX в., а также студентам при написании выпускных квалификационных работ, курсовых работ, рефератов.
Основные положения выпускной квалификационной работы были представлены в виде докладов на научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровней: XXV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2018); 56-я Международная Научная Студенческая Конференция МНСК-2018 (Новосибирск, 2018); Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники»; Научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь- Барнаулу»; VII региональная молодежная конференция «Мой выбор - Наука!» (лучший доклад).
«Обонятельный мир», который создает И.С. Тургенев в ранних повестях, оказывается настолько разнообразным, что поражает воображение читателей. Удивительно, что в ранних повестях писателя практически все запахи выражены имплицитно, тем не менее даже такое использование одоризмов помогает автору раскрыть характер персонажей повести. Тургеневские запахи тесно связаны с подсознанием человека, они отражают глубинное в его сердце. Сама этимология понятия «запах» восходит к слову «душа»: «Архетип запаха восходит к мифу о Душе. И.С. Тургенев приоткрывает потайную завесу, рассказывает с помощью ароматов о сакральных тайнах персонажей, а также добавляет имплицитную информацию о героях своих повестей, индивидуализируя черты их характера. Более того, запахи говорят о роде деятельности героев, об их социальном статусе, их философии и моральных устоях. Иногда они связаны с эмоциональным состоянием героев, и работает это по такому принципу: приятному запаху свежести соответствует восторженное состояние героя. Следовательно, одоризмы несут в тексте дополнительные - кодирующие - смыслы и приобретают в нем особую художественную ценность.
С другой стороны, тургеневские запахи принимают участие в развитии сюжетного действия, создают особую атмосферу повествования - выступают средством дополнительной художественной выразительности. Природные запахи являются своего рода маркерами пространства и времени, выполняя тем самым хронотопическую функцию.
Запахи некоторых растений, которые использует И.С. Тургенев в произведении ассоциируются с гнусными поступками героев, иногда они предвещают что-то нехорошее, как бы намекая на то, что беда неминуема. Это доказывает, что одоризмы в тексте воздействуют на интуитивный уровень читателя и выполняют прогностическую функцию в произведении.
Запахи в вышеупомянутых повестях И.С. Тургенева эволюционируют в зависимости от даты написания повести. В «Затишье» (самая ранняя повесть) мы встречаем по большей части запахи, выраженные имплицитно (слово «запах» встречается 5 раз), в «Несчастной» запахи, которые использует автор намного ярче, практически не встречается имплицитно выраженных (слово «запах» встречается 6 раз, «пахнет» - 3 раза, «пахучий» - 1 раз), в «Вешних водах» ольфакторное пространство еще разнообразнее (слово «запах» встречается 7 раз, «пахло»- 1 раз, «пахнуть» - 1 раз, «попахивает» - 1 раз). Возможно, такая динамика связана с развитием парфюмерного искусства в Европе, свидетелем которого был Тургенев.
Новаторством писателя в повести «Затишье» является использование ядовитых запахов, которые получают символическое осмысление. Эксплицитно выраженный запах датур (дурман, трава дьявола) на балконе в усадьбе Веретьевых, является главной разгадкой для понимания внутреннего мира Веретьева.
В повести «Несчастная» запах амбры буквально сливается с фигурой родного отца Сусанны -Михаилом Матвеичем Колтовским. В данном случае аромат выступает в роли некого запаха-воспоминания, который навязчиво напоминает героине о недосказанности между ней и ее отцом.
В «Вешних водах» Тургенев «переворачивает» традиционный взгляд на семантику лилии и приписывает запах этого цветка экстравагантной фигуре Полозовой.
Запах цветущих растений в саду в повестях «Затишье» и «Вешние воды» символизирует не любовь и счастье (как было принято в усадебной повести), а мимолетность любви, кратковременность счастья, неспособность создания совместного будущего.
Тургенев использует запах как «полноценный художественный материал», и во внутритекстовой структуре повести обонятельный код занимает если не основополагающее, то значительное место.
Извлекая одорические знаки из произведений писателя, мы получаем представления непосредственно о личности И.С. Тургенева, о его складе ума, индивидуальной позиции относительно бытия, а также о его философии о человеке и мире в целом.
Писатель использует одорический код в качестве «полноценного художественного материала», во внутритектовой структуре изученных повестей обонятельные детали занимают значительное место.
