Глава 1. Теоретико- методологические аспекты изучения эмоциональных и поведенческих проблем первокурсников 6
1.1 Понятие и основные подходы к изучению адаптации 6
1.2 Анализ эмоциональных и поведенческих проблем у
первокурсников 10
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональных и поведенческих проблем первокурсников 15
2.1 Программа и методы эмпирического исследования эмоциональных и поведенческих проблем в контексте адаптации
первокурсников 15
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников 19
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время важнейшим требованием развивающегося общества является формирование личности, всесторонне и гармонично развитой, способной в полной мере проявить себя в обществе, но в то же время умеющей адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей социальной среды. В связи с этим проблема адаптации студентов всегда находилась и находится в центре внимания психолого-педагогической науки. Также в настоящее время, когда человек подвержен разного рода стрессам и волнениям, особое значение приобретает изучение эмоциональных и поведенческих особенностей личности.
Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, диссертаций.
Поступив в высшее учебное заведение, студент-первокурсник сталкивается с совершенно новыми для него способами организации учебного процесса: с одной стороны, высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недостаточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные знания в готовом виде. К тому же студент сталкивается с новыми видами деятельности (освоение профессии, производственная практика), новым коллективом учебной группы. В связи с этим можно четко определить, что у студентов появляются эмоциональные и поведенческие проблемы на фоне адаптации.
Адаптация- процесс приспособления студентов к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации. Причем этот процесс актуально сочетаются эмоциональными и поведенческими проблемами первокурсников, что зачастую проявляется как согласование требований и ожиданий участников образовательного процесса.
Однако практический аспект реализации задачи проблемы адаптации личности первокурсника остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения, относительно меняется молодое студенческое поколение и соответственно должна изменяться технология работы.
Цель исследования: изучение особенностей эмоциональных и поведенческих проблем у студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе.
Объект исследования: эмоциональные и поведенческие особенности первокурсников.
Предмет исследования: особенности адаптации обучающихся в вузе первокурсников.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретико-методологические подходы по изучению эмоциональной и поведенческой адаптации.
2) Выявить особенности процесса адаптации эмоциональных и поведенческих проблем первокурсников.
3) Исследовать уровень адаптации первокурсников в условиях студенческой среды.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, что эмоциональные и поведенческие проблемы первокурсников появляется в период адаптации.
2. Предположительно, что период адаптации студентов в системе ВУЗ протекает со значительными затруднениями, что требует их исследования.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Подход к изучению о психологической ситуации как актуальной системе взаимодействия личности и ее окружения концепция трудной ситуации разрабатывается в соответствии с представлениями К. Левина.
2. Подход к изучению эмоциональной личности Е. П. Ильин.
Методы исследования:
- Анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- Методы сбора данных: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным, 16-ти факторный опросник Тест Кеттелла форма С.
- Методы математико-статистической обработки данных проводилась с использованием в компьютерной программы SPSS 23.00.
Эмпирическая база: Эмпирическое исследование осуществлялось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет». В исследовании принимало участие 51 студентов первого курса в возрасте 17-19 лет.
В теоретической части выпускной квалификационной работы нами проанализированы теоретико- методологические подходы к исследованию основного понятия, рассмотрены различные варианты определения, произведен культурно- исторический и социально- психологический анализ эмоциональных и поведенческих проблем у первокурсников. На основе анализа основных теоретико- методологических подходов к изучению эмоциональных и поведенческих проблем нами был выбран психофизический подход, в целом, и ряд психофизических исследований, в частности, представляются весьма продуктивными в качестве методологической базы для решения поставленной задачи и наиболее раскрывающий особенности изучаемого явления.
Адаптация студентов - сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения, а часто и личности.
