Актуальность избранной темы обусловливается тем, что превышение должностных полномочий является одним из наиболее распространенных преступлений, совершаемых должностными лицами, и предусмотрено статьей 286 УК РФ. Согласно статистическим данным Верховного Суда Российской Федерации в 2017 году за совершение преступления, предусмотренного данной статьей, было осуждено 1283 человека, при этом подавляющее большинство - 799 человек за совершение квалифицированного превышения должностных полномочий по части третьей статьи 286 УК РФ. Оправдано было 42 человека, причем и оправданных, гораздо больше тоже по части третьей - 33 человека. По реабилитирующим основаниям уголовные дела прекращались редко - всего лишь 3 раза, а именно: одно прекращение имело место в отношении лица, совершившего преступление, предусмотренное частью 1 статьи 286 УК РФ, и 2 раза уголовные дела прекращались в отношении лиц, которым было инкриминировано совершение деяния, предусмотренного частью 3 данной статьи. По не реабилитирующим основаниям уголовные дела были прекращены в отношении 171 человека, из 168 прекращений имело место в отношении лиц, обвиненных в совершении преступления, предусмотренного частью 1 исследуемой статьи. Интересен тот факт, что всего один человек был признан невменяемым, он был обвинен в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 УК РФ1.
Состав преступления, предусмотренного статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, сконструирован в тексте уголовного закона с использованием множества оценочных признаков, которые не обладают признаком правовой определенности. В частности, это имеет место в отнесении лица к «должностным», с определением направленности преступного умысла, а также рядом иных.
Перечень квалифицированных и особо квалифицированных видов превышения должностных полномочий не в полной мере соответствуют общественной опасности, общим тенденциям и динамике совершения таких преступлений и требует изменения и дополнения.
Вопрос квалификации должностных преступлений всегда был одним из наиболее острых проблем уголовного правоприменения, его актуальность осталась и сейчас. Это связано с тем, что своевременное расследование, предупреждение и профилактика превышения должностных полномочий должностными лицами способствуют повышению доверия и укреплению авторитета органов власти.
Напротив, превышение должностными лицами государственных и муниципальных органов власти своих полномочий, повлекшее причинение существенного вреда, подрывает доверие граждан к служащим и к государству в целом, наносит серьезный ущерб авторитету государственной власти, в конечном итоге порождая негативное восприятие гражданами органов власти и их должностных лиц, формируя в обществе условия для возникновения правового нигилизма.
Цель работы - дать комплексный анализ уголовно-правовой характеристике преступления, предусмотренного в статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
• определить объективные признаки преступления, превышения
должностных полномочий (статья 286 УК РФ);
• рассмотреть объективную сторону превышения должностных
полномочий (статья 286 УК РФ);
• охарактеризовать субъект преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ;
• исследовать субъективную сторону преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ;
• раскрыть проблемы, возникающие при осуществлении квалификации превышения должностных полномочий;
• определить основные критерии, позволяющие отграничивать превышение должностных полномочий от смежных составов преступлений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с превышением должностных полномочий.
Предметом выступают нормы уголовного законодательства России, судебная практика по статье 286 УК РФ и теоретические положения, характеризующие превышение должностных полномочий.
Методология исследования определена стоящими перед данной работой целью и задачами. За основу в исследовании принят диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений. Использован также метод системного анализа. В процессе работы использовались различные теоретические разработки ученых, прежде всего, в области уголовного права.
Теоретическую основу настоящего исследования составили работы отечественных ученых: М. П. Журавлев, С.И. Кочои, И.М. Мацкевич, В.П. Ревин и ряда других. Были также использованы материалы периодических изданий. При написании работы автор опирался на отечественные правовые нормативные акты: Конституцию Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской федерации, Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» и другие.
Практическую основу настоящего исследования составляет изучение судебной практики Алтайского края, а также практика Верховного Суда Российской Федерации.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что в ней предпринята попытка всестороннего анализа преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ...
Завершая изложение исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Под должностным преступлением понимается виновное общественно опасное и уголовно-противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое должностным лицом, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, посягающее на правоотношения в сфере деятельности органов государственной власти, или органов местного самоуправления и реально нарушившее нормальное функционирование указанных органов, в результате чего был причиняется вред.
Родовым объектом превышения должностных полномочий выступают общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование государственной власти. Видовым объектом превышения должностных полномочий и в целом преступлений гл. 30 УК выступают общественные отношения, связанные с интересами государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Также выделяют основной и дополнительный объект преступления, превышения должностных полномочий:
• основной - отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и муниципальной службы;
• дополнительный - отношения в сфере охраны прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Анализ положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 позволяет сделать вывод, что превышение полномочий может быть совершено одним из следующих способов:
• совершение действий, относящихся к полномочиям другого должностного лица;
• совершение действий при отсутствии особых обстоятельств, установленных законом как правомерные основания для их совершения;
• совершение действий, регламентированных законом, как
коллегиальные, единолично должностным лицом;
• совершение действий, неправомерность которых не допускает их совершения ни при каких обстоятельствах.
