Введение 3
1. Возбуждение уголовного дела как самостоятельная стадия уголовного
процесса 6
1.1. Возбуждение уголовного дела: понятие, задачи, значение 6
1.2. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела 14
2. Порядок возбуждения уголовного дела 19
2.1. Поводы возбуждения уголовного дела 19
2.2. Основание возбуждения уголовного дела 32
3. Процессуальный порядок рассмотрения сообщения о преступлении и
возбуждения уголовного дела 36
4. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела 51
4.1. Основания отказа в возбуждении уголовного дела 51
4.2. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела 58
Заключение 66
Библиографический список 70
Приложения 85
Последний лист ВКР 87
Проводимая в Российской Федерация судебная реформа вновь породила усиленные споры в научных кругах о самостоятельности стадии возбуждения уголовного дела и ее необходимости в уголовном процессе. Тем не менее данная стадия является важнейшим элементом современного уголовного процесса посредством которого обеспечиваются права и законные интересы его участников.
Наряду с указанным обстоятельством, действующее уголовнопроцессуальное законодательство характеризуется отсутствием системности в регулировании отдельных вопросов возбуждения уголовного дела, что проявляется как в существовании определенных терминологических неточностей и разночтений, так и в наличие неполноты и противоречий в отдельных нормоположениях.
Проблемы теоретического и законодательного характера стадии возбуждения уголовного дела при постоянной тенденции развития законодательства обусловили необходимость детальной разработки данного института и актуальность проводимого исследования.
Цель исследования заключается в непосредственном раскрытии понятия стадии возбуждения уголовного дела, отдельных ее элементов, процессуального порядка реализации, а также видимых правовых пробелов в нормативно-правовом регулировании данной стадии и формулирование предложений по их устранению.
Цель исследования обуславливает необходимость решения следующих
задач:
• изучить и проанализировать понятие, задачи и значение стадии возбуждения уголовного дела;
• провести систематизацию субъектов стадии возбуждения уголовного дела;
• раскрыть понятие и содержание поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, процессуальный порядок возбуждения уголовного дела;
• проанализировать основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела;
• выявить проблемы функционирования стадии возбуждения уголовного дела;
• сформировать предложения по совершенствованию законодательства, направленного на развитие стадии возбуждения уголовного дела.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе принятия уполномоченными органами и их должностными лицами процессуальных решений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Предметом и^ледования является совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, а также отказа в возбуждении уголовного дела.
Методологической основой исследования является система различных приемов и методов. В рамках проведенного исследования применялись как общенаучные, так и частнонаучные методы: формально-логические методы исследования (метод индукции, дедукции, аналогии, синтеза, сравнения, наблюдения, описания, систематизации), формально- юридический, историкоправовой, сравнительно-правовой, институциональный, системного анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды М.Т. Аршибековой, А.В. Верещагиной, А.А. Давлетова, В.В. Кожокарь, А.Г. Волевода, А.В. Смирнова, М.Т. Коридзе, Н.А. Власовой, А.П. Рыжакова и других авторов, посвятивших свои работы данной проблематике.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормативные правовые акты.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.
Стадия возбуждения уголовного дела обладает всеми признаками самостоятельной стадии: характеризуется специфической процессуальной формой, особым кругом участников, особенностями возникающих правоотношений, сроков и видов принимаемых итоговых решений. Данную стадию можно определить как уголовно-процессуальную деятельность специально уполномоченных субъектов по приему, регистрации и проверке информации о преступлениях направленную на установлении в деянии признаков преступления или обстоятельств, исключающих производство по делу вынесение итогового процессуального решения. Значение данной стадии заключается в том, что она позволяет определить конкретный момент начала предварительного расследования, создать необходимые условия для производства принудительных процессуальных действий, а также обеспечить права заинтересованных лиц.
Субъектов стадии возбуждения уголовного дела можно разделить на две группы: первую группу составляют лица, которые вовлеченны в уголовное судопроизводство в связи с подачей заявления или сообщения о преступлении (заявитель, пострадавший, лицо, в отношении которого имеются данные, указывающие на наличие в его действиях признаков преступления и др.). Во вторую - лица, которые в соответствии с законом имеют право осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях, а также принимать соответствующие процессуальные решения в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления (органы дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа и др.).
Необходимым условием законности и обоснованности возбуждения уголовного дела является наличие повода и основания. При этом повод рассматривается как условие начала уголовно-процессуальной деятельности, а основание - условие для принятия решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела. Перечень поводов для возбуждения уголовного дела определен в ч. 1 ст. 140 УПК РФ и включает четыре вида: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Анализ законодательного определения позволяет прийти к выводу, что основание для возбуждения уголовного дела как юридическая категория включает в себя два неразрывно связанных элемента: наличие признаков преступления в событии, ставшем известным компетентным органам и должностным лицам; достаточность данных, указывающих на признаки преступления.
