Введение 3
1 Общие положения о деятельности прокуратуры, процессуальный статус прокурора
на досудебной стадии уголовного процесса 5
1.1 Принципы организации и деятельности прокуратуры 5
1.2 Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела 15
1.3 Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования 20
2 Процессуальное положение прокурора на стадии судебного разбирательства 27
2.1 Подготовка прокурора к судебному разбирательству 27
2.2 Обвинительная речь прокурора как основной инструмент поддержания
обвинения 31
2.3 Полномочия прокурора на стадии судебного следствия суда первой инстанции 41
3 Процессуальное положение прокурора на стадиях после постановления приговора 50
3.1 Участие прокурора в судебном следствии в суде апелляционной инстанции . 50
3.2 Полномочия прокурора на стадии исполнения приговора 54
3.3 Полномочия прокурора на стадии обжалования в кассационном и надзорном
порядке 63
Заключение 68
Библиографический список 74
Прокуратура Российской Федерации занимает особое место среди всех органов государственной власти, так как ее деятельность направлена непосредственно на охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укрепление законности и правопорядка, и ведет к развитию демократического правового государства, которым Российская Федерация стремится стать.
Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории страны законов. Деятельность по надзору, то есть по обнаружению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, целостности, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Реализовывая уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым становится его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, выполняя порученные ему полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности иных должностных лиц, в компетенцию которых также входит осуществление уголовного преследования. А это связано именно с потребностью непосредственно исключить нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства. Полномочия прокурора при этом являются довольно обширными, что вызывает проблемы в правовом регулировании деятельности прокуратуры Российской Федерации при уголовном преследовании.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена увеличением количества преступлений и преступности в целом, повышением неотвратимости ответственности за совершение преступления, постоянным и непрерывным развитием и изменением уголовного, уголовно-процессуального законодательства, реформированием прокурорского надзора в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, судебной практикой и требованиями международных правовых актов. При данных обстоятельствах борьба с преступностью заслуживает особенное значение, так как ее состояние в государстве отражает, что прежде принятые правоохранительными органами государства мероприятия по профилактике и противодействию преступности недостаточно эффективными.
Данная тема разработана в трудах таких ученых как И.Л. Друкаров, В.Б. Ястребов, В.А. Лазаревой, А.А. Тушева, О.Т. Анкудинов, Винокуров Ю.Е., Р.А. Адельханян и других...
Уголовное преследование прокуратуры - это процессуальная и организационная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, а также собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела.
Изучение судебно - следственной практики позволяет сделать вывод о том, что проблемой является то, что прокурор, реализовывая надзор за исполнением требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выявив укрытое преступление при наличии достаточных к тому оснований, не вправе принять решение о возбуждении уголовного дела. В данном случае прокурор обязан направить материалы об обнаруженном преступлении по подследственности. И отсутствуют гарантии, что уголовное дело будет незамедлительно возбуждено. Разумеется, в таком порядке находится возможность для нарушений прав участников уголовного судопроизводства.
Аналогичная проблема усматривается и в отношении возбуждения уголовных дел по результатам проведенных прокурорских проверок исполнения законодательства. Одним из основных направлений работы органов прокуратуры составляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов. Прокуроры периодически выявляют в ходе проверок деяния, содержащие признаки преступления. Но взамен того, чтобы непосредственно возбудить уголовное дело и направить его для производства расследования, сейчас прокурор обязан направить материалы проверки в следственные органы для установления наличия достаточных оснований, которые указывают на признаки преступления и принять решение о возбуждении уголовного дела, которое к тому же может оказаться незаконным и будет необходимо добиваться его отмены. Такое положение, полагаем, не может отвечать назначению уголовного судопроизводства, закрепленному в статье шестой Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174 - ФЗ (ред. от 01 января 2017 г.)
Считаем, что лишение прокурора права возбуждения уголовных дел несколько противоречит уголовно - процессуальному закону, которым прокурор указан в числе субъектов, которые осуществляют уголовное преследование. Было бы логично, что обязанность уголовного преследования, предполагает под собой также и наличие права возбудить уголовное дело для абсолютно всех субъектов данного вида деятельности.
Считаем возможным, что в современном уголовном процессе полномочия прокурора в досудебном производстве необходимо увеличить с учетом опыта, накопленного как в других странах, так и в нашей стране.
Также было бы целесообразно внести в уголовно-процессуальный закон изменения и наделить прокурора определенными полномочиями. Так, рационально, по мотивированному запросу прокурора ему в течение двадцати четырех часов после поступления указанного запроса предоставить материалы предварительной проверки сообщения о преступлении или уголовного дела. При этом срок рассмотрения данных материалов не должен превышать трех суток.
