Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с СДВГ
|
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения нейропсихологической коррекции агрессивного поведения и у дошкольников с СДВГ 8
1.1. Агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью 8
1.2 Психокоррекция агрессивного поведения у дошкольников с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 18
Глава 2. Эмпирическое исследование нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у дошкольников с СДВГ 26
2.1. Программа и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
агрессивного поведения у дошкольников с
СДВГ 30
2.3 Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
1.1. Агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью 8
1.2 Психокоррекция агрессивного поведения у дошкольников с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 18
Глава 2. Эмпирическое исследование нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у дошкольников с СДВГ 26
2.1. Программа и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
агрессивного поведения у дошкольников с
СДВГ 30
2.3 Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Проблема исследования дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) является предметом внимания многих ученых, поскольку такое поведение нередко является основанием для беспокойства родителей и поводом для обращения к психологам.
Данная проблема актуальна и в настоящее время, так как число детей, страдающих СДВГ, значительно увеличилось, что подтверждают последние данные эпидемиологических исследований в разных странах, в том числе и в России (по разным данным, его частота варьируется от 4% до 20% среди детей).
Говоря о данном синдроме, то мы видим, что первые крупные негативные последствия появляются, когда ребенок с СДВГ попадает в детский сад - коллектив, в котором необходимо следовать определенным правилам. Чаще всего пик проявления СДВГ попадает на дошкольный возраст, в этот период от ребенка требуют концентрации внимания, быть включенным в мыслительную, игровую, творческую и другие - деятельности долгое время. В том числе, закладываются основы этики и усваиваются нормы социального поведения. Но, к сожалению, такой ребенок с трудном приспосабливается к разного рода нагрузкам (физическим, психическим, умственным), он не может сконцентрироваться даже на восприятие и понимание маленького рассказа, он постоянно чувствует тягость в обучении (ему это не интересно), кроме того ребенок начинает мешать заниматься другим детям. От воспитателей можно часто слышать жалобы (отвлекает других детей, не хочет ничем заниматься, не слушает взрослых и т.д) на такого ребенка, в следствие чего он сильно отстает в развитии от своих сверстников. Можно сказать, что ребенок становится заложником своей болезни, его неконтролируемая двигательная активность вызывает и формирует у окружающих негативное отношение к нему, ребенок часто получает выговор за свое поведение, а сверстники насмехаются над ним. Ощущение, что к нему относятся не так как ко всем (его не любят, постоянно ругают и т.д), служит толчком к формированию комплексов и заниженной самооценке дошкольника с СДВГ. И часто это приводит к еще большим проблемам, ребенок становится вспыльчивым, неуравновешенным, а также агрессивным.
Проявление детской агрессии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью считается одной из наиболее частых форм патологии поведения, с которой приходится иметь дело психологам, родителям, воспитателям.
Агрессивное поведение дошкольника с СДВГ оборачивается серьезными проблемами для всего его окружения, в том числе для коллектива детского сада, от такого ребенка страдают другие дети, он постоянно дерется, толкается, кусается, кидается игрушками и другими предметами - это вызывает много проблем. Родителями гиперактивного дошкольника предъявляют постоянные жалобы по поводу неприемлемого поведения их ребенка. И смысл данной ситуации часто состоит в том, что родители часто не хотят видеть или просто приуменьшают серьезность «проблемы», они считают, что их ребенок просто чрезмерно активен и подвижен. Заблуждаются и педагоги, считая такого ребенка избалованным и не воспитанным.
В первую очередь родителям проблемного ребенка следует обратить внимание и осознать, как можно раньше, что их ребенок не такой как все и он нуждается в помощи. Это станет важным толчком по устранению такого рода конфликта - помощь самому ребенку, как следствие и его окружению. Такому ребенку необходима помощь квалифицированных специалистов. В настоящее время разработано достаточное количество разнообразных программ коррекции агрессии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Исследованием вопросов коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте уделено внимание в работах Д. Б. Эльконина, В. В.
Давыдова, а также в трудах их последователей: Л. И. Айдарова, А. К. Дусовицкого, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянова, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман.
Несмотря на то, что исследование нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с СДВГ нашло достаточно широкое отражение в научной литературе, данная проблема требует своего дальнейшего изучения, что определяет актуальность настоящего исследования.
Цель: выявление и анализ особенностей агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка нейропсихологической программы коррекции агрессивного поведения для дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Объект исследования: синдром дефицита внимания и
гиперактивности дошкольников.
