Административная деятельность органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 9
§1.1 Понятие и характеристика групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 9
§1.2 Правовые основы деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка массовых беспорядков 20
Глава 2. Административно-правовой механизм противодействия групповым нарушениям общественного порядка и массовым беспорядкам 28
2.1. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 28
2.2. Особенности деятельности ОВД для предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 42
2.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования деятельности публичных органов власти в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Глава 1. Теоретические основы предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 9
§1.1 Понятие и характеристика групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 9
§1.2 Правовые основы деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка массовых беспорядков 20
Глава 2. Административно-правовой механизм противодействия групповым нарушениям общественного порядка и массовым беспорядкам 28
2.1. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 28
2.2. Особенности деятельности ОВД для предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 42
2.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования деятельности публичных органов власти в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков 50
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 67
Актуальность исследования состоит в том, что все вопросы, касающиеся охраны органами публичной власти общественного порядка и правопорядка на территории Российской Федерации являются наиболее важными. Это объясняется тем, что одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов российских граждан является поддержание государственными органами должного уровня общественного порядка.
В связи с этим любое государство в первую очередь уделяет большое внимание охране общественного порядка, поскольку без него невозможно дальнейшее социально-экономическое развитие и процветание страны.
На сегодняшний день, российское государство для административного механизма охраны общественного правопорядка, вовлекает в данный процесс различные органы публичной власти, где наиболее главенствующее положение занимают органы внутренних дел. Это объясняется тем, что в их арсенале имеются различные административные меры, в том числе принуждения, для обеспечения общественного правопорядка.
Сегодня групповые нарушения общественного правопорядка и массовые беспорядки представляют наибольшую общественную опасность, поскольку они возникают стихийно и способны нанести большой ущерб как в материальном плане, так и нанести вред социуму.
Чтобы публичные органы власти могли эффективно осуществлять деятельность в сфере пресечения и предотвращения подобных правонарушений и преступлений, необходимо постоянное совершенствование организационных и правовых основ данного вида административной деятельности.
Важность изучения проблематики настоящей работы объясняется тем, что подобные групповые нарушения общественного порядка создают большой общественный резонанс, поскольку в ходе их совершения нарушаются субъективные права граждан, создаются большие препятствия для работы транспорта, социальной структуры и так далее.
Исходя из этого, уполномоченные на пресечение и предупреждение данных деяний органы, должны своевременно и с определенной системностью реагировать на групповые нарушения общественного порядка, а также исследовать обстоятельства их возникновения, поскольку это позволит в будущем предотвратить их.
Конечно, в деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел (далее – ОВД) не всегда получается адекватно реагировать на подобные дестабилизирующие факторы.
На практике порой возникают ситуации, когда, сотрудники ОВД просто организационно и технические не подготовлены к тому, чтобы пресечь или предупредить подобные нарушения общественного порядка. Поскольку помимо тактики, необходимо обеспечение специальными техническими средствами, которые позволят предотвратить угрозы нарушения закона.
Следовательно, анализ роли и деятельности органов публичной власти в лице ОВД в административном аппарате по предупреждению и пресечению коллективных посягательств на общественный порядок и массовых беспорядков приобретает важное практическое и теоретическое значение, что определяет актуальность настоящего исследования.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена попыткой анализа и систематизации имеющихся в юридической науке и практике знаний, взглядов, мнений об административно-правовом механизме предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Практическая значимость настоящей работы объясняется тем, что в ходе анализа проблематики был предложен ряд рекомендаций, которые позволят улучшить деятельность органов публичной власти по пресечению и предупреждению групповых нарушений общественного порядка, а также массовых беспорядков.
Несмотря на то, что вопрос обеспечения правопорядка неоднократно становился предметом научного анализа, необходимо констатировать, что действующие в настоящее время административно-правовые меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений не полностью отвечают современным требованиям. Следовательно, исследование является актуальным и своевременным.
