Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: 8 «Б» класса МАОУ «СОШ №1» г. Соликамск Пермского края
Выборка: 28 человек (14 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 13 до 14 лет).
Есть приложение (методические материалы).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ, И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Особенности общения подростков 6
1.2. Подростковый возраст и его особенности 12
1.3 Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера у подростков 19
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Организация и методы исследования уровня общительности и акцентуаций характера 28
2.2 Анализ результатов исследования 29
2.3. Статистические расчёты 37
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
В подростковом возрасте роль общения, в частности со сверстниками, чрезвычайно важна. Подростковое «Я» еще неопределенно и весьма расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем–то заполнить. Отсюда растет потребность в общении. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития.
Актуальность исследования заключается в том, что одна из основных проблем современных подростков – поиск новых форм поведения и взаимодействия с окружающими людьми. Это связано с возрастными психологическими изменениями подростков и приобретением ими нового статуса в обществе.
Однако развита потребность в общении у подростков по–разному. У одних она выражается в болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен довольно небольшой объём контактов с людьми, они предпочитают проводить время наедине с собой. А это в свою очередь зависит от самого человека, потому что одним общаться легко, а для других каждый контакт, особенно с новым человеком, подобен решению трудной математической задачи. Причины этого могут быть разными. Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека. Одни действительно от природы, не очень общительны или увлечены какой–то идеей настолько, что каждый контакт, с другим человеком для них – потеря времени. Другие боятся общения с людьми, потому что оно раньше не удавалось.
Принимая во внимание всё вышесказанное, проблематика общения и общительности, а также взаимосвязью последней с особенностями характера подростка, темой является основой исследования общительности в подростковом возрасте при различных типах акцентуации характеров.
Акцентуации характера влияют на многие определенные психические свойства человека, также не исключая и интеллектуальных. Хотелось бы отметить, что распознавание определенного типа акцентуации, достаточно точная диагностика так называемого «места наименьшего сопротивления» дают возможность установить особенности любознательности акцентуированной личности, а также гармонизировать активное развитие рассматриваемого личностного свойства. Это в итоге приведет к возможной активной адаптации современного человека в сложившихся социокультурных условиях.
Цель данного исследования – рассмотреть акцентуацию характера личности и её индивидуальность, а также установить её взаимосвязь уровнем общительности подростка.
Объектом исследования является личность подростка.
Предмет исследования – общительность подростков и акцентуация характера.
Гипотеза исследования: особо повышенный уровень общительности подростков связан не столько с ведущей деятельностью этого возраста, сколько во взаимосвязи с акцентуацией характера.
Задачи исследования:
– анализ и систематизация научной литературы по данной теме;
– выявление уровня общительности у подростков;
– установление уровня акцентуации характера испытуемых;
– анализ взаимосвязи уровня общительности с акцентуацией характера испытуемых;
Для исследования общительности применялась методика, разработанная В.Ф. Ряховским.
Для определения и выявления акцентуации характера проводился тест–опросник Шмишека.
Для обработки результатов исследования применялся метод корреляционного анализа.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ «№1» г. Соликамск Пермского края. В исследовании приняли участие 28 человек – учащиеся 8Б класса в возрасте 13–14 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его эмпирические результаты могут быть использованы при работе с подростками в школе, для разработки и усовершенствования программы коррекции общительности личности, а также в практике школьной психологической службы при организации консультативной работы с родителями и подростками.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (включает в себя 16 наименований), приложения, расположенных на 50–57страницах.
Особенности общения, их эксплицированность имеют зависимость от индивидуальности людей, от используемых вербальных и неречевых инструментов коммуникаций, характера коммуникационного взаимодействия, принадлежности к социальным формированиям, коллективам, от национальности, уровня культурности, вероисповедания, местожительства, воспитания, ряда других факторов и причин.
Под общением часто подразумевают коммуникационное взаимодействие индивидов, которое осуществляется при помощи специфических речевых инструментов и невербального воздействия. Такое взаимодействие направлено на модификацию участников общения в их эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих областях.
Под коммуникативным взаимодействием понимается особое психологическое явление, суть которого лежит в зарождении у индивида психического новообразования, накапливающего в себе результаты познания определенного объекта действительности, объединении всех эмоциональных реакций и поведенческих ответов на данный объект.