Предмет: особенности агрессивного поведения и
нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Задачи:
- Провести теоретико-методологический анализ категории агрессивное поведение детей дошкольного возраста, в контексте синдрома дефицита внимания и гиперактивности в психологии;
- Изучить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Провести теоретический анализ особенностей дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которые в ситуации неопределенности или фрустрации потребностей могут способствовать запуску у ребенка агрессивных форм поведения.
- Подобрать методики и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Сравнить проявление агрессивного поведения у детей группы с дефицитом внимания и гиперактивностью и детей из группы норма
- Провести нейропсихологическую коррекцию агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотезы исследования:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют высокий уровень агрессивного поведения.
2. Существует отрицательная взаимосвязь показателя внимания и агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Культурно - исторический подход Л. С. Выготский.
2. Нейропсихологический подход Т. В. Ахутиной.
3. Когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер).
Методы исследования:
1. Анализ источников по проблеме исследования.
2. Для качественной и количественной обработки, были описаны методы и методики для сбора и анализа данных: включенное наблюдение, беседа, методика «Несуществующее животное», опросник «Признаки агрессивности», методика «Корректурная проба», методика «Найди отличия», методика «Незаконченные предложения».
3. Математико-статистические методы обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 270», МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаула. В исследовании приняли участие 25 детей, в возрасте 6-7 лет, с имеющимся диагнозом - синдром дефицита внимания и гиперактивности и дошкольники контрольной группы 40 чел.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 88 источников, в работе имеются 7 рисунков и 4 таблицы.
Данная проблема актуальна и в настоящее время, так как число детей, страдающих СДВГ, значительно увеличилось, что подтверждают последние данные эпидемиологических исследований в разных странах, в том числе и в России (по разным данным, его частота варьируется от 4% до 20% среди детей).
Говоря о данном синдроме, то мы видим, что первые крупные негативные последствия появляются, когда ребенок с СДВГ попадает в детский сад - коллектив, в котором необходимо следовать определенным правилам. Чаще всего пик проявления СДВГ попадает на дошкольный возраст, в этот период от ребенка требуют концентрации внимания, быть включенным в мыслительную, игровую, творческую и другие - деятельности долгое время. В том числе, закладываются основы этики и усваиваются нормы социального поведения. Но, к сожалению, такой ребенок с трудном приспосабливается к разного рода нагрузкам (физическим, психическим, умственным), он не может сконцентрироваться даже на восприятие и понимание маленького рассказа, он постоянно чувствует тягость в обучении (ему это не интересно), кроме того ребенок начинает мешать заниматься другим детям. От воспитателей можно часто слышать жалобы (отвлекает других детей, не хочет ничем заниматься, не слушает взрослых и т.д) на такого ребенка, в следствие чего он сильно отстает в развитии от своих сверстников. Можно сказать, что ребенок становится заложником своей болезни, его неконтролируемая двигательная активность вызывает и формирует у окружающих негативное отношение к нему, ребенок часто получает выговор за свое поведение, а сверстники насмехаются над ним. Ощущение, что к нему относятся не так как ко всем (его не любят, постоянно ругают и т.д), служит толчком к формированию комплексов и заниженной самооценке дошкольника с СДВГ. И часто это приводит к еще большим проблемам, ребенок становится вспыльчивым, неуравновешенным, а также агрессивным.
Проявление детской агрессии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью считается одной из наиболее частых форм патологии поведения, с которой приходится иметь дело психологам, родителям, воспитателям.
Агрессивное поведение дошкольника с СДВГ оборачивается серьезными проблемами для всего его окружения, в том числе для коллектива детского сада, от такого ребенка страдают другие дети, он постоянно дерется, толкается, кусается, кидается игрушками и другими предметами - это вызывает много проблем. Родителями гиперактивного дошкольника предъявляют постоянные жалобы по поводу неприемлемого поведения их ребенка. И смысл данной ситуации часто состоит в том, что родители часто не хотят видеть или просто приуменьшают серьезность «проблемы», они считают, что их ребенок просто чрезмерно активен и подвижен. Заблуждаются и педагоги, считая такого ребенка избалованным и не воспитанным.
В первую очередь родителям проблемного ребенка следует обратить внимание и осознать, как можно раньше, что их ребенок не такой как все и он нуждается в помощи. Это станет важным толчком по устранению такого рода конфликта - помощь самому ребенку, как следствие и его окружению. Такому ребенку необходима помощь квалифицированных специалистов. В настоящее время разработано достаточное количество разнообразных программ коррекции агрессии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Исследованием вопросов коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте уделено внимание в работах Д. Б. Эльконина, В. В.