Степень научной разработанности темы исследования.
В связи с тем, что актуальность данной работы не вызывает сомнений, ряд исследователей и ученых в сфере административного права посвящали свои работы анализу проблем охраны общественного правопорядка органами публичной власти. Среди таких авторов можно указать следующих: В.Д. Ардашкина, К.С. Бельского, Д.Н. Бахраха, С.Н. Бочарова, Л.Л. Попова, А.С. Серегина, М.И. Еропкина, И.И. Веремеенко, А.П. Шергина и многих других.
Кроме того, на менее интересными являются работ, ряд которых использовались в настоящей работе по изучению проблематики применения административного принуждения, поскольку оно является одним из основополагающих методов для пресечения групповых нарушений общественного порядка. В связи с этим укажем следующих исследователей: И.Е. Андреевского, В.М. Гессена, А.М. Кулишера, И.Т. Тарасова, В.В. Ивановского и др. В 30- 40-е годы XX в. к исследованию данной проблематики обращались А.И. Елистратов, В.Л. Кобалевский, С.С. Студеникин, В.А. Власов и др.
Объект исследования состоит из совокупности общественных отношений, которые возникают в процессе реализации деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушение общественного порядка, а также массовых беспорядков.
Предмет исследования представляют практические и теоретические аспекты административной деятельности органов публичной власти.
Целью работы является полное и всестороннее изучение современной административной деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Чтобы достичь вышеуказанную цель необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и характеристику групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков;
- рассмотреть правовые основы деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка массовых беспорядков;
- определить формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков;
- рассмотреть особенности деятельности ОВД в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- изложить рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования деятельности органов публичной власти в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Теоретическая основа представлена законодательством РФ, в том числе КоАП, федеральными законами, регулирующими деятельность ОВД, в том числе органов полиции, исследованиями и научными работами, посвященных вышеуказанным аспектам.
Методы исследования, используемые при написании данной работы: сравнение, классификация, аналогия, анализ и обобщение научной и учебной литературы, публикаций, посвященных проблематике выпускной квалификационной работы, а также изучение печатных изданий и интернет-ресурсов.
Положения, выносимые на защиту:
1. В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка на сегодняшний день законодательно не урегулированы, а находятся в различных статья КоАП РФ, предложен собственный вариант следующих дефиниционных норм для включения их в действующее административное законодательство:
- групповое нарушение общественного порядка – это стихийное и организованное массовое правонарушение, совершаемое одновременно большим числом лиц, преследующих общую цель без поджогов, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и т.п.
Сегодня понятие массовых беспорядков регулируется уголовным законодательством, но в сфере административного права, предполагаем, что массовые беспорядки – это противоправные действия с участием большого количества лиц, совершающие массовые погромы, поджоги и порчу имущества граждан в особо крупном размере.
2. Полагаем, что для разграничения ГНОП от массовых беспорядков имеет смысл включить в КоАП РФ такой критерий как «массовость», который можно будет указать в примечание к статье 20.2.2 КоАП РФ и изложить его в следующий редакции: «под массовостью понимается одновременное нахождение или передвижение в общественных местах лиц, если их количество равно или превышает пяти человек».
3. Применение физической силы или других средств в ряде случаев бывает малоэффективным, в связи с этим степень вреда для сотрудника остается высокой. Считаем, что применение огнестрельного оружия с ограниченной поражающей силой должно быть обязательным, но с оговоркой, что такое оружие может быть применено только при большей опасности и неэффективности применения других средств.
4. Каски, бронежилеты и щитки, защищающие полицейских, не подпадают под систему специальных мер, так как имеют другое назначение – защиту. Однако считаем, что ст. 27 Федерального закона «О полиции» следует дополнить следующим содержанием: «При пресечении массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка сотрудники органов внутренних дел обязаны использовать средства самообороны, такие как каски, бронежилеты, щиты в целях собственной безопасности».
