Введение 13
1 Обзор литературы 16
2 Объект и методы исследования 27
2.1 Процесс поддержки управления коллизиями жизненного цикла 27
сложного инженерного объекта 27
2.2 Постановка задачи исследования 30
2.3 Поиск инновационных вариантов 36
3 Расчеты и аналитика 42
3.1 Теоретический анализ 42
3.3 Среда разработки 48
3.3 Т ехнологическое проектирование 53
4 Результаты проведенного исследования 71
5 Финансовый менеджмент, ресурсоэффективность и ресурсосбережение 73
5.1 Оценка коммерческого потенциала НТИ 73
5.2 Анализ структуры затрат проекта 78
5.2.1 Заработная плата исполнителей 78
5.2.1 Затраты на оборудование и программное обеспечение 80
5.2.2 Расчет затрат на текущий ремонт 82
5.2.3 Затраты на электроэнергию 83
5.2.4 Накладные расходы 83
5.2.5 Расчет эксплуатационных затрат 85
5.3 Расчет показателя экономического эффекта 87
6 Социальная ответственность 89
6.1 Описание рабочего места 89
6.2 Анализ выявленных вредных факторов 89
6.3 Анализ выявленных опасных факторов 94
6.4 Охрана окружающей среды 100
6.5 Защита в чрезвычайных ситуациях
6.6 Законодательные и нормативные документы Заключение
Список публикаций студента Список используемых источников.
Объектом исследования является процесс управления коллизиями
жизненного цикла сложного инженерного объекта.
Целью магистерской диссертации является разработка системы
поддержки управления коллизиями жизненного цикла сложного инженерного
объекта.
Научная новизна заключается в разработке механизма поддержки
управления коллизиями жизненного цикла сложного инженерного объекта.
В процессе исследования рассматривался метод балльной оценки – для
оценки коллизии и выбранного мероприятия. Проводился теоретический анализ
предметной области, обзор аналогов, проектирование и разработка
информационной системы.
В результате разработки информационной системы поддержки
управления коллизиями жизненного цикла сложного инженерного объекта, в
которой реализованы следующие функции учет коллизий на этапах ЖЦ, оценка
коллизий, учет и оценка мероприятий коллизий, контроль устранения
коллизий.
Затраты на разработку проекта составили 73634,85руб., экономический
эффект от внедрения данной системы составит 63932,55руб руб., коэффициент
экономической эффективности 0,87, срок окупаемости – 1,15 года.
В будущем планируется усовершенствование системы: внедрение
многокритериальной оценки.
Введение
Роль науки очень велика, так как конкретно данная отрасль обеспечивает
формирование научно-технического прогресса и введение его достижений в
экономику, и повседневную жизнь [1].
В современном мире инновации воспринимаются как средство
увеличения прибыли и завоевания более емкого сегмента рынка. Правительство
считает, что инновационные проекты вызывают ускоренный экономический
рост страны. За последнее время сформировались пути повышения
эффективности научно-производственных, проектно-конструкторских и других
организаций, участвующих в создании сложных технических систем. Главными
являются эффективность процессов за счет внедрения автоматизации
проектирования и использование методов системной инженерии (управление
жизненным циклом сложных объектов) [1].
Сложные инженерные системы (атомные электростанции, оффшорные
буровые платформы, вертолёты и т.д.) проходят жизненный цикл, занимающий
много лет – от разработки до использования.
Проблема совершенствования развития организаций заставила расширить
исследования в области разработки и внедрения новых форм, методов и систем
управления с целью повышения конкурентоспособности и уменьшению
коллизий на производстве [1].
К проблемам в организации можно отнести такие как: невысокая прибыль
(низкая); достаточно малый сбыт продукции (товара); невысокая (низкая)
производительность труда и качество продукции (товара); чрезмерные
издержки в производственном процессе, различные коллизии в организации, а
так же очень высокая текучесть кадров. Такие показатели являются
определяющими факторами проблем в разных организациях. Для конкретного
анализа проблем, которые существуют в организации, собирают
предварительную подробную информацию, которая касается состояний
внешней и внутренней среды предприятия [1].14
Чем позже по жизненному циклу будет обнаружена коллизия, тем дороже
её исправление. Проще всего исправить требования, когда они еще в файле,
намного труднее и дороже исправить подписанную десятком человек бумагу с
чертежом, и уж совсем трудно исправить уже установленную пятисоттонную
железобетонную конструкцию. Поэтому суть системной инженерии передают
слоганом "сначала подумать, потом сделать". Ошибку в мыслях (если эти
мысли представлены в виде данных) много легче и дешевле исправить, чем
ошибку в железе и бетоне [1].
Целью магистерской диссертации является разработка системы
поддержки управления коллизиями жизненного цикла сложного инженерного
объекта.
Объектом исследования является процесс управления коллизиями
жизненного цикла сложного инженерного объекта.
Научная новизна заключается в разработке механизма поддержки
управления коллизиями жизненного цикла сложного инженерного объекта.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
- рассмотреть литературу управление конфликтами в системе
управления жизненным циклом сложным инженерным объектом;
- провести анализ литературы данной литературы;
- рассмотреть существующие программы-аналоги;
- выбрать среду разработки системы;
- построить информационно-логическую модель системы;
- создать алгоритм для решения задачи;
- исследовать безопасность и экологичность проекта;
- провести экономический анализ;
- разработать программу и провести тестирование данной
программы.15
В результате выполнения выпускной квалификационной работы была
спроектирована и разработана система поддержки управления коллизиями
жизненного цикла сложного инженерного объекта.