В том числе необходимо давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста и продлении срока содержания обвиняемого под стражей и домашнего ареста. Выносить постановление о прекращении уголовного дела. Рассматривать жалобы на действия и решения органов предварительного следствия и при выявлении нарушений законодательства своим мотивированным постановлением прекращать незаконные действия либо отменять незаконные решения.
В результате анализа законодательства и правоприменительной практики в сфере прокурорского надзора за предварительным следствием можно сделать вывод, что перечень действий по руководству расследованием и контролю над процессуальной деятельностью следователя у руководителя следственного органа значителен и превышает по количеству полномочия прокурора. При этом кроме урезания полномочий прокурора путем передачи руководителю следственного органа большого числа полномочий, перед прокурором также находятся препятствия в виде законодательных пробелов, затрудняющие процесс надзора за предварительным следствием.
Также значительно важным этапом деятельности прокурора является подготовка к судебному разбирательству, это в первую очередь выражается в безупречном знании материалов дела. Успех судебного рассмотрения дела по большому счету зависит от подготовки прокурора к участию в процессе, от его упорства в определении истины и профессионального умения обозначить свою позицию, основанную на законе и исходящую из материалов дела. Скрупулезное исследование прокурором материалов уголовного дела является основой качественного поддержания государственного обвинения.
Изучение практики поддержания государственного обвинения веско подтверждает, что низкий уровень выступлений некоторых прокуроров результат не качественной подготовки к судебным процессам, недостаточного знания законодательства, а в большинстве случаев отсутствие достаточного практического опыта.
Прокурор обязан понимать то, что его положение является особым по отношению к другим участникам уголовного судопроизводства. Он выступает в роли представителя государства, должен быть обстоятельным в своих суждениях, всеми своими действиями оказывать содействие созданию в суде такой обстановки, которая не допускала бы проявлений беззакония. Также, полагаем, нужно активизировать правильное взаимодействие прокуратуры и суда, что будет гарантировать лучшую организацию работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел. Вместе с тем, проведение коллективных научных мероприятий, конференций, круглых столов по обсуждению актуальных проблем позволит выработать единое понимание закона и практики применения. Таким образом, государственные обвинители, участвуя в рассмотрении уголовных дел в суде, будут чувствовать себя увереннее.
Дискуссионной является проблема определения процессуального статуса прокурора в проверочных стадиях уголовного судопроизводства, в том числе и в апелляционной инстанции. Однако, по вопросу о положении прокурора в целом в уголовном процессе также высказываются различные мнения. Отдельные ученые пишут о том, что при проверке судебных решений на предмет их законности, обоснованности, справедливости прокурор, не перестает являться стороной обвинения, и тем самым продолжает реализовывать полномочия по уголовному преследованию как представитель стороны обвинения. Но также, защищая интересы государства, прокурор осуществляет правозащитную функцию...
1.1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
1.2 Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08 января 1997 N - ФЗ (ред. от 20 декабря 2017 г.) // Российская газета. - 1997. - N 9.
1.3 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174 - ФЗ (ред. от 01 января 2017 г.) // Российская газета. - 2001. - N 249.
1.4 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: утвержден Верховным Советом РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1960. - N 40. - ст. 592.
1.5 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63 - ФЗ (ред. от 30 марта 2016 г.) // Российская газета. - 1996. - N113.
1.6 О государственной тайне: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485 - 1 (ред. от 29.07.2018) // Российская газета. - 1993. - N 182.
1.7 О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202 - 1 (ред. от 19 декабря 2016 г.) // Российская газета. - 1992. - N 39.
1.8 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности": постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 345 (ред. от 30.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 18. - Ст. 2188.
1.9 Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 марта 2009 г. N 67 (ред. от 05 июля 2013 г.) // Сайт справочно - правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 03 января 2019 г.)
1.10 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. N 277 (ред. от 05 декабря 2016 г.) // Законность. - 2011. - N 12.
1.11 Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 ноября 2007 г. N 189 (ред. от 08 мая 2018 г.) // Законность. - 2008. - N 2.
1.12 Об утверждении квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02 ноября 2011 г. N 378 // Законность. - 2012. - N 1.
1.13 Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 465 // Законность.- 2012. - N 23.
1.14 О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью: приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 мая 2018 г. N 296 // Законность. - 2018. - N 6.
1.15 О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 (ред. от 01.06.2017) // Российская газета. - 2004. - N 60.
1.16 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2014
N 26-КГПР14-10 «Требование: О признании незаконными бездействия
следственного органа и устранении препятствий в осуществлении надзорной деятельности» // Сайт справочно - правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 02 января 2019 г.)...