Данное положение повысит уверенность сотрудников в выполнении должностных обязанностей и даст возможность принимать правильные решения в нужное время.
5. В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки представляют собой один из видов чрезвычайных ситуаций социального характера или являются их основаниями, был предложен авторский проект Федерального закона противодействия органов внутренних дел Российской Федерации чрезвычайным ситуациям социального характера (приложение 1).
Структура работа представлена введением, двумя главами, объединяющими шесть параграфов, а также заключением, списком использованных источников и приложениями.
В связи с этим любое государство в первую очередь уделяет большое внимание охране общественного порядка, поскольку без него невозможно дальнейшее социально-экономическое развитие и процветание страны.
На сегодняшний день, российское государство для административного механизма охраны общественного правопорядка, вовлекает в данный процесс различные органы публичной власти, где наиболее главенствующее положение занимают органы внутренних дел. Это объясняется тем, что в их арсенале имеются различные административные меры, в том числе принуждения, для обеспечения общественного правопорядка.
Сегодня групповые нарушения общественного правопорядка и массовые беспорядки представляют наибольшую общественную опасность, поскольку они возникают стихийно и способны нанести большой ущерб как в материальном плане, так и нанести вред социуму.
Чтобы публичные органы власти могли эффективно осуществлять деятельность в сфере пресечения и предотвращения подобных правонарушений и преступлений, необходимо постоянное совершенствование организационных и правовых основ данного вида административной деятельности.
Важность изучения проблематики настоящей работы объясняется тем, что подобные групповые нарушения общественного порядка создают большой общественный резонанс, поскольку в ходе их совершения нарушаются субъективные права граждан, создаются большие препятствия для работы транспорта, социальной структуры и так далее.
Исходя из этого, уполномоченные на пресечение и предупреждение данных деяний органы, должны своевременно и с определенной системностью реагировать на групповые нарушения общественного порядка, а также исследовать обстоятельства их возникновения, поскольку это позволит в будущем предотвратить их.
Конечно, в деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел (далее – ОВД) не всегда получается адекватно реагировать на подобные дестабилизирующие факторы.
На практике порой возникают ситуации, когда, сотрудники ОВД просто организационно и технические не подготовлены к тому, чтобы пресечь или предупредить подобные нарушения общественного порядка. Поскольку помимо тактики, необходимо обеспечение специальными техническими средствами, которые позволят предотвратить угрозы нарушения закона.
Следовательно, анализ роли и деятельности органов публичной власти в лице ОВД в административном аппарате по предупреждению и пресечению коллективных посягательств на общественный порядок и массовых беспорядков приобретает важное практическое и теоретическое значение, что определяет актуальность настоящего исследования.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена попыткой анализа и систематизации имеющихся в юридической науке и практике знаний, взглядов, мнений об административно-правовом механизме предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Практическая значимость настоящей работы объясняется тем, что в ходе анализа проблематики был предложен ряд рекомендаций, которые позволят улучшить деятельность органов публичной власти по пресечению и предупреждению групповых нарушений общественного порядка, а также массовых беспорядков.
Несмотря на то, что вопрос обеспечения правопорядка неоднократно становился предметом научного анализа, необходимо констатировать, что действующие в настоящее время административно-правовые меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений не полностью отвечают современным требованиям. Следовательно, исследование является актуальным и своевременным.
Степень научной разработанности темы исследования.
В связи с тем, что актуальность данной работы не вызывает сомнений, ряд исследователей и ученых в сфере административного права посвящали свои работы анализу проблем охраны общественного правопорядка органами публичной власти. Среди таких авторов можно указать следующих: В.Д. Ардашкина, К.С. Бельского, Д.Н. Бахраха, С.Н. Бочарова, Л.Л. Попова, А.С. Серегина, М.И. Еропкина, И.И. Веремеенко, А.П. Шергина и многих других.