Точные границы подросткового возраста сложно очертить, так как они зависят от индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. Хронологически это период от 10–12 до 14–15 лет – граница между детством и юностью.
Результаты многочисленных психолого–педагогических исследований (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, И.И. Рыданова и др.) показывают, что именно в общении, особенно со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление личности, формирование мировоззрения и ее важнейших качеств.
Актуальность проблемы общения приобретает особое звучание именно в подростковом возрасте, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм и ценностей Подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. И хотя желание общаться и стремление иметь друзей отмечались и раньше, в подростковом возрасте эта потребность приобретает новое качество – и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка. Подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом, что способствует развитию их самостоятельности, самоутверждению и самоуважению.
Но как показывает практика, не все подростки способны «правильно» выстраивать своё общение. И зависит это не в последнюю очередь от акцентуированности личности. Конечно, при взрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, а с возрастом компенсируются, сглаживаются жизненным опытом. И как важно бывает, не упустить время, своевременно скорректировать поведение.
Это постепенное формирование личности должно основываться на знании учащимися психологического содержания личности, в том числе себя, они должны считаться со своими особенностями, личными качествами. Поэтому выявление личностных особенностей, а именно акцентуаций характера – понятия, лежащего в основе данного исследования.
В результате исследования мы рассмотрели понятия общения, общительности и акцентуаций характера. В исследовании были сформулированы следующие выводы:
– у испытуемых с определенным типом акцентуации характера наблюдается за несколькими исключениями, свойственный именно данному типу уровень общительности. Что указывает на взаимосвязь высокого уровня общительности не только с ведущим видом деятельности подросткового возраста, но и с определенными типами акцентуаций;
– тип акцентуации характера выступает как важный фактор при разработке программ по выбору корректирующего поведения для подростков в общении;
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют считать задачи данной работы решенными, а гипотезу о том, что существует взаимосвязь между акцентуациями характера и высоким уровнем общительности у подростков подтвержденной. Гипотеза исследования имеет как теоретические, так и практические доказательства в работе.
Дальнейшая работа по проблеме исследования возможна в учебно–воспитательном процессе общеобразовательного учреждения для разработки программы коррекции общительности личности, а также в практике школьной психологической службы при организации консультативной работы с родителями и подростками.
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста [Текст]: учебное пособие / Т. П. Авдулова. – Москва: Академия, 2012. – 237 с.
2. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие / В. А. Аверин. – 2–е изд., перераб. и доп. – СПб.: Михайлов, 2010. – 379 с.
3. Бадиев И.В. Типология акцентуаций характера у подростков // Вестник Бурятского гос. университета. 2015. – № 5. – С. 60–65.
4. Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково–молодежных групп [Текст] / И. П. Башкатов. – М.: Информпечать, 2011. – 334 с.
5. Белорусова, А. В. Изучение влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / А. В. Белорусова. – Режим доступа: http://e–koncept.ru/2015/95155.htm. Дата обращения: 26.04.2019.
6. Бурно М. Е. О характерах людей. М.: Академический проект, 2014.
7. Ермолаева, М. В. Основы возрастной психологии и акмеологии [Текст] : учеб. пособие / М. В. Ермолаева. – М.: Ось–89, 2010. – 414 с.
8. Караванова, Л. Ж. Психология [Текст]: учебное пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. – Москва: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 264 с.
9. Конькина, Е. В. Культура здоровья современного подростка: общение как коммуникативный компонент/ Е. В. Конькина // Школа здоровья. – 2009. – N 4. – С.26–30.
10. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – Санкт–Петербург: Питер, 2009. – 318 с.
11. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М.: ИОИ, 2016. – 231 с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2016. – 460 с.
13. Петрова Е.Г. Личностные особенности подростков, входящих в «группу риска» по возникновению дивиантного поведения// Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2016. – № 1. – С. 89–96.
14. Слободенюк А.В. Влияние акцентуаций характера подростков на межличностные отношения в классе // http://www.scienceforum.ru/2016/pdf /21176.pdf (дата обращения 26.02.2022).
15. Цветкова, Н.А. Основы психологического консультирования: Учеб. пособие. – М.: Русайнс, 2017. – 316 с.
16. Юстицкий В.В. Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. – Вильнюс, 1977.