Введение 3
1. Общие положения использования результатов оперативно-розыскной
деятельности в доказывании по уголовным делам 7
1.1. Понятие и цели доказывания в уголовном процессе 7
1.2. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и проблемы их использования в доказывании по уголовным делам 17
2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на
первоначальном этапе расследования уголовных дел о незаконном сбыте наркотиков 28
2.1. Характеристика и способы незаконного сбыта наркотических средств 28
2.2. Использование результатов оперативно-розыскного мероприятия
«проверочная закупка» на этапе возбуждения уголовного дела о незаконном сбыте наркотических средств 37
2.3. Проблема провокации незаконного сбыта наркотических средств 44
3. Особенности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в стадии предварительного расследования уголовных дел о незаконном сбыте наркотических средств 50
3.1. Использование в доказывании результатов отдельных оперативно розыскных мероприятий, аудио и видеозаписи, осуществляемой в процессе их проведения 50
3.2. Использование в доказывании информации, полученной от граждан, конфиденциально сотрудничающих с оперативными подразделениями 59
3.3. Особенности доказывания бесконтактного сбыта наркотических средств 68
Заключение 73
Библиографический список 78
Приложение 92
Последний лист ВКР 96
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что состояние организации и эффективность работы по борьбе с преступностью зависит от многих объективных и субъективных факторов, и прежде всего, от умелого использования в уголовном судопроизводстве результатов, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).
В правоприменительной практике актуальность данного вопроса обусловливается, прежде всего, происходящими существенными качественными изменениями преступности, носящими негативный характер.
Состояние преступности в Российской Федерации на современном этапе характеризуется, прежде всего, большим распространением
преступлений, совершаемых организованными группами, тщательно спланированных, подготовленных и законспирированных.
Правоохранительные органы постоянно сталкиваются с активным
противодействием преступников, с всё более изощренными приемами совершения преступлений и сокрытия их следов. Раскрыть такие преступления только традиционными методами трудно, а порой и невозможно.
В этой ситуации многократно повышается значимость оперативнорозыскной деятельности (далее - ОРД) и получаемой при ее проведении гласной и негласной информации для решения задач уголовного производства.
При этом в последнее время для нашей страны всё еще остаётся актуальным вопрос борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, поскольку наркомания из года в год приобретает все более значительные масштабы, становясь серьезным социальным фактором, негативно влияющим на развитие всего общества. Наиболее частым поводом к возбуждению уголовных дел рассматриваемой категории является непосредственное обнаружение органами дознания признаков преступления в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности.
В январе - октябре 2018 г. на территории России зарегистрировано 1 686 193 преступления, что на 69 644 меньше, чем за аналогичный период прошлого года (-4 %). Также за январь-октябрь 2018 года выявлено 173,1 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 3,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов внутренних дел выявлено 165,9 тыс. преступлений (3,4%). По сравнению с январем - октябрем 2017 года на 4,6% увеличилось число выявленных преступлений, совершённых с целью сбыта наркотических средств, также увеличился их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с 51,6% в январе - октябре 2017 года до 56,0%1. Отчасти, уменьшение количества выявленных преступлений произошло за счёт увеличения прироста нераскрытых преступлений по ст.228 УК РФ, а также высокого уровня латентности данной категории преступлений и всё более изощрённых способов сбыта наркотических средств (см. Приложение 1).
Все названные выше проблемы послужили основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном сбыте наркотических средств.
Предметом исследования выступают уголовно- процессуальные нормы российского законодательства, регламентирующие использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе; нормы зарубежного уголовно-процессуального законодательства, международно-правовые документы, ведомственные нормативно-правовые акты, правоприменительная практика, статистические данные, научные исследования в виде монографий, статей, комментариев, учебной литературы по исследуемым проблемам.
1 См. Состояние преступности в России [Электронный ресурс]. URL: http://mvd.ru
Цель работы - проанализировать, систематизировать и обобщить знания о практике использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном сбыте наркотических средств на основе имеющейся научной и иной литературы, нормативно-правовой базы, статистических данных; выявить коллизии и пробелы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном сбыте наркотических средств в уголовном законодательстве, разработать конкретные рекомендации по их устранению и совершенствованию данных институтов.
Названные цели обусловили постановку следующих задач:
• рассмотреть общие положения результатов оперативно-розыскной деятельности, особенности и проблемы их использования в доказывании по уголовным делам;
• определить понятие и цели доказывания в уголовном процессе;
• проанализировать характеристику незаконного сбыта наркотических средств и его основные способы;
• выработать рекомендации по решению выявленных проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о незаконном сбыте наркотических средств.
Методологической основой исследования в данной работе послужил диалектический метод научного познания. В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как сравнительноправовой, исторический, социологический, обобщения статистических данных, аналогии, классификации.
Теоретической основой исследования являются труды известных ученых в области уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности, в которых отражены проблемы использования результатов оперативнорозыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. В данном направлении лежат исследования таких ученых как Е.А. Доля, С.И. Владимиров, К.К. Горяйнов, В.Л. Ильиных, Е.А. Ошлыкова, С.С. Овчинский, А.В. Шебалин.