Кроме того, на менее интересными являются работ, ряд которых использовались в настоящей работе по изучению проблематики применения административного принуждения, поскольку оно является одним из основополагающих методов для пресечения групповых нарушений общественного порядка. В связи с этим укажем следующих исследователей: И.Е. Андреевского, В.М. Гессена, А.М. Кулишера, И.Т. Тарасова, В.В. Ивановского и др. В 30- 40-е годы XX в. к исследованию данной проблематики обращались А.И. Елистратов, В.Л. Кобалевский, С.С. Студеникин, В.А. Власов и др.
Объект исследования состоит из совокупности общественных отношений, которые возникают в процессе реализации деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушение общественного порядка, а также массовых беспорядков.
Предмет исследования представляют практические и теоретические аспекты административной деятельности органов публичной власти.
Целью работы является полное и всестороннее изучение современной административной деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Чтобы достичь вышеуказанную цель необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и характеристику групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков;
- рассмотреть правовые основы деятельности органов публичной власти по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка массовых беспорядков;
- определить формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков;
- рассмотреть особенности деятельности ОВД в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- изложить рекомендации и предложения по совершенствованию административно-правового регулирования деятельности органов публичной власти в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Теоретическая основа представлена законодательством РФ, в том числе КоАП, федеральными законами, регулирующими деятельность ОВД, в том числе органов полиции, исследованиями и научными работами, посвященных вышеуказанным аспектам.
Методы исследования, используемые при написании данной работы: сравнение, классификация, аналогия, анализ и обобщение научной и учебной литературы, публикаций, посвященных проблематике выпускной квалификационной работы, а также изучение печатных изданий и интернет-ресурсов.
Положения, выносимые на защиту:
1. В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка на сегодняшний день законодательно не урегулированы, а находятся в различных статья КоАП РФ, предложен собственный вариант следующих дефиниционных норм для включения их в действующее административное законодательство:
- групповое нарушение общественного порядка – это стихийное и организованное массовое правонарушение, совершаемое одновременно большим числом лиц, преследующих общую цель без поджогов, применения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и т.п.
Сегодня понятие массовых беспорядков регулируется уголовным законодательством, но в сфере административного права, предполагаем, что массовые беспорядки – это противоправные действия с участием большого количества лиц, совершающие массовые погромы, поджоги и порчу имущества граждан в особо крупном размере.
2. Полагаем, что для разграничения ГНОП от массовых беспорядков имеет смысл включить в КоАП РФ такой критерий как «массовость», который можно будет указать в примечание к статье 20.2.2 КоАП РФ и изложить его в следующий редакции: «под массовостью понимается одновременное нахождение или передвижение в общественных местах лиц, если их количество равно или превышает пяти человек».
3. Применение физической силы или других средств в ряде случаев бывает малоэффективным, в связи с этим степень вреда для сотрудника остается высокой. Считаем, что применение огнестрельного оружия с ограниченной поражающей силой должно быть обязательным, но с оговоркой, что такое оружие может быть применено только при большей опасности и неэффективности применения других средств.
4. Каски, бронежилеты и щитки, защищающие полицейских, не подпадают под систему специальных мер, так как имеют другое назначение – защиту. Однако считаем, что ст. 27 Федерального закона «О полиции» следует дополнить следующим содержанием: «При пресечении массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка сотрудники органов внутренних дел обязаны использовать средства самообороны, такие как каски, бронежилеты, щиты в целях собственной безопасности».
Данное положение повысит уверенность сотрудников в выполнении должностных обязанностей и даст возможность принимать правильные решения в нужное время.
5. В связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки представляют собой один из видов чрезвычайных ситуаций социального характера или являются их основаниями, был предложен авторский проект Федерального закона противодействия органов внутренних дел Российской Федерации чрезвычайным ситуациям социального характера (приложение 1).
Структура работа представлена введением, двумя главами, объединяющими шесть параграфов, а также заключением, списком использованных источников и приложениями.
Подводя итоги, укажем, что эффективная деятельность органов публичной власти по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка зависит от точности установления причин и условий их возникновения.