Объективные признаки превышения должностных полномочий характеризуются как совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объективная сторона превышения должностных полномочий включает общественно опасные последствия, состоящие в существенном нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц, охраняемых интересов общества и государства. Превышение должностных полномочий оценивается во взаимосвязи с существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. При этом имеет значение действительность нарушения и признание его существенным.
Преступление, предусмотренное статьей 286 УК РФ, предусматривает наличие специального субъекта, то есть лица, на законных основаниях выполняющего управленческие, организационно-распорядительные и иные функции в органах государственной или муниципальной власти, в правоохранительных органах и вооруженных силах.
Форма преступного умысла при совершении лицом превышения должностных полномочий представляет собой достаточно сложный вопрос. С одной стороны, очевидно, что на непосредственный объект преступления, предусмотренного статьей 286 УК РФ, виновный посягает с прямым умыслом, однако преступное посягательство на видовой и родовой объекты данного преступления зачастую совершается с косвенным умыслом. Данное преступление не может быть совершено по неосторожности.
Проблемы квалификации деяния как превышения должностных полномочий в первую очередь связано с наличием в основном составе преступления такого оценочного признака, как существенный вред, который не раскрывается в законодательстве.
Отграничить составы преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ можно по нескольким критериям. Если превышение должностных полномочий возможно только в форме действия, то злоупотребление - также в форме бездействия. Злоупотребление должностными полномочиями совершается со специальным мотивом - корыстной или иной личной заинтересованностью. Состав преступления, предусмотренный статьей 286 УК РФ, следует отличать от состава статьи 286.1 УК РФ - последняя является специальным составом преступления по отношению к статье 285 УК РФ, отграничивать их следует по субъекту и по объективной стороне. Разграничение составов преступлений, предусмотренных статьями 286 и 288 УК РФ, следует по субъекту: если субъектом статьи 286 является должностное лицо, то субъектом статьи 288 - лицо, присвоившее полномочия государственного либо муниципального служащего...
1.1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
1.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
1.3 Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 12.11.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
1.4 Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 104.
1.5 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202.
1.6 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета. - 2004. - № 162.
1.7 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» // Российская газета. - 2011. - № 25.
1.8 Федеральный закон от 03.07.2016 № 227-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» утратил силу с принятием федерального закона от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. - 2016. - № 146.
2. Судебная практика
2.1. Определение Конституционного Суда РФ от 23 марта 2010 г. № 368- О-О // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 16.12.2018.
2.2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г.
№ 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными
полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. - 2009. - № 207.
2.2. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017 год / Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572. - (Дата обращения 12.12.2018).
2.2. Приговор Горно-Алтайского городского суда Алтайского края в отношении Баяндина Н.Н. [Электронный ресурс]. - URL: https://rospravosudie.com/court-gorno-altajskij-gorodskoj-sud-respublika-altaj-s/act- 106731143/. - Загл. с экрана. - (Дата обращения 12.12.2018).
2.3. Дело № 1-80/2010 [Электронный ресурс]. - ГАС «Правосудие». URL: https: //ro spravo sudie. com/court-bij skij -raj onnyj - sud-altaj skij -kraj - s/act-430102118/. - (Дата обращения 12.12.2018).
2.4. Дело № 1-27/2012 [Электронный ресурс]. - ГАС «Правосудие». URL: https://rospravosudie. com/court-kosh-agachskij -raj onnyj-sud-respublika-altaj-s/act- 105921647/. - (Дата обращения 12.12.2018).
2.5. Дело № 1-607/12 [Электронный ресурс]. - ГАС «Правосудие». URL: https://rospravosudie. com/court-rubcovskij -gorodskoj-sud-altaj skij -kraj-s/act- 106971468/. - (Дата обращения 12.12.2018).
2.6. Приговор Новоалтайского городского суда Алтайского края от 09 ноября 2015 года в отношении Боровикова Д.М. [Электронный ресурс] ГАС «Правосудие». URL: https://sudrf.ru- (Дата обращения 12.12.2018).
2.7. Приговор Индустриального районного суда города Барнаула от 15 июля 2016 года в отношении Кузнецова А.В. [Электронный ресурс] ГАС «Правосудие». URL: https://sudrf.ru- (Дата обращения 12.12.2018).
2.8. Приговор Рубцовского районного суда Алтайского края от 30 сентября 2015 года в отношении Кашина Е.А. [Электронный ресурс] ГАС «Правосудие». URL: https://sudrf.ru- (Дата обращения 12.12.2018)...