Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения нейропсихологической коррекции агрессивного поведения и у дошкольников с СДВГ 8
1.1. Агрессивное поведение дошкольников с синдромом дефицита
внимания и гиперактивностью 8
1.2 Психокоррекция агрессивного поведения у дошкольников с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 18
Глава 2. Эмпирическое исследование нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у дошкольников с СДВГ 26
2.1. Программа и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
агрессивного поведения у дошкольников с
СДВГ 30
2.3 Нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 38
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Проблема исследования дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) является предметом внимания многих ученых, поскольку такое поведение нередко является основанием для беспокойства родителей и поводом для обращения к психологам.
Данная проблема актуальна и в настоящее время, так как число детей, страдающих СДВГ, значительно увеличилось, что подтверждают последние данные эпидемиологических исследований в разных странах, в том числе и в России (по разным данным, его частота варьируется от 4% до 20% среди детей).
Говоря о данном синдроме, то мы видим, что первые крупные негативные последствия появляются, когда ребенок с СДВГ попадает в детский сад - коллектив, в котором необходимо следовать определенным правилам. Чаще всего пик проявления СДВГ попадает на дошкольный возраст, в этот период от ребенка требуют концентрации внимания, быть включенным в мыслительную, игровую, творческую и другие - деятельности долгое время. В том числе, закладываются основы этики и усваиваются нормы социального поведения. Но, к сожалению, такой ребенок с трудном приспосабливается к разного рода нагрузкам (физическим, психическим, умственным), он не может сконцентрироваться даже на восприятие и понимание маленького рассказа, он постоянно чувствует тягость в обучении (ему это не интересно), кроме того ребенок начинает мешать заниматься другим детям. От воспитателей можно часто слышать жалобы (отвлекает других детей, не хочет ничем заниматься, не слушает взрослых и т.д) на такого ребенка, в следствие чего он сильно отстает в развитии от своих сверстников. Можно сказать, что ребенок становится заложником своей болезни, его неконтролируемая двигательная активность вызывает и формирует у окружающих негативное отношение к нему, ребенок часто получает выговор за свое поведение, а сверстники насмехаются над ним. Ощущение, что к нему относятся не так как ко всем (его не любят, постоянно ругают и т.д), служит толчком к формированию комплексов и заниженной самооценке дошкольника с СДВГ. И часто это приводит к еще большим проблемам, ребенок становится вспыльчивым, неуравновешенным, а также агрессивным.
Проявление детской агрессии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью считается одной из наиболее частых форм патологии поведения, с которой приходится иметь дело психологам, родителям, воспитателям.
Агрессивное поведение дошкольника с СДВГ оборачивается серьезными проблемами для всего его окружения, в том числе для коллектива детского сада, от такого ребенка страдают другие дети, он постоянно дерется, толкается, кусается, кидается игрушками и другими предметами - это вызывает много проблем. Родителями гиперактивного дошкольника предъявляют постоянные жалобы по поводу неприемлемого поведения их ребенка. И смысл данной ситуации часто состоит в том, что родители часто не хотят видеть или просто приуменьшают серьезность «проблемы», они считают, что их ребенок просто чрезмерно активен и подвижен. Заблуждаются и педагоги, считая такого ребенка избалованным и не воспитанным.
В первую очередь родителям проблемного ребенка следует обратить внимание и осознать, как можно раньше, что их ребенок не такой как все и он нуждается в помощи. Это станет важным толчком по устранению такого рода конфликта - помощь самому ребенку, как следствие и его окружению. Такому ребенку необходима помощь квалифицированных специалистов. В настоящее время разработано достаточное количество разнообразных программ коррекции агрессии у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Исследованием вопросов коррекции агрессивного поведения в дошкольном возрасте уделено внимание в работах Д. Б. Эльконина, В. В.
Давыдова, а также в трудах их последователей: Л. И. Айдарова, А. К. Дусовицкого, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянова, В. В. Рубцова, Г. А. Цукерман.
Несмотря на то, что исследование нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с СДВГ нашло достаточно широкое отражение в научной литературе, данная проблема требует своего дальнейшего изучения, что определяет актуальность настоящего исследования.
Цель: выявление и анализ особенностей агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка нейропсихологической программы коррекции агрессивного поведения для дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Объект исследования: синдром дефицита внимания и
гиперактивности дошкольников.
Предмет: особенности агрессивного поведения и
нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Задачи:
- Провести теоретико-методологический анализ категории агрессивное поведение детей дошкольного возраста, в контексте синдрома дефицита внимания и гиперактивности в психологии;
- Изучить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Провести теоретический анализ особенностей дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, которые в ситуации неопределенности или фрустрации потребностей могут способствовать запуску у ребенка агрессивных форм поведения.
- Подобрать методики и провести эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
- Сравнить проявление агрессивного поведения у детей группы с дефицитом внимания и гиперактивностью и детей из группы норма
- Провести нейропсихологическую коррекцию агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Гипотезы исследования:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности имеют высокий уровень агрессивного поведения.
2. Существует отрицательная взаимосвязь показателя внимания и агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
3. Применение нейропсихологической коррекции внимания эффективно для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Культурно - исторический подход Л. С. Выготский.
2. Нейропсихологический подход Т. В. Ахутиной.
3. Когнитивные теории агрессии (Л. Берковиц, Д. Зильманн, К. Лазарус, М. Фестингер).
Методы исследования:
1. Анализ источников по проблеме исследования.
2. Для качественной и количественной обработки, были описаны методы и методики для сбора и анализа данных: включенное наблюдение, беседа, методика «Несуществующее животное», опросник «Признаки агрессивности», методика «Корректурная проба», методика «Найди отличия», методика «Незаконченные предложения».
3. Математико-статистические методы обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 270», МАДОУ «Детский сад №268» г. Барнаула. В исследовании приняли участие 25 детей, в возрасте 6-7 лет, с имеющимся диагнозом - синдром дефицита внимания и гиперактивности и дошкольники контрольной группы 40 чел.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 88 источников, в работе имеются 7 рисунков и 4 таблицы.
Целью данной выпускной квалификационной работы стало изучение нейропсихологической коррекции агрессивного поведения у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Проведен теоретико-методологический анализ проблемы агрессивного поведения дошкольников с СДВГ, широко представлено понятие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, рассмотрены диагностические критерия синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте, описаны особенности и проявления агрессивного поведения у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, представлены возможные психокоррекционные методы в работе с детьми с СДВГ.
Проведено эмпирическое исследование агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольников контрольной группы с помощью включенного наблюдения за деятельностью дошкольников и методов психологической диагностики. В результате чего между дошкольниками с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и дошкольниками группы норма были выявлены количественные и качественные отличия в проявлении агрессивного поведения.
В качестве практического применения результатов исследования проведена нейропсихологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью с помощью развития внимания по программе «Школа внимания» Т. В. Ахутиной.
По итогам проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью имеют достоверно более высокий уровень агрессивного поведения, чем дошкольники группы норма. Обычно агрессивное поведение проявляется в следствии импульсивности и низкой способности саморегуляции своей деятельности.
2. Обнаружена отрицательная взаимосвязь между показателем внимания и показателем агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Вероятность повышения уровня агрессивного поведения, вызвана низким показателем внимания.
3. Использование нейропсихологической коррекции по методике «Школа внимания» Т. В. Ахутиной является результативным методом для снижения агрессивного поведения дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Таким образом, поставленные задачи были решены, выдвигаемые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
1. Авилкина А. С. Эффективность методов арт-терапии в коррекции
агрессивного поведения дошкольников. В кн.: педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы
образовательного процесса в гетерогенных организациях: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Рязань, 06-08 октября 2016. С. 327-330.
2. Адаскина А. А. Стратегии адаптации детей с СДВГ к учебному процессу // Современная зарубежная психология. 2016. № 3. С. 35—40.
3. Аксенова Ю. Ю. Детерминирующие факторы происхождения агрессивного поведения у мальчиков пяти лет с общим недоразвитием речи // Вестн. образования и науки. 2012. № 4 (6). С. 58—66.
4. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патологичные привычные действия у детей и подростков. М : Изд-во Института психиатрии, 1999. 210 с.
5. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М : Академия, 2003. 45 с.
6. Бадалян Л. О. Детская неврология. М : Медицина, 1984. 576 с.
7. Барашнев Ю. И. К генезу минимальных мозговых дисфункций у детей // Росс. вест. перинат. и педиатр.1995. № 6. С. 8.
8. Бардиер Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников. Рига : ПЦ «Эксперимент», 1998. 196 с.
9. Белоусова Е. Д., Никанорова Е. Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 3. С. 42.
10. Берон Р., Ричардсон К. «Агрессия». Мастера психологии. М : Владос, 1999. 351 с.
11. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости // Школьный психолог. 2005. № 30. С. 39-45.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб : Питер. 2008. 400 с.
13. Болотина Л. Р., Баранов, С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. М : Академический Проект: Культура, 2005. 240 с.
14. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М : Медпрактика, 2002. 128 с.
15. Брязгунов И. П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М : Психотерапия, 2008. 208 с.
16. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Опыт психологического консультирования детей дошкольного возраста // Вестник Московского университета, психология. 1986. № 3.
17. Валявко С. М., Аксенова Ю. Ю. Некоторые аспекты генезиса агрессии мальчиков пяти лет с общим недоразвитием речи // Науковий часопис нацюнального педагоычного ушверситету 1меш М.П. Драгоманова. 2012. № 22. С. 318—323.
18. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. М : Когито-Центр, 2017. 187 с.
19. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М : Педагогика, 1983. 328 с.
20. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
...