Нормативно-правовую базу исследования составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные Конституционные законы, федеральные законы, относящиеся к исследуемым проблемам, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, руководящие разъяснения высших судебных органов в рассматриваемой сфере, а также Постановления Пленума Верховного суда РФ и решения Конституционного Суда РФ.
Эмпирическую базу исследования составили: исследования, проведенные различными учеными; материалы судебно-следственной практики, отражающие различные аспекты практики рассмотрения конкретных уголовных дел.
Практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные на основе исследования выводы и положения могут быть использованы в правоприменительной деятельности и правотворческой деятельности законодательных органов при совершенствовании законодательства. Выводы по результатам исследования могут оказать помощь участникам соответствующих правоотношений.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложения.
По итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Доказывание в уголовном судопроизводстве - это деятельность, познавательная и удостоверительная, компетентных государственных органов, содержанием которой является собирание, проверка и оценка доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение и подлежащих доказыванию.
В соответствии с п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД - это сведения, полученные в соответствии с ФЗ «Об ОРД» о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Результаты ОРД могут представляться оперативно-розыскными подразделениями органу дознания и следователю или в суд только в случае, если они соответствуют определенным требованиям, а именно: относимость результатов ОРД и оперативно-розыскных мероприятий к конкретному преступлению; законность осуществления соответствующих оперативнорозыскных мероприятий; соблюдение законодательства, определяющего работу с доказательством, порядок и основание возбуждения уголовного дела; обеспечение режима секретности.
Результаты ОРД сами по себе не являются доказательствами. Они не могут быть непосредственно использованы в качестве таковых для установления предмета доказывания в целом и, в частности, виновности лица в совершении преступления, так как порядок их получения отличается от процедуры получения уголовно-процессуальных доказательств.
Результаты ОРД правомерно рассматривать лишь в качестве основы, на которой в уголовном процессе могут быть сформированы доказательства, а их отождествление и использование непосредственно в качестве доказательств недопустимо.
Таким образом, уголовно-процессуальное использование результатов ОРД представляет собой процесс вовлечения оперативно-розыскной информации в уголовное судопроизводство в соответствии с установленным нормативно-правовыми актами.
Под незаконным сбытом наркотических средств следует понимать передачу возмездно или безвозмездно, от одного лица другому или нескольким лицам, которым они не принадлежат, наркотических средств любыми способами. При этом умысел виновного должен быть направлен на распространение наркотических средств.
Незаконный сбыт наркотических средств будет считаться оконченным преступлением с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств, независимо от их фактического получения приобретателем, в том числе, когда данные действия осуществляются в ходе проверочной закупки или иного оперативно- розыскного мероприятия, проводимого в соответствии с ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности».
При этом субъективный и объективный критерии оценки действий лица в незаконном сбыте наркотических средств тесно переплетаются. Об этом свидетельствуют такие признаки как приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим не употребляющим наркотическое средство, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями, весов для взвешивания наркотиков и т.п.
Таким образом, совокупность данных условий должна являться основным критерием определения в действиях лица признаков незаконного сбыта наркотических средств.
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности на первоначальном этапе расследования уголовных дел о незаконном сбыте наркотических средств является объективной необходимостью. В частности, единственным путем фиксации данного преступления является материал с результатами оперативно-розыскного мероприятия - «проверочная закупка», который передаётся в следственный орган для принятия решения в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ.
Практика расследования уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, как российских судов, так и Европейского суда по правам человека, показывает, что при проведении ОРМ «проверочная закупка», не должна иметь место провокация совершения преступления со стороны сотрудников правоохранительных органов. Способами провокации можно признать любые способы воздействия на сознание субъекта ОРМ, которые не парализуют его волю.
Предусмотренные законом оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые оперативными подразделениями, проводятся, в том числе и с использованием оперативно-технических сил и средств. Возможности технических средств, реализуются при проведении фактически всех следственных действий, направленных на получение как вербальной, так и материально отображаемой информации. Результаты ее применения оказывают существенное влияние на весь процесс доказывания по уголовным делам. Вместе с тем, несмотря на очевидные достоинства, аудио и видеозапись пока не получила должного признания законодателя, несовершенно организационное и материально - техническое обеспечение ее применения при проведении ОРМ и следственных действий.
По нашему мнению современная практика применения технических средств требует более детальной регламентации оснований, сроков и условий проведения, прежде всего, электронного наблюдения, а также порядка использования полученных записей в уголовном судопроизводстве.
Кроме того, в выявлении, предупреждении и раскрытии совершаемых в условиях неочевидности преступлений огромную роль играет институт содействия граждан оперативно-розыскным органам.
В зависимости от наличия у правоохранительных органов сведений о содействующем лице и степени сохранения в тайне сведений о самом факте, содействие бывает гласное, негласное (конфиденциальное) и анонимное. Содействие граждан оперативным подразделениям преимущественно используется на конфиденциальной основе, что объективно необходимо как с позиции обеспечения безопасности этих лиц, так и для исключения противодействия им, а в конечном итоге, и результативности проводимых ОРМ.