Помимо повода и основания, необходимым условием для принятия решения о возбуждении уголовного дела является отсутствие предусмотренных законодателем в специальной норме (ч. 1 ст. 24 УПК РФ) оснований для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Только при установлении всех трех условий (повода, основания, отсутствие оснований для отказа в возбуждении уголовного дела), вынесенное компетентным органом постановление о возбуждении уголовного дела можно считать законным и обоснованным.
Анализ действующего законодательства показал, что нормативноправовое регулирование в рассматриваемой сфере содержит ряд недостатков, которые требует внесение соответствующих изменений в УПК РФ. Так, например, при регламентации стадии возбуждения уголовного дела УПК РФ, наряду с «заявителем» использует термин «потерпевший» (например, ч. 6 ст. 144 УПК РФ), что является не совсем корректным. Такой субъект уголовного процесса как потерпевший на данной стадии отсутствуют, он появляется после возбуждения уголовного дела и оформления процессуального статуса постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. В связи с этим, необходимо в ч. 6 ст. 144 УПК РФ, а также в ст. 147 УПК РФ термин «потерпевший» заменить на «пострадавший».
Часть 1 ст. 148 УПК РФ целесообразно было бы изложить в следующей редакции: «При наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 24 настоящего Кодекса, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 24 настоящего Кодекса, допускается лишь в отношении конкретного лица». Так как именно наличие одного из оснований, указанных в ч. 1 ст. 24 УПК, а не отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, является основанием вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Часть 4 ст. 148 УПК РФ в системном толковании с положениями ч. 2 ст. 125 УПК РФ не содержит упоминания о праве на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела пострадавшим, что лишает данную категорию права в полной мере осуществить защиту своих нарушенных прав и законных интересов. В связи с этим, необходимо внести соответствующие взаимосвязанные изменения в ч. 2 ст. 125, ч. 4, 7 ст
. 148 УПК РФ, дополнив их положениями, наделяющими пострадавшего правом на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В целях устранения терминологических разночтений с ч. 1 ст . 140 УПК РФ, п. 43 ст. 5 УПК РФ, необходимо изложить в следующей редакции: «сообщение о преступлении - сведения о совершенном или готовящемся преступлении, содержащиеся в заявлении о преступлении; заявлении о явке с повинной; сообщении, полученном из иных источников, включая рапорт об обнаружении признаков преступления; постановлении прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».
Для устранения выявленных при исследовании неточностей и противоречий в нормативных положениях УПК РФ, был подготовлен проект Федерального закона (Приложение), предусматривающий внесение ряд изменений в нормы, регламентирующие стадию возбуждения уголовного дела, в целях оптимизации действия механизма возбуждения уголовного дела.
1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы
1.1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
1.2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
1.3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
1.4. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
1.5. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
1.6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. - 2002. - № 28. - 2790.
1.7. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 № 530-ФЗ // Российская газета. - 2018. - 29 декабря.
1.8. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ // СЗ РФ. - 2014. - № 43. - Ст. 5792.
1.9. О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 04.03.2013 № 23-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. - 2013. - № 9. - Ст. 875.
1.10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: федеральный закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.13.2017) // СЗ РФ. - 2011. - № 1. - Ст. 16.
1.11. О средствах массовой информации: закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) // Российская газета. - 1992. - 8 февраля.
1.12. О порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Инструкция, утвержденная приказом МВД России от 29.08.2014 № 736 (ред. от 07.11.2018) // Российская газета. - 2014. - 14 ноября.
1.13. Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации: приказ СК России от 11.10.2012 № 72 // Российская газета. - 2013. - 6 марта.
1.14. О приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях: Инструкция, утвержденная приказом Минюста России от 11.07.2006 № 250 (ред. от 15.08.2016) // Российская газета. - 2006. - 5 августа.
1.15. О едином учете преступлений: приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) // Российская газета. - 2006. - 25 января.
1.16. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Курдюкова Петра Геннадиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 24, статьей 125, частью первой статьи 144, статьями 145 и 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2678-О //
Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
1.17. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Беренгартена Сергея Игоревича на нарушение его конституционных прав положениями статей 1, 4, 7, 38, 144 и 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 № 1876-О // Консультант Плюс: Справочно-правовая система
[Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
1.18. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Технюка Владислава Васильевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 № 1881-О // Консультант Плюс: Справочно-правовая система
[Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
1.19. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
Майоровой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 24 и частью четвертой статьи 148 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации: Определение
Конституционного Суда РФ от 05.06.2014 № 1309-О // СЗ РФ. - 2014. - № 28. - Ст. 4139.
1.20. По жалобе гражданки Тришкиной Татьяны Петровны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 4 части первой статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2013 № 354-О // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2013. - № 6.
1.21. По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 № 16-П // СЗ РФ. - 2011. - № 30 (2) . - Ст. 4698.
1.22. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сорокина Виктора Борисовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 № 1657ОО // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)...