Для оптимальной адаптации студентов к обучению в ВУЗе важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень притязаний и самооценки; способность к сознательной саморегуляции поведения. Специфика первого курса не у кого не вызывает сомнений, первый из пяти лет, переходный после школы, связан с формированием нового коллектива. Кроме того, для иногородних студентов накладывается еще факторы общежития и отрыва от родительского контроля. Но самое главное, что именно на первом курсе формируется Студент, закладывается фундамент на последующие годы. Не случайно такие перемены происходят у первокурсников за год, а последующие годы не дают столь больших изменений. Большое значение имеет нацеленность будущего студента на конкретный вуз. Резкий перепад характера учебного процесса в школе и вузе приводит к тому, что многие студенты, привыкшие ранее к постоянному контролю со стороны родителей и педагогов, расслабляются, не могут организовать свое время и уже на первой аттестации становятся кандидатами на отчисление [20, с. 31]
Поэтому уже в первые месяцы учебы в вузе просто обязательны встречи руководителей деканата со всем курсом, зав. кафедр со своими группами, а также активная работа кураторов.
Проведено эмпирическое исследование особенностей эмоциональной и поведенческой сферы с привлечением методов статистической обработки данных.
Полученные данные показали, что у большего количество первокурсников был выявлен удовлетворительный уровень адаптивных способностей. Большинство первокурсников данной группы эмоционально устойчивы, мотивированны только тогда, когда им интересно, не конфликтны, уровень общения с окружающими людьми нормальный. Также выражены признаки чрезмерного выражения черты характера, могут быть срывы, проявление агрессии, которые в обычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации данной группы зависит от внешних условий среды. Первокурсники этой группы требуют индивидуального подхода.
Также выявлены достоверные различия между группами. Группа первокурсников была отнесена к высокому уровню адаптивных способностей. Первокурсники этой группы обладают высокой эмоциональной устойчивостью, положительно относятся к смене обстановки, деятельности, места жительства, адекватно относятся к требованиям, мотивированны к учебной деятельности, легко находят общий язык с окружающими людьми, как правило адаптация у них происходит на легком уровне. Низкими адаптивными способностями. Студенты данной группы эмоционально не устойчивы, пассивны к выполнению своей деятельности, могут быть нервные срывы, также могут проявлять агрессию, не общительны. Также выявлено признаки дезадаптации, требуют наблюдения психолога.
В целом задачи, поставленные в процессе работы выполнены, полученные результаты подтверждают выдвинутые гипотезы.
Результаты данного исследования имеют несомненную практическую значимость, так как, понимая эмоциональные и поведенческие проблемы в адаптации отношение к первокурсникам можно предсказать, какое поведение будут демонстрировать молодые люди, с какими сложностями обучающиеся встретятся в учебной деятельности и найти конструктивные способы решения таких вопросов.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. М.: Инфра-М, 2011. 411 с.
2. Авакумова Л.О. Основы клинической психологии. СПб.: Питер, 2013. 351 с.
3. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2015. 458 с.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Феникс, 2009. 239 с.
6. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. Комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. 164 с.
7. Амбрумова А.Г., Трайнина, Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков// Вопросы психологии. 2014. №3. С. 29-36.
8. Анохин П. К. Эмоции// Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., 1964. С. 339.
9. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Сибирская психология сегодня: сб-к научных трудов. Выпуск 2. 2009. С.82-90.
10. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Психология личности: Сборник статей. М.: ООО «Вопросы психологии»; 2011. 213 с.
11. Барсукова М. И. Эмоциональные нарушения в период возрастных кризисов // Молодой ученый. 2018.№4.С. 74-77.
12. Бабахан Ю.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности / Психологический журнал.
2013. №6. 56 с.
13. Багрецов С. А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом [Текст] СПб.: Лань, 2000. 649 с.
14. Байер Е. Ассертивное поведение в этико-педагогическом дискурсе. Нар. образование. 2017.№ 1. С. 85-89.
15. Байер Е. Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка. Соц. педагогика. 2009.№ 1. С. 123-128.
16. Белкина А. В. Проявления ассертивности: опыт, развитие, перспективы. Соц. работа. 2015. №1. С. 24-25.
17. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Пресс 2013. 455 с.
18. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 2008. 464 с.
19. Братченко С. Л., Миронова М. Л. Личностный рост и его критерии. Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 1999. 46 с.
20. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А.С, Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотипчук. СПб.: Питер, 2009. 480 с.
...