Таким образом, мы можем сказать, что ольфакторная поэтика И.С. Тургенева играет важную роль для повестей автора. Она способствует созданию метафизического плана повествования и смыслового движения подтекста. Более того, как мы выяснили, автор создает собственную поэтику запахов, не соответствующая общекультурным символам и понятиям.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в следующих направлениях.
Во-первых, в историко-культурном аспекте: необходимо более детальное изучение парфюмерного искусства в Европе, а также одорической поэтики XIX века, так как это позволит глубже изучить динамику развития ольфакторного кода писателя.
Во-вторых, в методическом: материалы работы могут стать основой для уроков литературы в школе при изучении особенностей творчества И.С. Тургенева, так как рассматриваемые повести практически не рассмотрены исследователями.
В-третьих, в теоретическом: необходимо схематично воссоздать методологию одорического кода не только в прозе, но и в стихотворениях. Это также поможет проследить динамику развития ольфакторной поэтики не только И.С. Тургенева, но и других авторов.
1. Басалаева Е.Г. Национально-культурная специфики лекции обонятельного восприятия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (30). - С. 49-60.
2. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. - М., 1964. - С. 204-205.
3. Бельская А.А. Обонятельный сегмент художественного мира романа И.С. Тургенева «Дым» // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 4. - С. 113-134.
4. Бельская А.А. Ольфакторные коды героинь романов И. С. Тургенева 1850 - х годов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2015. - № 6 (69).
- С. 99-103.
5. Бельская А.А. Отцы и дети И.С. Тургенева: Одоризм как средство создания женских образов романа // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 2 (71). - С. 67-70.
6. Бергман С. Полина Виардо. Последняя волшебница. - М: РИПОЛ классик, 2014. - 256 с.
7. Бессчётнова Е.В. Социальные коннотации запаха // Интеракция. Интервью. Интерпретация. - М., 2016. - № 11. - С. 27-43.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.
- М., 1978-1980. - Т. 1. - С. 613.
9. Двинятин Ф.Н. Мускус и камфора. «Отъ меня вечоръ Леила» Пушкина. // Структура текста и поэтическая традиция. - СПб, 2016. - Т. 3. - С. 29-47.
10. Епанешникова М.А. К вопросу изучения феномена запаха в культурологии // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 14. - С. 157-162.
11. Зыховская Н.Л. Запах как принцип «художественного досье» в прозе Тургенева // Путь науки. - 2014. - № 6. - С. 63-65.
12. Зыховская Н.Л. Запахи «Вишневого сада» // Челябинский гуманитарий. - 2010. - № 1 (10). - С. 77-79.
13. Зыховская Н.Л. Ностальгия по прошлому через призму ольфакторной образности (на материале русской прозы девятнадцатого века) // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 27 (382). - С. 85-90.
14. Зыховская Н.Л. Ольфакторий русской прозы XIX века: автореф. дис... докт. филол. наук. - Екатеринбург, 2016. 40 с.
15. Ильюхина Т.Ю. «Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Литературоведение. Журналистика. - 2005. - № 2. - С. 3-16.
16. Кафанова О.Б. Русская Жорж Санд: к 200-летию со дня рождения (статья первая) // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - №3 (40). - С. 5-12.
17. Козубовская Г.П. «Вешние воды» И. С. Тургенева и семантическая поэтика // Проблемы развития современной науки: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. - Пермь, 2016. - С. 122-127.
18. Козубовская Г.П., Фадеева Е.Н. Мифологема запаха в романе «Дым»: фетовский код // Культура и текст: миф и мифопоэтика. - Барнаул, 2004. - №7. - С. 158-166.
19. Колупаева А.А. Национальные особенности концепта запах в русском языке // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: гуманитарные работы. - 2008. - № 7 (63). - С. 87-89.
20. Костяев А.И. Ароматы и запахи в истории культуры: Знаки и символы. - М.: Либроком, 2007. - 142 с.
21. Курляндская Г. Б. Психологизм в повести Тургенева «Вешние воды» // Спасский вестник: альманах. - 2002. - № 9. - С. 5-20.
22. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов. - Тула, 1977. - 269 с.
23. Муратов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 годов. - Л., 1980. - С. 120.