Безусловно организация надлежащего общественного порядка и безопасности, особенно при массовых мероприятиях, пикетах шествия и т.п. - сложная задача, решение которой во многом зависит от продуманности и скоординированности действий государственных органов, общественных организаций, граждан, которые в силу своей квалификации несут ответственность за создание адекватных условий для успешной организации подобного рода мероприятия. Только объединение и координация их усилий позволит рационально распределить силы и средства и будет способствовать успешному решению поставленных задач.
Считаем, что следующие обстоятельства определяют необходимость выявления и исследования проблем в управлении правоохранительной деятельностью в целях предупреждения и пресечения массовых противоправных действий. Прежде всего очевидно, что для эффективного предупреждения и пресечения массовых беспорядков, коллективных нарушений общественного порядка и незаконных забастовок сотрудники ОВД должны обладать необходимыми навыками, знаниями и опытом, которые позволят им занять соответствующую позицию. понимать соответствующие чрезвычайные ситуации и выполнять задачи на соответствующем уровне, призваны заботиться о правопорядке.
При этом взаимодействие сотрудников ОВД с другими правоохранительными органами в целях предупреждения и пресечения незаконных массовых акций недостаточно эффективно, что не способствует выполнению ими своих обязанностей.
Вышеизложенное определяет актуальность данного исследования, что в свою очередь требует разработки теоретических и прикладных аспектов деятельности органов внутренних дел в целях предупреждения и пресечения противоправных массовых действий.
Предметом такого исследования должны быть как организационно-правовые вопросы, так и вопросы концептуального совершенствования деятельности органов внутренних дел в данной сфере.
Поэтому эффективная деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и коллективных нарушений общественного порядка зависит от точности установления их причин и условий их возникновения.
В данном контексте в статье под массовыми мероприятиями понимаются крупные общественно-политические, спортивные, культурные и иные мероприятия, привлекающие большое количество участников, посетителей и местного населения, которые, как правило, проходят в городах и других населенных пунктах, а также могут охватывать прилегающие к ним микрорайоны и территории.
Повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников можно только при совершенствовании специальных программ обучения, предназначенных для развития навыков на случай любого происшествия.
Для максимально эффективного решения задач обеспечения правопорядка необходима координация действий всех субъектов общественного порядка и общественной безопасности.
Для того чтобы усовершенствовать деятельность органов публичной власти по пресечению и предупреждению массовых беспорядков и ГНОП, были предложены следующие рекомендации:
- для разграничения ГНОП от массовых беспорядков имеет смысл включить в КоАП РФ такой критерий как «массовость», который можно будет указать в примечание к статье 20.2.2 КоАП РФ и изложить его в следующий редакции: «под массовостью понимается одновременное нахождение или передвижение в общественных местах лиц, если их количество равно или превышает пяти человек».
- применение физической силы или других средств в ряде случаев бывает малоэффективным, в связи с этим степень вреда для сотрудника остается высокой. Считаем, что применение огнестрельного оружия с ограниченной поражающей силой должно быть обязательным, но с оговоркой, что такое оружие может быть применено только при большей опасности и неэффективности применения других средств.
- каски, бронежилеты и щитки, защищающие полицейских, не подпадают под систему специальных мер, так как имеют другое назначение – защиту. Однако считаем, что ст. 27 Федерального закона «О полиции» следует дополнить следующим содержанием: «При пресечении массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка сотрудники органов внутренних дел обязаны использовать средства самообороны, такие как каски, бронежилеты, щиты в целях собственной безопасности».
Данное положение повысит уверенность сотрудников в выполнении должностных обязанностей и даст возможность принимать правильные решения в нужное время.
- в связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки представляют собой один из видов чрезвычайных ситуаций социального характера или являются их основаниями, был предложен авторский проект Федерального закона противодействия органов внутренних дел Российской Федерации чрезвычайным ситуациям социального характера (приложение 1).