При этом одной из актуальных проблем использования результатов ОРМ в доказывании остается использование свидетельских показаний, полученных от лиц, содействующих правоохранительным органам на конфиденциальной основе.
На наш взгляд, информация, предоставленная в уголовный процесс лицом, оказывающим содействие на конфиденциальной основе путем его допроса в качестве свидетеля, при соблюдении требований уголовнопроцессуального закона, может быть использована в качестве доказательств по уголовному делу, так как каких-либо исключений в УПК РФ для процессуального статуса свидетелей из числа лиц, оказывающих конфиденциальное содействие оперативным подразделениям, нет. Показания таких лиц, как правило, лежат в основе обвинения.
Кроме того, исследование показало, что особенностями доказывания бесконтактного сбыта наркотических средств является то, что преобладающее количество преступлений предусмотренных ст. 228.1 УК РФ совершается организованными преступными формами, участники которых состоят в определенной иерархии, в связи с этим необходимо рассмотрение функциональной роли каждого звена.
В установлении способа совершения преступления важную роль играют сведения, полученные при производстве компьютерно-сетевой, лингвистической или автороведческой экспертиз, по обнаруженной интернет-переписке с целью установления авторства отправленного с определенного имени текстового сообщения (с использованием «Skype», «Viber», WhatsApp»).
Методы бесконтактного сбыта сопряжены с использованием неперсонифицированных электронных средств платежа или указанием заведомо ложных персональных данных, что обеспечивает сохранение анонимности организаторов преступной деятельности на всех ее этапах, включая распоряжение полученными денежными средствами или иным имуществом. В связи с этим учеными предлагается ввести институт обязательной идентификации физических лиц при регистрации в электронных платежных системах и их использовании. 5 .
Изучение приговоров по уголовным делам, возбужденным по факту незаконного сбыта наркотических средств бесконтактным способом, позволило сделать нам следующие выводы. Во-первых, большинство преступлений данной категории совершаются мужчинами, как в единственном лице, так и в составе группы лиц. Женщины реже осуждаются за подобные деяния и, как правило, совершают их в группе лиц, по предложению своего сожителя, знакомого или родственника.
Таким образом, одной из серьезных проблем в расследовании незаконного сбыта наркотических средств является соблюдение принципа законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий по фактам выявления лиц, причастных к приготовлению, совершению или совершивших преступления. А также имеются проблемы в фиксации самого хода оперативно-розыскных мероприятий, что приводит к сложностям, как при рассмотрении вопроса о возбуждении уголовного дела, так и при решении вопроса о виновности либо невиновности подозреваемого лица. Вопросы доказывания бесконтактного сбыта наркотических средств требуют дальнейшего теоретического осмысления и последующего внедрения результатов в деятельность подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел и правоохранительных органов в целом.
1. Нормативные правовые акты и другие официальные документы
1.1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками,
внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года: заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961 // Сайт справочно-правовой системы
Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru.
1.2. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ: заключена в г. Вене 20.12.1988 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru.
1.3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (ред. 27.07.2014) // Собрание
законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - Ст. 4398.
1.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 12.11.2018) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru.
1.5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru.
1.6. Федеральный закон от 08.01.1998г. № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О
наркотических средствах и психотропных веществах» // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана.
URL: http: //www.consultant.ru.
1.7. Федеральный закон от 01.03.2012 года N 18-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru.
1.8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 04.01.2016 г. № 1 (часть II) ст. 212.
1.9. Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 07.12.2016) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 24. - ст. 3015.
1.10. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 "Об
утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в РФ и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных,
запрограммированных) для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности" // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL :http://www.consultant.ru.
1.11. Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL :http://www.consultant.ru.
1.12. Постановление Европейского суда по правам человека от 26.10.2006
"Дело "Худобин (Khudobin) против Российской Федерации" // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана.
URL: http: //www.consultant.ru.
1.13. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 18- О «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона ”Об оперативно-розыскной деятельности”» // Вестн. Конституционного Суда РФ. - 1999. - № 3.
1.14. Определение Конституционного Суда РФ от 05.06.1997 N 72-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Юлдашевой Л.А. как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http: //www.consultant.ru.
1.15. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой"// Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL :http://www.consultant.ru.
1.16. Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 862-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Камалиева Марата Дамировича на нарушение его конституционных прав статьей
6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"// Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана.
URL: http: //www.consultant.ru.
1.17. Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 268-О "По жалобам гражданина Уразова С.В. на нарушение его конституционных прав положениями статей 49, 91, 92, 227, 228, 229, 255 и 355 УПК РФ и статей 6, 8 и 10 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http: //www.consultant.ru.
1.18. Определение Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 454-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дьячковой О.Г. на нарушение ее конституционных прав пунктами 6 и 14 части первой и частью четвертой статьи 6, пунктом 3 статьи 7, частью второй статьи 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", частью второй статьи 7, пунктом 4 части второй статьи 38, статьями 125, 140 и 146 УПК РФ" и др. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru...