Глава 1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушения регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии 9
1.1 Клинико-психологическая характеристика феномена дисморфофобии..9
1.2 Дисфункциональные убеждения об образе тела и стремление к телесным
модификациям при симптомах дисморфофобии 22
1.3 Нарушение регуляции эмоций при разных симптомах дисморфофобии 33
1.4. Когнитивно-поведенческая терапия дисфункциональных убеждений и нарушений регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии 42
Глава 2. Эмпирическое исследование дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушения регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии 52
2.1 Программа эмпирического исследования дисфункциональных
убеждений об образе тела и нарушения регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии 52
2.2 Анализ эмпирических данных исследования особенностей
дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушения регуляции эмоций при разных симптомах дисморфофобии 61
2.3 Коррекционно-психологическая работа при нарушениях регуляции эмоций у лиц, имеющих дисфункциональные убеждения об образе своего
тела и симптомы дисморфофобии 80
Заключение 89
Список использованной литературы 92
Приложения 105
В современном мире все чаще успешность, счастье, достижение всевозможных целей связывают с эталонами внешности, к которым необходимо как минимум стремиться. Стройное подтянутое тело стало идеалом сегодняшнего дня и ориентиром для очень многих людей. Формируется убеждение о том, что «если я недостаточно красив, то я не буду счастлив и/или ничего не смогу добиться в жизни». Вследствие данного убеждения и под влиянием СМИ, что транслируют «идеальную жизнь красивых людей», у современного человека формируется определенный («идеальный») образ тела, к которому нужно стремиться. Ради этого в процесс деятельности человека встраиваются новые действия, направленные на достижение идеала любыми способами (от посещения спортивного зала и соблюдения диет до пластических операций). Однако с каждым таким действием, направленным на изменение собственного тела, идеал, к которому нужно стремиться, претерпевает изменения: человек не удовлетворяется результатами, а зачастую, напротив, стремится изменить уже измененное, что требует все больше ресурсов: физических, психологических, материальных. Так начинается самая настоящая бесконечная «борьба» за соответствие мнимому идеалу. Складывается ощущение, что «я еще недостаточно красив и привлекателен». В свою очередь это сопровождается рядом нарушений в виде симптомов депрессии и тревоги, физического перфекционизма (как части личностного перфекционизма) и пограничного расстройства личности в ряде случаев. Закономерный итог - в современном обществе отмечается неуклонный рост расстройств аффективного спектра - депрессивных, тревожных, а также расстройств пищевого поведения, дисморфофобии, антивитального поведения (самоповреждающие мысли и поведение, суицидальные тенденции).
Вопрос адекватного восприятия образа тела и проблема его нарушения на сегодняшний день стоят достаточно остро у большей части населения нашей страны и мира в целом. Это обосновано рядом причин: генетические особенности (конституция тела, черты внешности, склонность к худобе/полноте), психологические проблемы, а также социально навязанные стандарты красоты. Телесность качественно исследуется в наши дни и входит в систему различных областей знания: анатомия и физиология, философия, и, конечно же, психология. Выявлена значимая роль телесности в формировании психического функционирования и психологических механизмов. Психология телесности является достаточно новым научным направлением в психологической науке (Тхостов А.Ш., Николаева В.В., Арина Г.А., Зинченко В.П.). Среди психологических факторов, предрасполагающих к дисморфофобии, многие исследователи указывают такие личностные характеристики как перфекционизм и нарушение удовлетворенности образом тела. Таким образом, образ тела напрямую связан с нашим психическим состоянием.
В формировании личностно-аномальных черт можно выделить описанные в московской патопсихологической школе психологические механизмы, сформированные в концепции культурно-деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, Ю. Ф. Поляков, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян) и в зарубежном когнитивно-поведенческом направлении (A. Beck, J. Beck, A. Wells, D.M. Clark, P.M. Salkovskis). Изменение личности в контексте отечественного психологического подхода объясняется через патологию системы мотивов, составляющих основу деятельности человека. В когнитивно-поведенческой теории во главу угла ставятся убеждения человека и соответствующее им поведение.
Важным компонентом в структуре дисморфофобической симптоматики и неудовлетворенности образом тела является регуляция эмоций. Ее адаптивность, подвижность и гибкость зависят от умения человека оценить ситуацию, выделить и понять свои эмоции и скорректировать поведение в соответствии со своими целями. При этом не только разные ситуации требуют разных способов регуляции, но и одна и та же ситуация вынуждает человека действовать гибко, переключаясь с одной стратегии на другую. При расстройствах аффективного спектра обнаруживается нарушение регуляции эмоций - неумение выбрать эффективную стратегию регуляции эмоций, нередко - подавление эмоций, что ухудшает психологическое состояние и может приводить человека к антивитальным мыслям и поведению, самоповреждению, различным модификациям тела как факторам внешней регуляции (В.И. Моросанова, A.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, О.А Сагалакова, Д.В. Труевцев).
Актуальность темы связана с ростом числа расстройств аффективного спектра: депрессивные, тревожные и соматоформные (А.Б. Холмогорова, B.В. Краснова). По уровню распространенности они безусловные лидеры, что также являются большим фактором риска суицидов. Нарушение восприятия образа тела, дисфункциональные убеждения о внешности, телесные, социальные и психологические проявления симптомов расстройств аффективного спектра предположительно являются взаимосвязанными структурными компонентами дисморфофобии и дисфункционального образа тела.
Итак, к чему же приводит нарушение удовлетворенности образом тела в контексте симптомов дисморфофобии? В первую очередь к психологическим изменениям. Избегание социальных контактов по причине боязни внешнего оценивания и отвержения, навязчивые мысли о «дефектах» своего тела, депрессивная симптоматика, нарушение регуляции эмоций и большинство других факторов влияют на психическое благополучие человека. На основании этого хотелось бы выделить основные атрибуты нашего исследования:
Объект - дисфункциональные мысли об образе тела и нарушение эмоциональной регуляции.
Предмет - особенности дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушений регуляции эмоций при разных симптомах дисморфофобии.
Цель - анализ и типология особенностей дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушений регуляции эмоций при разных симптомах дисморфофобии (на примере выборки молодых женщин).
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические источники о феномене дисморфофобии во взаимосвязи с дисфункциональными убеждениями об образе тела и нарушением регуляции эмоций.
2. Сформировать батарею психодиагностических методик и выборку испытуемых, провести эмпирическое исследование дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушения регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии с помощью Google форм.
3. Провести математико-статистический анализ результатов, описать особенности адаптивного и дисфункционального образа тела и дисморфофобической симптоматики по параметрам дисрегуляции эмоций, социальной тревоги, склонности к антивитальным переживаниям и поведению, симптомам пограничного расстройства личности, шкалам физического перфекционизма.
4. Обобщить результаты исследования и проанализировать типологию особенностей дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушений регуляции эмоций при разных симптомах дисморфофобии.
5. Разработать рекомендации по психологической коррекции дисфункциональных убеждений об образе тела в контексте нарушения регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии.
Гипотезы:
1. Для молодых девушек, склонных к симптомам дисморфофобии, характерны ригидные дисфункциональные убеждения о собственном теле как имеющем недостатки, требующие «исправления».
2. Для молодых девушек с симптомами дисморфофобии и соответствующими дисфункциональными убеждениями об образе тела характерна патология в системе регуляции негативных эмоций, внешний телесный способ управления состоянием, физический перфекционизм, в структуру которого входит выраженная склонность к нарушениям пищевого поведения.
3. Фиксированность дисфункциональных убеждений об образе тела и патология в системе регуляции негативных эмоций выступают психологическим механизмом поддержания и развития симптомов дисморфофобии.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1) идеи о психической деятельности как субъективном восприятии мира, ведущей роли мотивации в построении деятельности, формировании субъективного смыслового образа объектов мира в рамках культурно¬деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник); 2) основные положения и принципы анализа в рамках психологии телесности (А.Ш. Тхостов), представления о физическом перфекционизме как факторе расстройств аффективного спектра и психотерапии данных состояний (А.Б. Холмогорова); 3) положения о закономерностях опосредствования и регуляции психической деятельности в норме и патологии (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь); когнитивно¬поведенческий, метакогнитивный подход в понимании механизмов дисфункциональных убеждений, принципы и техники психологического вмешательства при нарушении регуляции эмоций (А. Beck, J. Beck, A. Wells, D.M. Clark); идеи о развитии у клиентов умения искать альтернативные способы реагирования на ту или иную проблемную ситуацию в концепции диалектической поведенческой терапии (M. Linehan).