Безусловно организация надлежащего общественного порядка и безопасности, особенно при массовых мероприятиях, пикетах шествия и т.п. - сложная задача, решение которой во многом зависит от продуманности и скоординированности действий государственных органов, общественных организаций, граждан, которые в силу своей квалификации несут ответственность за создание адекватных условий для успешной организации подобного рода мероприятия. Только объединение и координация их усилий позволит рационально распределить силы и средства и будет способствовать успешному решению поставленных задач.
Считаем, что следующие обстоятельства определяют необходимость выявления и исследования проблем в управлении правоохранительной деятельностью в целях предупреждения и пресечения массовых противоправных действий. Прежде всего очевидно, что для эффективного предупреждения и пресечения массовых беспорядков, коллективных нарушений общественного порядка и незаконных забастовок сотрудники ОВД должны обладать необходимыми навыками, знаниями и опытом, которые позволят им занять соответствующую позицию. понимать соответствующие чрезвычайные ситуации и выполнять задачи на соответствующем уровне, призваны заботиться о правопорядке.
При этом взаимодействие сотрудников ОВД с другими правоохранительными органами в целях предупреждения и пресечения незаконных массовых акций недостаточно эффективно, что не способствует выполнению ими своих обязанностей.
Вышеизложенное определяет актуальность данного исследования, что в свою очередь требует разработки теоретических и прикладных аспектов деятельности органов внутренних дел в целях предупреждения и пресечения противоправных массовых действий.
Предметом такого исследования должны быть как организационно-правовые вопросы, так и вопросы концептуального совершенствования деятельности органов внутренних дел в данной сфере.
Поэтому эффективная деятельность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и коллективных нарушений общественного порядка зависит от точности установления их причин и условий их возникновения.
В данном контексте в статье под массовыми мероприятиями понимаются крупные общественно-политические, спортивные, культурные и иные мероприятия, привлекающие большое количество участников, посетителей и местного населения, которые, как правило, проходят в городах и других населенных пунктах, а также могут охватывать прилегающие к ним микрорайоны и территории.
Повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников можно только при совершенствовании специальных программ обучения, предназначенных для развития навыков на случай любого происшествия.
Для максимально эффективного решения задач обеспечения правопорядка необходима координация действий всех субъектов общественного порядка и общественной безопасности.
Для того чтобы усовершенствовать деятельность органов публичной власти по пресечению и предупреждению массовых беспорядков и ГНОП, были предложены следующие рекомендации:
- для разграничения ГНОП от массовых беспорядков имеет смысл включить в КоАП РФ такой критерий как «массовость», который можно будет указать в примечание к статье 20.2.2 КоАП РФ и изложить его в следующий редакции: «под массовостью понимается одновременное нахождение или передвижение в общественных местах лиц, если их количество равно или превышает пяти человек».
- применение физической силы или других средств в ряде случаев бывает малоэффективным, в связи с этим степень вреда для сотрудника остается высокой. Считаем, что применение огнестрельного оружия с ограниченной поражающей силой должно быть обязательным, но с оговоркой, что такое оружие может быть применено только при большей опасности и неэффективности применения других средств.
- каски, бронежилеты и щитки, защищающие полицейских, не подпадают под систему специальных мер, так как имеют другое назначение – защиту. Однако считаем, что ст. 27 Федерального закона «О полиции» следует дополнить следующим содержанием: «При пресечении массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка сотрудники органов внутренних дел обязаны использовать средства самообороны, такие как каски, бронежилеты, щиты в целях собственной безопасности».
Данное положение повысит уверенность сотрудников в выполнении должностных обязанностей и даст возможность принимать правильные решения в нужное время.
- в связи с тем, что групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки представляют собой один из видов чрезвычайных ситуаций социального характера или являются их основаниями, был предложен авторский проект Федерального закона противодействия органов внутренних дел Российской Федерации чрезвычайным ситуациям социального характера (приложение 1).