24. Николаев Н.И., Швецова Т.В. Мотивы самоубийства героинь повестей И.С. Тургенева // Проблемы филологии, культурологии и естествознания. - 2014. - № 4. - С. 251-259.
25. Павлова Н.С. Лексика с семой "запах" в языке, речи и тексте: автореф. дисс... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 19 с.
26. Павлова Н.С. Лексика с семой «запах» в языке, речи и тексте: автореф. дисс... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2006. - 19 с.
27. Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. - 5-е изд. - М.: Изд-во художественной литературы, 1978. - 542 с.
28. Пумпянский Л.В. Классическая традиция Собрание трудов по истории русской литературы. - М., 2000. - 848 с.
29. Пумпянский Л.В. Тургенев-новеллист // Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - С. 427-448.
30. Рогачева Н.А. «Бензина запах и сирени»: контекст
стихотворения А. Ахматовой «Прогулка» // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры: Сб. ст. - Тюмень, 2001. - № 5. - С. 80-87.
31. Рогачева Н.А. Одористические мотивы в поэзии и прозе Марины Цветаевой // Дергачевские чтения-2002: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. - Екатеринбург, 2004. - С. 326-331.
32. Рогачева Н.А. Русская лирика рубежа Х1Х-ХХ веков: поэтика запаха: автореф. дисс. докт. филол. наук. - Екатеринбург, 2011. - 48 с.
33. Рогачева Н.А., Хуэйсинь Цзи Язык запаха в повести И.С. Тургенева «Вешние воды» // Вестник Тюменского государственного университета, Том 3. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - № 3. - С. 80-93.
34. Соловьева М.П. Загадка вечной любви: Иван Тургенева и Полина Виардо. - СПб, 2018. - 203 с.
35. Солоницына М.Н. Символика лилии в европейской художественной культуре. // Концепт. - Киров, 2015. - С. 1-5.
36. Старостина Ю.А. Метафора как средство языковой реализации концепта запах (на материале романа Патрика Зюскинда «Парфюмер». История одного убийцы»): Автореф. дисс... канд. филол. наук. - Волгоград, 2010. - 173 с.
37. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995. - 623 с.
38. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. - Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Наука, 1978-1982.
39. Усачева В.В. Судьба благословенных и проклятых деревьев в традиционной культуре славян // Acta Lingüistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. - СПб, 2010. - №1 (6). - С. 130¬164.
40. Флоренский П.А. Обратная персвектива. Т.2. У водоразделов мысли. М., 1990 - С. 93.
41. Царева С.В. Поэтика запахов в повести И.С. Тургенева «Затишье»: магистерская диссертация. - Барнаул, 2018. - 106 с.
42. Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. - М.: Советский писатель, 1958. - 438 с.
43. Шарафадина К.И. «Язык цветов» в русской поэзии и
литературном обиходе первой половины XIX века. - СПб, 2004. - 120 с.
44. Rindisbacher H.The Smell of Books. A Cultural Historical Study of Olfactory Perceptionin Literature. Michigan: Ann Arbor, University of Michigan Press, 1992. 371 p.
45. Азбука парфюмерии [Электронный ресурс]. URL: https://iledebeaute.rU/aroma/2011/11/2/20245/
46. Все о растениях. Куриная слепота - необычный цветок с
ядовитым содержанием [Электронный ресурс]. URL:
https: //rasteniyadom.ru/sadovye-rasteniya/kurinaya- slepota. html
47. Дидуленко А. Кое-что о мистериях М. Волошина в Коктебеле. [Электронный ресурс]. URL:https://proza.ru/2016/12/09/343
48. Легенды и мифы о растениях. Датура (дурман) [Электронный ресурс]. URL:https://culture.wikireading.ru/4317
49. Об амбре (для женщин) [Электронный ресурс]. URL: https://амбраимускус.рф/index.php?route=information/information&information_id=10
50. Растение дурман: описание, применение и выращивание
[Электронный ресурс]. URL: http://dachasadovoda.ru/растение-дурман-
описание-применение/
51. Растения и миф. Гвоздика [Электронный ресурс]. URL: http : //myfhology.info/planta/gvozdika. html
52. Растения и миф. Липа [Электронный ресурс]. URL: http://myfhology.info/planta/lipa.html
53. Три ноты ароматов - этапы раскрытия [Электронный ресурс]. URL:https://www.liveinternet.ru/users/rimma_fm_group/post110599843/