Внедрение данной системы поможет снизить трудозатраты при сборе
данных и их обработке, формировать необходимую отчетность, а так же
выработать рекомендации по дальнейшим действиям по улучшению ситуации.
По результатам исследования опубликованы 6 статей, в том числе 2 – в
журнале, индексируемом базой данных Scopus.
В ходе выполнения магистерской диссертации был проведен
теоретический анализ методов управления коллизиями жизненного цикла
сложного инженерного объекта. Были изучены программные продукты
(аналоги). Были сделаны выводы по имеющимся преимуществам и недостаткам
программных продуктов и, была создана более простая в использовании
информационная система для управления коллизиями жизненного цикла
сложного инженерного объекта. Так же была обоснована актуальность
проблемы управления коллизиями.
В результате проведенного анализа управления коллизиями жизненного
цикла сложного инженерного объекта, были выявлены следующие функции
информационной системы:
учет коллизий на этапах жизненного цикла;
оценка коллизий;
учет и оценка мероприятий по устранению коллизий;
контроль устранения коллизий.
Был проведен анализ входной и выходной информации.
Обзор аналогичных программных продуктов выявил, что, данные
программные продукты они не могут полностью выполнить поставленные
задачи и функции, хотя и имеют ряд преимуществ, следовательно,
разработанная информационная система поддержки управления коллизиями
жизненного цикла сложного инженерного объекта на данный момент не имеет
аналогов. Произведено обоснование выбора программных средств реализации
проекта. В результате было выбрано, что информационная система будет
разработана на платформе 1С: Предприятие 8. Поскольку данная
информационная система разрабатывается на платформе 1С:Предприятие 8,
она имеет ряд преимуществ:10
Раков В. И. Системный анализ (начальные понятия). Учебное пособие –
Москва, Пенза: Издательский дом Академия естествознания, 2012. - 239 с.
2. Батоврин В.К., Бахтурин Д.А. Управление жизненным циклом
технических систем: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта
«Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации» /-
Санкт-Петербург, 2012.- Вып. 1.- 59 с.
3. Сазонов В. А Создание организационно-функциональной модели
СУЖЦ проекта ВВЭР-ТОИ – Материалы II Международного научнопрактического форума «Управление жизненным циклом сложных инженерных
объектов», Н. Новгород, июнь 2012// URL:
http://www.niaep.ru/wps/wcm/connect/niaep/site/client/Forum_project_multi_d/.
4. Левенчук А.А. Система управления жизненным циклом сложных
инженерных объектов // Livejournal [электронный ресурс], - режим доступа:
http://ailev.livejournal.com/929655.html
5. Хомбак А. А. Система управления жизненным циклом сложного
энергетического объекта как инструмент повышения его
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности // Вестник
Волжского университета им. В.Н. Татищева [электронный ресурс], - режим
доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-upravleniya-zhiznennym-tsiklomslozhnogo-energeticheskogo-obekta-kak-instrument-povysheniya-egokonkurentosposobnosti-i
6. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента Учебное пособие, изд 2-е,
дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003 -100с.
7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебник. –
Москва: Издательский Дом «ИНФРА-М» 2008 г. - 414 с.
8. ISO/IEC TR 24774: 2010 «Systems and software engineering - Life cycle
management-Guidelines for process description»// URL:
http://www.iso.org/iso/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber.110
9. Zakharova A. A. , Kolegova O. A. , Nekrasova M. E. , Eryomenko A. O.
Methods Used to Support a Life Cycle of Complex Engineering Products // IOP
Conference Series: Materials Science and Engineering. - 2016 - Vol. 142 - №. 1,
Article number 012107. - p. 1-6
10. Некрасова М. Е. Процесс принятия решений в управлении коллизиями
жизненного цикла сложных инженерных объектов // Современные технологии
поддержки принятия решений в экономике: сборник трудов III Всероссийской
научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых,
Юрга, 24-25 Ноября 2016. - Томск: ТПУ, 2016 - C. 70-72
11. Некрасова М. Е. , Морозов М. А. Программное обеспечение
поддержки стратегического управления жизненным циклом сложных
инженерных объектов // Прогрессивные технологии и экономика в
машиностроении: сборник трудов VII Всероссийской научно-практической
конференции для студентов и учащейся молодежи. В 2-х томах, Юрга, 7-9
Апреля 2016. - Томск: Изд-во ТПУ, 2016 - Т. 1 - C. 386-388
12. Некрасова М. Е. , Захарова А. А. Проблемы управления программами
НИР и ОКР создания высокотехнологичной продукции // Современные
технологии поддержки принятия решений в экономике: сборник трудов
Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых, Юрга, 19-20 Ноября 2015. - Томск: ТПУ, 2015 - C. 99-102
13. Батоврин В.К., Бахторин Д.А. Материалы II Международного форума
НИАЭП «Управление жизненным циклом сложных технических объектов»//
URL:
http://www.niaep.ru/wps/wcm/connect/niaep/site/client/Forum_project_multi_d/mate
rials-II-forums2012?contentIDR=6622a9004bdf7392ad85ff918cbf74ed&use
14. Zakharova A. A. , Kolegova O. A. , Nekrasova M. E. A Concept of
Constructing a Common Information Space for High Tech Programs Using
Information Analytical Systems // IOP Conference Series: Materials Science and
Engineering. - 2016 - Vol. 127, Article number 012020. - p. 1-9