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования.
2. Тестирование: 1) анкета личных данных; 2) «Опросник социальной тревоги и социофобии» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева; 3) «Опросник образа собственного тела» О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи; 4) «Шкала состояний образа тела (BISS)» Т.Ф. Кеша в адаптации Л.Т. Баранской, А.Е. Ткаченко, С.С. Татуровой; 5) «Шкала физического перфекционизма» А.Б. Холмогоровой и А.А. Дадеко; 6) Опросник PBQ- BPD, адаптированный для русскоязычной выборки» Э. Батлера в адаптации А.Б. Холмогоровой и А.А. Максимова; 7) опросник «Body Dismorfic Disorder»; 8) «Опросник когнитивной регуляции эмоций» Н. Гарнефски и В. Крайга в адаптации Е.И. Рассказовой, А.Б. Леоновой, И.В. Плужникова; 9) Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» О.А. Сагалаковой и Д.В. Труевцева.
3. Методы математико-статистической обработки данных: кластерный анализ, корреляционный анализ Пирсона, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Краскела-Уоллиса. Эмпирическую базу исследования составили 87 молодых женщин в возрасте от 18 до 25 лет. Тестирование проведено с помощью сервиса Google Формы. Математико-статистическая обработка и анализ данных проведена в программах SPSS 23.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению особенностей дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушения регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии и основана на проведенном теоретико-методологическом анализе современной зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме. С помощью теоретико-методологического анализа литературы, были сформулированы гипотезы и проведено исследование. Результатом эмпирического исследования являлся анализ и формирование типологии особенностей дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушений регуляции эмоций при разных симптомах дисморфофобии (на примере выборки молодых женщин).
Эмпирическое исследование показало, что для молодых девушек, склонных к симптомам дисморфофобии, характерна фиксация на дисфункциональных убеждениях о собственном теле как имеющем недостатки, требующих коррекции (от снижения веса до стремления к телесным модификациям в форме косметических и/или пластических операций). Также обнаружено, что характерной для синдрома дисморфофобии является патология в системе регуляции негативных эмоций, ориентация внешний телесный способ управления состоянием как следствие нарушений регуляции эмоций, физический перфекционизм, в структуру которого входит выраженная склонность к нарушениям пищевого поведения, фиксация на внешности, сравнения с окружающими и фиксация на своих недостатках. Показана значимая роль социальной тревоги (избегание ситуаций оценивания, страх как негативной, так и позитивной оценки как самого факта оценивания, избегание мест потенциального оценивания и «предупреждающее» поведение, направленное на сокрытие и/или коррекцию мнимого «дефекта» с целью быть принятым, а не осмеянным и отвергнутым). Также в структуре синдрома дисморфофобии обнаружена склонность к симптоматике пограничного расстройства личности - нарушение регуляции эмоций как единый механизм, связывающих данные заболевания. Интересными представляются данные о том, что существует тенденция более частого и тяжело протекающего синдрома дисморфофобии у испытуемых с правосторонней латеральной организацией (левши), в отличие от испытуемых с левосторонней организацией (правши). Данный тезис требует дальнейшего изучения и эмпирической проверки. Обобщая полученные в результате исследования данные, можно заключить, что фиксированность дисфункциональных убеждений об образе тела и патология в системе регуляции негативных эмоций выступают психологическим механизмом поддержания и развития симптомов дисморфофобии.
По итогам результатов исследования на основе выделенной типологии была составлена программа психокоррекционного вмешательства в русле когнитивно-бихевиорального подхода. Данная программа направлена на то, чтобы девушки при симптомах дисморфофобии развивали навыки когнитивной регуляции и совладали с социальной тревогой, связанной с ситуациями оценивания, и тем самым адекватно могли бы оценивать и организовывать свое поведение.
Таким образом, в результате эмпирического исследования дисфункциональных убеждений об образе тела и нарушения регуляции эмоций при симптомах дисморфофобии были сделаны следующие выводы:
1. Дисфункциональные убеждения об образе тела и патология в системе регуляции негативных эмоций выступают психологическим механизмом поддержания и развития симптомов дисморфофобии.
2. Симптомам дисморфофобии сопутствует неудовлетворенность телом, формирование негативного его образа, как требующего коррекции.
3. При симптомах дисморфофобии и неудовлетворенности телом характерно нарушение регуляции эмоций и использование таких дезадаптивных стратегий саморегуляции эмоций как самообвинение, принятие, руминации и катастрофизация.
4. Для синдрома дисморфофобии и неудовлетворенности телом характерна выраженная социальная тревога касаемо ситуаций оценивания, что связано с нарушением регуляции эмоций - любая ситуация возможного оценивания переносится очень тяжело и формирует избегающее и предупредительное поведение.
5. Ввиду невозможности достижения фрустрированных социальных потребностей из-за выраженной социальной тревоги возможно формирование паттерна самоповреждающего и суицидального поведения.
6. Дисморфофобия и неудовлетворенность телом сопровождается также физическим перфекционизмом (стремление к коррекции недостатков, высокий стандарты, фиксация на них, дезадаптивные социальные сравнения и фиксация, поиск подтверждений собственной непривлекательности).
7. Подтверждена связь с симптомами пограничного расстройства личности, которые, присоединяясь к симптомам дисморфофобии и неудовлетворенности собственным телом, в совокупности являются структурными компонентами единого синдрома нарушения/искажения идентичности, что сопровождается выраженной дисрегуляцией эмоций.
8. Дисфункциональные убеждения при дисморфофобии разделились на две группы и представляют собой два компонента: когнитивный (тревога, проверки и фиксации на внешности) и поведенческий (поведение, направленное на устранение или сокрытие воспринимаемых недостатков).
Таким образом, задачи, поставленные перед исследованием, были выполнены, выдвинутые гипотезы подтверждены, а цель работы была достигнута.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
2. Барлоу Д. Клиническое руководство по психическим расстройствам. СПб.: Питер, 2008. 911с.
3. Бауманн У., Пере М. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2022. 896 с.
4. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. М.: Академия. 2012. 227 с.
5. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. М.:
Вильямс. 2018. 400 с.
6. Белопольская Н.Л., Литовченко И.С. Психологический и телесный возраст подростков и юношей с реальными и мнимыми проблемами внешности // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 4. C. 72-80.
7. Беляев, Г.С., Лобзин, В.С. и др. Психогигиеническая
саморегуляция. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
8. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая
патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов. М.: МОДЭК. 2014. 624 с.
9. Братусь Б.С. Аномалия личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 912 с.
10. Виноградова, Т.Е. Когнитивные нарушения в ситуации болезни // Журнал неврологии и психиатрии. 2012. Т. 1. С. 22-28
11. Воронова А.П. Когнитивный контроль социальной тревоги // Вопросы психологии. 2015. №4. С. 85-88.
12. Выготский, Л.С. Развитие психики. М.: Академия, 2012. 874 с.
13. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога. // Московский психотерапевтический журнал. - 2001, №4.
14. Гиляровский В.А. Психиатрия. М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. 741 с.
15. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства: справочник. М.: Триада-Х, 2015. 256 с.
16. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 560 с.
17. Дубровина И. Психологическая культура личности // Развитие личности. 2015. №4. С. 59-76.
18. Зейгарник Б.В. Патопсихология. СПб.: Питер, 2014. 412с.
19. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С., Саморегуляция в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. № 2. С. 12-24.
20. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Методология синдромного анализа Л.С. Выготского - А.Р. Лурии и постнеклассическая рациональность // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте. 2012. с. 37-69.
21. Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Синдромный подход в психологии телесности (на примере исследования больных с пролапсом митрального клапана) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 2. С. 57-67.
22. Исследование личностных предикторов самоповреждающего поведения в форме телесных модификаций / М.В. Смирнова, М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович [и др.] // Психопедагогика в правоохранительных органах.
2020. Т.81, №2. С. 188-196.
23. Каплан Г.И. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 2014. 934 с.
...