Давыдова, а также в трудах их последователей: Л. И. Айдарова, А. К. Дусовицкого, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянова, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман.
Несмотря на то, что исследование нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с СДВГ нашло достаточно широкое отражение в научной литературе, данная проблема требует своего дальнейшего изучения, что определяет актуальность настоящего исследования.
Цель: выявление и анализ особенностей агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка нейропсихологической программы коррекции агрессивного поведения для дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Объект исследования: синдром дефицита внимания и
гиперактивности дошкольников.
Предмет: особенности агрессивного поведения и
нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Задачи:
- Провести теоретико-методологический анализ категории агрессивное поведение детей дошкольного возраста, в контексте синдрома дефицита внимания и гиперактивности в психологии;
- Изучить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Провести теоретический анализ особенностей дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которые в ситуации неопределенности или фрустрации потребностей могут способствовать запуску у ребенка агрессивных форм поведения.
- Подобрать методики и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Сравнить проявление агрессивного поведения у детей группы с дефицитом внимания и гиперактивностью и детей из группы норма
- Провести нейропсихологическую коррекцию агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотезы исследования:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют высокий уровень агрессивного поведения.
2. Существует отрицательная взаимосвязь показателя внимания и агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Культурно - исторический подход Л. С. Выготский.
2. Нейропсихологический подход Т. В. Ахутиной.
3. Когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер).
Методы исследования:
1. Анализ источников по проблеме исследования.
2. Для качественной и количественной обработки, были описаны методы и методики для сбора и анализа данных: включенное наблюдение, беседа, методика «Несуществующее животное», опросник «Признаки агрессивности», методика «Корректурная проба», методика «Найди отличия», методика «Незаконченные предложения».
3. Математико-статистические методы обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 270», МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаула. В исследовании приняли участие 25 детей, в возрасте 6-7 лет, с имеющимся диагнозом - синдром дефицита внимания и гиперактивности и дошкольники контрольной группы 40 чел.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 88 источников, в работе имеются 7 рисунков и 4 таблицы.
Целью данной выпускной квалификационной работы стало изучение нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с СДВГ, широко представлено понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, рассмотрены диагностические критерия синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте, описаны особенности и проявления агрессивного поведения у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, представлены возможные психокоррекционные методы в работе с детьми с СДВГ.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольников контрольной группы с помощью включенного наблюдения за деятельностью дошкольников и методов психологической диагностики. В результате чего между дошкольниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольниками группы норма были выявлены количественные и качественные отличия в проявлении агрессивного поведения.
В качестве практического применения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с помощью развития внимания по программе «Школа внимания» Т. В. Ахутиной.
По итогам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью имеют достоверно более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма. Обычно агрессивное поведение проявляется в следствии импульсивности и низкой способности саморегуляции своей деятельности.
2. Обнаружена отрицательная взаимосвязь между показателем внимания и показателем агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Вероятность повышения уровня агрессивного поведения, вызвана низким показателем внимания.
3. Использование нейропсихологической коррекции по методике «Школа внимания» Т. В. Ахутиной является результативным методом для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Таким образом, поставленные задачи были решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с СДВГ, широко представлено понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, рассмотрены диагностические критерия синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте, описаны особенности и проявления агрессивного поведения у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, представлены возможные психокоррекционные методы в работе с детьми с СДВГ.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольников контрольной группы с помощью включенного наблюдения за деятельностью дошкольников и методов психологической диагностики. В результате чего между дошкольниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольниками группы норма были выявлены количественные и качественные отличия в проявлении агрессивного поведения.
В качестве практического применения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с помощью развития внимания по программе «Школа внимания» Т. В. Ахутиной.
По итогам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью имеют достоверно более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма. Обычно агрессивное поведение проявляется в следствии импульсивности и низкой способности саморегуляции своей деятельности.
2. Обнаружена отрицательная взаимосвязь между показателем внимания и показателем агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Вероятность повышения уровня агрессивного поведения, вызвана низким показателем внимания.
3. Использование нейропсихологической коррекции по методике «Школа внимания» Т. В. Ахутиной является результативным методом для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Таким образом, поставленные задачи были решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного
возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
методом сенсорной интеграции в процессе психолого -
педагогического сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция влияния семейных взаимоотношений с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности старшего дошкольного возраста посредством группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности внимания детей младшего школьного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018





